Презентация "Психологические особенности среднего дошкольного возраста"
материал (средняя группа) на тему

Ермохина Юлия Александровна

Психологические особенности детей 4  лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologichekie_osobennosti_vozrasta_4-5_let.pptx321.91 КБ
Файл rekomendatsii.docx17.95 КБ
Файл test_2_figury.docx68.24 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Педагог –психолог: Ермохина Юлия Александровна

Слайд 2

Возраст от четырех до пяти лет – это средний дошкольный период. Он является очень важным этапом в жизни ребенка. Физическое развитие : В среднем дошкольном возрасте физические возможности ребенка значительно возрастают : улучшается координация, движения становятся все более уверенными. При этом сохраняется постоянная необходимость движения. Активно развивается моторика , в целом средний дошкольник становится более ловким и быстрым по сравнению с младшими. Ребенок развивается, становится более вынослив физически. Это стимулирует развитие выносливости психологической . Снижается утомляемость, фон настроения выравнивается, меньше перепадов в настроении.

Слайд 3

Общение со сверстниками : На 5 году жизни активно проявляется стремление детей к общению со сверстниками. Дети общаются по поводу игрушек, совместных игр. В этом возрасте сверстник становится более значим и интересен. Наблюдается повышенная потребность в признании и уважении со стороны ровестников . Начинают складываться предпочтения по половому признаку : девочки играют с девочками, мальчики с мальчиками. Появляются первые друзья, с которыми ребенок общается охотнее всего. В группе детей начинают возникать конкуренция и первые лидеры.

Слайд 4

Общение со взрослыми: Ребенок расценивает родителей как неисчерпаемый и авторитетный источник новых сведений , поэтому задает им множество разнообразных вопросов «Почему?» , «Зачем?» , «Для чего?» Этот возраст часто называют ВОЗРАСТОМ ПОЧЕМУЧЕК. Какие вопросы могут задавать дети : - Почему светит солнце? - Где заканчивается Земля? -Почему дует ветер? - Почему надо ходить в детский сад?

Слайд 5

Серьезную ошибку допускает взрослый ( родитель , воспитатель, если отмахивается от вопросов ребенка, игнорирует их, или отвечает с раздражением, торопливо, без охоты. Ребенок может замкнуться. Задача взрослого поддержать ребенка на данном этапе . Даже если вы затрудняетесь с ответом на вопрос, можно вместе с ребенком обратиться к энциклопедии. Не стоит стыдиться того, что вы чего – то не знаете. Наоборот, вы покажете ребенку, что человек не может все знать, но главное – это желание и стремление познавать окружающий мир. Таким своим поведением, а именно готовностью на равных обсуждать проблемы, искать ответы на вопросы : 1. Вы направите познавательную активность ребенка в правильное русло 2. Укрепите доверие ребенка к вам, уважение Большое количество вопросов связано с развивающимся мышлением и развитием речи. в этот период дошкольники испытывают особенную потребность в поощрении и обижаются на замечания и на то, если их старания остаются незамеченными. В средне группе дети охотно сотрудничают с воспитателем в играх, трудовых поручениях, но наряду с этим активно стремятся к познавательному, интеллектуальному общению со взрослыми.

Слайд 6

Развитие речи : В течение среднего дошкольного периода происходит активное развитие речевых способностей . Значительно улучшается звукопроизношение, активно растет словарный запас, достигая примерно 2 тысяч слов и больше. Речевые возрастные особенности детей 4–5 лет позволяют более четко выражать свои мысли и полноценно общаться с ровесниками. Ребенок уже способен охарактеризовать тот или иной объект, описать свои эмоции, пересказать небольшой художественный текст, ответить на вопросы взрослого. На данном этапе развития дети овладевают грамматическим строем языка : понимают и правильно используют предлоги, учатся строить сложные предложения и так далее. Развивается связная речь. Именно в этом возрасте ребенку необходимо много читать. Он легко запоминает прочитанное. Просит также пересказать прочитанное. В этом возрасте дети любят загадки.

Слайд 7

Эмоциональная сфера : Чувства малыша становятся более глубокими. Если раньше он испытывал от общения со сверстниками чувство радости , то теперь в общении с окружающими возникает симпатия или привязанность. В средней группе у детей формируются такие нравственные эмоции как чуткость, доброта, чувство дружбы . В 4 – 5 летнем возрасте ребенок на замечания взрослого реагирует остро : вспышками гнева, слезами. Это связано с формированием потребности в уважении со стороны взрослых. Взрослый должен делать замечания ребенку, но оценивая конкретную работу, поступок. Не стоит говорить ребенку «Ты плохой» , оценивая поступок «Твой поступок был неправильным, некрасивым» .

Слайд 8

Психические процессы: Продолжает развиваться внимание. Теперь ребенок может заниматься интересной для него деятельностью 15 – 20 минут. Развивается мышление – ребенок высказывает свое мнение, делает умозаключения. Продолжает развиваться восприятие. Поэтому следует использовать задания на классификацию предметов по форме, величине, цвету. Развивается память. Дети с легкостью запоминают стихи, сказки.

Слайд 9

Психология личности ребенка: Происходит дальнейшее утверждение своего собственного «Я» . Ребенок хочет доказать, что у него есть свое собственное мнение, отличающееся от мнения взрослого. Упрямство и капризы – это способы выражения своего мнения. Позитивно они утвердить свою личность пока не могут, а идут от противного «Вы так, а я наоборот!» Скоро это период пройдет. Родителям Необходимо набраться терпения,не забывать самого главного – родители - главный пример для ребенка. Т. е. малыш к 4 годам значительно повзрослел. Главное, на этом этапе помочь ему правильно сформировать отношение к окружающему миру, развивать его способности и общаться с ребенком на равных.

Слайд 10

Семь методов сотрудничества с ребенком по Джону Грею родителям: В книге Джона Грэя «Дети с небес» автор перечисляет семь правил установления сотрудничества родителей со своими детьми. Вот они: Лучше просить, а не приказывать или требовать. Стоит использовать следующие фразы: «Принеси (сделай, скажи…), пожалуйста…»; «Будь добр, …» и т.д. Не задавайте вопросов, в которых уже звучит рекомендация к плохому поведению: «Почему ты бьешь Петю?», «Зачем ты разбросал по квартире игрушки?» и т.д.

Слайд 11

Выражая свои просьбы к ребенку, говорите конкретно, употребляя позитивные слова. Например: «Дети, пожалуйста, ведите себя потише» вместо «Вы слишком шумите»; «Умей подождать с ответом» вместо «Ты опять меня перебил». Чтобы кроха не сопротивлялся вашим разумным доводам, старайтесь не напоминать и не повторять ему истины, которые он уже хорошо знает. Например, вместо объяснения важности чистки зубов ненавязчиво предложите малышу: «Не почистишь ли ты зубы?».

Слайд 12

Пусть ваши объяснения не станут лекциями: дети их плохо воспринимают и теряют желание сотрудничать со взрослыми. Гораздо лучше, если вы будете побуждать свое чадо задавать вам вопросы, прежде чем что-то сделать. Не делитесь с детьми своими негативными переживаниями, потому что они начинают чувствовать свою ответственность за ваше настроение, которую еще не могут понести в полной мере. Избегайте фраз типа: «Мне не нравится…» или «Ты очень огорчил меня…». Самое лучшее слово для сотрудничества в этом возрасте – это слово «давай». Оно укрепляет естественные связи между родителями и их детьми.

Слайд 13

САМЫЙ ГЛАВНЫЙ СОВЕТ ОТ ПСИХОЛОГА МБДОУ №9: Любите, цените и понимайте своего ребенка. Ведь вы уже были детьми, а они взрослыми – еще нет. То есть у них нет вашего опыта. Позвольте им приобрести его по мере взросления, а не с ваших слов, да еще в 4 или 5 лет. Для ребенка это непосильная ноша.



Предварительный просмотр:

Рекомендации родителям по развитию познавательных процессов

Развитие восприятия не происходит само собой. Здесь велика роль взрослого, который специально организует деятельность детей по восприятию тех или иных объектов, учит выявлять существенные признаки, свойства предметов и явлений.

Учите ребенка:

  • Различать не только цвета, но и их оттенки.
  • Различать форму предметов и геометрические фигуры.
  • Делить геометрические фигуры на 1,2,3, 4 равные части.
  • Сравнивать предметы по величине (длине, ширине, высоте).
  • Выражать словами, какой предмет больше (меньше), длиннее (короче), выше (ниже), шире (уже).
  • Сравнивать до 10 предметов, различных по величине.
  • Измерять длину предметов с помощью условной мерки (нитки).
  • Анализировать предмет, выделять в нем мелкие детали.
  • Различать и называть части суток, их последовательность.
  • Понимать значение слов вчера, сегодня, завтра. Знать дни недели, месяцы года.
  • Различать основные признаки разных времен года.
  • Различать предметы на ощупь.
  • Внимательно и последовательно рассматривать предмет и явление.
  • Ориентироваться в пространстве по картине: слева, справа, вверху, внизу, перед, за, между, рядом.

Рекомендации родителям по развитию процессов внимания

Все свойства внимания значительно развиваются в результате упражнений:

  • выкладывания узора из мозаики;
  • выкладывания фигуры из палочек по образцу;
  • исключения лишнего;
  • нахождения различий в двух похожих картинках;
  • нахождения двух одинаковых предметов среди множества предметов;
  • срисовывания по клеточкам;
  • нахождения одной буквы в газетном тексте (при повторе упражнения количество отмеченных букв за единицу времени увеличивается).

Развитие памяти

Как помочь ребенку развить память?

  • Проконтролируйте, чтобы тот материал, который запоминает ребенок, был ему понятен.
  • Время для изучения материала лучше поделить на разумные временные отрезки, так как малыми порциями материал запоминается не только быстрее, но и надолго.
  • Попросите ребенка выученный материал повторить на второй день.
  • При заучивании предлагайте ребенку проговаривать вслух.
  • Заинтересуйте ребенка той информацией, которую он изучает, так как высокая мотивация обучения оказывает очень большое положительное влияние на память.
  • При появлении у ребенка явных признаков утомления сделайте перерыв.

Развитие мышления

Что делать родителям?

  • Развивать умственные способности через овладение действиями замещения в разных видах деятельности (самый простой вариант: предметы – заместители, когда дети используют один предмет для разных целей: карандаш как градусник, вилка, заколка и т.п.)
  • Учить составлять группу из отдельных предметов (карандаш, скрепки, ручка – канцелярские принадлежности).
  • Учить классифицировать и обобщать предметы по характерным признакам или назначению.
  • Учить понимать смысл литературного произведения; воспроизводить в правильной последовательности содержание текста с помощью вопросов.
  • Учить сравнивать предметы (чем похожи и отличаются яблоко и груша).
  • Учить соотносить схематические изображения с реальными предметами.
  • Побуждать делать самостоятельные выводы.
  • Учить отвечать на вопросы, делать умозаключения.
  • Способствовать познанию свойств различных материалов, их функционального потенциала, созданию образов, моделей различных предметов посредством изобразительной деятельности (лепки, аппликации, рисования и т.д.)
  • Учить устанавливать причинно-следственные связи.
  • Способствовать переходу к решению задач в уме.

Рекомендации по развитию мелкой моторики рук:

Работа по развитию мелкой моторики должна идти комплексно и должна включать в себя упражнения как на развитие мускулатуры руки, так и упражнения на предметную деятельность.

Работа по развитию мелкой моторики может идти в следующих направлениях:

1. Массаж рук.

2. Пальчиковые игры.

Дети изображают из пальцев предметы, птиц, животных. Все фигуры с небольшим стихотворным сопровождением.

- Игры (дидактические, театрализованные, "театр в руке", сюжетно-ролевые) позволяют повысить общий тонус, развивают внимание, память, снижают психоэмоциональное напряжение, развивают воображение.

- Сюжетно-тематические занятия по аппликации, конструированию, рисованию, и лепке способствуют развитию познавательных и творческих способностей, развитию навыков и умений детей, координации движений пальцев рук, способствуют развитию речи.

- Чтение художественной литературы, потешек расширяет горизонты познания, стимулирует речевое и интеллектуальное развитие, расширяет словарный запас.

- Использование графических упражнений учит ориентироваться на ограниченной плоскости, развивают мыслительную деятельность, внимание, память ребенка, приучают руку к сознательным, точным, целенаправленным движениям.

3. Предметная деятельность – вязание крючком, вышивание, работа с ножницами, создание аппликаций, конструирование, создание украшений (бус, сережек, браслетов), создание поделок из соленого теста и последующее их раскрашивание.

С наилучшими пожеланиями, педагог – психолог Ермохина Ю.А.



Предварительный просмотр:

Тест для родителей «Две фигуры»

http://www.psixologicheskoezerkalo.ru/wp-content/uploads/2016/08/%D1%82%D0%B5%D1%81%D1%82.jpg

Игровой тест для родителей, который проводится  на родительских собраниях для установления первого контакта с  родителями, изучения из взаимоотношений с ребенком.

Тест рисуночный, поэтому не вызывает у родителей недоверия, заставляет из задуматься о системе воспитания в семье.

Цель: экспресс диагностика взаимоотношений родителя с ребенком, установление контакта с родителями.

Материалы: бланк (скачать: тест круг и квадрат) или просто А5 или А6 лист бумаги, цветные карандаши.

Инструкция:  Нарисуйте 2 геометрические фигуры: себя в виде квадрата, ребенка в виде круга. Подумайте, как лучше расположить 2 фигуры на листе.

Интерпретация: 

—        Если квадрат выше круга – мама доминирует

—        Если фигуры расположены далеко друг от друга – то у вас сложности в понимании ребенка, нет контакта с нимк тесту 2 фигуры

—        Если фигуры соединяются – то вы противоборствуете с ребенком

—        Если фигуры расположены рядом, то вы с ребенком живете в согласии, мире

—        Если фигура внутри, то захват, сильный контроль за ребенком.

—        Если фигуры у вас одного цвета, то вы похожи с ребенком, у вас много общего.

—        Если фигуры крупные, то вы уверены в себе и в ребенке

Правильно ли вы выстраиваете взаимоотношения с ребенком или стоит задуматься?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: « Особенности конструирования предметов из ЛЕГО детьми среднего дошкольного возраста».

Средний возраст детей – это возраст игры. Малыш, играя, не только познает мир, но и выражает к нему свое отношение. Необходимость постоянного внимания к игре детей со стороны взрослых обусловлена тем,...

Морфологические нормы и их особенности усвоения Детьми среднего дошкольного возраста (4-5 лет)

Дидактическая игра - широко распространенный метод формирования  морфологической  стороны речи.  Дидактические  игры проводятся с игрушками, предметами, картинками и на верба...

Особенности развития детей среднего дошкольного возраста

В консультации имеется информация об особенностях развития детей среднего дошкольного возраста (4 - 5 лет), которые необходимы учитывать создавая условия для проявления познавательной активности, сове...

Психологические особенности среднего дошкольного возраста

Возрастные и психологические особенности 4-5-летних детей....

Возрастные особенности среднего дошкольного возраста

Возрастные особенности среднего дошкольного возраста...

"Психологические особенности среднего дошкольного возраста" (памятка для воспитателей и родителей)

Возраст от четырех до пяти лет — период относительного затишья.Кризис 3 лет остался позади, дети стали более эмоционально устойчивыми. Снижается утомляемость, фон настроения выравнивается, стано...