арт - терапевтическая программа коррекции эмоциональных состояний
план-конспект занятия на тему

Степанова Ирина Юрьевна

профилактика эмоционального выгорания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogam.docx21.31 КБ

Предварительный просмотр:

Арт-терапевтическая программа коррекции эмоциональных состояний

Цель: коррекция эмоциональной сферы подростков.

Задачи: 1) гармонизация внутреннего мира подростков; 2) снижение

уровня тревожности; 3) повышение уверенности в себе; 4) формирование общего позитивного настроя.

Занятие 1 «Мое имя»

Цель: формирование положительного отношения к своему имени

  1. Упражнение «Качество на первую букву имени». Участникам по очереди предлагается называть свое имя и качество на первую букву имени, которое присуще говорящему.
  2. Рисунок «Мое имя». Участники рисуют красками на листе бумаги свое имя так, как они его образно представляют.
  3. Рефлексия.

Занятие 2 «Личный герб»

Цель: представление окружающим своих мировоззренческих позиций.

  1. Упражнение «Имя - движение». Участники встают в круг. Каждый из них по очереди называет свое имя и показывает какое-либо характерное для него движение, остальные хором повторяют это движение и имя.
  2. Рисунок «Личный герб». Ребятам предлагается создать свой личный герб, который может быть любой формы и должен состоять из четырех частей:

мои главные достижения в жизни; что для меня важно в жизни; мои мечты; мой девиз.

  1. Презентация участниками своих гербов.
  2. Рефлексия.

Занятие 3 «Рисунок пальцами»

Цель: развитие тактильной чувствительности

  1. Упражнение «Посылка». Участники по кругу передают посылку: 1 рукопожатие, 1 поглаживание по голове и 1 объятие.
  2. Рисунок гуашью с помощью пальцев на любую свободную тему.
  3. Рефлексия.

Занятие 4. «Самое - самое...»

Цель: актуализация и открытие окружающим значимых для себя явлений

  1. Упражнение «Проснись и пой». Ребятам предлагается по очереди произнести фразу «Проснись и пой» так, чтобы был непохоже на остальных, в своем индивидуальном стиле. Вывод: одно и то же для каждого представляется по-разному.
  2. Упражнение «Самое - самое...».

А) Детям предлагается согнуть лист бумаги формата АЗ пополам. На первой странице нужно нарисовать дверь в свою душу. Затем ребята «открывают» дверь и на внутренней стороне листа рисуют «самое - самое...». У каждого свое: самое любимое, самое страшное, самое родное, самое главное, самое интересное и т.п.

Б) По желанию ребята «открывают» свою дверь остальным.

  1. Рефлексия.

Занятие 5 «Рисование по кругу»

Цель: реконструкция негативных переживаний в позитивном направлении

Упражнение «Контакт». Все участники встают в круг на расстоянии вытянутой руки друг от друга. Каждому из них выдается по одному карандашу Задача участников - установить круговой контакт следующим образом: они должны вместе с соседом держать кончиком пальца карандаш так, чтобы он соединял их пальцы и не падал. Должен получиться круг, в котором все соединены друг с другом с помощью карандашей. Таким образом, нужно удержать контакт некоторое время. Затем можно усложнить задание и попросить участников всех вместе одновременно присесть и встать».

 А) Участников просят закрыть глаза и вспомнить что-либо, вызывающее у них негативное переживание. Затем, не открывая глаз, они должны изобразить это «что-то» на листе бумаги. После этого разрешается открыть глаза. Участники изучают свой рисунок.

Б) Каждый участник передает свой рисунок соседу слева, и тот дорисовывает к нему какие-либо детали по своему желанию таким образом, чтобы рисунок приобрел позитивную направленность. По хлопку ведущего рисунок передается по кругу следующему участнику, и так до тех пор, пока рисунок не вернется к своему хозяину. Затем участники внимательно изучают полученные рисунки. Для создания фона можно включить мелодичную музыку.

  1. Рефлексия.

Занятие 6 «Карта моей души»

Цель: формирование обобщенного представления о своем внутреннем мире.

  1. Упражнение «Это здорово!». Участники встают в круг и по очереди 1азывают то, что любят больше всего. После каждого высказывания все ос- альные делают шаг вперед, показывают знак «Во!» и говорят хором: «...И это •дорово!»
  2. Рисунок «Карта моей души». Участники изображают символическую арту своего внутреннего мира на листе бумаги с помощью любых изобрази- ельных материалов. Для фона включается мелодичная музыка.
  1. Рефлексия.

Занятие 7 «Рисование в парах»

Цель: развитие способности к взаимопониманию

  1. Упражнение «Необычное приветствие». Участникам предлагается шриветствовать друг друга, потеревшись с каждым из ребят носами.
  2. Рисование в парах. Участники разбиваются на пары. Если кто-то оста- гся один, то он становится в пару с ведущим. Задача каждой пары - молча, никаким образом не общаясь друг с другом, нарисовать красками на листе бумаги

общий рисунок.

  1. Рефлексия.
  2. Домашнее задание: принести на следующее занятие небольшое любимое стихотворение или отрывок из него.

Занятие 8 «Рисование на руке»

Цель: развитие чувства доверия окружающим

1. Чтение каждым из участников принесенного любимого стихотворения вслух.

  1. Рисование на руке. Участники разбиваются на пары. Если кто-то остается один, то он становится в пару с ведущим. Затем по очереди в паре ребята рисуют на руке партнера то, что, как им кажется, символизирует его личность. Это может быть как абстрактный рисунок, так и вполне конкретный.
  2. Рефлексия.

Занятие 9 «Коллективный рисунок»

Цель: повышение степени эмоциональной открытости участников, подведение итогов

  1. Упражнение «Импульс». Все участники становятся в круг, берутся за руки и закрывают глаза. Затем ведущий резко сжимает и разжимает руку соседа слева. Тот, получив этот «импульс», передает его дальше по кругу таким же образом «импульс» должен вернуться к ведущему через правую руку.
  2. Коллективный рисунок. Необходимо заранее склеить несколько листов ватмана вместе в один большой лист. Все участники одновременно с разных сторон рисуют на нем любые рисунки, которые им хочется нарисовать в данный момент. Каждый участник может свободно перемещаться вокруг Ba- мана и рисовать в любом понравившемся месте на листе, а также дополнять г рисованное другими участниками. В результате должен получиться один 6oj шой общий коллективный рисунок, который можно повесить в кабинете.
  3. Рефлексия.
  4. Обобщение всех занятий. Подведение итогов программы.

Литература

  1. Алиева М. А. Я сам строю свою жизнь : программа психологическ

содействия успешной социальной адаптации подросков / М. А. АлиеноГО Гришанович, Л. В. Лобанова, Н. Г. Травникова, Е. Г. Трошихина ; под р- $. Трошихиной. - СПб.: Речь, 2006. - 216 с.        £. Г-

  1. Вачков И. В. Психология тренинговой работы : содержательны низационные и методические аспекты ведения тренинговой группы / И. Артаков. - М.: Эксмо, 2007. - 416 с.
  2. Лебедева Л. Д. Практика арт-терапии : подходы, диагностика, сш занятий / Л. Д. Лебедева. - СПб.: Речь, 2005. - 256 с.
  3. Рудакова О. Использование арт-терапевтических техник в работе с подростками / О. Рудакова И Школьный психолог. Приложение к газете «Первое сентября». - 2006. - № 9. - С. 14-15.
  4. Сергеева Н. Ю. Арт-педагогика : радость самовыражения : учебнометодическое пособие / Н. Ю. Сергеева. - Чебоксары : Чувашгоспедуниверси- тет им. И. Я. Яковлева, 2003. - 100 с.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы по коррекции эмоционального состояния детей дошкольного возраста

Презентация опыта работы по организации работы психолога по коррекции эмоционального состояния детей дошкольного возраста...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИМАГОТЕРАПИИ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С РОДИТЕЛЯМИ ДОО ПО КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ДЕТЕЙ

Семья – первый социальный институт, который дает ребенку чувство психологической защищенности, поддержку, безусловной любви. В этом и заключается незаменимое значение семьи для ребенка. Семья - ...

Учебно-методический материал «Музыкотерапия – метод коррекции эмоциональных состояний, укрепления здоровья и стимуляции интеллектуального развития ребенка».

Данный методический материал дает объяснение, что же такое музыка, как музыка влияет на людей. Описываются методы музыкотерапии и практическое их применение....

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА "Пескотерапия как метод коррекции эмоционального состояния детей"

Назначение:Программа предназначена для работы с учащимися 1-4-ых классов образовательного учреждения. Группа формируется на основе добровольного согласия участников, каждая группа состоит из...