Выступление на педсовете по теме «Речевые игры в процессе обучения детей»
учебно-методический материал на тему

Мухаметшина Наиля Нурисламовна

Всем известно, что правильная речь – одно из важнейших условий успешного развития личности. Чем более развита у ребенка речь, тем шире его возможности познания окружающего мира, полноценнее взаимодействие со сверстниками и взрослыми, совершеннее его умственное и психофизическое развитие, так как речь занимает центральное место в процессе психического развития ребенка и внутренне связана с развитием мышления и сознания в целом. Поэтому очень важно заботиться о своевременном формировании речи детей, ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov_igry.docx15.02 КБ

Предварительный просмотр:


Выступление на педсовете по теме «Речевые игры в процессе обучения детей»

Всем известно, что правильная речь – одно из важнейших условий успешного развития личности. Чем более развита у ребенка речь, тем шире его возможности познания окружающего мира, полноценнее взаимодействие со сверстниками и взрослыми, совершеннее его умственное и психофизическое развитие, так как речь занимает центральное место в процессе психического развития ребенка и внутренне связана с развитием мышления и сознания в целом. Поэтому очень важно заботиться о своевременном формировании речи детей, ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения.

Учитывая тесную связь процессов развития лексики и словообразования, в работе с детьми обязательно использую задания на словообразование, целью которых является уточнение структуры значения слова, овладение значением морфем, системой грамматических значений, закрепление связей между словами.

Детям предлагаются следующие игры и задания: «Классификация предметов по картинкам»«Найди лишний предмет»«Назови лишнее слово», «Объясни, чем отличаются предметы (с использованием картинок)», «Назови одним словом серию картинок», «Послушай слова и назови только те из них, которые обозначают домашних животных (овощи, мебель, инструменты и т. п.)», «Догадайся, каким будет четвертое слово (смысловые ряды)», «Где и для чего можно применять предмет, который я назову?»«Назови части»«Отгадай предмет по названию его частей»«Скажи наоборот», «Придумай слова-«приятели» к данным словам», «Кто как голос подает (передвигается, ест?», «Скажи какой (какое, какая, какие, как?», «Отгадай загадку»«Придумай загадку» и другие. Описание данных игр можно найти в методикеР. И. Лалаевой и Н. В. Серебряковой «Формирование правильной разговорной речи у дошкольников».

Ведущим механизмом формирования грамматического строя речи является овладение ребенком закономерностями языка, языковыми обобщен.

Грамматические операции процесса порождения речи являются чрезвычайно сложными и предполагают достаточно высокий уровень развития аналитико-синтетической деятельности.

Нарушения грамматического строя речи обусловлены недоразвитием морфологических и синтаксических обобщений, несформированностью тех языковых операций, в процессе которых происходит грамматическое конструирование, выбор определенных языковых единиц и элементов из закрепленной в сознании ребенка системы речи.

Словообразование представляет собой, с одной стороны, особый путь развития словаря, одно из основных средств пополнения словарного состава языка, а с другой — оно является составной частью морфологической системы языка, так как словообразование происходит путем соединения, комбинирования морфем.

На закрепление словообразования существительных, глаголов, прилагательных провожу различные игровые упражнения«Назови ласково»«Что для чего?»«Кто у кого?»«Два брата ИК и ИЩ»«Добавь похожее слово»«Назови профессию»«Назови действие»«Чем отличаются слова?»«Чьи хвосты?»«Правильно назови листья»«Что из чего сделано?», «Подбери слова- «родственники»», «Придумай одно слово вместо двух» и другие.

Формирование словоизменения у дошкольников осуществляется с учетом закономерностей нормального онтогенеза взаимодействия в развитии лексики, морфологической и синтаксической системы языка. В процессе коррекционно-логопедической работы рекомендуется постепенное усложнение форм речи, заданий и речевого материала.

Так, на начальном этапе работы проводится нормирование словоизменения в диалогической речи (на уровне словосочетания, предложения, в дальнейшем — закрепление словоизменения в связной речи.

Для закрепления словоизменения существительных, глаголов и прилагательных с детьми проводятся следующие игры и игровые упражнения«Что в магазине?»(дифференциация существительных ед. и мн. числа, «Уберем урожай»«Кто подберет больше слов?»«Что без чего?»«Кому что дадим?»«Угадай, кому нужны эти предметы?»«Кто чем управляет?»«Два и пять»«Кто чем работает?»«Что с чем?»«Кто где живет?»«Где мы были, что мы видели?»«Сделай, не ошибись» (закрепление употребления предлогов и предлогов-наречий, «Исправь ошибки» (закрепление предложно-падежных конструкций, «Составь рассказ по графической схеме»«Мой, моё, моя, мои»«Чьи предметы?»«Найди по цвету»«Придумай умные вопросы» и другие.

Эффективность коррекционной работы по обогащению импрессивной и экспрессивной лексики, формированию грамматических категорий, диалогической, монологической речи, а также навыков связной речи зависит от преемственности в работе логопеда, воспитателя, родителей. Разнообразные по содержанию и по форме речевые игры и упражнения значительно повышают эффективность коррекционного воздействия и облегчают формирование речевого общения у детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педсовете на тему: «РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ В ЖИЗНИ РЕБЁНКА»

Логическое мышление - это мышление при помощи рассуждений. Рассуждать - значит связывать между собой разные знания для того, чтобы в итоге получить ответ на стоящий перед нами вопрос.В развитие л...

Выступление на педсовете на тему " Активный отдых и самостоятельная деятельность детей"

Представлены из опыта работы формы  организации активного отдыха детей...

Выступление на педсовете по теме «Классификация игр, необходимых для развития детей старшего дошкольного возраста».

Игра для ребенка – основной вид деятельности, в результате которой он познает мир. В игре ребенок действует, выражая свое отношение к жизни.               ...

Выступление на педсовете на тему: «Коммуникативные игры»

laquo;Есть три ошибки в общении людей: первая – это желание говорить, прежде, чем нужно; вторая – застенчивость, не говорить, когда это нужно; третья – говорить, не наблюдая за ваши...

Выступление на педсовет на тему: Методы работы педагога по обучению детей составлению загадок

В докладе раскрываются методы работы с детьми дошкольного возраста по составлению загадок...

Выступление на педсовете: "Особенности организации проектной деятельности в процессе ознакомления детей с профессиями взрослых"

Короткие видео в стихах в исполнении дететй о профессиях.Наш    Каждый человек мечтает обрести в жизни любимое дело, доставляющее радость ему самому и приносящее пользу людям. Поэтому очень ...