Методическая разработка «Трудовое воспитание в первой младшей группе»
методическая разработка (младшая группа) на тему

антонова оксана николаевна

Методическая разработка «Трудовое воспитание в первой младшей группе»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka.doc102 КБ

Предварительный просмотр:

         

Методическая разработка

«Трудовое воспитание в первой младшей группе»

 

         

Квартал

        Основное содержание работы

Хозяйственно-бытовой труд

I квартал

(сентябрь, октябрь, ноябрь)

Труд в уголке  природы:

 

Самообслуживание:

II квартал (декабрь, январь, февраль).

Хозяйственно-бытовой труд.

Труд в уголке природы.

Труд в природе:

Самообслуживание:

III квартал

 ( Март, апрель, май)

Хозяйственно-бытовой труд.

Работа в уголке природы.

Труд в природе.

Самообслуживание.

1. Учить детей приемам ухода за игрушками, последовательности и содержанию работ по уборке кукольного уголка.

Игра: «Поручение»

Цель: учить детей убирать свои игрушки по местам. Выполнять инструкцию воспитателя.

Ход игры: В группу приезжает грузовик и привозит игрушки . (выгружает )

Воспитатель: «Наши игрушки вернулись домой. Давайте с вами их уберем на свои места. А какие они у нас не опрятные приведите их в порядок (причесывают, обувают туфельки, застегивают пуговицы на платье и. т.д.). Саша возьми маленькую куклу и посади ее на маленький стульчик».

Игра продолжается пока не разложат все игрушки по местам. «Молодцы, ребята, все игрушки убрали по местам, навели порядок в нашей группе. Полюбуйтесь, как стало просторно, светло, уютно и красиво.

Игра: «Как игрушки убежали от Милаши»

Цель: воспитывать у детей правильное отношение к хозяйственно-бытовому труду, интерес к нему, обеспечивает овладение необходимыми действиями.

Ход  игры: Содержание игры заключается в том, что девочка любила играть в игрушки, но ленилась их убирать. Однажды все ее игрушки убежали.  Ей стало скучно, и она заплакала: Почему я игрушки не берегла, не убирала на место?» Вот если они ко мне вернулись, я стала  бы их всегда убирать . Игрушки услышали эти слова и вернулись обратно к Милаше. Она обрадовалась кукле, кубикам, мячу, машине, и все разложила на полочку аккуратно.

2.Учить детей раздавать дидактические пособия для занятий по инструкции взрослого.

3. Учить детей замечать непорядок в одежде, в обстановке группы, на знакомой территории. Учить детей подметать осенние листья с дорожки, убирать мусор с веранды.

4. Учить узнавать и называть некоторые трудовые действия помощника воспитателя (приносит еду, моет посуду и т.д.) Воспитывать интерес, уважение к труду взрослых;

(Рассматривание картинок; Чтение художественной литературы)

Выполнение посильных поручений: «Поставь хлебницу, поставь салфетницу»….

Можно организовать Сюжетно-ролевые игры: «Дом», «Семья».

1.Учить детей заботится о природе, осознавать важность своего труда.

2.Познакомить детей с комнатными растениями, которые имеют ярко выраженные характерные признаки (толстый ствол, крупные и широкие листья: (бегония, различные фикусы, бальзамин, колеус, хлорофитум и т.д.).Учить детей рассказывать о растениях, отмечая характерные признаки цветков, их цвет, запах.

НОД: «Комнатные растения».

Цель: учить детей вести наблюдение за объектом живой природы; формировать навыки ухода за растениями.

Ход занятия: Воспитатель: «Ребята, я сегодня нашла в коридоре в самом углу цветок в горшочке и принесла его к нам в группу

-Вы знаете, как он называется? (Хлорофитум)

-А у нас есть такой цветок  в группе?(Да) (на стол выставляются оба цветка). Дети сравнивают их отмечают, что чахлому цветку нужна помощь, т.к.  у него вялые листочки, земля сухая).

- Прежде  чем помочь нашему новому другу давайте вспомним –цветок-это растение?(Да).

- А вы знаете, что все растения растут из семечка?(Да).

-Давайте сейчас используем карточки, посмотрим, что происходит с семечком, когда его сажают в землю.

-А зачем растениям корни? (чтобы пить воду).

-Мы с вами все повторили, а теперь пришло время помочь нашему другу. Что мы  будем делать? (поливать и говорить ласковые слова).

-А еще можно рассказать стихотворение

        Люблю я маме помогать.

        Люблю цветочки поливать

        Цветочкам надо воду пить

        Ведь без водички им не жить

        Прожить не могут без водички

        Ни звери, ни жучки, ни птички.

-Давайте найдем самое светлое место в группе и поставим туда наш цветочек. Будем каждый день за ним ухаживать, любить и посмотрим, что с ним происходит.

3.Учить протирать крупные листья комнатных растений (использовать для протирания специальную тряпочку).

Воспитывать навык поливания цветов (водой комнатной температуры, из лейки, без брызг и подтеков воды).

(Наборы для ухода за комнатными растениями (лейки, палочки для рыхления, тряпочки, фартучки, ведерки).

Воспитывать у детей трудолюбие, ответственность за порученное дело.

НОД: «Мытье комнатных растений».

Цель: закрепить название растений и знания детей о них. Учить умение протирать листья влажной тряпкой. Поддерживать интерес к растениям  и ухаживать за ними. Побуждать детей к использованию слов: фикус , ухаживать, поливать , протирать листья.

Игра: «Цветочный магазин»

Цель: Учить детей узнавать растение по описанию. Выделять характерные признаки растений.

Ход игры: Воспитатель назначает кого-либо из детей продавцом. А остальные покупатели. На столе раскладываются карточки с изображением известных детям растений. Раскладывать нужно так, чтобы видели все дети. Чтобы купить растение, нужно, не называя, описать его, а продавцу узнать растение по описанию. Когда покупатель дает неполное  описание растений, продавец может задать дополнительный вопросы. Выигрывает тот. Кто больше продал или купил растений (карточки).Если игра проводится в первый раз , то  роль покупателя или продавца сначала берет на себя воспитатель.

4. Формировать положительные отношения к растениям, цветам;

Развивать навыки бережного отношения – не рвать не топтать.

Игра-поручения:      «Собери семена в коробочку»

                 «Помоги отнести сухие листочки Дидактическая игра: Покажи такой же цветок».

5.Учить детей отчитываться о выполненных заданиях и способах их выполнения.

1.Учить детей мыть руки с мылом, насухо вытирать.

2.Учить детей пользоваться расческой, приводить себя в порядок.

Формируя у малышей  навыки самообслуживания, следует широко использовать игровые приемы. Они вызывают у детей положительные эмоции, способствуют более легкому запоминанию и закреплению нужных действий.

Например, продолжая учить детей умываться, воспитатель может использовать такой игровой прием.

Воспитатель надевает на руку игрушку и от его лица обращается к малышам: «Научи-ка ты Ксюша, Хрюшу мыть щечки, нос, лоб. Помнишь , что надо сначала  делать? Правильно, завернуть рукава, а теперь намочить руки и лицо. Ну-ка бери мыло….                 

                    Буль- буль- буль журчит водица.

         Все ребята любят мыться.

Льется чистая водица

    Мы умеем сами мыться.

Активизировать словарь существительными: мыло, пена, вода, полотенце; глаголами настоящего времени; намыливаю лью, смываю, вытираю.

        Бобик ты такой лохматый!

               Не причешешь шерстку лапой.

                                     На, возьми расческу

                                     И поправь прическу.

2. Приучать детей чистить зубы.

Игра: « Мы будем учиться чистить зубы»

Ход игры: Воспитатель зовет в ванную комнату несколько малышей и предлагает им почистить зубки ( сажает на стульчик рядом игрушечного бобренка, держащего в лапке зубную щетку).

С использованием  алгоритма последовательности с чего надо начинать чистить зубы и читая стишок:

Зубы чистые всегда

                                        У веселого бобра

              Потому  что наш бобренок

      Чист их еще с пеленок.

3. Развивать трудовую деятельность детей, обучая порядку одевания и раздевания;

Прямое обучение одеванию, раздеванию с использованием алгоритма последовательности, сопровождаемое объяснением воспитателя.

 Обучать умению надевать штанишки, застегивать пуговицы.

 Использовать дидактические пособия для обучения застегивания пуговиц.

Прямое обучение застегиванию пуговиц, сопровождаемое объяснением на дидактическом пособии. (Куклы- мальчик и девочка)  (Наборы кукольной одежды для мальчика и девочки.

Активизировать словарь за счет существительных, обозначающих предметы одежды( мальчика и девочки). «платье, рубашка, шорты, юбка и.т.д», глаголов настоящего времени: «застегиваю, расстегиваю, снимаю, кладу, надеваю» и  т.д.

При одевании на прогулку помогут рифмованные строчки:

В небе солнышко гуляет,

           С ясным днем нас поздравляет

                                   Собирайся детвора,-

Нам давно гулять пора!

Будем быстро одеваться,

На прогулку собираться.

4. Поддерживать стремление детей есть самостоятельно и аккуратно;

Учить держать ложку в правой руке, тщательно пережевывать пищу;

По напоминанию взрослого пользоваться салфеткой и говорить спасибо.

Учить детей узнавать и называть некоторые блюда: каша, суп, салат, пюре, котлеты, сок и т.д.

Игра: « Накорми куклу»

Ход игры: Необходимо для игры приготовить (стол, стул, посуда), картинки с изображением посуды (чайной, столовой, кухонной).

В гости к ребятам пришла кукла, она голодная. Под чутким руководством воспитателя дети кормят куклу, каждое свое действие сопровождают показом и словом.

Ах как много разных дел

Вот компотик закипел

А теперь для куклы нашей

 Мы наварим сладкой каши.

Упражнение «Каша».

Это каша для Катюши-(сложить руки перед собой ковшиком.)

Пар над кашей поднялся- (потянуться руками вверх)

Где же каша?(пожимать плечами)

Нету! Вся!(покачать головой потом помахать руками).

5. Формировать умение застегивать « молнию на кофточке», развивать силу ведущей руки, приучать аккуратно складывать одежду.

 Прямое обучение умению застегивать « молнию» (на дидактическом пособии).

         Раз, 2,3, 4. 5- собираемся гулять

                                  Кукла в уголке лежит,

                                  На нас с мамой не глядит

Кофточка на ней  раздета,

                                Застегнем скорей ее,

И скорей гулять пойдем…..

1. Продолжать воспитывать интерес к трудовой деятельности взрослых. Активизировать в речи существительные: медсестра, врач, бинт, градусник, лекарство, глаголы:лечить, перевязывать, ставить, мазать…

а. Наблюдение за работой медсестры: (обработка зеленкой, йодом; перевязка бинтом….)

б. Целевое посещение кабинета врача, медсестры, повара…..

в. На закрепление играем в сюжетно-ролевую игру «Больница». (Роль врача или медсестры –воспитатель).

Игра занятие: «Кукла заболела»

Ой, скорее помогите!

         Горлышко мне полечите

Маму я не слушала

    Мороженное кушала,

Дидактическая игра : «Кому что нужно для работы» (использовать д\пособие).

 

2. Научить малышей быть  аккуратными, думать, искать и находить выход из различных ситуаций.

   

Игра: Коробочки.

Ход игры: Следует как можно чаще ставить малышей в такие ситуации, в которых требуется сделать выбор:

Где у нас лежат коробочки? Софья иди ,выбери маленькую коробочку, чтобы в нее положить маленькие листочки. А Ксюша принесет большую коробку? Какие листочки мы в нее положим?

3. Продолжать приучать детей поддерживать порядок в игровой комнате;

По показу воспитателя складывать одежду в определенной последовательности, ставить обувь (после прогулки)

Использование карты алгоритма последовательности раздевания с прогулки.

Использовать чтение: « Маша- растеряша.» Л. Воронкова.

Где же, где мои чулки?

 Обыщу все уголки.

 Их на стуле нет,

 И под стулом нет,

 На кровати нет,

 Под кроватью – нет...

Ищет Маша чулки, никак не найдет.

А кошка на стуле мурлычет-приговаривает:

-         Ищешь, ищешь – не найдешь,

 А разыщешь – так пойдешь.

 Надо вещи убирать –

 Не придется их искать.

  1. Закрепить знания детей о растениях; их названиях и приема ухода за ними. Упражнять детей в умении описывать растения и сравнивать их между собой.

НОД: «Рассматривание примулы и фикуса»

Подготовка к НОД. На столе у воспитателя примула и фикус, лейка с водой, влажная тряпочка.

Ход : Дети рассматривают растения, по просьбе воспитателя описывают характерные особенности их внешнего вида, сравнивают растения между собой. Затем, воспитатель уточняет, какие приемы используются для ухода за растениями , привлекает детей к их показу( поливка, протирание листьев фикуса). В конце  проводят дидактические игры, в ходе которых знания о растениях закрепляются.

  1. Продолжать обучать умению протирать крупные листья комнатных растений; Учить видеть результат своего труда.

Воспитывать ответственность за порученное дело; привычку к трудовому усилию.

Дидактическая игра: «Какой это цветок?» (бегония, бальзамин) ( Использовать для игры открытки с изображением комнатных растений.

Примерное поручение по уходу за комнатными растениями: Ты вытер пыль на листочках, посмотри какие они стали чистые, блестящие. Ты Молодец!»

  1. Формировать представление о значимости собственных усилий для достижения общего результата действий.

Поручение: убрать снег, из которого воспитатель слепит снеговика с корзинкой, в которую дети будут кидать снежки.

Игра: « Я самый ловкий»

  1. Продолжать развивать трудовую деятельность детей, обучая порядку одевания и раздевания.

Дидактическая игра: «Учимся одеваться»

Ход игры:  Процесс обучения одеванию и раздеванию малышей наиболее сложный. Поэтому особенно важен дифференцированный, индивидуальный подход к каждому ребенку.

Например: Воспитатель сопровождает каждое свое действие словами: «Как Саша хорошо сделала! Она сняла шапку  и положила ее в шкафчик на верхнюю полку. И Ксюша и Софья тоже не забудут положить свои шапки в шкафчики на верхнюю полку», напоминает воспитатель, видя, что дети не торопятся убирать свои вещи. Необходимо вовремя поощрение детей со стороны взрослого, это стимулирует их активность , вызывает радость, удовлетворенность от собственных усилий.

Использовать худ слово:

Саша у нас зайчик

 Зайчик-побегайчик!!!

 Зайчик Саша скок-поскок,

Подберет штаны, носок.

Свои вещи не теряй

И на место убирай.

 Все вы мои заиньки,

Все мои любимые!

Зайчики меня не огорчают,

 Вещи быстро собирают».

Активизировать  существительные,  обозначающие предметы одежды; глаголы прошедшего времени «застегиваю», застегнул, расстегиваю- расстегнул», одеваю- одел.

2.Продолжать приучать детей мыть руки с мылом. После прихода с улицы, после посещения туалета, перед едой, по мере загрязнения.  

-Закреплять умение мыть руки в правильной последовательности (Используя карту алгоритма последовательности мытья рук).

-Приучать самостоятельно закатывать рукава перед мытьем.

При мытье рук использовать в речи потешки , стихотворения, это помогут поднять хорошее настроение у детей.

Ой, лады, лады, лаДы,

Не боимся мы воды,

Чисто умываемся,

Друг-другу улыбаемся.

Если б

Не было бы мыла?

Если б

Не было бы мыла,

Таня грязной бы

Ходила!

И на ней бы,

Как на грядке,

Рыли землю

Поросятки

Чистая водичка

 Моет Саши личико,

Софушки ладошки,

Пальчики
Антошке.

Я сегодня мылом

 Захотела поиграть

Я сегодня мыло

 Буду доставать.

Вот из этой миски, а затем из той.

Будет очень весело нам играть с тобой

Мыло с нами не играет

Мыло на пол убегает!!!!!

Водичка, водичка,

 Умой моё личико,

 Чтобы глазоньки блестели,

 Чтобы щёчки краснели,

 Чтоб смеялся роток,

 Чтоб кусался зубок.

    * * *

Зайка начал умываться

 Видно в гости он собрался

 Вымыл ротик

 Вымыл носик

 Вымыл ухо

 Вот и сухо

    * * *

Ой-ой-ой-ой,

Ой, кто голенький такой?

Кто купаться пошел?

Кто водичку нашел?

* * *

Ах, водичка хороша!

Хороша водичка!

Искупаем малыша,

Чтоб сияло личико!

    * * *

 Кран, откройся!

Нос, умойся!

Глаз, купайся!

  1. Продолжать учить детей пользоваться носовым платком, салфеткой, полотенцем.

Методика обучения: Самым действенным приемом выработки у детей той или иной привычки является напоминание: «Саша, вытри, пожалуйста, нос!». Так же можно обыграть ситуацию, например рассказать о слонике, у которого такой большой нос, что следить за его чистотой очень трудно, поэтому он и говорит таким гнусавым голосом.

Воспитатель: Давайте поможем слонику(Дети вытирают нос игрушке). А у вас носики маленькие  вы можете сами вытереть. 

  1. Формировать умение самостоятельно пользоваться расческой, и замечать не порядок в своем внешнем виде.

Игра: «Волшебное зеркало»

Воспитатель заметив, что Ксюша не причесанная и обращается к ней: «Ксюш, а у нас есть волшебное зеркало. Оно все видит и все помогает. Если сама не замечаешь непорядок на своей голове-попроси зеркало. Оно доброе. Поможет тебе причесаться! Пойдем заглянем в него! Ой, какая ты лохматая! Давай скорей неси свою расческу.

Воспитатель причесывает и приговаривает:

Как у солнышка лучики горят!

Так у Ксюши волосики блестят!!!

Вот какая у нас теперь Ксюша красивая, как солнышко!.

Хозяйственно-бытовой труд. 1. Воспитывать желание оказывать помощь воспитателю в подготовке к проведению занятий: няни накрывать на стол к обеду, Убирать со стола после окончании пищи.

Формировать у детей бережное отношение к вещам, умение замечать беспорядок и по собственной инициативе устранять его.

Воспитывать трудолюбие, настойчивость в достижении цели; доброжелательное отношение к окружающим.

 В этом возрасте происходит интенсивное формирование

Игровой деятельности, поэтому труд детей может быть взаимосвязан с игрой и проводится в ее контексте.

Игра: «Напоим куклу чаем».

Выполнение поручений типа: «Расставь стульчики; разложи карандаши, Собери бумагу под столом.

2. Продолжать приучать детей поддерживать порядок в игровой комнате; По показу воспитателя складывать одежду в определенной последовательности.

3. Продолжать воспитывать интерес к трудовой деятельности взрослых.  (Особенно в этом возрасте приобщают к наблюдению за трудом взрослых. Обращают внимание на мотивы, результат  деятельности. На конкретные действия, основные инструменты, материалы, применяемые при выполнении той или иной работы).

Например: Пол был мокрый, скользкий, можно было упасть. Няня протерла его тряпкой-стало чисто, сухо. Было на участке много листьев, Они мешали ходить. Дворник метлой подмел участок-стало чисто, красиво, просторно.

Детей подводят к тому, что взрослым необходимо помогать: не сорить, подбирать бумажки, подметать дорожки. И.т.д.

Всегда за выполненную работу ребенка нужно хвалить.

Работа в уголке природы:

  1. Продолжать учить детей оказывать посильную помощь при ухаживании за комнатными растениями( поливать из лейки, протереть  листья, взрыхлить землю и.т.д.

(Наблюдение за трудом воспитателя в уголке природы, выполнение посильных поручений).

  1. Привлекать детей к посадке луковиц9взрыхлить землю. Поливать посаженный лук).

Воспитывать аккуратность; Ответственность за порученное дело; желание доводить начатое дело до конца.

Игра-занятие: «Мы посадим лук, лук…»

Ход занятия: Вначале воспитатель проводит беседу, раскрывая вопросы: «Из чего можно вырастить растения?(Из семян, луковиц-деток). Посмотрите у меня на столе лежат луковицы деточки.  Какое сейчас время года? Что делаем весной? (сажаем)

Сейчас мы с вами посадим лук, будем за ним ухаживать. Посмотрите как нужно сажать лук (объясняю  и показываю). После этого землю надо полить. Затем дети приступают к работе. Воспитатель следит за правильностью и аккуратностью ее выполнения.  По окончанию воспитатель спрашивает чему вы сегодня научились? Теперь поставим лук в теплое место и будем следить пока он не начнет расти и будем ухаживать.

  1. Привлекать детей к посильному труду во время уборки участка; высадке рассады цветов.

Воспитывать трудолюбие, ответственность за порученное дело; доставлять детям удовольствие и радость от результата их труда.

Самообслуживание:

1.Продолжать учить детей шнуровать обувь.

Закреплять умение застегивать застежки, липучки, «молнии».

Закреплять навыки самообслуживания при умывании; одевании и раздевании при приеме пищи.

2. Приучать детей следить за своим внешним видом:

Радоваться чистой красивой одежде. Испытывать чувство брезгливости от загрязненной одежды, от грязных рук, непричесанных волос;

Учить детей обращаться к взрослому с просьбой помочь устранить эти недостатки.

Рассматривание иллюстраций с изображением красиво одетых детей.

Игра занятие: «Мыльные перчатки».

Игра: «Приведи куклу в порядок».

Чтение потешки: «Наша Маша маленька, на ней шубка аленька. Опушка бобровая-Маша чернобровая».

3 Продолжать учить детей самостоятельно есть ( умение пользоваться ложкой, пить из чашки, захватывая ее всеми пальцами). По напоминанию  взрослого пользоваться салфеткой, говорить «спасибо», убирать свой стульчик, выходя из стола. , полоскать рот.

Активизировать в активной речи детей существительные: ложка, каша, соль, сахар; понимать и использовать глаголы прошедшего времени: помешал, насыпал, налил, положил, покормил.  

Сюжетная игра: «Покормим куклу кашей».

Список литературы:

1. Л.В. Кузнецова. Нравственно-трудовое воспитание в д/саду. М.,2007г.

2. С.. Теплюк. Прогулки для детей .М.,2001г

3 .Куцанова, Комарова. Трудовое воспитание в д/саду .М.,1983

4. С.В. Петерина.Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста.М.,1986

5. Р.С. Буре. Учите детей трудиться. М..1983

        

6.Р.С. Буре. Воспитание дошкольника в труде. М.,1983

7. Л.В.Артемьева. Окружающий мир. М.,1992

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по Трудовому воспитанию в первой младшей группе

Методическая разработка  содержит теоретические и методологические основы планирования и прогнозирования образовательного процесса. Мною представленная работа  представлет докуме...

Конспект НОД по трудовому воспитанию в первой младшей группе

непосредственно  образовательной деятельности   по трудовому воспитанию  в 1 младшей группе...

предпосылки к трудовому воспитанию в первой младшей группе

Перечисление задач педагога в формировании предпосылок к трудовому воспитанию в первой младшей группе детского сада....

Методическая разработка по «Трудовому воспитанию» в первой младшей группе

Учить детей приемам ухода за игрушками, последовательности и содержанию работ по уборке кукольного уголка....

Методическая разработка «Трудовое воспитание в первой младшей группе»

Методическая разработка«Трудовое воспитание в первой младшей группе»...

Консультация для родителей первой младшей группы Тема: «Трудовое воспитание в первой младшей группе детского сада»

В первой младшей группе закладываются основы трудового воспитания. Детей учат сначала с помощью взрослого, а затем под его контролем надевать, снимать и складывать на место одежду, обувь; замечать нео...

Методическая разработка «Трудовое воспитание в первой младшей группе»

Методическая разработка«Трудовое воспитание в первой младшей группе»...