Семейный клуб как форма взаимодействия с семьями воспитанников
материал на тему

Шишкова Ирина Петровна

материал предназначен для педагогов ДОО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semeynyy_klub.docx24.05 КБ

Предварительный просмотр:

Семейный клуб как эффективная форма развития социального партнерства педагогов и родителей воспитанников

Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии личности, период начальной социализации ребенка, приобщения его к миру культурных и общечеловеческих ценностей. Задача дошкольного учреждения состоит в том, чтобы создать каждому ребенку условия для полной реализации его возможностей, сохранения и укрепления его физического и психического здоровья.  

Родные люди, окружающие ребенка, особенно значимы для него в силу его биологической и психологической зависимости от них. Именно родители с первых дней жизни малыша создают ту уникальную совместную атмосферу, в которой он живет и развивается. Поведение детей  поведение родителей взаимозависимы; психологически комфортное окружение способствует гармоничному развитию личности, порождает в ребенке чувство защищенности и безопасности.

Именно в семье ребенок получает то жизненное направление, которое определяет его судьбу. Поэтому очень важно, чтобы это направление было верным, чтобы векторы усилий педагогов и родителей совпадали.  В противном случае, ребенок, попадая то в одни условия, то в другие, будет вынужден вести «двойную жизнь» т будет подчиняться разным правилам. Поэтому основой взаимоотношений педагогов и родителей должно стать сохранение единой линией в воспитании и обучении детей, это позволит ребенку чувствовать уверенность и защищенность. Взаимодействие позволит своевременно выявлять, осознавать и решать проблемы развития ребенка, обеспечит глубинные связи между воспитывающими взрослыми и ребенком.

Создание единой, педагогически целесообразной, комфортной среды является необходимым условием полноценного физического, психического и социального здоровья дошкольников.

Психологически комфортная среда, с нашей точки зрения, должна отвечать следующим условиям:

- наличие семейных ценностей и традиций;

- интересная совместная деятельность всех членов семьи;

- внимание и уважение к интересам, потребностям  и желаниям каждого члена семьи;

- толерантность;

- взаимопомощь и забота друг о друге;

- удовлетворение жизненно необходимых физиологических потребностей;

-  возможность личностного роста.

Многолетний опыт нашей педагогической деятельности показал, что такие формы работы как традиционные родительские собрания, консультации, информационные стенды недостаточно эффективны. Для того, чтобы заинтересовать родителей, вовлечь их в воспитательно-образовательный процесс, повысить их педагогическую компетентность нужны другие активные формы сотрудничества. Родителям зачастую не хватает практических знаний и умений в общении с собственными детьми, они недооценивают значение положительного эмоционального самочувствия в развитии ребенка. Но наряду с этим, у современных родителей есть желание всему этому научиться.

Все выше сказанное приводит к необходимости поиска новых походов и форм сотрудничества педагогов и психолога с семьями воспитанников.

Одной из действенных форм сотрудничества педагогов дошкольного учреждения и семьи является Семейный клуб.

В группе «Знайки» (МБДОУ №264, г. Красноярска) семейный клуб «Дошколенок» функционирует в течение двух лет. Семейный клуб создан с целью оптимизации детско-родительских отношений через оказание родителям разнообразной профессиональной помощи.

Основным направлением работы Семейного клуба в текущем учебном году стало создание единой психологически комфортной среды в семье и образовательном учреждении.

Семейный клуб позволяет педагогам, психологу, специалистам ДОУ успешно решать следующие задачи:

  1. создание атмосферы общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблему друг друга;
  2.  установление партнерских отношений с семьей каждого ребенка;
  3.  внедрение активных форм взаимодействия;
  4.  активизация и обогащение воспитательных умений родителей, повышение психолого-педагогической культуры воспитывающих взрослых;

Было выделено несколько этапов развития социального партнерства:

I этап – Организационный

II этап - Практический

III этап – Рефлексивный

На первом этапе был проведен психолого-педагогический мониторинг каждой семьи, собрана информация о семье посредством наблюдения, бесед, анкетирования, посещения семей.

На основе полученных данных воспитатели и педагог-психолог оформили «Паспорт Семьи», который содержит следующие данные:

• Социальный статус семьи (служащие, рабочие и пр.)

• Состав семьи

• формы семейных взаимоотношений (диагностика стиля семейных отношений – авторитарный, демократический, либеральный и попустительский методом анкетирования, интервью.) Тест родительского отношения (А.Я.Варга, В.В.Столин) / Психологические тесты. Ред. А.А.Карелин – М., 2001, Т.2., С.144-152.

• материнское положение

• отношение к образовательному учреждению и прочее.

Изучив педагогические установки, мы определили дифференцированные группы родителей, различающихся по запросам, отношению к воспитанию ребенка в ДОУ и семье.

Типичные группы родителей:

I Родители, принимающие активное участие в воспитании ребенка в ДОУ и семье;

II Родители, интересующиеся жизнью ребенка в ДОУ, но не принимающие в ней участия;

III «Равнодушные» к работе детского сада, не проявляющие интереса к жизни ребенка в детском коллективе.

Помимо этого, мы выявили группу родителей, чрезмерно опекающих своего ребенка, постоянно проявляющих тревогу за ребенка, требующих от воспитателя пристального внимания и особого отношения к своему ребенку. На основе полученных данных, был составлен план работы Семейного Клуба, определены актуальные темы и формы взаимодействия.

 II  Практический этап.

 Встречи в Семейном Клубе организуются 1-2 раза в месяц. Они проходят в теплой, дружеской атмосфере, способствующей раскрепощению и взаимному обогащению участников.

Вместе с родителями приходят бабушки, дедушки, сестры и братья, специалисты ДОУ, гости-врачи, библиотекари и др. Тематика таких встреч разнообразна, она отвечает интересам и запросам родителей, форма проведения предлагается психологом и воспитателями группы.

По инициативе родителей психологом была организована дискуссия на тему «Преступление» и наказание».

Цель встречи – формирование у взрослых поведенческих навыков, связанных с выбором формы наказания в семье.

Предварительно был проведен опрос детей в ходе которого были заданы вопросы:

- Как тебя наказывают дома и в детском саду?

- За что тебя наказывают?

-  Что ты чувствуешь, когда тебя наказали?

- Будешь ли ты наказывать своих детей, когда станешь взрослым?

Впоследствии родителям был представлен видеоматериал на тему «Детский взгляд на « Преступление и наказание».

Впоследствии родителям были предложены вопросы для обсуждения:

  1. Можно ли воспитывать ребенка без наказания?
  2. За что в семье вы наказываете своего ребенка?
  3. Как ребенок ведет себя, когда его наказали?
  4. Какие меры наказания в Вашей семье исключены?
  5. Как Вы наказываете своего ребенка?
  6. Вы наказываете своего ребенка в одиночку или принимаете совместное решение (с другими членами семьи?)

Помимо этого темой диалога стали, наиболее часто встречающиеся конфликтные ситуации в семье.

В заключение родителям была предложена интерактивная игра «Цветочная полянка»; на цветочке родители писали о том, что они приобрели нового в ходе дискуссии.

Наиболее привлекательными для родителей являются семейные праздники. Родители не только зрители, но и активные участники действия. Они готовят атрибуты и костюмы, исполняют роли, играют, танцуют и поют вместе с детьми. Праздники  -  «Папа, мама, я – спортивная семья», «Бабушка, бабуля, как тебя люблю я!», «Давайте жить весело» (День смеха) – стали в группе «Знайки» традиционными. Здесь дети и родители не только развлекаются, но и приобретают бесценный опыт общения в разнообразной деятельности. У детей появляется чувство гордости за своих родителей, защищенности, уверенности в себе, потому что папа и мама рядом.

Актуальной для детей и взрослых является и совместная продуктивная деятельность. В «Мастерской Деда Мороза» родителями и детьми были изготовлены игрушки, которыми впоследствии были украшены елки микрорайона; в творческой студии «Мастерилка» - открытки для пап и мам (нам удалось привлечь и пап!)

В процессе совместного творчества дети и взрослые учатся договариваться, слышать друг друга, помогать и сообща добиваться результата. А главное, получать удовольствие от телесной и эмоциональной близости. В ситуации, когда родители перегружены работой и домашними делами и мало уделяют внимание ребенку – это крайне важно.

Одной из эффективных современных форм сотрудничества педагогов и родителей являются интерактивные игры. Их применение позволяет создать комфортную обстановку взаимодействия, где каждый участник чувствует себя успешным и интеллектуально состоятельным. Из зрителей и слушателей родители превращаются в активных участников.

Так, например, в ходе проведения встречи на тему «Уроки воспитания» были использованы игры, обогащающие воспитательные умения, способствующие появлению у родителей нового взгляда на ребенка и процесс его воспитания.

Игра «Свеча желаний» предполагала формирование у родителей умения прогнозировать результат воспитания ребенка.

Родителям было предложено встать в круги, передавая свечу, друг другу, назвать самое главное качество, которое они хотели бы воспитать в своем ребенке.

Игра «Комплименты» развивает умение общаться, замечать в людях хорошие качества.

Сидя в кругу все берутся за руки. Глядя соседу в глаза, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий комплимент кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он дарит комплимент  своему соседу. Упражнение проводится по кругу.

Цель игры «Ласковая цепочка» - развитие тактильной чувствительности и коммуникативных навыков у взрослых и детей. Дети и родители становятся в круг. Организатор игры дает задание: « Погладь соседа по руке», «Ласково погладь соседа по голове».

В рамках работы Семейного клуба родители делятся опытом семейного воспитания. К встрече «Полистаем семейный альбом» родителями были подготовлены  фоторепортажи о семье, семейных традициях, связи поколений.

В увлекательной форме они рассказали о любимых занятиях членов семьи, видах совместного отдыха.

Нами была предпринята попытка возрождение уникальной семейной традиции – совместного вечернего чтения. С этой целью на одну из встреч была приглашена библиотекарь, проведена семейная викторина «В мире сказок и приключений», организована презентация лучших образцов детской художественной литературы. А в группе была создана «Библиотека выходного дня для взрослых и детей», которая регулярно пополняется и востребована родителями и воспитанниками.

«Праздник чая» в Семейном Клубе напомнил родителям еще об одной утерянной традиции – совместных семейных чаепитиях.

Дети вместе с родителями заваривали травяной чай по «бабушкиным» рецептам, угощали друг друга домашней выпечкой.

Была создана теплая домашняя атмосфера, столь необходимая для эмоционального развития ребенка.

Анализируя опыт сотрудничества педагогов и родителей, мы утверждаем, что Семейный клуб – современная и эффективная форма взаимодействия.

III Рефлексивный этап

Результатом деятельности являются следующие показатели:

• активная включенность родителей в воспитательно-образовательном процессе, высокая степень доверия педагогами и специалистами ДОУ;

• приобретение родителями необходимых знаний и воспитательных умений для полноценного общения с детьми;

• изменение родительских установок, повышение степени уверенности в своих педагогических возможностях;

• создание единого образовательного пространства в ДОУ и семье;

• сплочение педагогов и большинство родителей в единый коллектив с общими ценностно-целевыми ориентирами и образовательными смыслами.

С нашей точки зрения, совместная деятельность педагогов, родителей и детей в рамках Семейного Клуба позволяет опосредованно влиять на создание психологически комфортной среды пребывания ребенка в ДОУ и семье, что позитивно отразится на его физическом и психическом здоровье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей. Нетрадиционные формы взаимодействия с семьями воспитанников: родительские и семейные клубы

В презентации представлен материал по использованию нетрадиционной формы работы с семьями воспитанников: семейные клубы....

Семейный клуб в ДОУ, как инновационная форма взаимодействия с семьями воспитанников по здоровьесбережению, способствующая гармонизации детско- родительских отношений.

Инновационные методы и формы взаимодействия с семьей, которые направлены на формирование у детей элементарных представлений о здоровом образе жизни, культуре здоровья.  Семейный клуб - особая фор...

Статья " Семейный клуб - инновационная форма взаимодействия с семьями воспитанников в условиях открытости дошкольного учреждения.

Новые традиционные и нетрадиционные методы и формы взаимодействия с семьями дошкольного учреждения, которые заинтересовали родителей, способствуют взаимодействию дошкольного учреждения,  новые фо...

«РОДИТЕЛЬСКИЙ КЛУБ КАК НЕТРАДИЦИОННАЯ ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ»

Родительский клуб, организованный на базе нашего ДОУ, является дополнительным  компонентом образовательной деятельности ДОУ, где родители (законные представители) могут получать консультатив...