«Приёмы современных здоровьесберегающих технологий в педагогической практике ДОУ»
тест на тему

 «Приёмы современных  здоровьесберегающих технологий в педагогической практике ДОУ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_zdorovesberegayushchih_tehnologiy.docx87.34 КБ

Предварительный просмотр:

 «Приёмы современных  здоровьесберегающих технологий

в педагогической практике ДОУ»

Настоящее характеризуется изменениями природной и социальной среды, а также ведет к физическим, психическим, культурным, нравственным и другим переменам каждого человека. Поэтому самой актуальной проблемой на сегодняшний день является укрепление здоровья детей. В.А.Сухомлинский писал: "Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье ребенка - это важнейший труд воспитателя".

Здоровье рассматривается как полное физическое, психическое и социальное благополучие, как гармоничное состояние организма, которое позволяет человеку быть активным в своей жизни, добиваться успехов в различной деятельности.

Для достижения гармонии с природой, самим собой необходимо учиться заботится о своем здоровье с детства.

Очень важным на сегодняшний день является формирование у детей дошкольного возраста мотивов, понятий, убеждений в необходимости сохранения своего здоровья и укрепления его с помощью приобщения к здоровому образу жизни.

Для полноценного физического развития детей, реализации потребности в движении в нашем  дошкольном учреждении созданы определенные условия:

 Спортивная комната и физкультурные уголки в группах, оборудование которых обеспечивает профилактику нарушений осанки, плоскостопия;

способствует укреплению мышц туловища, рук, ног, а также развитию двигательной  активности  и  координации движений;

повышает эффективность общеизвестных упражнений и повседневных игр;

положительно влияет на психо-эмоциональную сферу.

 В основе построения воспитательно-образовательной работы в ДОУ лежит уровень развития детей, заданный «Программой воспитания и обучения детей в детском саду», а главным фактором является учет состояния физического здоровья детей и их потенциала.

Воспитательно-образовательный процесс строится с учётом использования различных здоровьесберегающих технологий.

Под руководством взрослых ежедневно проводятся мероприятия, способствующие активизации двигательной деятельности. Организованной двигательной деятельности детей ежедневно отводится не менее 2 - 2,5 часов.

Утренняя гимнастика – это заряд бодрости на весь день, одно из средств физического оздоровления детей. Разнообразие форм проведения утренней  гимнастики  способствует формированию  интереса  детей  к  ней:

  • Ритмическая гимнастика
  • Гимнастика состоящая из хороводов
  • Сюжетные танцы
  • Обыгрывание сюжетного стихотворения
  • Подвижные игры
  • Оздоровительный бег
  • гимнастика в сюжетной форме с предметами и без них;
  • оздоровительная  аэробика  и упражнения йоги;
  • гимнастика по интересам  и игры по желанию детей.

Утренняя гимнастика проводится ежедневно во всех возрастных группах в музыкальном зале. Продолжительность утренней гимнастики в младшей группе – 6 мин, в средней – 7 мин, в старшей – 8-9 мин, в подготовительной – 10 мин.

       Физкультурные занятия

Особое значение в воспитании здорового ребенка мы придаем развитию движений и физической культуры детей на физкультурных занятиях. Форма организации занятий гибка и разнообразна: фронтальные,  подгрупповые, индивидуальные, в зале, в группе, на воздухе. Физкультурные занятия проводятся  2-3 раза в неделю в музыкальном зале. Ранний возраст в групповой комнате -10 мин.  Младший возраст-15 мин., средний возраст – 20 мин., старший возраст – 25-30 мин. Физкультурные занятия имеют разную форму организации в зависимости от направленности обучения:

  • Традиционные
  • Игровые
  • Сюжетно-игровые
  • Тренировочного типа
  • Тематические
  • Интегрированные-оздоровительные
  • Занятия ритмической гимнастикой
  • Занятия по интересам
  • Занятия с использованием тренажёров и спортивных комплексов
  • Занятия – соревнования.

И включают в себя следующие элементы:

Ритмопластика позволяет детям раскрыть свой образ через музыкально-ритмический комплекс, способствующий распределению нагрузки на все группы мышц и даёт возможность перевоплощаться.         

Проводится не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста.

Дыхательная гимнастика стала неотъемлемой частью физкультурно-оздоровительной работы. Комплексы дыхательной гимнастики способствуют выработке правильного дыхания, предупреждению простудных заболеваний.

Для развития мелкой моторики,  ловкости, подвижности и улучшения работы мозга мы используем пальчиковую гимнастику.  С младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно        

Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время)

Подвижные и спортивные игры.  Проводятся   как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой со средней степенью подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп        

 Игры  подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В  ДОУ  используем лишь элементы спортивных игр        

 При организации подвижных игр в течении дня учитывается равномерное распределение дневной нагрузки на разные группы мышц.

Релаксация – является необходимым компонентом физкультурного занятия.  В зависимости от состояния детей и целей определяется интенсивность технологии.        

Технологии музыкального воздействия        

Используется в различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей        

Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.        

Технологии эстетической направленности        

Реализуются на занятиях художественно-эстетического цикла, при посещении музеев, театров, выставок и пр., оформлении помещений к праздникам и др.  

           Технологии коррекции поведения проводится сеансами по 10-12 занятий по 25-30 мин. со старшего возраста        

Проводятся по специальным методикам в малых группах по 6-8 человек. Группы составляются не по одному признаку - дети с разными проблемами занимаются в одной группе. Занятия проводятся в игровой форме, имеют диагностический инструментарий и протоколы занятий        

Ежедневно после дневного сна проводится Гимнастика бодрящая        , 5-10 мин.        

Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и другие в зависимости от условий  ДОУ         

В свободное время, можно во второй половине дня проводятся проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия)        

        Коммуникативные игры        

1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста        

Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др.        

Воспитатели, психолог

        

КЛАССИФИКАЦИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ

Медико-профилактические технологии в дошкольном образовании-технологии, обеспечивающие сохранение и преумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств.

К ним относятся следующие технологии:

  • организация мониторинга  здоровья дошкольников и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья;
  • организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста, физического развития дошкольников, закаливания;
  • организация профилактических мероприятий в детском саду;
  • организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНа;
  • организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.

Физкультурно-оздоровительные технологии в дошкольном образовании-технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья дошкольников:

  • развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников,
  • закаливание,
  • дыхательная гимнастика,
  • массаж и самомассаж,
  • профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки,
  • воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и  

Реализация этих технологий  осуществляется специалистом по физической культуре и воспитателями ДОУ в условиях специально организованных форм оздоровительной работы.

Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду-технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников.

Цель - становление осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умений оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения. Это технология личностно-ориентированного воспитания и обучения дошкольников. Ведущий принцип таких технологий - учет личностных особенностей ребенка, индивидуальной логики его развития, учет детских интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе воспитания и обучения.

Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка-технологии, обеспечивающие психическое  и социальное здоровье ребенка-дошкольника. Основная задача этих технологий- обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье. К ним относятся: технологии психологического или психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе ДОУ

Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов-технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.

Технологии валеологического просвещения родителей - задача данных технологий- обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников  ДОУ.

Концепция деятельности ДОУ по реализации  здоровьесберегающих технологий

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ СРЕДА

В МДОУ №10

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ

СРЕДА

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

ПО РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЛЕКСНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ

ДЛЯ СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ

В МДОУ Д/С №10

                

  • медицинское направление

  • педагогическое направление

  • социально-психологическое направление

  • физкультурно-оздоровительное направление


ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ  ЗДОРОЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ В МДОУ Д/С №10


ОРГАНИЗАЦИЯ

МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С КАДРАМИ

ПО ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ

И ПРИОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ

В МДОУ д/с №10

КРИТЕРИИ

ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ МОДЕЛИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

МДОУ Д/С №10

  • Создание здоровьесберегающей развивающей модели, способствующей не только сохранению, но и развитию здоровья физического, психического, социального, формирующей способность к творчеству и обеспечивающей высокий потенциал творческих способностей каждого ребёнка

  • Апробация и внедрение в практику работы воспитателей основных соционических установок; подбор развивающих технологий под конкретную группу, определение базового психотипа индивидуума и группы в целом

  • Осуществление здоровьесберегающей организации воспитательного процесса

  • Снижение заболеваемости детей

  • Снижение тяжести течения адаптации (оцениваются в динамике при поступлении в ДОУ)

  • Отсутствие травматизма

  • Оценка социальной адаптации

  • Оценка психоэмоционального состояния

  • Разработка оптимальных режимов с учётом времени года

Здоровьесберегающие технологии,

используемые в воспитательно-образовательном процессе

Виды здоровьесберегающих педагогических технологий

Время проведения в режиме дня

Особенности методики проведения

Ответственный

Технологии стимулирования и сохранения здоровья

Ритмопластика

Не раньше чем через 30 мин. После приёма пищи, 2 раза в неделю по 30 мин со среднего возраста

Обратить внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и её соразмерность возрастным показателям ребёнка

Музыкальный руководитель, воспитатели

Подвижные и спортивные игры

Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате – малой со средней степенью подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп.

Игры подбираются в соответствии с возрастом ребёнка, местом и временем её проведения. В ДОУ используем лишь элементы спортивных игр.

Музыкальный руководитель, воспитатели

Релаксация

В любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп.

Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковского, Рахманинова), звуки природы.

Музыкальный руководитель, воспитатели

Гимнастика дыхательная

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы

Обеспечить проветривание помещений, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа пред применением процедуры.

Воспитатель

Гимнастика ортопедическая

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы.

Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы.

 Воспитатель

Технологии обучения здоровому образу жизни

Физкультурное занятие

2-3 раза в неделю в спортивном или музыкальном залах. Ранний возраст в групповой комнате, 10 мин. Младший возраст-15 мин., средний возраст – 20 мин., старший возраст – 25-30 мин.

Занятия  проводятся в соответствии программой, по которой работает ДОУ. Пред занятием необходимо хорошо проветрить помещение.

воспитатели

Утренняя гимнастика

Ежедневно в музыкальном зале.  

Используются различные виды организации утренней гимнастики.

Музыкальный руководитель, воспитатели.

Занятия из серии «Здоровье»

1 занятие в 2 месяца со старшего возраста, 1 занятие в месяц для младшего возраста. Проводятся в утренние и

вечерние часы, на прогулке.

Могут быть включены в сетку занятий в качестве познавательного развития.

Воспитатели

Технологии музыкального воздействия

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы; в зависимости от поставленных целей.

Используется в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя  пр.

Музыкальный руководитель, воспитатели.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая практика Применение нетрадиционных приёмов в работе с детьми по преодолению речевых нарушений.

Описание педагогической практики "Применение нетрадиционных приёмов в работе с детьми по преодолению речевых нарушений"....

Использование приёмов мнемотехники в логопедической практике

Семинар практикум для воспитателей и родителей.   Мнемотехника ( в переводе с греческого – «искусство запоминания»). Это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное за...

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ «Ситуация успеха как педагогический приём в современной образовательной практике»

Каждый родитель мечтает, чтобы его ребенок вырос успешным человеком. С такой родительской установкой и ожиданиями педагогам приходится сталкиваться сегодня очень часто.В настоящее время слово «у...

Использование приёмов самомассажа в логопедической практике

Самомассаж – это один из видов пассивной гимнастики, выполняемой самим ребёнком. Самомассаж органов артикуляции активизирует кровообращение в области губ и языка. Ребёнок сам выполняет приёмы са...

Использование приёмов самомассажа в логопедической практике

В логопедической практике для нормализации мышечного тонуса мимической и артикуляционной мускулатуры проводиться логопедический массаж.  Помимо логопедического массажа эффективным средством,, спо...

Современная педагогическая практика «Использование приёмов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста».

МНЕМОТЕХНИКА – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозг...