Индивидуальный план самообразования Хисамутдиновой Лейсан Наилевны на 2022- 2023 год.
статья (средняя группа)

Хисамутдинова Лейсан Наилевна

Предварительный просмотр:

 Индивидуальный план самообразования на 2016–2021 уч. год «Развитие связной речи детей дошкольного возраста» Хисамутдиновой Лейсан Наилевны.

Актуальность
В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. Под связной речью мы понимаем развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно, правильно и образно. Это показатель общей речевой культуры человека. Проблема развития речи является одной из актуальных. Обучение дошкольников родному языку должно стать одной из главных задач в подготовке детей к школе. Процесс обучения в школе во многом зависит от уровня развития устной речи. Давно установлено, что к старшему дошкольному возрасту проявляются существенные различия в уровне речи детей. Главной задачей развития связной речи ребёнка в данном возрасте является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, освоение форм речи-рассуждения (объяснительная речь, речь-доказательство, речь-планирование, пересказ литературных произведений, а также сочинение рассказов по картине, и серии сюжетных картинок. Все вышеназванные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей. Но особый интерес вызывают последние, т. к. их подготовка и проведение всегда были и остаются одними из самых трудных как для детей, так и для педагога. 
Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность. 
В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения – устной речью. Среди многих задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения – одна из главных. 
Наблюдения показывают, что у многих детей не развита именно связная речь, поэтому проблема развития речи является одной из актуальных и задача воспитателя, вовремя обратить внимание на речевое развитие ребенка, так как с речью ребенка к моменту поступления в школу может возникнуть множество проблем таких, как:
- односложная, состоящая из простых предложений речь (так называемая «ситуативная» речь). Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение;
- бедность речи. Недостаточный словарный запас;
- замусоривание речи сленговыми словами (результат просмотров телевизионных передач, употребление не литературных слов и выражений;
- бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, если это необходимо и уместно;
- неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами; (А ведь к школе приобрести это умение просто необходимо) 
- отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;
- отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д. ;
Успехи воспитанников в связной речи обеспечивают в будущем и в большей мере определяют успех при поступлении в школу, способствует формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности. Мне как педагогу это очень импонирует. Ведь работа по развитию речи – это умение выбирать нужные слова и правильно употреблять их в речи, строить предложения и связную речь. 
Эта тема для меня важна, потому что речь ребёнка является ключевым моментом в его развитии
Как показала практика, дети очень любят творческий характер, а также самостоятельность и возможность самим сочинять и рассказывать друзьям. 
Я добиваюсь, чтобы дети показали отношение к тому, что они видели, что им особенно понравилось, заинтересовало их и почему, какие выводы они сделали. Всё это побудило меня значительно больше уделять внимания развитию связной речи у детей. 
Цель: Развитие навыков свободного общения со взрослыми и детьми
Задачи, которые я ставлю перед собой:
1 .Повысить собственный уровень знаний (путём изучения методической литературы, через консультации, семинары-практикумы) в области социально – речевого развития детей дошкольного возраста, создать методическую базу (специальная литература, тематическое планирование, методические разработки) по театральной деятельности. 
2. Включить развитие связной речи детей в воспитательно-образовательный процесс группы через реализацию проектной деятельности путём игр-драматизаций, мини-сценок, имитационных упражнений, мимических этюдов и другие формы работы. 
3. Разработать перспективный план работы с детьми на каждый год. 
4. Подготовить мониторинг на начало и конец учебного года. 
5. Обогащение предметно- развивающей среды по теме. 
6. Привлечь родителей к совместной работе по развитию речи. 
Задачи, которые я ставлю перед детьми:
-развивать умение эмоционально воспринимать художественные произведения (при этом использовать весь комплекс средств интонационной, лексической и синтетической выразительности) ;
- развивать уверенность в себе и социальные навыки поведения, создавать творческую атмосферу, психологический комфорт, эмоциональный подъём, акцентировать внимание на развитие всех видов памяти, фантазии воображения, художественно-речевого, игрового, сценического творчества;
-способствовать восстановлению психофизических функций (тренировка пальцев, мышц, мимики) ;
совершенствовать диалогическую форму речи; 
-развивать монологическую форму речи; 
-учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы; 
- учить (по плану и образцы) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины;
составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающими событиями; 
- развивать умение составлять свои рассказы из личного опыта
Предполагаемый результат:
• умение владеть навыками выразительной речи;
• умение передавать различные чувства, используя мимику, жест, интонацию;
• передавать образы сказочных персонажей характерными движениями;
• взаимодействовать коллективно и согласованно, проявляя свою индивидуальность;
• умение последовательно высказывать свои мысли;
• умение произносить одну и ту же фразу с разными интонациями, скороговорки в разных темпах, с разной силой голоса;
• выразительно читать стихотворный текст;
• умение владеть своими чувствами, держатся уверенно перед аудиторией;
• умение владеть правилами хорошего тона, поведения, этикета общения со сверстниками и взрослыми. 
Форма самообразования: индивидуальная. 
Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:
• анализ программно-методических материалов;
• определение и содержание методов, технологий эффективного использования театрализованной деятельности для речевого развития дошкольников;
• создание предметно-развивающей среды для применения инновационных и развивающих технологий при речевом развитии средствами театрализованной деятельности;
• выявление уровня освоения детьми образовательной программы по речевому развитию;
• приобщение родителей к совместной деятельности. 
Практический выход: семинар-практикум. 
Форма отчета по проделанной работе:
• сообщение на педсовете;
• презентация по теме. 
Формы работы с родителями:
Анкетирование;
Тематические консультации;
Выставки;
Индивидуальные беседы;
Наглядно – информационные. 
План работы на 2016-2017уч. год. 
1. Изучение методической литературы по теме, 
2. Изучение методики О. С. Ушаковой, 
3. Консультации для родителей, 
4. Распространение педагогического опыта работы по развитию речи детей, 
5. Изучение уровня знаний детей, 
6. Речевые игры по сказкам К. Чуковского, 
7. Памятки для родителей. 
План работы на 2017-2018 уч. год. 
1 Изучение психолого – педагогической, методической литературы; изучение статей в журналах, 
2. Поделиться опытом работы с воспитателями, применять их опыт в своей работе с детьми, 
3. Развивать артикуляционную и мелкую моторику. 
4. Работа над развитием речи через театрализованную деятельность;
5. Памятки для воспитателей;
6. Подбор дидактических игр и упражнений; сюжетных картин
7. Консультации для родителей. 
План работы на 2018-2019 уч. год
1. Изучение методической литературы, изучение статей в журналах по данной возрастной группе;
2. Консультации для родителей; 
3. Создание условии для развития творческой активности детей в группе; 
4. Работа над интонацией, дикцией, выразительностью речи;
5. Подбор игр и упражнений; сюжетных картин
6. Распространение педагогического опыта работы; 
7. Выступление на семинарах; 
8. Работа над пересказами с использованием опорных схем;
9. Публикации. 
План работы на 2019-2020 год
1. Изучение литературы: «Игры и упражнения для развития речи детей старшего дошкольного возраста (О. С. Ушакова) »;
2. Работа над интонацией, дикцией, выразительностью речи во время заучивания стихотворений;
3. Беседы с родителями; 
4. Отбор дыхательной и артикуляционной гимнастики, игр, упражнений;
5. Консультации для родителей в соответствии с возрастными особенностями; 
6. Участие в профессиональных конкурсах; 
7. Организация и работа мероприятия «В гостях у сказки»;
9. Обобщение, распространение педагогического опыта;
10. Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи. 
11. Публикации. 
План работы на 2020-2021 уч. год
1. Изучение методической литературы в соответствии с возрастными особенностями детей;
2. Участие в профессиональных конкурсах;
3. Рекомендации педагогам и родителям; 
4. Консультации для воспитателей;
5. Работа над развитием речи через театральную деятельность;
6. Выступление на семинарах;
7. Обобщение опыта работы, систематизация полученного материала для его распространения;
8. Мониторинг детей по развитию речи;
9. Анкетирование родителей;
10. Анализ работы по теме самообразования. Творческий отчет;
11. Публикации. 



Предварительный просмотр:

Тема : «Мнемотехника как средство развития связной речи детей среднего дошкольного возраста».

Актуальность:  В настоящее время в связи с внедрением федерального государственного образовательного стандарта особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста.

    Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера. Недостаток общения родителей со своими детьми, игнорирование речевых трудностей лишь увеличивает число дошкольников с недостатками речи.

   В настоящее время воспитатели всё чаще сталкиваются с такими проблемами в развитии детей, как:

- маленький словарный запас
    - неумение согласовывать слова в предложении
    - нарушение звукопроизношения
    - низкий уровень развития связной речи
    - несформированность психических процессов
    - несовершенство различных видов мышления.

Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

      На современном этапе поиск новых форм и методов обучения и воспитания детей – один из актуальных вопросов педагогики. С повышением внимания к развитию личности ребенка связывается возможность качественного улучшения его речевого развития. Поэтому наряду с общепринятыми приемами и методами обучения вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна. И в данном случае эффективным средством при обучении связной речи дошкольников служат приемы мнемотехники в связи с тем, что у дошкольников память носит непроизвольный характер: они лучше запоминают факты, предметы, явления, события, близкие их жизненному опыту.

Одним из факторов, облегчающих развитие речи, является наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия. В качестве второго вспомогательного фактора можно выделить создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л. С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания. Эти два фактора гармонично соединяет в себе мнемотехника.

Мнемотехника – система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Такие приемы особенно важны для дошкольников, так как мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.   

Мнемотехника помогает упростить для детей процесс непосредственно-образовательной деятельности. Дети обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок.

    Особенность методики – применение не изображения предметов, а символов для опосредованного запоминания. Это значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения диких животных используется елка, а для обозначения домашних – дом.       

    Учитывая важность проблемы по развитию речи, я решила взять эту тему для собственного саморазвития и провести с детьми углубленную работу в этом направлении, работая в контакте с родителями и педагогами детского сада.

Цель: Повышение своего профессионального мастерства и компетентности родителей в вопросе развития связной  речи у детей среднего дошкольного возраста средствами мнемотехники.

Задачи:

• Развитие связной монологической и диалогической речи.

• Обогащение словарного запаса детей.

• Формирование умения составлять рассказы по лексическим темам с помощью схем описаний.

• Развитие у детей умений с помощью мнемотаблиц рассказывать знакомые сказки, рассказы, стихи, скороговорки.

• Формирование умений отгадывать и загадывать загадки с помощью мнемотаблиц.

• Развитие у детей умственной активности, сообразительности, наблюдательности, умения сравнивать, выделять существенные признаки.

• Развитие у детей психических процессов: мышления, внимания, воображения, памяти (различные виды).

Изучить литературу авторов:

1. Т. Б. Полянская «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста».

2. Т. А. Ткаченко «Использование схем в составлении описательных рассказов».

3. Т. В. Большова «Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников».
    4. О. А. Новицкая «Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми 4-5 лет».

5. В. А. Козаренко «Учебник мнемотехники, Система запоминания «Джордано».
    6. Изучить опыт работы других педагогов по обозначенной теме на Интернет-сайтах.

План работы по теме самообразования  на учебный год.


п/п

                 
                 
Содержание работы

        Сроки

    проведения

1.

 1. Подбор и изучение методического материала, необходимого для работы с детьми и родителями на тему: «Мнемотехника как средство развития связной речи детей среднего дошкольного возраста»

2. Постановка целей и задач по данной теме.

В течение года.

1-2 неделя сентября

2.

1. Знакомство детей с мнемоквадратами, а также со значками моделями.

2. Консультация для родителей «Мнемотехника – как средство развития связной речи у детей».

В течение октября

Октябрь

3.

1. Знакомство с мнемодорожкой, как последовательностью изображений, которые расположены в ряд.

2. Проведение бесед по темам "Осень" и "Перелетные птицы". Упражнять детей в умении составлять связный рассказ по схеме-модели (мнемодорожке).

В течение ноября

Ноябрь

4.

1. Разучивание стихотворений к Новогоднему утреннику с использованием мнемоквадратов и мнемодорожек.

2. Памятка для родителей «Как работать с мнемотаблицами».

В течение декабря

Декабрь

5.

1. Знакомство детей с мнемотаблицами, как более сложными конструкциями с большим объёмом информации.

2. Подбор и создание наглядного дидактического материала для работы с детьми. Изготовление альбома «Мнемотаблицы для работы по сказкам»

2 неделя января

Январь

6.

1. Консультация для педагогов «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей». Выступление на педсовете ДОУ.

2. Работа над темой «Защитники отечества». Составление описательного рассказа  про папу или дедушку солдата при помощи мнемотаблицы.

Февраль

4 неделя февраля

7.

1.  Изготовление дидактических настольных игр по мнемотехнике «Найди лишнюю картинку», «Мемо» и др.

2. Папка-передвижка для родителей «Использование мнемотехники дома».

Март

Март

8.

1. Проведение с детьми цикла занятий с использованием средств мнемотехники.

2. Досуг «Вечер загадок» с использованием приёмов мнемотехники.

В течение года

3 неделя апреля

9.

1. Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете.

Май


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план воспитателя Евлентьевой Лейсан Мунавировны на 2015-2020 год

Индивидуальный план повышения профессионального уровня  на межаттестационный период...

План по самообразованию воспитателя средней группы на 2022 – 2023 учебный год Тема: «Приобщение детей к здоровому образу жизни»

Цель: способствовать формированию привычек здорового образа жизни, привитию стойких культурно - гигиенических навыков у дошкольников. Задачи: -  Дать детям общее представление о зд...

план самообразования воспитателя средней группы на 2022-2023 учебный год

Одним из условий повышения качества работы дошкольного учреждения является дифференцированное оказание помощи педагогам на основе диагностики их профессионального уровня.Для оказания помощи педагогам ...

План по самообразованию детей раннего возраста на 2022-2023 г.

План по самообразованию детей раннего возраста на 2022-2023 г....

План самообразования воспитателя младшей группы на 2022-2023 учебный год

Примерный план по самообразованию на тему: Использование элементов арт-терапии для успешной адаптации детей раннего возраста»...

Индивидуальный план самообразования на 2022– 2023 уч. г.

План по самообразованиюпо теме «Сказка как средство формирования нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста» (2022-2023 уч. г.)методическая разработка (смешанная младшая ...