Программа кружка "Творим добро"
рабочая программа (подготовительная группа) на тему

Эмоционально- нравственное развитие у детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_podgotov_gruppa.docx345.99 КБ

Предварительный просмотр:

F:\сосновцева 001.jpg

Содержание

1 Пояснительная записка  ……………………………..2-8

а) цели и задачи………………………………………… 4

б) отличительные особенности…………………………5

в) возрастные особенности детей  ……………………..6                                              

2 Учебно-тематический план ………………………….8-9                                          

3 Содержание изучаемого курса ………………………10                                    

4 Список литературы   ………………………………….11                                                    

Пояснительная записка

Направленность

Эмоции занимают важное место в жизни современных людей, которая отличается быстрым темпом, множеством стрессовых ситуаций. Все это не может не затрагивать и жизнь дошкольников, которые, в отличие от взрослых, не всегда способны контролировать свои эмоциональные проявления. Неслучайно поэтому в последнее время в качестве одной из приоритетных задач дошкольной педагогики выступает забота об эмоциональном благополучии детей. В соответствии с ФГОС ДО важнейшим образовательным ориентиром  является: обеспечение эмоционального благополучия детей.

По мере развития у детей-дошкольников происходят изменения в эмоциональной сфере, меняются их взгляды на мир и отношения с окружающими, способность сознавать и контролировать свои эмоции возрастает, однако сама по себе эмоциональная сфера не развивается, если в этом направлении не ведётся организованная работа.

Многие годы дошкольное образование в России было ориентировано на обеспечение познавательного развития детей. Однако, само предназначение дошкольного возраста заключается не столько в овладении ребёнком знаниями, сколько в становлении базовых свойств его личности: самооценки и образа «я», эмоционально – потребностной  сферы, нравственных ценностей, смыслов и установок, а также социально – психологических  особенностей в системе отношений с другими людьми.

Программа кружка «Творим добро» по развитию эмоционально-нравственной сферы дошкольников знакомит детей с различными эмоциональными состояниями, способствует формированию у детей гуманного поведения, доброте, вежливости, отзывчивости, умению сострадать ближним, любить животных и природу. Радикальные преобразования последних лет, происходящие в современной России, ставят особые задачи перед системой дошкольного образования. Основным приоритетом сегодня выступает личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребенком — принятие и поддержка его индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей и забота о его эмоциональном благополучии.

Актуальность

В последние годы много говорят о кризисе нравственности и бездуховности. Этот кризис проявляется, прежде всего, в доминировании материальных ценностей над духовными, что приводит к искажению представлений детей о таких добродетелях, как доброта, отзывчивость, милосердие, великодушие, справедливость. В обществе отмечается общий рост социальной напряженности и агрессии, а это отражается на детях и проявляется в детской агрессивности и враждебности. Искажения нравственного сознания, эмоциональная, волевая, душевная и духовная незрелость прослеживаются сегодня у детей дошкольного возраста. Поэтому работа педагогов ДОУ, главной целью которой является формирование первоначальных представлений о нравственных чувствах и эмоциях представляется на сегодняшний момент очень актуальной.

Современное общество заинтересовано в воспитании высокоразвитой неповторимой личности. Умение справляться с проявлениями собственного эгоизма, уважать мнение других людей, приходить на помощь, сочувствовать и сопереживать другим людям, доброта – вот те необходимые качества, которые необходимо заложить в раннем возрасте, поэтому эмоционально-нравственное воспитание детей – дело большой социальной значимости. 

К числу наиболее актуальных проблем, решаемых в данной системе занятий, относятся:

-создание благоприятных условий для развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста;

-развитие навыков взаимодействия друг с другом, умения работать в коллективе, осознавать себя частью коллектива

Новизна программы в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений эмоционально-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных и эмоциональных чувств  дошкольника. Современные ученые выделяют основу для построения нового стиля общения, она составляет правило, которого следует придерживаться взрослому: «понимание, принятие  и признание личности». Понимание  –  означает умение видеть ребёнка «изнутри», способность взглянуть на мир одновременно с двух точек зрения: своей собственной и ребёнка («прочитать мотивы его поведения»). Принятие – означает безусловно  положительное отношение к ребёнку, его индивидуальности – независимо от того, радует он взрослых в данный момент или нет. Признание – это, прежде всего, право ребенка в решении тех или иных проблем. Предлагаемая программа разработана на основе многоаспектного подхода к знакомству детей дошкольного возраста с общими человеческими ценностями через сказки, стихи, из наблюдений в природе и знакомства с историей ближайшего социума.

Цель работы: воспитание у детей эмоционально-нравственных  качеств.

Задачи:

- научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника;

-продолжать расширять представления детей о чувствах, эмоциях и способах их выражения;

-развивать и совершенствовать умение детей распознавать эмоциональные переживания других;

-способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе.

-раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.

Отличительные особенности

Для целенаправленной, системной работы с детьми необходимо определить, что брать за основу, на какие эмоции опираться.

С точки зрения отечественных специалистов отмечено, что для психического здоровья необходима сбалансированность эмоций, поэтому при воспитании эмоций у детей важно не просто научить их стимулировать себя в процессе волевого действия с помощью положительных эмоций, но и не бояться отрицательных эмоций, неизбежно возникающих в процессе деятельности, творчества, ибо невозможно представить себе какую-то деятельность без неудач, без ошибок и срывов.

Учитывая современные подходы к организации работы по социально-эмоциональному развитию дошкольников, в практике дошкольных учреждений сформировались правила проведения образовательной деятельности:

  1. Самое главное условие эффективности занятий – это добровольное участие в них детей. Мы не можем насильно «тянуть за уши» личность, чтобы она скорее выросла – мы можем лишь создать условия для ее развития. Постараться организовать и проводить образовательную деятельность так, чтобы все дети захотели принять в ней участие.
  2. Не оценивайте детей, не добивайтесь единственно правильного, на ваш взгляд, ответа. Такого ответа и не может быть – ведь каждая личность уникальна, каждый по – своему  воспринимает окружающий мир. Более того, постоянное оценивание со стороны взрослого мешает детям раскрепоститься, выражать свои собственные мысли и чувства.
  3. Дети легко заражаются чужими эмоциями, поэтому, чтобы заинтересовать их образовательной деятельностью, надо самому увлечься. Если вы с удовольствием организуете и проводите образовательную деятельность, дети это обязательно заметят, и им тоже захочется попробовать!
  4. Продолжительность образовательной деятельности должна соответствовать   возрасту детей. Она не должна переутомлять детей, поэтому, во – первых, если вы видите, что дети уже устали, смените вид деятельности или закончите занятие; а во – вторых, образовательная деятельность должна завершаться чем – то радостным,  веселым, положительным (особенно если речь шла, например, о страхе или жадности).
  5. Между разными видами деятельности необходимо обращать внимание детей на поступки, эмоции свои и окружающих их детей, тем самым закрепляя пройденный материал. Это также способствует развитию внимательности к людям, привычки задумываться о себе, что является непременным условием формирования личности.

Возрастные особенности

В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Ребенок шести лет становится все более активным в познании. Он познает мир, окружающих его людей и себя, что позволяет ему выработать собственный стиль деятельности, основанный на его особенностях и облегчающий социализацию.

Взаимодействие взрослых с детьми является важным условием формирования самостоятельности.

Повышается общий уровень физической выносливости, но повышенная физическая активность, эмоциональная возбудимость и импульсивность детей этого возраста зачастую приводят к тому, что ребенок быстро утомляется.

У детей этого возраста формируется способность управлять своим поведением в связи с ситуациями морального выбора, преобладание мотивов рассудочного характера над импульсивным, возникает потребность отделить себя от внешнего мира. Возраст 6-7 лет характеризуется «взрывом» всех проявлений дошкольника, адресованных сверстнику, особенно в плане интенсивности общения. Именно в дошкольный период формируются основные эмоциональные новообразования, выступающие неким результатом взаимодействия эмоциональных и познавательных компонентов развития личности.

Главное эмоциональное новообразование этого периода- становление процесса произвольной эмоциональной регуляции. Постепенно, согласно концепции Л.С.Выготского, происходит интеллектуализация детских чувств. Видоизменяются и формы выражения чувств.

Сроки реализации

Программа данного кружка рассчитана на детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет), продолжительностью 2018-2019 учебный год.

Название кружка

Кол-во занятий в месяц

Кол-во занятий в год

Длительность занятий

Общее астрономическое время занятий в месяц

«Творим добро»

2

16

30мин.

60 мин.

Ожидаемые результаты

Одним из важнейших  ожидаемых результатов данной работы является — развитие личной ответственности, которая является функциональным качеством свободного человека. При создании благоприятных условий к концу дошкольного детства ребенок начинает проявлять это качество в разных сферах деятельности. Он уже способен чувствовать ответственность за живое существо, начатое дело, данное слово. Это чувство постепенно перерастает и в сознательное отношение к учебе.

  Должен уметь общаться с разными людьми, каждый ребенок должен знать, что он может, а что ему пока не удается. Его возможности еще ограничены, но они совершенствуются и развиваются — завтра он обязательно сделает то, чего не смог сегодня.

Изучить язык эмоций, выразительными средствами которого являются позы, мимика, жесты; обучает им пользоваться как для проявления собственных чувств и переживаний, так и для понимания эмоционального состояния других.

Формирование коммуникативных навыков; умения установить и поддерживать контакты, кооперироваться и сотрудничать, избегать конфликтных ситуаций.

Обучаются нормам и правилам поведения, на основе которых в дальнейшем складываются этически ценные формы общения.

Учебно-тематический план

месяц

тема

цель

октябрь

1 «Мимические признаки эмоций»

2«Сравни героев»

1 продолжать учить детей распознавать эмоции по выражению лица

2 развивать умение сравнивать героев произведений.(работа в группах)

ноябрь

1«Несовпадение настроений»

2 «Как избежать конфликта»

1продолжать учить детей понимать настроение других, и принимать его позицию.

2 учить детей вести дискуссию, выражать свое мнение

декабрь

1 «Да здравствует вежливость и доброта»

2 «Каждой вещи свое место»

1 продолжать воспитывать у детей культуру поведения и этикета.

2 воспитывать у детей уважения к труду, умение трудиться сообща.

январь

1 «Ты и твои друзья»

2«Добрые дела»

1 развивать умение детей решать проблемные ситуации, вести дискуссию.

2 воспитывать желание совершать добрые поступки, умение понимать, что такое хорошо и что такое плохо.

февраль

1 «В гостях у сказки»

2 «Какой сегодня ты»

1 учить распознавать эмоциональные переживания героев сказок и соотносить их со своим опытом, умение объяснять свою точку зрения.

2 формировать умение детей понять свое настроение, соотносить его с разными жизненными ситуациями.

март

1«Веди себя правильно»

2«Спешим на помощь»

1закреплять правила поведения в природе и общественных местах.

2 воспитывать желание детей быть внимательнее и добрее к окружающим, оказывать посильную помощь.

апрель

1 «Дружба -неприязнь»

2«Анализ эмоций»

1 учить детей дифференцировать ощущения дружбы и неприязни, чувствовать эмоциональное состояние другого человека.

2закреплять знание детьми различных эмоций, где и когда они используются.

май

1«Скоро в школу»

2«Что мы Родиной зовем?»

1 воспитывать у детей желание учиться, преодолевать трудности.

2 воспитывать любовь к Родине.

Содержание изучаемого курса

Содержание занятий отражает систему работы с применением различных приемов:

- определенный ритуал начала занятия;

-игры – перевоплощения или игры-беседы с обсуждением и анализом различных ситуаций;

-игры с элементами изотерапии, музыкальной терапии;

-пластические этюды, обучение элементам релаксации;

-антистрессовые кинезиологические упражнения;

-просмотр и обсуждение фрагментов знакомых мультфильмов, сказок, рассказов;

-ритуал прощания.

-имитационные игры;

-социально-поведенческий тренинг;

-психогимнастика;

-чтение и обсуждение художественных произведений;

-дискуссии;

-обыгрывание конфликтных ситуаций и моделирование выхода из них;

-примеры выражения своего эмоционального состояния в рисунке, музыке, танце.

Методическое обеспечение

Во время работы используются различные методы:

-словесный (заучивание, беседа, диалог, рассказывание, чтение)

-наглядный ( рассматривание картинок, фильмы, иллюстрации)

-практический (работа с красками, пластилином).

Показ презентаций, прослушивание музыки.

В результате проведения цикла занятий у детей развивается умение различать и объяснять эмоциональное состояние других людей, увеличивается количество осознанных эмоций, глубина эмоциональных переживаний, улучшается уровень передачи эмоциональных состояний в речи, развивается умение адекватно проявлять в общении со взрослыми и сверстниками свои эмоции, правильно реагировать на различные жизненные ситуации.

Библиографический список:

 1 Веприцкая Ю.Е.Развитие внимания и эмоционально-волевой сферы детей 4-6лет. Волгоград 2012.

2 Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Я, ты, мы. Программа социально – эмоционального развития дошкольников.– М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2005

3 Федосеева М.А.Занятия с детьми 3-7 лет по развитию эмоционально-коммуникативной и познавательной сфер средствами песочной терапии. Волгоград 2016.

4.Семенака С.И. Уроки добра. – М.: 2004; Учимся сочувствовать, сопереживать. – М.: 2003; Социально – педагогическая адаптация ребенка в обществе. – М.: 2004.

Список литературы рекомендуемый родителям:

1 Веприцкая Ю.Е.Развитие внимания и эмоционально-волевой сферы детей 4-6лет. Волгоград 2012.

2 Федосеева М.А.Занятия с детьми 3-7 лет по развитию эмоционально-коммуникативной и познавательной сфер средствами песочной терапии. Волгоград 2016.

Чтение художественной литературы детям:

«Как рубашка в поле выросла» К.Д.Уушинский; «Штопальная игла» Г.Х.Андерсен; «Что такое хорошо и что такое плохо» В.Маяковский; «На заставе» былина; «Заветный колос» кубанская народная сказка; «Отец и сыновья» Л.Н Толстой; «Мудрый совет» В.Зотов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционно-развивающего занятия в старшей группе по программе "Уроки добра"по теме: "Физическая и душевная боль. Учимся понимать чувства другого человека"

В данном занятии представлен материал по ознакомлению старших дошкольников с понятиями "физическая и душевная боль", проблемные ситуации по решению конфликтов,этюды на выражение эмоций и чувств. Основ...

Рабочая программа. Кружок «Добро пожаловать в экологию».

Муниципальное дошкольное образовательное...

Рабочая программа "Сказки - добрые друзья"

Программа включает пояснительную записку и планирование работы по возрастным группам....

Сценарий праздничной программы "Эти добрые слова - Бабушка и Дедушка.

Сценарий предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Совместные праздники помогут сделать бабушек и дедушек активными участниками жизни внуков в дошкольном учреждении.  Добрые стихи, за...

Рабочая программа кружка "Добро пожаловать в экологию"

Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны, формирование экокультуры и природоохранного сознания необходимо воспитывать с ранних лет. Именно на нас, педагогов дошкольного образования, ...

Рабочая программа кружка "Добрый мир" в подготовительной к школе группы

Рабочая программа кружка "Добрый мир" в подготовительной к шкоел группы...

Программа кружка Добрый мир

Программа по учебно-методическому комплекту "Добрый мир" (Православная культура для малышей) автора Л.Л. Шевченко, прилагается пояснительная записка и календарно-тематическое планирование...