лечебная физкультура по профилактике осанки и плоскостопия
статья на тему

Абрашко Елена Борисовна

рекомендации по профилактике  осанки и плоскостопия для родителей 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Профилактика плоскостопия и нарушений осанки у детей раннего возраст   6.10.2018г.

За последние годы все чаще отмечаются случаи возникновения отклонений в системе опорно-двигательного аппарата у детей дошкольного возраста.

И уже для большинства школьников первого класса типичным стало нарушение осанки. Причины этого самые разнообразные, исследователи объясняют этот феномен многими факторами: от неправильной позы при стоянии и сидении до генетических факторов; высокий процент рождаемости ослабленных детей, заболевания в неонатальный и более поздние периоды развития ребенка, ограничение двигательной активности, ухудшение экологической обстановки, в том числе занятости родителей. Все это отрицательно сказывается на состоянии скелета мышц и позвоночника. Около 70% детей имеют различные виды нарушения осанки. Которые ведут к развитию ранних дегенеративных изменений в межпозвоночных дисках и создают неблагоприятные условия для функционирования органов грудной клетки и брюшной полости. У 23% детей встречается деформация опорно-двигательного аппарата.

ОСАНКА — привычное положение тела человека в покое и при движении. Правильная осанка делает фигуру человека красивой и способствует нормальному функционированию двигательного аппарата и всего организма человека. Формирование осанки у человека начинается с первых дней жизни. По мере развития движений у ребенка образуется четыре естественных (физиологических) изгиба позвоночника; шейный и поясничный — выпуклостью вперед — лордоз (если смотреть на позвоночник сбоку), грудной и крестцовый — выпуклостью назад — кифоз. При правильной осанке физиологические изгибы позвоночника равномерно и умеренно выражены. Они образуются к 6-7 годам. Это играет очень важную роль в предохранении внутренних органов и головного мозга от толчков и сотрясений, т.к. позвоночник приобретает способность пружинить при движениях. С появлением естественных изгибов позвоночника, определяющих вертикальное положение тела, закрепляется и привычное положение отдельных его частей: головы, плеч, лопаток, грудной клетки, живота, таза, стоп. Начинает определяться и закрепляться осанка. Таким образом, необходимость выработки хорошей осанки вызывается не только эстетическими требованиями, но и медицинскими.
На формирование неправильной осанки большое влияние оказывает состояние нижних конечностей, в частности плоскостопие и детская косолапость.
ПЛОСКОСТОПИЕ — это деформация стопы, в результате которой снижается ее свод.
С поступлением ребенка в школу его двигательный режим значительно меняется, возрастает объем статической нагрузки, а это ведет к увеличению функциональных нарушений осанки детей, причем большой процент детей уже имеют различные нарушения опорно-двигательного аппарата. О чем это говорит? Прежде всего, о неиспользованных резервах формирования осанки в период дошкольного возраста. Статистика детских поликлиник показывает, что родители обращаются к врачам по поводу патологии опорно-двигательного аппарата у детей в 4 — 5 раз меньше, чем в действительности она существует.

Своевременное воздействие на формирующуюся осанку в период дошкольного возраста очень важно. Чем раньше начнутся профилактика и коррекция различных видов нарушений осанки, плоскостопия, косолапости, тем больше вероятности того, что у ребенка не возникнет проблем со здоровьем. Вот почему важно, чтобы в детском саду был создан стойкий барьер отклонениям опорно-двигательного аппарата у будущих школьников. При этом практически все специалисты считают наиболее эффективным средством профилактики и коррекции нарушений осанки физические упражнения.

После рождения у малыша еще нет осанки, нет и сводов у стоп, специалисты говорят о физиологическом плоскостопии. В процессе освоения самостоятельной опоры и хождения, под  действием  физической нагрузки начинается процесс формирования сводов стоп. По мере роста ребенка, перестраиваются и анатомические особенности ножек, к 6 месяцам можно увидеть начальное формирование сводов. Весь же процесс формирования длиться несколько лет и заканчивается примерно к концу дошкольного возраста.

Но бывают и отклонения от нормы. К группе риска можно отнести малышей, у которых неврологи или ортопеды на первом году жизни находили отклонения в мышечном тонусе, особенно  в его снижении, или по ряду причин отмечалось выраженное отставание ребенка в двигательном или психомоторном развитии, а также при выраженной недоборе  или избыточном весе малыша.  На этом фоне первыми признаками неблагополучия будет вальгусная установка стоп. Это можно наблюдать  при стоянии ребенка, он «заваливает» стопу внутрь.

Это может быть связанно с тем, что его мышцы и связки более растяжимы и не удерживают голеностопный сустав и стопу в правильном положении.  Вес его тела неправильно распределяется на ножки, чрезмерную нагрузку испытывает внутренний край стопы, где должен начать формироваться продольный свод.  Поэтому врачи называют такие стопы у малышей плоско-вальгусными. Вовремя определить, что есть изменения или отклонения в процессе формирования стоп у ребенка,  это значит иметь возможность это исправить! А определить это может только специалист.

Причины и факторы, способствующие нарушениям осанки:

  1. Нерациональный режим (раннее усаживание ребенка раннего возраста в подушки, ношение ребенка постоянно в одной руке, преждевременное (минуя стадию ползания) начало обучения ходьбе, привычка во время прогулок постоянно держать ребенка за одну и ту же руку.
  2. Частые хронические заболевания, продолжительная болезнь ребенка (гипотония мышц, рахит, пороки развития позвоночника, близорукость, косоглазие, туберкулез и т.д.).
  3. Неправильная поза, с использованием инвентаря, не отвечающего возрастным особенностям детей, при выполнении различных видов деятельности (рисование, работа на земельном участке и т.д.). Неправильный подбор мебели, сильно высокий или низкий стол.
  4. «Вредные привычки»:
  • сидеть горбясь,
  • стоять с упором на одну ногу,
  • ходить с наклоненной вниз головой, опущенными и сведенными вперед плечами,
  • рисовать, рассматривать картинки, читать лежа на боку (особенно при длительном постельном режиме в период болезни).
  1. Неправильная организация ночного сна детей (узкая, короткая кровать, мягкие перины, высокие подушки); привычка спать на одном боку, свернувшись «калачиком», согнув тело, поджав ноги к животу, влечет нарушение кровообращения и нормального положения позвоночника.
  2. Однообразные интенсивные движения:
  • отталкивание одной и той же ногой при езде на самокате;
  • прыжки на одной и той же ноге (игра в «классики»);
  • длительная езда на велосипеде, особенно при занятии таким видом спорта (человек сидит за рулем велосипеда с резко согнутым корпусом и наклоненной вперед головой);
  • занятия только боксом без общей физической подготовки – поднимаются плечи, корпус несколько нагибается вперед, в результате чего образуется сутулая осанка;
  • при распашной гребле и гребле на каноэ.
  1. Перетягивание живота в верхней его части тугими резинками, поясами – этим вызываются изменения во внутренних органах брюшной полости, нарушается правильное, глубокое дыхание, координированное движение многих мышц, поддерживающих позвоночник и препятствующих его деформации.
  2. Понижение слуха на одно ухо (человек, желая получше слышать, все время склоняет или поворачивает голову к говорящему).
  3. Нарушение обмена в соединительной ткани, к которым часто имеется наследственная предрасположенность.
    Профилактика плоскостопия

1.Минимизировать нагрузку на ножки малыша до 7-8 месяцев, поскольку деформация стопы возникает на фоне не окрепших мышцах голеностопа. Многие родители, сами того не желая, являются причиной того, что у ребенка развивается данное заболевание, когда пытаются ускорить вставание ребенка на ножки. Не нужно торопиться, пусть ребенок сам встанет самостоятельно.

  1. Укрепление мышц, поддерживающих свод стопы (ходьба босиком по неровному, но мягкому грунту (песок, земля). В ежедневную утреннюю гимнастику вводят ряд упражнений (ходьба на носках, пятках, внешнем крае стопы и т.д., плавание).
    3. Ношение рациональной обуви: соответствие обуви длине и ширине стопы; иметь широкий носок и широкий каблук (для дошкольников 0,8 см, для младших школьников 1-2 см); иметь эластичную подошву; двух-трехлетним менять обувь на большую 2-3 раза в год, каждый раз на номер больше, четырех-шестилетним – два раза; не допускать, чтобы ребенок ходил постоянно в кедах, кроссовках, резиновой обуви; стелька – супинатор.
    4. Проводить профилактику рахита.
  2. Регулярно с ребенком проходить плановые осмотры врачей. Обязательно проводить курсы профилактического массажа.
  3. Ограничение нагрузки на нижние конечности.
  4. Воспитание правильной походки (при ходьбе и стоянии носки смотрят прямо вперед, нагрузка приходится на пятку, 4 и 5 пальцы, внутренний свод не опускается).

Профилактика нарушений осанки

  1. Необходима правильная организация общего и двигательного режима.
  2. Контроль за осанкой ребенка в течение всего дня (использовать коррекционные стены в группах).
  3. Воспитывать правильные привычные позы при занятиях игрушками и во время сна (опасна поза «калачиком»). Правильная поза во время сна – прямое симметричное положение туловища.
  4. Постель должна быть жесткой, подушка плоской.
  5. Менять позы во время проведения занятий (стоя, сидя, лежа).
  6. Физминутка – одно из ценных мероприятий в борьбе с утомляемостью детей и длительной нагрузкой на позвоночник.

Исправление различных видов нарушений осанки – процесс длительный, поэтому легче предупредить заболевание, чем лечить. По данным мониторинга Центра «Семья», 30-40% дошкольников имеют нарушения осанки, а среди школьников – 90%.

Если у вашего ребенка уже стоит такой диагноз, кроме вышеперечисленного, необходимо заниматься лечебной гимнастикой, которая поможет укрепить мышцы малыша. В первую очередь, учите ходить ребенка босиком  по таким натуральным поверхностям, как песок, скошенная трава, камни. Дома можно использовать массажные дорожки (есть большой выбор уже готовых, для творческих мамочек — нет предела в фантазии, их можно сделать самостоятельно). Положительно влияют на правильное формирование свода стопы хождение на носочках, на пяточках, на внешней стороне стопы с пальцами загнутыми внутрь.

Комплекс упражнений для укрепления мышц свода стопы:

  1. Упражнение «Каток» – ребенок катает вперед-назад мяч, скалку или бутылку. Упражнение выполняется сначала одной, затем другой ногой.
  2. Упражнение «Разбойник» – ребенок сидит на полу с согнутыми ногами. Пятки плотно прижаты к полу и не отрываются от него в течение всего периода выполнения упражнения. Движениями пальцев ноги он старается подтащить под пятку разложенное на полу полотенце (или салфетку), на котором лежит какой-нибудь груз (например, камень). Упражнение выполняется сначала одной, затем другой ногой.
  3. Упражнение «Маляр» – ребенок, сидя на полу с вытянутыми ногами, колени выпрямлены, большим пальцем одной ноги проводит по подъему другой ноги по направлению от большого пальца к колену. «Поглаживание» повторяется 3-4 раза. Упражнение выполняется сначала одной, затем другой ногой.
  4. Упражнение «Сборщик» – ребенок, сидя на полу с согнутыми коленями, собирает пальцами одной ноги различные мелкие предметы, разложенные на полу (игрушки, прищепки для белья, ёлочные шишки и др.), и складывает в кучки. Другой ногой он повторяет то же самое. Затем без помощи рук перекладывает предметы из одной кучки в другую. Следует не допускать падение предметов при переносе.
  5. Упражнение «Художник» – ребенок карандашом, зажатым пальцами ноги, рисует на листе бумаги различные фигуры, придерживая лист другой ногой. Упражнение выполняется сначала одной, затем другой ногой.
  6. Упражнение «Гусеница» – ребенок сидит на полу с согнутыми коленями, пятки прижаты к полу. Сгибая пальцы ног он подтягивает пятку вперед к пальцам, затем пальцы снова распрямляются и движение повторяется (имметация движения гусеницы). Передвижение пятки вперед за счет сгибания и выпрямления пальцев ног продолжается до тех пор, пока пальцы могут касаться пола. Упражнение выполняется обоими ногами одновременно.
  7. Упражнение «Кораблик» – ребенок, сидя на полу с согнутыми коленями и прижимая подошвы ног друг к другу» постепенно старается выпрямить колени до тех пор, пока пальцы и пятки ног могут быть прижаты друг к другу (старается придать ступням форму кораблика).
  8. Упражнение «Мельница» – ребенок, сидя на поду с выпрямленными ногами, описывает ступнями круги в двух направлениях.
  9. Упражнение «Серп» – ребенок, сидя на поду с согнутыми коленями, ставит подошвы ног на под (расстояние между ними 20 см). Согнутые пальцы ног сначала сближаются, а затем разводятся в разные стороны, при этом пятки остаются на одном месте. Упражнение повторяется несколько раз.
  10. Упражнение «Барабанщик» – ребенок, сидя на полу с согнутыми коленями, не касаясь пятками пола, двигает ступнями вверх и вниз, касается пола только пальцами ног. В процессе выполнения упражнения колени постепенно выпрямляются.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей "Профилактика и лечебная физкультура при нарушениях осанки у детей"

В памятке описаны причины нарушения осанки, профилактические мероприятия, направленные на укрепление мышц спины, и комплекс упражнений, направленный на предупреждение сколиозов...

Лечебная физкультура для профилактики и коррекции осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста.

Родители часто не обращают  внимание на осанку ребенка, ведь малыш ни на что не жалуется. Вернее, жаловаться он может на что, угодно: головные боли, повышенную утомляемость, плохую п...

Оздоровительная и лечебная физкультура для профилактики ожирения.

Оздоровительная и лечебная физкультура для профилактики ожирения....

Консультация для родителей Лечебная физкультура при искривлении осанки

Консультация для родителей Лечебная физкультура при искривлении осанки...

Консультация для родителей: «Лечебная физкультура для профилактики и коррекции осанки у детей дошкольного возраста».

Консультация для родителей: «Лечебная физкультура для профилактики и коррекции осанки у детей дошкольного возраста»....

Лечебная физкультура для профилактики и коррекции осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста.

Родители часто не обращают внимание на осанку ребенка, ведь малыш ни на что не жалуется. Вернее, жаловаться он может на что, угодно: головные боли, повышенную утомляемость, плохую память. Но мал...