"Живые игрушки" или роль природного материала в процессе развития ребёнка дошкольного возраста
статья на тему

Гвоздева Екатерина Владимировна

Опыт использования природного материала в игре

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx16.84 КБ

Предварительный просмотр:

«Живые игрушки» или роль природного материала в процессе развития ребёнка дошкольного возраста.

Автор: Гвоздева Екатерина Владимировна (воспитатель ГБДОУ №38, Пушкинского района, г. Санкт-Петербурга)

Как известно, в дошкольном возрасте преобладает игра, именно в процессе игры дети приобретают необходимые знания, умения, навыки для дальнейшего становления и развития.

  В настоящее время наших детей окружает множество игрушек из пластмассы, металла, резины, бумаги  и др., и не всегда эти игрушки надлежащего качества, нет в них ни души, ни тепла,  они очень ограничены в своём назначении, поэтому ребёнок быстро теряет к ним интерес.

  Но если оглянуться вокруг, то можно увидеть, что в мире существует огромное количество природных материалов, которые преподносит нам сама природа. Вводя детям в игру природные материалы (песок, вода, шишки, орехи, каштаны, спилы дерева, камни и др.), мы вызываем живой интерес, что способствует развитию фантазии, творческого воображения, памяти, нестандартного мышления, мелкой моторики. Кроме того развиваются различные органы чувств, так как природные материалы часто имеют аромат, яркий внешний вид, различную поверхность. Формируются такие качества как бережность и забота об окружающем мире. Дети учатся сравнивать объекты и явления, выделяя признаки сходства и различия, классифицировать объекты по форме, цвету, размеру.

  Знания, приобретённые путём самостоятельного поиска, исследовательской деятельности, сюжетно – ролевые игры становятся богаче, ярче и содержательнее.

Помимо того, что дети сами придумывают, как использовать природные материалы в игре (Например, каштаны – это картофель, шишки  - ёлочки, ёжики, камушки превращаются в тропинку или строение, палочки – в удочки для кукол, макароны и др.), они являются основой для различных поделок. Также с природным материалом существует много дидактических игр, приведу в качестве примера несколько:

  1. «Камушек, расти!"»

Цель: Расположить камушки от меньшего к большему.

  1. «Волшебный мешочек»

Цель: Поместить в мешочек различные природные материалы (Орехи, каштаны, шишки, жёлуди и др.). Ребёнок на ощупь определяет, что у него в руках. В старшем возрасте можно усложнить задание, составив с выпавшим предметом предложение, описать его свойства и т.д.

  1. «Выложи узор»

Цель: Повторить узор из веточек, листиков, камушков по образцу педагога или другого ребенка.

  1. «Найди по силуэту»

Цель: К силуэтам, изображённых на листе бумаги,  подобрать настоящие листочки, назвать деревья, у которых такие листочки.

  Природный материал – это неиссякаемый источник для вдохновения, обогащения процесса развития ребёнка. Переориентация на «игрушки» естественного происхождения, может стать ключом к более здоровому развитию детей во всех сферах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль предметного мира в развитии ребёнка дошкольного возраста

Роль предметного мира в развитии ребёнка  дошкольного возрастаНи для кого не секрет, что окружающие нас предметы оказывают огромное влияние на нашу жизнедеятельность. Мы не можем без них обходить...

Доклад на тему "Роль физической культуры в жизни ребёнка дошкольного возраста"

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения.формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в...

«Роль народного творчества в воспитании ребёнка дошкольного возраста»

Знакомство с обычаями и традициями русских народных праздников. Если ребенок родился и росНа родной стороне, среди русских берез,Слышал русские песни, колядки справлял,С светлым праздником Пасхи ...

«Изготовление поделок из осеннего природного материала с детьми старшего дошкольного возраста»

Примеры подбора материала для изготовления осенних поделок. Изготовление поделок из выбранного природного материала....

Роль природного материала в развитии детей дошкольного возраста с ОВЗ

Игры с водой и песком включаются в общий комплекс коррекционно-развивающей работы с детьми. Игры проводятся на основе системных знаний, которые ребенок получает в процессе взаимодействия с окружающим ...

Программа по инновационной деятельности с использованием природного материала с детьми раннего дошкольного возраста.

Программа по развитию речевой активности у детей раннего дошкольного возраста с использованием природного материала....