Средства и методы воспитания культуры поведения у старших до-школьников в общественных местах.
статья (старшая группа) по теме

Еремия Ирина Мурмановна

Как известно, любой воспитательный процесс эффективен только с использо­ванием подходящих методов и приёмов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Средства и методы воспитания культуры поведения у старших дошкольников в общественных местах.

 Для воспитания у детей культуры поведения важно, в каких условиях воспитывается ребёнок. С.В.Петерина считает, что эффективным средством

воспитания является, прежде всего, правильно организованный режим, если воспитатель активизирует деятельность детей, целенаправленно помогает строить правильные взаимоотношения друг с другом.

Как известно, любой воспитательный процесс эффективен только с использованием подходящих методов и приёмов. Метод воспитания - это специально организованное взаимодействие воспитателя и ребёнка с целью решения педагогической задачи, путём влияния на сознание, чувства, поведение воспитуемого.

В дошкольной педагогике используется классификация В.И.Логиновой, основанная на активизации механизма нравственного воспитания. В.И.Логинова выделяет три группы методов: методы формирования нравственного поведения (приучение, упражнения, руководство деятельностью); методы формирования нравственного сознания (разъяснение, внушение, беседа); методы стимулирования чувств и отношений (пример, поощрение, наказание, оценка).

В современной науке также большое место отводится методическим вопросам воспитания культуры поведения. Вопросам воспитания культуры поведения у дошкольников посвятили свои исследования С.В.Петерина, И.Н.Курочкина. Многие педагоги отмечают, что поведение взрослых служит для детей наглядным примером, дети начинают подражать, старшим. Подражать можно как поступкам, действиям, так и слову. Человек, а тем более ребенок никогда не подражает тому, что ему не нравится, чего он не любит. Эмоциональность подражания особенно ярко выражается у детей. В их подражании всегда проявляется непосредственность и искренность чувств. Подражательность детей, как одну из характерных черт ребёнка - дошкольника,  необходимо учитывать в педагогической работе,  так как подражание для ребёнка - это способ усвоения.

Методы поощрения и наказания могут иметь как положительное, так и отрицательное воздействие. Степень и частота поощрения должны соотноситься со стремлением и старанием ребёнка поступать хорошо. Невнимание к ребёнку можно использовать как меру наказания, которая является тоже своеобразной формой осуждения поведения ребёнка.

В работе с детьми педагог помогает им уяснить, почему воспитанный человек поступает так, а не иначе. Разъясняет, что например, привлекать внимание окружающих громким разговором нельзя, криком неприлично. Такое поведение-признак невоспитанности и неуважения к окружающим. А тот, кто не умеет с уважением относиться к другим, никогда не может рассчитывать на уважение к себе. Важно, чтобы усвоение правил требовало от детей постоянного элементарного самоконтроля: чтобы ребёнок как бы примерял и сравнивал свои действия с тем, что предписано правилом. Это развивает в нём самосознание, умение оценивать своё поведение.

   Педагог обращается к знакомым потешкам, использует меткие сравнения из любимых детских художественных произведений. Художественное слово создаёт представление о правилах поведения, нравственных нормах, заставляя ребёнка искать и находить их проявления в реальной жизни. Воспитанию этических чувств и отношений на основе художественной литературы посвятила своё исследование А.М.Виноградова, отметившая, что художественная литература активно воздействует на чувства и разум ребёнка, развивают его восприимчивость, эмоциональность. Недостаточное развитие этих качеств психики ребёнка приводит к искусственному ограничению его возможностей, к воспитанию человека, который не чувствует, не понимает, а слепо следует усвоенным правилам поведения.

   Игровая деятельность оказывает влияние на культуры поведения. Играя, дети учатся общаться, взаимодействовать. Формируя у ребенка стремление к общению, взрослые должны поощрять даже самые незначительные попытки детей играть друг с другом. Полезно объединять детей вокруг дел, заставляющих их вместе радоваться, переживать, испытывать чувство удовлетворения, проявлять доброжелательность.  Игра создаёт у детей общее радостное настроение, вызывает чувство удовольствия. В игре дети учатся овладевать нормами поведения, приобретать индивидуальный опыт, оценивать поступки и действия других детей, получить оценку своих поступков. Использование игры делает сам процесс обучения естественным, ребёнок не ощущает себя его объектом. Через игру воспитатель может в увлекательной форме не только раскрыть содержание, но и связать эти требования с конкретными поступками ребёнка, закрепить положительное отношение к выполнению правил поведения в жизни. Воспитание культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста осуществляется в тесной связи с формированием у них навыков коллективизма.

   С дошкольниками проводятся индивидуальные и групповые беседы, в которых круг обсуждаемых понятий весьма разнообразен. Например, что значит соблюдать правила поведения? Кто из детей группы соблюдает и не соблюдает? Кто из ребят группы уважает других людей и почему об этом ребенке можно так сказать? Как в словах и поступках  проявляется любовь к близким людям?

   В ходе беседы знания детей уточняются, обогащаются, систематизируются. Участие в беседе прививает ряд полезных умений: слушать друг друга, не перебивать, тактично и доброжелательно оценивать высказывания. Через содержание беседы педагог воспитывает чувства, побуждает детей к осознанию поступков, явлений, ситуаций морального характера. Задача педагога так построить беседу, чтобы опыт каждого ребёнка стал достоянием всего коллектива.

   Содержанием этической беседы могут стать возникшие в группе негативные или наоборот доброжелательные отношения. Благодаря этому воспитатель имеет возможность на конкретных примерах показать, что содержат в себе такие понятия как «доброжелательность», «уважение», «вежливость». С помощью таких бесед педагог может ставить детей перед выбором поступка.      В этой связи он формирует вопросы с позиции речевой культуры. «А как бы ты попросил?», «А как бы ты представился?». В работах Л. П. Князевой, А. М. Виноградовой раскрыта методика проведения этических бесед. В процессе немаловажное значение имеет эмоциональное отношение самого педагога к обсуждаемой ситуации. Его голос, мимика, жест подчёркивает отношение к проблеме, которая заключена в содержании ситуации.

   Культура поведения ребёнка во многом зависит от культуры поведения родителей и от уровня их педагогических знаний, так как в общении с родителями ребёнок усваивает нормы, правила, привычки культурного  поведения.   Культура поведения ребёнка обычно отражает культуру его семьи, различный характер отношений его членов к обществу, людям. Особенности общения взрослых, их тон, стиль, ребёнок быстро перенимает. Воспитание ребёнка в семье страдает именно из-за отсутствия педагогических знаний, культуры поведения у родителей.

   Необходимо проводить работу с родителями и привлекать их к участию в воспитании у детей культуры поведения. Обсуждать в родительском коллективе вопрос важности соблюдения вежливости в семье, ее значении для формирования у ребенка убеждения в необходимости доброжелательных отношений.

   Повседневная жизнь ребёнка должна быть пронизана любовью и доброжелательностью. Ни одна сфера общения не должна рождать в ребёнке страх, униженность. Именно от этого зависит благополучие ребёнка, желание посещать детский сад, умение легко и безболезненно контактировать со сверстниками. Использование средств и различных методов будут удачными и успешными лишь при условии комплексного применения, во взаимосвязи.

    Таким образом, для воспитания культуры поведения у детей необходимо использовать разнообразные методы и средства. Эффективным средством воспитания является, прежде всего, правильно организованный режим, если воспитатель активизирует деятельность детей, целенаправленно помогает строить правильные взаимоотношения друг с другом. Успешно применяя в своей работе индивидуальные и групповые беседы, используя художественное слово, создавая специальные игровые ситуации и упражнения, привлекая к участию решения данной проблемы родителей, воспитатель формирует у детей коммуникативные умения, позволяющие эффективно осуществлять речевую деятельность в разных ситуациях общения. А  соблюдение детьми правил поведения является показателем их культуры поведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: «Воспитание культуры поведения детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы»

«Воспитание культуры поведения детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы»...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: «Воспитание культуры поведения детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы»

«Воспитание культуры поведения детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы»...

дипломная работа на тему " Воспитание культуры поведения детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы"

в  дипломной  работе  отражен  опыт  по  созданию  художествеенно -  эстетических  условий  для  развития  детей  в  соответствии ...

« Воспитание культуры поведения детей старшего дошкольного возраста в общественных местах»

Актуальность исследования  Проблема воспитания культуры  поведения старших дошкольников в общественных местах всегда была достаточно актуальной, а в современных условиях она приобретает особ...

Обобщение опыта работы по теме: «Воспитание культуры поведения детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы»

Современное общество ставит перед воспитателями, педагогами и родителями задачу воспитания высокообразованного и хорошо воспитанного молодого поколения, владеющего всеми достижениями созданной человеч...

Консультация для родителей «Культура поведения ребёнка в детском саду, в общественных местах и дома»

Консультация для родителей «Культура поведения ребёнка в детском саду, в общественных местах и дома»...

Консультация для родителей «Культура поведения ребёнка в детском саду, в общественных местах и дома»

Консультация для родителей "Культура поведения ребёнка в детском саду ,в общественных местах и дома"...