Мастер -Класс " Использование приемов ТРИЗ в развитии речи дошкольников"
методическая разработка по развитию речи

Николаева Любовь Борисовна

Мастер класс Мастер-класс на тему:

«Использование приёмов ТРИЗ в развитии речи дошкольников»

Провела воспитатель :Николаева Л.Б

Задачи: распространение педагогического опыта.

Цели: ознакомление педагогов с использованием приёмов ТРИЗ в развитии речи дошкольников;

Ознакомление с методикой составления загадок - отрицаний используя признаки, представленные в виде зрительных символов.

План проведения мастер-класса.

  1. Актуализация темы.
  2. Теоретическая часть.
  3. Ознакомление с методами, приёмами использования ТРИЗ, ТРИЗ-играми.
  4. Практикум.
  5. Вывод.

  Сегодня дорогие коллеги ,я хочу поговорить с вами о ТРИЗ технологии. ТРИЗ зародился давно, в 1946 году, основателем данной технологии является великий немецкий  философ, писатель, изобретатель Генрих Саулович Альтшуллер. А в дошкольное образование ТРИЗ пришел в 80 годы, в то время бурную деятельность по данной технологии развивала педагог  Л,Б Фесюкова, Шустерман, Т Н Доронова .чуть позже присоединились ряд известнейших педагогов  Светлана Гин, Светлана Пристяжная и другие.

Цель ТРИЗ – не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системнос пониманием происходящих процессов. Учить детей находить выход из любой создавшейся ситуации. ТРИЗ технологию я использую во всех видах деятельности: в играх, во всех видах  НООД ,в наблюдениях. ТРИЗ очень многогранен и уникален, о нем можно говорить бесконечно. Сегодня я остановлюсь именно применение данной технологии по развитию речи.

В работе по тризовским технологиям по развитию речи я использую различные методы и приемы. Хочу познакомить вас с некоторыми из них.

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл мастер класс ТРИЗ222.04 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс на тему:

«Использование приёмов ТРИЗ в развитии речи дошкольников»

Провела воспитатель :Николаева Л.Б

Задачи: распространение педагогического опыта.

Цели: ознакомление педагогов с использованием приёмов ТРИЗ в развитии речи дошкольников;

Ознакомление с методикой составления загадок - отрицаний используя признаки, представленные в виде зрительных символов.

План проведения мастер-класса.

  1. Актуализация темы.
  2. Теоретическая часть.
  3. Ознакомление с методами, приёмами использования ТРИЗ, ТРИЗ-играми.
  4. Практикум.
  5. Вывод.

  Сегодня дорогие коллеги ,я хочу поговорить с вами о ТРИЗ технологии. ТРИЗ зародился давно, в 1946 году, основателем данной технологии является великий немецкий  философ, писатель, изобретатель Генрих Саулович Альтшуллер. А в дошкольное образование ТРИЗ пришел в 80 годы, в то время бурную деятельность по данной технологии развивала педагог  Л,Б Фесюкова, Шустерман, Т Н Доронова .чуть позже присоединились ряд известнейших педагогов  Светлана Гин, Светлана Пристяжная и другие.

Цель ТРИЗ – не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системнос пониманием происходящих процессов. Учить детей находить выход из любой создавшейся ситуации. ТРИЗ технологию я использую во всех видах деятельности: в играх, во всех видах  НООД ,в наблюдениях. ТРИЗ очень многогранен и уникален, о нем можно говорить бесконечно. Сегодня я остановлюсь именно применение данной технологии по развитию речи.

В работе по тризовским технологиям по развитию речи я использую различные методы и приемы. Хочу познакомить вас с некоторыми из них.

Один из методов является  - мозговой штурм. Он предполагает постановку изобретательской задачи и нахождения способов ее решения с помощью перебора ресурсов, выбора идеального решения. Изобретательные задачи должны быть доступны детям по возрасту. Например задача :

1) Как остаться сухим, гуляя под дождем. (Можно надеть плащ, взять большую коробку, поднять ее над головой, надеть шляпу с широкими полями и т. п.)

  2)"Учеными выведена новая порода зайца. Внешне он, в общем – то, такой же, как и обычные зайцы, но только новый заяц черного цвета. Какая проблема возникнет у нового зайца? Как помочь новому зайцу выжить?” 
(
На черного зайца легче охотиться лисе. Особенно его хорошо видно на снегу. Теперь ему только под землей надо жить или там, где вообще нет снега, а только черная земля . А гулять ему теперь надо только ночью . .Ему надо жить с людьми, чтобы они заботились о нем, охраняли его .) Анализ каждой идеи идет по оценке "хорошо - плохо", т. е. что-то в этом предложении хорошо, но что-то плохо. Данный метод позволяет развивать у детей способность к анализу, стимулирует творческую активность в поиске решения проблемы, дает осознание того, что безвыходных ситуаций в жизни не бывает

 Еще пример задачи:

Семья уезжает на месяц в отпуск. Надо поливать комнатные растения. Как быть?

Решения:

-Попросить соседей приходить поливать;

-Поставить горшки в таз с водой;

-Наполнить бутылки водой, перевернуть их

и воткнуть в землю;

-Закопать в землю цветочного горшка фитиль (жгут из ваты), а другой конец поместить в банку с водой;

-Отнести цветы соседям;

-Накрыть растения стеклянными банками или пластиковыми мешками;

-Раздарить цветы.

Один из методов - аналогия. Личностная аналогия (эмпатия) предлагает ребенку представить самого себя в качестве какого-нибудь предмета или явления в проблемной ситуации.

Например: «Ты – муха, которая залетела в дом. На столе стоит банка с вареньем тебе очень хочется варенья, но банка закрыта. Что ты сделаешь? Расскажи».  «Я девочка, а ты мама птенца. Уговори меня, чтобы я не взяла в руки твоего птенца». 

 Или ,представь, что ты животное, которое любит музыку, но не умеет говорить, а хочет спеть песню.

 1 группа Прохрюкайте "В лесу родилась елочка…",

2 группа промяукайте "Солнечный круг»

- «Спасательные ситуации в сказках». 
Такой метод служит предпосылкой для сочинения всевозможных сюжетов и концовок. Кроме умения сочинять, ребенок учится находить выход из, порой, трудных обстоятельств
"
Однажды котенок решил поплавать. Заплыл он очень далеко от берега. Вдруг началась буря, и он начал тонуть . . .” Предложите свои варианты спасения котенка
Моделирование сказок: вначале детям дается  каритнка одного предмета.например черный домик.Дети сочиняют по ней сказку.Это домик Бабы яги или там живет кто то злой. На след этапе добавляем еще дополнительно картинки, например. людей ,животные ,цветы

Сказки по схемам. Даю схемы, дети придумывают сказки. Предлагаю схему.

Сказки по схеме с зарисовкой .Даю детям схему .они составляют свою сказку с зарисовкой.

Так же использую схемы уже к известным сказкам. Даю схемы от простого к сложному.(примеры схем Гуси –лебеди. )

По развитию речи на занятиях использую метод 

 « Веселых сочинялок».Кто удачнее сочинит в рифму стишок по заданной строке.

  • Например: Шла корова по Луне…(Пела песню о себе.)
  • Мы спросили попугая…(Что он сделал с кружкой чая?)
  • Стрекоза на шляпу села…(Шляпа весело взлетела.)
  • Сварен суп из топора…(Вот такие, брат, дела!)
  • Листик по ветру кружился….(и на землю опустился)
  • Снеговик глаза открыл…(нас увидел ,все забыл)
  • Буратино -длинный нос…(весь сосульками оброс).
  • Дед Мороз мешок принес..(и обратно все унес)
  • Ежик,ежик ,мой дружок..(поиграй со мной в рожок, сколько .стоит пирожок.)

Использование мнемотаблиц. Что позволяет развивать зрительную и слуховую память ,развивает кругозор мышление ,все стороны речи.

C:\Users\Борисовна\Desktop\ТРИЗ\МНЕМОТАБЛИЦЫ\0018-010-.png

Использую с детьми на занятиях и вне занятий ТРИЗ игры:

ДаНет — игроки разгадывают “тайну”, заданную ведущим. Для этого игроки задают ведущему вопросы в такой форме, чтобы он мог ответить “Даили “Нет”. Ведущему разрешается давать следующие ответы на поставленные вопросы: “да”, “нет”, “и да, и нет”, “это не существенно”, “об этом нет информации”. К примеру:

Я загадала слово (кошка).

 – Это слово обозначает предмет?

 – Да.

 – Это растение?

 – Нет.

 – Это что-то неживое?

 – Нет.

 – Это животное?

 – Да.

«Повторяка»

 Педагоги выбирают себе образы или получают их от ведущего. Затем ведущий называет свой образ и свойственную ему функцию, а остальные педагоги «примеряют» эту функцию на себя:

Я – лягушка. Я умею прыгать.

Я – машинка. Я тоже прыгаю, когда еду по кочкам.

Я – карандаш, я тоже прыгаю, когда рисую точечки. И т.д.

Основная сложность данного тренинга в том, что необходимо найти условия проявления данной несвойственной функции.

Игра «Загадывание желаний»

Ребенок составляет небольшой рассказ ,продумывая свою жизнь в этой роли. Например : «Если бы я был цветком …..

Игра «На что похоже ?»

C:\Users\Борисовна\Desktop\ТРИЗ\МНЕМОТАБЛИЦЫ\20180214_145737.jpg

«Что взяла с собою девочка на прогулку?(развивать ассоциативное мышление)

C:\Users\Борисовна\Desktop\ТРИЗ\МНЕМОТАБЛИЦЫ\20180214_145746.jpg

Игра «хорошо-плохо» -

научить выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны

Игра «Метель» -

научить определять функциональное назначение объектов

Педагоги кружатся по комнате, изображая снегопад, со словами:

Закружила метель,

словно чудо карусель,

Все дорожки замела.

Нам в подарок принесла

И педагог называет любой объект. Все на последнем слове замирают на месте. Тот, кого укажет педагог, должен изобразить данный объект в действии.

Воспитывая и обучая своего ребенка руководствуйтесь девизом: «Творчество во всём!» Мы сами должны быть творческими во всем. Напоследок хочется проверить вашу фантазию. Задание:  «Детство»-сочинить творческий рассказик на тему «Детство». Окунемся в мир своего детства. Каждое предложение должно начинаться с заглавных букв данного слова.

И еще хочется что то сделать для вас приятное. У меня есть корзина с подарками. Вы берете подарок и дарите соседу с пожеланиями, чтоб пожелания соответствовали подарку.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для родителей по развитию речи дошкольников «Игровая деятельность как средство коммуникации и развития речи дошкольников»

Цели: ·        развивать произносительную сторону речи·        формировать коммуникативные навыкиЗадачи:Звуковая кул...

МАСТЕР КЛАСС «Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников».

Цель: ознакомление педагогов с методами мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективного запоминание, сохранение и воспроизведение информации.Совре...

Мастер-класс «Нетрадиционные приемы в развитии музыкальности дошкольников»

Отработка творческих методов и приемов в развитии музыкальных способностей у дошкольников....

Мастер-класс «Технология синквейн в развитии речи дошкольников» «Использование технологии «Синквейн» в речевом развитии дошкольников»

Цель:• Научить детей (педагогов) составлению синквейнов и рассказыванию.• Активизировать словарь детей путем подбора существительных, прилагательных и глаголов на определенную...

Мастер-класс «Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников»

Цель: Ознакомление педагогов с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.Задачи:...

Мастер-класс«Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников»

laquo;Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников». мастер-класс для педагогов  ДОУ...