ТЕМА: «Создание условий для эмоционального развития детей в ДОУ»».
консультация по психологии

Комина Наталия Николаевна

:  Познакомить педагогов с особенностями эмоционального развития и предложить  примеры игр с детьми на развитие эмоциональной сферы дошкольника.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_pedagogov.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация педагога-психолога для педагогов в ДОУ.

ТЕМА: «Создание условий для эмоционального развития детей в ДОУ»».

Цель:  Познакомить педагогов с особенностями эмоционального развития и предложить  примеры игр с детьми на развитие эмоциональной сферы дошкольника.

На сегодняшний день очевидна актуальность проблемы сохранения и укрепления психологического здоровья детей. Для ее решения важно обеспечить специально организованное воздействие на дошкольников, создание соответствующих психологических условий.

Все мы хорошо знаем, что развитие ребенка теснейшим образом взаимосвязано с особенностями мира его чувств и переживаний. Эмоции, с одной стороны, являются «индикатором» состояния ребенка, с другой - сами существенным образом влияют на его познавательные процессы и поведение, определяя направленность его внимания, особенности восприятия окружающего мира, логику суждений.

Маленькие дети часто находятся «в плену эмоций», поскольку еще не могут управлять своими чувствами, что может приводить к импульсивности поведения, осложнениями в общении со сверстниками и взрослыми. Лишь по мере личностного развития у них постепенно формируются способность осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональное состояние других людей, развивается произвольность поведения, чувства становятся более устойчивыми и глубокими. Особенно трудным для ребенка бывает период, когда в его жизни происходят существенные изменения – они начинают ходить в детский сад, переживают кризисные моменты трех и семи лет в период дошкольного детства. Очень часто возникают вопросы, что делать если:

  • Ребенок со всеми дерется  
  • Отказывается читать стихотворение на утренниках, участвовать в развивающих играх. 
  • Не играет со сверстниками на детской площадке
  • Не может устоять со сверстниками и пяти минут. 

Список подобных вопросов расширяется, и  решение подобных проблем ложиться на плечи воспитателей. Очень важно создать максимальные условия  для сохранения психологического здоровья каждого ребенка  в повседневной деятельности.  Взрослым важно научить ребенка не подавлять, а контролировать себя; отстаивать свои права и интересы, а также защищать себя социально приемлемым способом, не ущемляя при этом интересы других людей и не причиняя им вреда.  

В повседневной работе с детьми педагог может использовать следующие материалы

для психологической разгрузки

Уголок для уединения (шатер, палатка) мягкая мебель, фотоальбомы с групповыми и семейными фотографиями, мягкие игрушки

Обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме.

Поролоновые подушки, стаканчики для крика, мишени, Эти материалы помогут детям выразить свое агрессивное состояние и избежать конфликта со сверстниками.

Обучение детей умению владеть собой в различных ситуациях, приемам саморегуляции.

Цветные клубочки, волшебные предметы (шляпа, плащ, волшебная палочка, башмачки).  Игры с песком, водой, крупами, пуговицами, мешочки настроений, коробочка добрых дел.

Обучение детей бесконфликтному поведению с помощью эмоционально развивающих игр

В мире эмоции, эмоции, настольные дидактические игры: что такое хорошо? Что такое плохо «коврик дружбы»

Цель: научить детей разнообразным способам примириться после ссоры.

Оборудование: Коврик, на который садятся дети. К ним пришиваются  резинках перчатки.

Ход: поссорившиеся дети садятся на коврик надевают перчатки и мирятся, произнося разные стихи - мирилки.

« коробочка примирения»,

Цель:  Научить детей разнообразным способам примирения после ссоры

Оборудование: яркая коробка с дырками

Ход игры: Поссорившиеся дети, просовывают руки с разных сторон коробочки внутри, находят руки друг друга, здороваются и мирятся, произнося разные мирилки.

 «доска настроений»

Ход игры: На одной из игр познавательного цикла детям предлагается определить по картинкам настроение человека и указать, почему оно такое. В последующие дни можно провести игры «Зеркало», «Какое настроение», «Сердитое и доброе».

Когда дети научатся обозначать свое настроение при помощи символов, в группу вносится доска настроений. Воспитатель просит каждого ребенка определить и показать на доске, какое у него настроение. На первых порах воспитатель сам предлагает выполнить это задание во время утреннего приема и после сна.

Преодоление застенчивости, тревожности, снятия напряжения

Подиум, медали,« сонные игрушки»

Цели: Снижение тревоги, агрессии, общей тревожности и невротичности в период адаптации ребенка к детскому саду; создание положительной мотивации на режимный момент сна; улучшение эмоционального фона и развитие чувства уверенности.

Оборудование: Мягкие игрушки (безопасные зверюшки) размером от 10 до 20 см расположены на специальной полочке в спальне (по количеству детей) Для детей сильно подвижных – игрушки с наполнителем. Диск с медленной музыкой для засыпания и пробуждения.

«Передай по кругу»

Встаньте, пожалуйста, в круг, сейчас мы будем передавать по кругу огромный арбуз.

Ой, посмотрите у меня в руках непослушный маленький котенок.

Что это? Ко мне в руки попало что-то непонятное, похожее на глину. Передаем ее по кругу. После этой глины руки у нас очень грязные, но посмотрите! Перед нами водопад! Давайте помоем руки в этой прозрачной, прохладной воде

А теперь давайте побалуемся, наберем в руки воды и побрызгаемся друг на друга. А теперь опять спокойно подержим руки под струей водопада.

Обучение детей навыкам сотрудничества

Рисование «Наше настроение»

Примеры игр с использованием материалов психологического уголка.

«Игры с клубочками»

Цель: успокоить расшалившихся детей, обучить их одному из приемов саморегуляции.

Оборудование: клубочки плотных ниток.

Ход игры:   Педагог предлагает расшалившемуся ребенку смотать в клубок яркую пряжу. Размер клубка с каждым разом может становиться все больше. Взрослый сообщает ребенку, что этот клубочек не простой, а волшебный. Как только ребенок начинает сматывать, он успокаивается. Когда подобная игра станет для дошкольника привычной, он сам будет просить педагога дать ему волшебные нитки, всякий раз, если почувствует, что он огорчен, устал или завелся.

Вариант 2.

Цель: воспитание чувств принадлежности к группе, безопасности в коллективе; единства, сплоченности; умения действовать согласованно.

Ход игры: Воспитатель и дети стоят в кругу. Педагог запевает песенку, обматывает большой палец правой руки. Затем передает клубок следующему ребенку, называя его в песенке по имени и т.д. Когда песенка заканчивается воспитатель и дети соединены ниточкой. Клубок должен вернуться к педагогу, проделав полный круг. Затем одновременно все аккуратно снимают ниточку с пальцев и кладут ее на стол. Внимание детей обращается на то, что ниточка не порвалась, и ребята в группе всегда будут также крепко дружить. В заключении можно попросить воспитанников вспомнить пословицы и поговорки о дружбе.

«Мешочки настроений»

Цель: научить детей в приемлемой форме избавляться от плохого настроения.

Оборудование: Два мешочка. Один из светлого материала с изображением лица с хорошим настроением. Это мешочек радости, веселья, улыбок. Второй мешочек плохого настроения из темного материала, на нем изображено лицо с плохим настроением. Мешочки завязаны шнурками.

Ход игры: Выяснив у детей плохое настроение, педагог предлагает им воспользоваться мешочками. Дети развязывают шнурки, «складывают свое плохое настроение, злость, обиду в мешочек с плохим настроением завязывают его. Потом развязывают мешок с хорошим настроением и берут от туда хорошее настроение, улыбки, смех, радость.

«Подушки примирения»

Цель: научить детей разнообразным способам примириться после ссоры.

Оборудование: Подушки на которые садятся дети. К ним пришиваются  резинках перчатки.

Ход: поссорившиеся дети садятся на подушки надевают перчатки и мирятся, произнося разные стихи - мирилки.

«Коробочка примирения»

Цель:  Научить детей разнообразным способам примирения после ссоры

Оборудование: яркая коробка с дырками

Ход игры: Поссорившиеся дети, просовывают руки с разных сторон коробочки внутри, находят руки друг друга, здороваются и мирятся, произнося разные мирилки.

«Коробочка добрых дел»

Цель: Научить чуткому доброжелательному отношению к сверстникам; побудить детей к нравственным поступкам; воспитывать чувства уважения к людям.

Предварительная работа: чтение произведений, беседы на тему доброты и отзывчивости, рассказы –загадки о добрых и плохих поступках.

Ход игры: Воспитатель рассказывает детям о том, что это не простые коробочки – в них хранятся добрые поступки и полезные дела. Теперь каждое хорошее дело и добрый поступок они будут отмечать фишками, складывая их в коробочку. Когда заканчивается неделя, дети смогут посмотреть, в чьей коробочке фишек больше.

Игра с  « сонными игрушками»

Цели : Снижение тревоги, агрессии, общей тревожности и невротичности в период адаптации ребенка к детскому саду; создание положительной мотивации на режимный момент сна; улучшение эмоционального фона и развитие чувства уверенности.

Оборудование: Мягкие игрушки (безопасные зверюшки) размером от 10 до 20 см расположены на специальной полочке в спальне ( по количеству детей) Для детей сильно подвижных – игрушки с наполнителем. Диск с медленной музыкой для засыпания и пробуждения.

Игра «доска настроений»

Цель: Определение эмоционального состояния каждого ребенка в группе, выделить детей которым необходима эмоциональная поддержка, выяснение причины положительного или отрицательного эмоционального состояния и планирование работы по устранению отрицательных воздействий как в семье, так и в дошкольном учреждении.

Оборудование: доска с набором картинок изображающих настроение людей (радостное, нейтральное, грустное, незаконченная картинка), которыми воспитанники могут пользоваться в детском саду. Фотографии всех детей группы.

Ход игры: На одном из занятий познавательного цикла детям предлагается определить по картинкам настроение человека и указать, почему оно такое. В последующие дни можно провести игры «Зеркало», «Какое настроение», «Сердитое и доброе».

Когда дети научатся обозначать свое настроение при помощи символов, в группу вносится доска настроений. Воспитатель просит каждого ребенка определить и показать на доске, какое у него настроение. На первых порах воспитатель сам предлагает выполнить это задание во время утреннего приема и после сна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание условий для эмоционального благополучия детей в повседневной жизни

Создание благоприятных социальных условий в группе в первую очередь зависит от складывающихся в ДОУ профессиональных и человеческих взаимоотношений взрослых: воспитателей, администрации, специалистов,...

ДОКЛАД НА ТЕМУ: «Создание условий для эмоционального благополучия детей в ДОУ»

Проблема эмоционального самочувствия ребенка является одной из актуальных на современном этапе. Между душевным равновесием и физическим здоровьем существует тесная взаимосвязь, а положительное эмоцион...

Семинар-практикум Тема :«Создание условий для всестороннего развития нравственно – патриотического потенциала детей дошкольного возраста через приобщение к культуре и традициям своей малой Родины».

Осуществляя задачи годового плана мною был подготовлен и проведён семинар-практикум для педагогов с целью повышения уровня профессионального мастерства  в рамках реализации вариативной части...

Создание условий для эмоционального комфорта детей в группе ДОУ

С каждым годом все больше внимание привлечено к проблеме эмоционального благополучия у дошкольников. Это связано с тем, что появляется все больше дошкольников с отклонениями в развитии эмоциональ...

Создание условий для эмоционального комфорта детей в группе ДОУ

С каждым годом все больше внимания привлечено к проблеме эмоционального благополучия у дошкольников. Это связано с тем, что появляется все больше дошкольников с отклонениями в развитии эмоциональ...

Консультация для воспитателей «Создание условий для эмоционального благополучия детей в ДОУ и семье»

Внимание к проблеме эмоционального благополучия у дошкольников, привлечено тем, что с каждым годом появляется все больше дошкольников с отклонениями в эмоциональной сфере. Современные дети стали...