Картотека хороводных и подвижных игр для дошкольников .
картотека (средняя группа) по теме

Амосёнок Татьяна Владимировна

Образовательный процесс в детском саду направлен не только на интеллектуальное, социокультурное развитие ребёнка, но и на физическое.  Одним из самых результативных способов приобщения малыша к физической культуре считаются подвижные и хороводные  игры, они являются незаменимым  средством получением  ребёнком  знаний и  представлений  об окружающем  мире. Подвижные  игры развивают  сноровку, ловкость, влияют на развитие мышления,  смекалки.         
 Подвижные  и хороводные игры   обучают жизненным ситуациям, помогают ребенку получить правильное развитие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_v_tablitse-.docx28.62 КБ
Файл horovodnye_igry-.docx37.53 КБ

Предварительный просмотр:

 П/И «Листопад»

Цель: согласовывать движения с сигналом воспитателя. Закрепить цвет.

Описание игры:

Воспитатель раздает листочки и произносит: «Осенние листочки кружатся медленно. Осенние листочки разные: зеленые, желтые, красные. Будьте внимательны»

Листопад! Листопад!Листья желтые летят!

(летят желтые листья)

Листопад! Листопад!Листья красные летят!

(летят красные листья)

Листопад! Листопад!Листья зеленые летят!

(летят зеленые листья)

П/И «У медведя во бору»

Цель: Приучать детей поочерёдно выполнять разные функции (убегать и ловить).

Описание игры: За чертой опушки леса. Там сидит медведь. На противоположном конце площадки обозначают дом детей. Дети идут по направлению к лесу, собирая грибы, при этом приговаривая слова:
У медведя во бору
Грибы, ягоды беру.
А медведь сидит,
И на нас рычит.
После этих слов медведь с рычанием догоняет детей. Пойманных детей отводит к себе в берлогу.

 П/И «Зайка беленький сидит»

Цель. Приучать детей слушать текст и выполнять движения в соответствии с
текстом; учить их подпрыгивать, хлопать в ладоши, убегать, услышав последние слова
текста. Доставить детям радость.
Описание игры: Дети сидят на стульчиках или скамейках по одной стороне комнаты или
площадки. Воспитатель говорит, что все они зайки, и предлагает им выбежать на полянку.
Дети выходят на середину комнаты, становятся около воспитателя и приседают на
корточки.
Воспитатель :Зайка беленький сидит,
И ушами шевелит,
Вот так, вот так
Он ушами шевелит. (Дети шевелят кистями рук, подняв их к голове.)
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп,
Надо лапочки погреть. (Со слова "хлоп" и до конца фразы дети хлопают в ладоши.)
Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать,
Скок-скок, скок-скок,
Надо зайке поскакать. (Со слов "скок-скок" и до конца фразы дети подпрыгивают на обеих ногах          на месте.)
Кто-то зайку испугал,

Зайка прыг... и ускакал.
(Воспитатель показывает игрушку мишку - и дети убегают на свои места.)

 П/И «Курочка и цыплятки»

Цель: выполнять имитационные движения по сигналу воспитателя, звукоподражания голосу птиц.

Описание игры:

Воспитатель: « Я буду мамой курочкой. А вы мои цыплятки. Внимательно меня слушайте и выполняйте все, что я скажу»

Вышла курочка гулять,

 Свежей травки пощипать.

 А за ней ребятки(дети идут гурьбой за воспитателем)

Желтые цыплятки.

 Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!

 Не ходите далеко.

 Лапками гребите,

  Зернышки ищите.(имитируют все движения по тексту)

  Съели толстого жука,

  Дождевого червяка,

  Выпили водицы,

  Полное корытце.

  Ты побегай поищи.

  Только дождик вдруг польет –

  Нам намочит гребешок.

  Мама курочка зовет,

  Всех под крылышко берет.

  Кап-кап-кап ( Детки бегут к воспитателю)

П/И «Солнышко и дождик»

Цель. Учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга,
приучать их действовать по сигналу воспитателя.
Описание игры: Дети сидят на стульчиках или скамейках.

Воспитатель:
"Солнышко! Идите гулять!" Дети ходят и бегают по всей площадке. После слов "Дождик!
Скорей домой!" они бегут на свои места или под  зонтик  к  воспитателю.. Когда воспитатель снова произносит:
"Солнышко! Можно идти гулять"..игра повторяется.

П/И «Найди свой домик»

Цель: находить свой домик, бегать, не задевая друг друга. Действия выполнять по сигналу воспитателя.

Описание игры:

Воспитатель: «Все птички боятся кошек. Когда они видят кошку, то сразу летят в свои домики. Снегири полетят на деревья. Голуби сядут на скамеечку. Воробьи – на дорожку за скамеечку»

 Птички – невелички

 По небу летают

 Деток забавляют.(дети летают, машут крыльями)        

 Вдруг показалась кошка!

 Мяу-мяу-мяу! (дети бегут по своим местам)

П/И «Птички в гнездышках»

Цель: учит детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга; приучать их быстро действовать по сигналу воспитателя, помогать друг другу.
Описание игры: дети сидят на стульях, расставленных по углам комнаты – это гнездышки. По сигналу птички вылетают из своих гнездышек в середину комнаты и летают. По сигналу «Птички, в гнездышки!» дети возвращаются на свои места.
Указания: для гнездышек можно использовать большие обручи, положенные на пол, а на участке это могут быть круги, начерченные на земле, в которых дети приседают на корточки.

 П/И «Гуси - гуси»

Цель: развивать диалогическую речь и соотносить слова с действиями.

Описание игры:

Воспитатель: «Гуси ходили в поле свежей травки пощипать, потом искупались в речке, собрались домой – а не пройти! Под горой сидит волк, хочет гуся схватить. Я буду волк, а вы – гуси!»

 Воспитатель: « Гуси, гуси!»

 Дети: «Га-га-га!»

 Воспитатель: « Есть хотите?»

 Дети: «Да-да-да!»

 Воспитатель: Хлеба с маслом?

 Дети:«Нет!!!»

 Воспитатель: «А чего же вам?»

 Дети :«Конфет!!!»

 Воспитатель: «Летите домой!»

Взрослый произносит вместе с детьми:

Серый волк под горой

Не пускает нас домой.

Раз, два, три – домой беги!

Дети начинают перебегать, а взрослый с игрушечным волком догоняет детей.

П/И  «Зайцы и волк»

Цель: Учить детей внимательно слушать и выполнять движения в соответствии с текстом, знакомить с подвижными русскими народными играми, ориентироваться в пространстве.
Описание игры: Взрослый изображает волка, а все дети – зайчиков. На одной стороне зала находятся зайчики, на другой – волк. Для зайчиков отмечают один большой дом или маленькие домики для каждого. Взрослый-волк находится в «овраге».

Произносим четверостишье:

Зайки скачут скок, скок, скок,

На зеленый , на лужок,

Травку щиплют, слушают

Не идет ли волк.

В соответствии с текстом, зайчики «выпрыгивают из своих домиков, прыгают по всей территории, щиплют травку». Со словами: «Волк» зайчики бегут в свои домики, а волк выскакивает из оврага и старается поймать зайчиков – задевает их рукой.
Если они забежали в свой домик, то волк не может уже поймать зайчиков, а уж кого поймал, забирает себе, уводит в «овраг». Далее роль волка может выполнять любой из ребятишек.

П/И  «Не боимся мы кота»

Цель: научить внимательно, слушать текст и быстро реагировать на речевой сигнал.

Описание игры: Для игры нужна игрушка – кот. Дети сидят на стульчиках или подушках – в своих норках. Взрослый берет кота, сажает его на маленький стульчик – кот крепко спит.
Под четверостишье:

Мышки, мышки, выходите,

Порезвитесь, попляшите,

Выходите поскорей,

Спит усатый кот-злодей.

Мышки выходят из своих норок и начинают пританцовывать вокруг кота со словами:

Тра-та-та, тра-та-та,

Не боимся мы кота.

Вдруг кот просыпается, видит мышек и начинает их ловить (взрослый с игрушкой-котом старается догнать детей). Мышки быстро разбегаются по своим норкам (стульчикам).

Мышки убежали, кот вновь заснул. Игра продолжается.

 П/И   «Веселые зайчата»

Цель: проводить физические упражнения в виде бега, прыжков, приседаний; развивать ловкость;

развивать самостоятельность; учить играть в коллективе.

Описание игры: В лесу живут веселые маленькие зайчата и мама зайчиха, а рядом бродит серый волк, который хочет поймать и съесть зайчат – рассказывает детям взрослый.  Зайчата живут в домиках. Давайте поиграем: «Вы будете зайчатами, а я буду вашей мамой зайчихой».
Взрослый произносит слова:

Маленькие домики

В густом лесу стоят,

Маленькие зайчики

В домиках сидят. (Малыши присаживаются на корточки и прикладывают руки к голове, изображая ушки зайчат.)

Мама зайчиха

По лесу бежала,

Лапкой она Всем в окошко стучала. (Взрослый подходит к каждому домику и стучит по нему, приговаривая)

Тук-тук, зайчата, Пойдемте гулять, Если волк появится, Мы спрячемся опять.

Зайчики весело выбегают из домиков на полянку, резвятся, бегают, прыгают, пока не появляется злой волк. Волком выбирают взрослого или ребенка постарше. Волк выходит на полянку и говорит: «Ой, как много веселых маленьких зайчиков! Сейчас я их поймаю!» Зайчики убегают в свои домики. Волк говорит: «Ой, как зайчики быстро бегают.  Ну, никак мне их не догнать!»

П/И    «Совушка - сова»

Цель : воспитание у детей выдержки, терпения; общее укрепление мышц ног; развитие быстроты реакции; соблюдать некоторые элементарные правила.

Описание игры:  Один из детей - «сова». Остальные - «птички». «Сова» сидит на дереве (стул).

Остальные дети бегают вокруг нее, осторожно к ней приближаются.

Воспитатель читает:

Совушка-сова,

большая голова,

На дереве сидит,

головой вертит,

Во все стороны глядит,

Да вдруг как полетит.

«Сова» начинает ловить «птичек». Пойманная «птичка» становится «совой».

П/И   «Мотыльки»

Цель: согласовывать движения с текстом стихотворения, развитие быстроты реакции, учить играть в коллективе.

Описание игры: Дети изображают мотыльков. Воспитатель поет, дети бегают, помахивая руками, как крылышками.

На зеленом на лугу

Мотыльки летают.

И с цветочка на цветок

Весело порхают.

Тетя вышла на лужок,

А в руках у ней сачок.

 Берегись-ка, мотылек,

Улетай скорей, дружок!

Дети убегают, а воспитатель ловит их сачком.

П/И «Лохматый пес»

Цель : воспитание у детей выдержки, терпения; общее укрепление мышц ног; развитие быстроты реакции; соблюдать некоторые элементарные правила.

Описание игры:

Воспитатель: «Выбирает место для конуры пса (это может быть любое место в зале или на улице в руках держит игрушку – собачку и претворяется спящим).

Дети берутся за руки, идут к «псу», громко проговаривая стишок:

 Вот лежит лохматый пес,
В лапы свой уткнувший нос.
Очень тихо он лежит,
То ли дремлет, то ли спит.
Подойдем к нему, разбудим
И посмотрим: что-то будет?
Произнося последнюю фразу, дети должны дотронуться до «пса». После этого он просыпается и догоняет детей. Дети прячутся от него в домик. Задача «пса» не поймать, а «напугать» детей.


П/И  «Воробушки и автомобиль»

Цель. Приучать детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, начинать движение и менять его по сигналу воспитателя, находить свое место.
Описание игры:Дети садятся на стульчики или скамеечки на одной стороне площадки или комнаты. Это воробушки в гнездышках. На противоположной стороне становится воспитатель. Он изображает автомобиль. После слов воспитателя «Полетели, воробушки, на дорожку» дети поднимаются со стульев, бегают по площадке, размахивая руками -крылышками.
Разлетелись воробушки в разные стороны.
По сигналу воспитателя «Автомобиль едет, летите, воробушки, в свои гнездышки!» автомобиль выезжает из гаража, воробушки улетают в гнезда (садятся на стулья). Автомобиль возвращается в гараж.                                                                                          

  П/И  «Ниточка»

Цель:: развивать умение действовать согласованно.

МАТЕРИАЛ: Катушка с нитками.

 Описание  игры:

Детям показывают катушку и объясняют, как на них наматывают нитки. Малышам предлагают изобразить, как это происходит. Все берутся за руки: тот, кто стоит первым, будет исполнять роль "катушки". Он стоит в середине комнаты и крепко держит за руку второго малыша, а тот - третьего и т. д. Получилась "ниточка".

Взрослый, взяв за руку последнего малыша, ведет всех по кругу до тех пор, пока вся "нитка" не намотается на "катушку". Малыши двигаются приставным шагом и приговаривают: "Ниточка, ниточка, накручивается!"

Потом "ниточка" разматывается, дети идут назад, не отпуская рук, повторяя считалку:

- Ниточка, иголочка,

Ти-ти, улети.

Обратно ко мне прилети!

П/И  «Снежинки»

Цель: согласовывать движения с текстом стихотворения.

Описание игры: Воспитатель напоминает, что снег очень  легкий, он медленно падает на землю, кружится, когда подует ветерок.

Дети двигаются согласно тексту:

На полянку, на лужок

Тихо падает снежок,

Падают снежинки,

Белые пушинки.

 Полетели, понеслись

 И на землю улеглись.

Тихо спят снежинки,

Белые пушинки.

Но подул вдруг ветерок –

 Закружился наш снежок.

 Кружатся снежинки,

 Белые пушинки.

П/И  «Пес Барбос»

 

Цель: развивать внимание, ловкость, быстроту.

МАТЕРИАЛ: Игрушечная собачка.

 Описание  игры:

 Взрослый сидит на стуле, в руках у него игрушечная собачка,

которая "спит".          Взрослый говорит:

- Вот сидит наш пес Барбос,

В лапы спрятал черный нос.

(Ребенок встает с места и подходит к собачке.)

Ну, Барбос, скорей вставай!

И Наташу догоняй!

(Е. Тихеева)

Взрослый с собачкой бежит за ребенком и говорит: "Гав-гав!"

Пойманный ребенок садится на место, и игра начинается снова.

П/И  «Кот и мыши»

Цель: развивать координацию движений.

МАТЕРИАЛ: Часы или будильник.

Описание игры:

 Взрослый-"кот" сидит на стуле и "спит". Рядом стоят игрушечные часы

или настоящий будильник. Ребенок-"мышка" бегает на носочках вокруг "кота".

Взрослый говорит:

- Вышли мышки как-то раз

Посмотреть, который час.

Раз, два, три, четыре,

Мышки дернули за гири.

Вдруг раздался страшный звон -

Убежали мышки вон!

(С. Маршак)

Взрослый хлопает в ладоши, ребенок-"мышка" убегает в "норку", а "кот" гонится

 за ним.

 

П/И  «Кошкин дом»

Цель: развивать чувство ритма, умение разыгрывать простой знакомый сюжет.

МАТЕРИАЛ: Домик кошки (сделан из кубиков или стульев), ведерко, лейка, фонарик, лопатка, кусок красной материи ("огонь"), колокольчик.

Описание  игры:

Ребенок идет по кругу, хлопает в ладоши, чтобы лучше воспринять ритм

и согласовать с ним ходьбу. Взрослый поет песенку:

- Тили-бом! Тили-бом!

Загорелся кошкин дом!

Бежит курочка с ведром,

А лошадка с помелом,

А собачка с фонарем,

Серый заюшка с листом.

Взрослый громко звонит в колокольчик, дети бегут туда, где лежат ведерко, лейка и т.д., берут игрушки и "гасят пожар" (огонь изображается с помощью красной материи, наброшенной на кошкин домик).

Вместе с взрослым они произносят:

- Раз! Раз! Раз! Раз!

И огонь погас!



Предварительный просмотр:

                                          Х/И  " Солнышко и дождик "

Цель: учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, приучать их действовать по сигналу воспитателя

Дети встают по кругу.

Смотрит солнышко в окошко,

Светит в нашу комнатку.                                 Идут по кругу.

Мы захлопаем в ладоши,

Очень рады солнышку.                                   Хлопают стоя на месте.

Топ-топ-топ-топ!

Топ-топ-топ-топ!                                            Ритмично притопывают на месте.

Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп!

Хлоп-хлоп-хлоп                                             Ритмично хлопают в ладоши,

На сигнал «Дождь идет, скорей домой!» дети убегают. Затем педагог говорит: «Солнышко светит!», - игра повторяется.

                                              Х/И «Пузырь»
Цель: научить детей становиться в круг, делать его то - шире, то уже, приучать их согласовывать свои движения с произносимыми словами.
Описание игры: дети вместе с воспитателем берутся за руки и образуют небольшой кружок, стоя близко друг к другу. (Воспитатель произносит)
Раздувайся, пузырь,
Раздувайся большой  (держась за руки, расходятся)

Оставайся такой,
И не лопайся.(Играющие  отходят назад,  и держатся за руки )   

 Ш-ш-ш-ш! (не отпуская рук, сходятся к центру)

х/и Подарки

Взявшись за руки, дети образуют кругу, один ребенок в центре. Играющие идут по кругу и говорят:

«Принесли мы всем подарки.

Кто захочет, тот возьмет –

Вот вам кукла с лентой яркой,

Конь, волчок и самолет»

С окончание слов останавливаются, стоящий в кругу называет, какой из перечисленных подарков он хочет получить. Если назовет коня, дети скачут, если куклу – пляшут, если волчок – кружатся. Стоящий в кругу выбирает нового ведущего. Игра повторяется.

х/и Ровным кругом

Дети, взявшись за руки, ритмично идут по кругу, говоря:

«Ровным кругом

Друг за другом

Мы идем за шагом шаг,

Стой на месте!

Дружно вместе

Сделаем вот так!»

С окончанием слов останавливаются и повторяют движение, которое показывает воспитатель, например повернуться, наклониться, присесть

х/и Карусель

Дети образуют круг, берутся за руки и двигаются по кругу под слова:

«Еле, еле, еле, еле

Завертелись карусели.

А потом, потом, потом,

Все бегом, бегом, бегом.

Тише, тише, не спешите,

Карусель остановите!

Раз-два, раз-два,

Вот и кончилась игра»

Сначала дети идут по кругу, затем бегут, с окончанием слов останавливаются. Вариант: дети одной рукой берутся за длинный шнур со связанными концами.

        х/и         Мышеловка

Все становятся в круг, взявшись за руки — это мышеловка. Один или двое — «мышки». Они вне круга. Взявшись за руки и подняв их вверх, двигаются по кругу со словами:

 Ах, как мыши надоели,

 Все погрызли, всё поели!

 Берегитесь же, плутовки,

Доберёмся мы до вас!

 Вот захлопнем мышеловку

 И поймаем сразу вас!

 Во время произнесения текста "мыши" вбегают и выбегают из круга. С последним словом "мышеловка захлопывается" — опускают руки и садятся на корточки. Не успевшие выбежать из круга "мышки" считаются пойманными и встают в круг. Выбираются другие "мышки".

х/и Колпачок (паучок)

Выбирают водящего, который садится на корточки в центре круга.. Остальные играющие ходят вокруг него, взявшись за руки, и поют:

Колпачок, колпачок,

 Тоненькие ножки,

 Красные сапожки.

 Мы тебя поили,

 Мы тебя кормили,

 На ноги поставили,

 Танцевать заставили.

После этих слов все бегут к центру, приподнимают водящего, ставят его на ноги и снова образуют круг.

 Хлопая в ладоши, поют:

 Танцевать заставили.

 Водящий начинает кружиться с закрытыми глазами.

 Все поют:

 Танцуй, танцуй, сколько хочешь,

 Выбирай кого захочешь!

 Водящий выбирает кого-нибудь, не открывая глаз, и меняется с ним местами.

                       х/и      Каравай

Сделать круг. На середину круга выходит Петя.

После этого все идут справа налево и поют песенку:

- Как Пете на рожденье Испекли мы каравай!

- Вот такой вышины!

Все должны поднять руки: показать какой высокий каравай.

- Вот такой нижины!

Все должны присесть на корточки. После этих слов надо быстро встать, раздвинуть круг шире, но рук не разнимать.

- Вот такой ширины!

И сейчас же надо быстро сузить круг, со всех сторон обступить Петю и петь:

- Вот такой ужины!

Как споют, пусть снова раздвинут круг и запоют:

- Каравай, каравай,Кого любишь, выбирай!

Петя станет думать: кого ему выбрать? Пока он раздумывает, хоровод ходит, не останавливаясь, и повторяет свою песенку:

- Каравай, каравай, Кого хочешь, выбирай!

Кого Петя выберет, тот выходит на середину круга, дети танцуют… и можно игру начать сначала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игротека развивающих и подвижных игр для дошкольников

Различные подвижные и логические игры, собранные в игротеку для удобного использовани в формате А5....

Подвижные игры для дошкольников

подвижные игры в стихотворной форме для дошколят...

Подвижные игры для дошкольников

Предлагаю   картотеку подвижных игр и народных игр для детей старшего дошкольного возраста....

Подвижные игры для дошкольников на свежем воздухе

В материалах рассказвыается о пользе игр с детьми на свежем воздухе и примеры игр....

Сюжетные подвижные игры для дошкольников по теме «Дикие животные»

Подвижная игра - сложная эмоциональная деятельность детей, основанная на движении и наличии правил; это игра, в основе которой лежат разнообразные движения (ходьба, бег, метание, лазание, ползан...

Картотека подвижных игр для дошкольников младшей группы

Материал включает разнообразные подвижные игры с младшими дошкольниками....

Картотека подвижных игр для дошкольников средней группы

Материалы включают подвижные игры с детьми средней группы. Игры могут использоваться как инструктором по физической культуре, так  воспитателем в совместной двигательной деятельности с дошкольник...