Статья "Использование предметов заместителей в игре"
статья (средняя группа) по теме

Мокрова Екатерина Владимировна

Важным моментом  в развитии игры у  детей является введение предметов – заместителей.

Многие воспитатели неточно представляют назначение предметов – заместителей, не вполне владеют умениями «запуска» в детскую игру средообразующих  модулей, следствием чего нередко является низкий уровень соответствующих умений детей. Развивающие функции игры используются не в полной мере: дети нередко просто манипулируют предметами. Тем самым сужается поле для применения условности и творчества в игре, а также недостаточно используются возможности вербального взаимодействия воспитанников с помощью усвоенных речевых модулей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_neoformlennogo_materiala.doc28.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование предметов – заместителей в игре.

Е.В. Мокрова

воспитатель МБДОУ № 28

Г. Канск

Важным моментом  в развитии игры у  детей является введение предметов – заместителей.

Многие воспитатели неточно представляют назначение предметов – заместителей, не вполне владеют умениями «запуска» в детскую игру средообразующих  модулей, следствием чего нередко является низкий уровень соответствующих умений детей. Развивающие функции игры используются не в полной мере: дети нередко просто манипулируют предметами. Тем самым сужается поле для применения условности и творчества в игре, а также недостаточно используются возможности вербального взаимодействия воспитанников с помощью усвоенных речевых модулей.

Предмет заместитель – это предмет, заменяющий функции реального объекта, носит условный характер.

Игрушка – самоделка – это вещь, служащая для игры, сделанная руками ребенка, взрослого, которая может носить условный характер, но имеет много сходных черт с реальным объектом.

Игрушку – самоделку ребенок использует достаточно часто, т.к. у нее, как правило, сохранены основные черты объекта. Специального обучения ввод таких игрушек не требует, нужно лишь натолкнуть мысль ребенка на использование игрушки в игре, придание ей характерных свойств персонажа.

Для этого воспитатель в совместных играх должен сам использовать игрушки – самоделки. Так же необходимо научить детей самостоятельно изготавливать игрушки-самоделки из бросового материала.

Когда ребенок хорошо научился подключаться и продолжать игру взрослого, то надо начинать  учить использовать в игре предметы-заместители.

Происходит это, как правило, во второй младшей группе. Включение предметов-заместителей в игры требует изменений в предметно – игровой среде:

Из кукольного  уголка поочередно убирается часть игровых материалов: ложки, утюжки и др.

- Создаются комплексы:  «игрушка + предмет – заместитель» (ванночка + кубик)

Заводится коробка с бросовым материалом и другими предметами, которые в разных ситуациях могут использоваться как заместители.

В игровом уголке необходимо обзавестись коробкой с заместителями.  Это могут быть:  детали от старых конструкторов, кубики, веревочки, лоскутки, шишки, коробочки, небьющиеся пузырьки.

Также необходимо организовать индивидуальные пространства для игр. Это можно сделать с помощью разных ширм или картонных коробок, которые желательно оклеить обоями, а затеи вырезать в  них красивые окошечки. Главное  условие – они должны быть эстетично оформленными, наталкивать ребенка на развитие игры характерными деталями.

Работа по обучению детей игре с предметами-заместителями начинается с придания  предметам несвойственных им функциональных значений.

Поднося ко рту кирпичик, воспитатель говорит: «ням-ням, пирожок», постучав шариком по столу, начинает «чистить и есть яичко», надев большое кольцо на локоть, покачивает им – «сумочка».

Каждое игровое значение должно быть выражено действием, воспитатель предлагает детям повторить его в игровом сюжете: «Попробуй мой пирожок!» или «Это у тебя пирожок? Дай попробую» .

Затем организует игры с использованием предметов – заместителей обозначающих хорошо знакомые детям, но отсутствующие в данный момент игрушки. Сначала заместители  предлагаются как вспомогательные предметы (мыло, конфетка), а затем как основные.

Например, свернутый пушистый платок – это котенок, которого укладывают спать.

Необходимо обыграть любое случайно возникшее у ребенка действие с игрушками  и предметами. Нужно вводить игровые задания.

По мере развития игры использование предметов – заместителей становится более осознанным и самостоятельным. Например, ребенок надевает на голову кольцо – это «шляпа», придерживает его на боку – «карманчик», повесит на руку «сумочка», тянет колечко по столу «машина» и др..

 Если в самостоятельной игре ребенок использует заместители нужно обязательно спросить что это у него, чтобы он словесно указал на условное значение предмета.

Введение предмета готовит детей к включению в игру «воображаемых действий» с воображаемыми предметами.

При обучении детей действиям с предметами – заместителями два – три раза в неделю воспитатель создает проблемно – игровые ситуации. Для этого воспитатель специально организует предметную среду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мини-исследование на тему:"Предметы-заместители в детской игре

Требования к предмету-заместителю,соразмерность с другим игровым материаломО чем свидетельствует использование в игре предметов-заместителей детьми раннего возраста...

Мини-исследование на тему: «Предметы-заместители в детской игре».

Мини-исследование на тему:«Предметы-заместители в детской игре»....

Мини-исследование на тему: «Предметы-заместители в детской игре».

          Важным условием формирования творческой игры ребенка является введение в игру предметов- заместителей. Чем неопределеннее функция предмета, тем свободнее ребе...

Предметы – заместители в детской игре

что такое предметы-заместители, какую роль они играют в развитии малыша? на эти вопросы поможет ответить данный материал...

"Предметы-заместители в детской игре"

        Важнейшим условием  формирования творческой игры является введение в игру предметов – заместителей. Это делает  игру более интересной, содержател...

Использование предметов-заместителей в коррекционно-развивающей работе учителя-дефектолога. Игры с прищепками.

ГУЗ «Республиканский дом ребёнка специализированный» филиал «Набережно - Челнинский дом ребёнка специализированный»     Использование предметов-заместителей в коррекционно-раз...