Тренинг для педагогов – участников конкурса профессионального мастерства «Воспитатель года 2018»
материал на тему

Зверева Ирина Валерьевна

Тренинг, который был проведен для педагогов-участников конкурса профессионального мастерства "Воспитатель года 2018" в г.Лесосибирске.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тренинг для педагогов – участников конкурса

профессионального мастерства «Воспитатель года 2018»

Цель тренинга: знакомство участников между собой, сплочение группы и построение эффективного командного взаимодействия.

Задачи:

- развитие навыков самопрезентации и творческого самовыражения;

- развитие и закрепление навыков саморегуляции и управления своим эмоциональным состоянием;

- осознание конкурсантами своих профессиональных сильных и слабых сторон;

- осознание плюсов и минусов участия в конкурсе;

- развитие навыков профессиональной и личностной рефлексии.

Оборудование: бейджики на каждого участника, булавки, мяч, листы бумаги формата А4, простые и цветные карандаши, компьютер, проектор, колонки, экран, мультфильм, музыка для релаксации.

Форма проведения: семинар – тренинг с использованием групповой формы организации деятельности.

Ход деятельности

  1. Организационный момент

Представление ведущих, знакомство участников с задачами тренинга, регламентом работы, правилами работы тренинговой группы.

Ведущий: Тренинговая форма работы требует доверия к группе, поэтому нам нужно выработать общие правила для работы.

Правило «здесь и теперь». Важно, чтобы разбирались процессы, мысли и чувства, возникающие в группе в данный момент. Таким образом, участников приучают сосредотачивать внимание на себе и на происходящем вокруг них в настоящее время.

Правило искренности и открытости. Необходимо добиваться того, чтобы члены группы не лицемерили и не лгали. Признак сильной и здоровой личности - это определенная открытость окружающим своих чувств по поводу происходящего. Естественно, в начале работы группы этого добиться невозможно. Не всегда нужно добиваться полного раскрытия участников группы, ведь им предстоит продолжать работать вместе. Но каждый из них должен чувствовать себя защищенным и иметь право раскрыться в той мере, в какой он считает нужным для данного момента.

Правило «Я». В группе запрещается использовать рассуждения типа: «У всех такое мнение…», «Мы считаем…» и т.п. Эти высказывания перекладывают ответственность за чувства и мысли конкретного человека на несуществующее «мы». Все высказывания должны строиться с использованием «я». Тем самым, человек учится брать ответственность на себя и принимать себя таким, каков он есть.

Правило активности. В группе не должно быть пассивных наблюдателей. В отработку упражнения включаются все участники. Если они отказываются принимать участие, стоит уделить внимание обсуждению мотивации их целей присутствия на тренинге.

Правило конфиденциальности. Все, что говорится в группе относительно участников, должно оставаться внутри группы. Это естественное этическое требование, которое является условием создания атмосферы психологической безопасности и самораскрытия.         Но при этом, конкретные приемы, знания, техники могут и должны использоваться вне группы в профессиональной деятельности, в повседневной жизни.

  1. Упражнение «Пусть поздороваются те, кто…»

Цель: создать положительный эмоциональный настрой у участников тренинга.

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Приветствуя друг друга, мы желаем, прежде всего, здоровья. Здоровье - один из основополагающих компонентов нашей профессией. Предлагаю пожелать друг другу здоровья таким образом:

Пусть поздороваются те:
- кто в хорошем настроении;
- кто еще не до конца проснулся;
- кому сегодня грустно;
- кто любит рисовать;
- кто любит петь и танцевать;
- кто хочет в отпуск;
- кто еще не поздоровался.

  1. Упражнение «Что возьмёшь на пикник?»

Цель: познакомить участников друг с другом, объединить коллектив, создать доброжелательную обстановку.

Давайте представим ситуацию, что вся наша компания собирается в лес на пикник, и каждый должен взять с собой один какой-либо предмет или продукт. Название предмета должно рифмоваться с его именем. Например: «Я Ирина, я возьму малину». Прошу вас назвать своё имя и свой предмет. Затем следующий участник называет имена и предметы предыдущих участников и предметы, которые они назвали, и лишь потом называет своё имя и свой предмет и так далее по кругу.

  1. Упражнение «Автопортрет»

Цель: развивать у участников навыки самопрезентации.

Участникам предлагается чистый лист формата А4, простой и цветные карандаши. Педагоги должны нарисовать свое любимое блюдо, любимое занятие, мечту и написать свое жизненное кредо.

Затем, каждый участник представляет свой «автопортрет» и рассказывает, что он нарисовал и почему.

  1. Упражнение «Постройтесь по…»

Цель: развивать невербальные способы общения участников друг с другом, нахождение сходств у участников группы для улучшения взаимодействия между ними.

По команде ведущего участникам необходимо выстроиться по определенному признаку. При этом разговаривать друг с другом нельзя! (По росту, по размеру обуви, по алфавиту имени, по цвету глаз, начиная от светлых)

Рефлексия: Что помогло быстрее построиться? Состоялась бы игра, если бы все были одинаковые?  

  1. Упражнение «Интервью»

Цель: тренировать у участников навыки самопрезентации, умение быстро реагировать в различных ситуациях, эмоциональную устойчивость, уверенность в себе.

Участники по кругу рассчитываются на первый, второй. По очереди каждый из участников выходит в центр круга на интервью. Каждому из участников задают по 2 вопроса. Первые номера задают личные вопросы, вторые – профессиональные.

Рефлексия: Что было сложнее – задавать вопросы или отвечать на них?

  1. Упражнение «Тренировка интонации»

Цель: осознание значения интонации для достижения цели воздействия педагога в общении с родителями. 

Участники должны произнести фразу «Мне не безразличны успехи вашего ребенка» с разной эмоциональной окраской.

( как рассерженный человек; как злая волшебница; как человек, увидевший чудо; как любящая мама; как генерал, отдающий команды; как радостный ребенок; как люди в сонном царстве; как ребенок, у которого отняли игрушку; как заяц, увидевший волка; как человек с нечистой совестью; как ребенок, потерявшийся в лесу; как уставший после работы человек; как человек, которого толкнули на улице; как муравей, который тащит веревку; как заикающийся человек)

  1. Упражнение «Портрет педагога»

Цель: формирование мотивации для анализа собственных педагогических взглядов и установок, подчёркивания своих индивидуальных черт как личности и как профессионала, осознание их влияния на собственную профессиональную деятельность

Задание выполняется в трех группах. Каждая получает задание составить собирательный социально – психологический портрет типичного педагога:

- педагога дореволюционной России;

- советского педагога;

- современного педагога.

Педагогам предлагается план – схема, по которой они будут работать:

- внешний вид (одежда, манеры, атрибуты);

- особенности речи;

- доминирующие ценности;

- манера общения с детьми, коллегами;

- возможная реакция на различные ситуации, поступки детей;

- основные принципы педагогов этой эпохи;

- что бы вы хотели перенять у педагогов этого времени.

При выполнении задания можно вспомнить образы из художественной литературы, кинофильмов, а также примеры из своего жизненного опыта.

  1. Упражнение «Психологическая зарядка»

Цель: осознание своего тела, творческого движения и межличностной эмпатии, развитие самопринятия.

Участники встают со своих мест и повторяют за ведущим:

  1. Стоя, свести лопатки, улыбнуться и подмигивая левым, потом правым глазом повторить: «Очень я собой горжусь, я на многое гожусь».
  2. Положив на лоб левую ладонь, затем правую повторить: «Я решаю любые задачи, со мною всегда любовь и удача».
  3. Потирая ладонь о ладонь, повторить: «Я принимаю удачу, с каждым днем становлюсь все богаче».
  4. Встав на цыпочки, руки над головой сомкнуть в кольцо, повторить: «Я согрета солнечным лучиком, я достойна самого лучшего».
  5. Руки в стороны, кулаки сжать, делая вращения руками: «На пути у меня нет преграды, все получится так, как надо».
  6. Руки на поясе, делая наклоны вправо-влево, повторить: «Покой и улыбку всегда берегу, и мне все помогут, и я помогу».
  7. Руки на поясе, наклоны вперед – назад, повторять: «Ситуация любая мне подвластна, мир прекрасен – и я прекрасна».
  8.  Подпрыгивая на правой, затем на левой ноге, повторять: «Я бодра и энергична, и дела идут отлично!»
  9. Сложив руки в замок, делая глубокий вдох: «Вселенная мне улыбается, и все у меня получается!»

  1.  Упражнение «ССВУ»

Цель: осознание конкурсантами своих профессиональных сильных и слабых сторон, актуализация личностного потенциала педагогов

Каждое мероприятие для каждого участника может характеризоваться с четырех сторон. Сильная сторона – то, что помогает участнику достичь успеха в мероприятии. Слабая сторона – то, что может помешать. Возможности – то, что можно получить хорошего, полезного в ходе и по результатам мероприятия. Угрозы – то, какие неприятные последствия от этого мероприятия могут быть. Возьмите лист и заполните его относительно своего участия в конкурсе.

Обсуждение результатов в последовательности: сильная, слабая, угрозы, возможности. Обсуждение, рефлексия по желанию.

  1. Что нового вы поняли о себе, проделав это упражнение?
  2. Какой настрой у вас остался после этого упражнения?

  1.  Упражнение «Я возьму с собой…»

Цель: тренировка стрессоустойчивости, умения быстро реагировать на возникающие нестандартные ситуации, эмоциональной устойчивости, уверенности в себе.

Ведущий бросает мяч по кругу, сообщая адресату, в какое виртуальное путешествие его отправляет (к министру образования, на телепрограмму «Жди меня», на конкурс «Евровидение», на необитаемый остров, на ковер к начальству, на экзамен, на Северный полюс, на рыбалку, в Париж, на киносъемки, на соревнования по лыжам, на охоту, на Ямайку, на Марс, на рок-концерт, на прыжок с парашютом, на прием к стоматологу). Тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать три предмета, которые он возьмет с собой туда, куда его направили. Предметы, которые уже назывались, повторять нельзя.

  1.  Упражнение «Удовольствие»

Цель: развитие навыков профессиональной и личностной рефлексии.

Участникам тренинга раздаются листы бумаги, и предлагается написать 5 видов повседневной деятельности, которые приносят им удовольствие. Затем предлагается проранжировать их по степени удовольствия. Затем важно объяснить педагогам, что это и есть ресурс, который можно использовать как «скорую помощь» для восстановления сил.

  1.  Упражнение «Кто родился в мае…»

Цель: включение в работу, снятие накопившегося напряжения, нахождение сходств у участников группы для улучшения взаимодействия между ними;

Группа рассаживается по кругу. Педагогам объясняется, что сейчас будет проводиться игра, с помощью которой они смогут лучше узнать друг друга. Называется личностное качество или описывается ситуация и участники, по отношению к которым справедливо высказывание, выполняют определенное действие. Они встают со стула, выполняют это действие и снова садятся на место. Например: «Кто родился в мае, должен щелкнуть пальцами». Темп игры должен возрастать. Варианты высказываний:

-  у кого карие глаза – трижды подмигните;
– тот, кто сегодня утром  съел вкусный завтрак, пусть погладит себя по животу;
– кто родился зимой, пусть обнимет своего соседа слева;
– кто любит кошек, трижды промяукайте;
– у кого есть брат, пусть скажет соседу справа, что это его не касается;
– кто пьет чай без сахара, загляните себе под стул;
– у кого проколоты уши, пробегите по кругу;
– замужние опишите в воздухе большую восьмерку рукой;
– пусть первый ребенок в семье поднимется на стул;
– тот, кого принуждали прийти в эту группу, должен затопать по полу ногами и крикнуть: «Я не позволю себя заставлять!»;
– у кого есть собственные дети, подпрыгните (один прыжок за каждого ребенка);
– кто считает себя любознательным человеком, пусть поменяется местами с тем, кто думает так же;

- тот, кто мечтал быть педагогом с детства, поднимите правую руку вверх и скажите: «Это я!»;

– кто изредка мечтал стать невидимым, закройте лицо ладошками;
– тот, кто умеет играть на каком-нибудь музыкальном инструменте, пусть покажет, как это делается;
– кто находит, что игра длится достаточно долго, должен трижды хлопнуть ладонями по сиденью, скрестить руки на груди и громко крикнуть: «Хватит!».

  1.  Упражнение «Фотоальбом»

Цель: развитие невербального взаимопонимания в группе, отработка навыка уверенного поведения.

Участникам предлагается полистать воображаемый фотоальбом. Первый участник, открывая его «видит» свою фотографию, изображая позу, в  которой он на ней запечатлён. Следующий участник листает альбом и на первой странице «видит» предыдущего участника, изображая его позу, на второй странице видит себя и изображает свою позу и т.д. Последний участник изображает всех и себя. Можно первому участнику предложить пролистать альбом сначала.

  1.  Упражнение «Радуга»

Цель: релаксация, закрепление положительных эмоций

Звучит спокойная релаксационная музыка.

Сядьте удобно, закройте глаза и представьте себе теплое летнее утро. Вы находитесь в очень красивом месте, в лесу. Вы лежите на мягкой траве, над вами чистое голубое небо и ласковое солнце. Вокруг тихо и спокойно, вы дышите ровно и легко. Вы смотрите в небо и видите большую прекрасную радугу. Она переливается яркими цветами. Это не простая радуга, она волшебная. Она опускается на землю рядом с вами. Радуга светится необычным теплым светом. Почувствуйте, как этот теплый свет согревает вас. Ваши руки становятся теплыми, ноги становятся теплыми. Вы все наполняетесь светом и теплом волшебной радуги… (пауза). Вам тепло… С этим теплом вы чувствуете себя сильными, счастливыми, самыми лучшими. Вам спокойно и тепло. Но вот радуга улыбнулась – она прощается с вами. Потянитесь и на счет «три» откройте глаза. Улыбнитесь волшебной радуге.

  1. Упражнение «Чемодан»

Цель: развитие навыков профессиональной и личностной рефлексии

В группе объявляется, что сейчас каждому педагогу дается воображаемый чемодан и участники должны собрать его в «дорогу» - профессиональный путь. «Вещи» - пожелания, советы, качества, которые понадобятся для успешного профессионального и личностного развития. Для этого каждый участник подписывает свой чемодан и отдает его своему соседу справа и так далее по кругу.

  1.  Подведение итогов занятия, заключительная рефлексия.

Участникам предлагается по очереди ответить на два вопроса:

  1. Что в течение занятия оказалось для вас самым сложным?
  2. Какие мысли (свои или чужие) показались вам наиболее важными?

Обсуждение по кругу.

 

18. Ритуал прощания

Участники тренинга представляют себя лучами солнца. Встают в круг, и, вытянув руки, каждый из участников кладет свои руки поверх рук других участников. И так образуется солнце. Все тепло, свет и доброта коллектива сливается в одно целое.

Участники тренинга прощаются.

Список использованной литературы:

  1. «Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов: диагностика, тренинги, упражнения/ авт.- сост. О.И.Бабич. - Волгоград: Учитель, 2009 г.
  2. «Развитие профессиональной компетентности педагогов: программы и конспекты занятий с педагогами / авт.-сост. М.И.Чумакова, З.В.Смирнова. – Волгоград: Учитель, 2008 г.
  3. Монина Г.Б. Коммуникативный тренинг: педагоги, психологи, родители / Г.Б. Монина, Е.К. Лютова-Робертс. – СПб.: Речь, 2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс педагогического мастерства "Воспитатель года 2018"

Материалы для конкурса "Воспитатель года"...

Городской конкурс профессионального мастерства "Воспитатель года 2018"

В данном разделе представлены материалы для участия в конкурсе профессионального мастерства "Воспитатель года 2018"...

Участник муниципального этапа конкурса «Учитель года – 2018» в номинации «Воспитатель года – 2018»Конкурсное испытание «Учебное занятие»

МДОУ «Ельниковский детский сад №1»Ельниковского муниципального района Республики Мордовия     Саитова Галина Викторовнавоспитательучастник муниципального этапа кон...

Саитова Галина Викторовна воспитатель участник муниципального этапа конкурса «Учитель года – 2018» в номинации «Воспитатель года – 2018»

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ КОНКУРС«УЧИТЕЛЬ ГОДА - 2018»Номинация «ВОСПИТАТЕЛЬ ГОДА- 2018»ВоспитательМДОУ «Ельниковский детский сад №1»Ельниковского муниципального районаРе...

Информационная карта участника муниципального конкурса "Воспитатель года - 2018"

В этом документы представлена полная информция о моей работе...