ТРИЗ «Игровые упражнения для старших дошкольников»
картотека (старшая, подготовительная группа) на тему

ТРИЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл triz.docx18.27 КБ

Предварительный просмотр:

ТРИЗ «Игровые упражнения для старших дошкольников»

" Нахождение внешних ресурсов".

Ира потеряла варежки. Искала, искала, - не нашла, а на улице холодно, и до дома далеко.

Как дойти до дома, не заморозив руки?

"Нахождение внутренних ресурсов".

У Оли длинные волосы. К Новому году мама, папа, бабушка и подружки подарили её много ярких лент. Так много, что Оля не знала, что с ними делать.

Что с ними делать?

Игры с противоречиями.

"Правый фланг, левый фланг".

Называя положительные качества, ребёнок должен стать по правую руку, а называя отрицательные качества - по левую.

"Найди и отгадай".

Кто-то из детей загадывает объект, называя его положительные и отрицательные качества. Дети должны его отгадать.

"Вперёд - назад".

Детям предлагают проанализировать объект, сказав, чем он удобен или чем он нравится или не нравится. Называя положительное качество, ребёнок делает шаг вперёд, отрицательное - назад.

"Хорошо - плохо"

Ребёнок называет положительные и отрицательные качества. Вода- пить, готовить еду, готовить лекарство. Вода - можно утонуть, губит посевы, заливает город, много воды -гибнет растение.

"Метод противоречий".

Сумка большая, это хорошо, но не могу с ней пойти в театр. Значит нужно иметь сумку на все случаи жизни.

"Помоги Золушке".

Золушка замесила тесто. Когда надо было его раскатать, она обнаружила, что скалки нет. А мачеха велела к обеду испечь пироги. Чем золушке раскатать тесто?

"Корзинки для козлят".

Жили-были коза с козлятами. Каждый день коза ходила в лес и при-носила оттуда корзину травы. Корзина была большой и удобной, но старой. И, в конце концов, она продырявилась и трава высыпалась. Коза попросила детей сплести корзинку, но они не были дружны и сплели каждый по корзинке, всего 20 корзинок. Что Козе с ними делать?

"Помоги цирку".

В город приехал цирк. Нужно расклеить афиши, но в городе не оказалось клея. Как расклеить афиши?

Противоречие: Афиши расклеить надо, потому что они помогут жи-телям города узнать о приезде цирка. Афиши без клея невозможно расклеить.

"Помоги Пончику".

Знайка попросил Пончика передать ему через Незнайку рецепт вкусных пирожков. Но когда Пончик стал перечислять, что входит в рецепт, они оба вспомнили, что не умеют писать.

Противоречие: Незнайка должен передать Знайке рецепт пирожков, потому что тот без рецепта ничего сделать не может. Но, не умея писать, не может передать рецепт.

"Противоположности".

Холодное - горячее, твёрдое - мягкое, большое - маленькое, высокое - низкое, узкое - широкое.

"Чёрное - белое".

Воспитатель держит в одной руке чёрный круг, в другой - белый. Поднимая чёрный круг, он предлагает назвать отрицательные качества, поднимая белый - положительные.

"Сумей в плохом найти хорошее".

Детям предлагается найти и назвать положительные черты отрица-тельного героя знакомого художественного произведения и отрица-тельные черты положительного.

"По кругу"

Дети садятся в кружок. Один ребёнок называет положительное качество какого-либо объекта, следующий за ним - отрицательное.

Игры на развитие воображения.

"С чем взаимодействует?".

Кастрюля - с огнём, с продуктами, с жидкостью, с человеком, с крышкой, с воздухом. Какой должна быть кастрюля из-за взаимодей-ствия с огнём (материал, конструкция? Придумай кастрюлю.

"Вживание в предмет".

Ребёнку говорят: - "Ты шкаф. Какой ты?"(форма, цвет, назначение).

"Маша и медведь".

Маша дружила с медведем и часто ходила к нему в гости. Как-то, собираясь навестить своего друга, Маша напекла пирожков и завязала их в узелок. Она долго шла через густой лес, случайно зацепилась узел-ком за куст, узелок порвался и пирожки рассыпались.

Как Маше донести их до места, где живёт медведь?

"Рассеянный Петя".

Дети отправились в поход. Сначала ехали на электричке. На станции они вышли. И тут обнаружилось, что Петя свой рюкзак оставил в электричке. И в нём были палатка, лопата, котелок и спички. Как провести ночь без палатки? Как обойтись без котелка, лопатки и спичек?

"В королевском саду".

В королевском саду на волшебной яблоне созрело только одно молодильное яблоко, но так высоко, что король даже с помощью самой высокой лестницы не мог достать его. Как королю овладеть яблоком?

Противоречие: король должен достать молодильное яблоко, чтобы стать молодым, но не знает, как это сделать.

"Чудной лесник".

В сосновом бору жил лесник. Чтобы не скучать, он собирал сосновые шишки. И насобирал их так много, что ими можно было бы наполнить товарный вагон. А что с ними делать, он не знал.

"Приготовление к празднику".

Зайчиха решила устроить праздник в честь дня рождения своей дочери. "Гвоздём" программы должно было стать печенье разной формы. Зайчиха обошла все магазины, но формочек для печенья не нашла. С помощью чего Зайчиха сможет изготовить печенье разной формы?

"Кисельное наводнение".

В городе Кисельске приключилась беда. Как-то все его обитатели, не сговариваясь, в один день сварили своё любимейшее блюдо - кисель. И его оказалось так много, что началось кисельное наводнение.

Как можно использовать кисель?

"Красная шапочка".

Бабушка была очень рассеянной и к очередному празднику подарила внучке такую же красную шапочку, как и ко многим предыдущим. Девочка из любви к бабушке поблагодарила её. Но что ей делать с таким количеством красных шапочек?

"Варенье для Карлсона".

Вы знаете, что Карлсон очень любит варенье. Он его съел так много, что у него скопилось большое количество пустых банок. Что ему с ними делать?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Игровые релаксационные упражнения для старших дошкольников"

Эта методическая разработка поможет воспитателям ДОУ понять необходимость  систематического, планомерного использования релаксационных упражнений в работе с дошкольниками....

ИГРОВЫЕ РЕЛАКСАЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Эта методическая разработка поможет воспитателям ДОУ понять необходимость  систематического, планомерного использования релаксационных упражнений в работе с дошкольниками...

ИГРОВЫЕ РЕЛАКСАЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Известно, что при эмоциональном напряжении, когда ребенок сильно возбужден, взволнован, угнетен, возникает избыточное напряжение в отдельных группах мышц. Самостоятельно дети не могут избавиться от эт...

Игровые релаксационные упражнения для старших дошкольников

Релаксационные упражнения полезны детям дошкольного возраста. Использование релаксационных упражнений в практике работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи помогает формированию у детей умений рассла...

ИГРОВЫЕ РИТМИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

ИГРОВЫЕ РИТМИЧЕСКИЕ  УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СТАРШИХ  ДОШКОЛЬНИКОВ...

Игровые ритмические упражнения для старших дошкольников

Картотека Игровые ритмические упражнения для старших дошкольников...

ИГРОВЫЕ РЕЛАКСАЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

ИГРОВЫЕ РЕЛАКСАЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯДЛЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ...