Театрализованная деятельность (консультация для воспитателей)
консультация (младшая группа) на тему

Театрализованная игра - как средство социально-эмоционального, речевого и художественно-эстетического развития дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatraliz-ya_deyat.docx20.1 КБ

Предварительный просмотр:

Театрализованная деятельность

(Консультация для воспитателей)

Мир детства, внутренний мир ребенка – ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. Раскрыть заветную дверь в мир детского сознания помогает игра. Игра связывает детей между собой, детей с взрослыми в единое волшебное целое.

В игре ребенок не только получает информацию об окружающем мире, законах общества, о красоте человеческих отношений, но и учится жить в этом мире, строить свои отношения, а это требует творческой активности личности (внимания, воображения, логики, эмоциональной памяти, хорошо развитой речи, мимики), т.е. умения держать себя в обществе.

Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Но как это сделать? Как научить малыша играть, брать на себя роль и действовать? Этому поможет театр.

Инсценировка как игровая деятельность детей.

Существует разница между инсценировкой как театральным представлением, которое дети показывают зрителям-сверстникам или взрослым, и инсценировкой как игровой деятельностью.

Более популярны в педагогическом процессе игры-драматизации, или театрализованные игры, т.е. игры на темы прослушанных произведений. От обычной ролевой игры они отличаются тем, что проходят по готовому сюжету. Детям заранее известны герои будущей игры, ход ее действия (даже если инсценируется не все произведение, а один эпизод). В то же время они остаются активными действующими лицами.

Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью.

Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь малыш во время игры чувствует себя более раскованно, свободно, естественно.

Для правильной организации театрализованных игр рекомендуется учитывать следующие принципы.

  • Содержательность занятий, разнообразие из тематики и методов работы.
  • Ежедневное включение театрализованных игр во все формы организации педагогического процесса, что сделает их такими же необходимыми, как дидактические и сюжетно-ролевые.
  • Максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведения игр.
  • Сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми.
  • Сочетание движения, речи, мимики, пантомимы в различных вариациях.

Театрализованная игра является эффективным средством социально-эмоционального, речевого и художественно-эстетического развития дошкольников. Она имеет непосредственное отношение к двум видам деятельности – игровой и художественной, что определяет ее «рубежный» характер.

Театрализованные игры позволяют решать многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с:

-художественным образованием и воспитанием детей;

-формированием эстетического вкуса;

-нравственным воспитанием;

-развитием коммуникативных качеств личности (обучение вербальным и невербальным видам общения);

-воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи (монолога, диалога);

-созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряжения, решением конфликтных ситуаций через игру.

Главное, театр раскрывает духовный и творческий потенциал ребенка и дает реальную возможность адаптироваться ему в социальной среде.

Задачи:

1.Развитие психофизических способностей (мимики, пантомимики); психических процессов (восприятия, воображения, фантазии, мышления, внимания, памяти и др.), речи (монолога, диалога), творческих способностей (умение перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль).

2.Участие детей в театрализованной игре: разыгрывание стихов, песенок, потешек, мини-сценок, сказок, басен; владение куклой, игрушкой и всеми видами театра (би-ба-бо, теневой, плоскостной, театр на фланелеграфе, театр игрушки, пальчиковый и другие виды театров, доступные детям).

3.Амплификацию (обогащение) театрального опыта: знания детей о театре, его истории, театрах Саранска, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии.

4.Изготовление и подбор атрибутов проходят совместно с родителями: изготовление кукол, игрушек, костюмов.

Театрализованные игры отличаются главным образом тем, что в них воссоздаются конкретные образы, используются такие средства выразительности, как интонация, мимика, жест, поза, походка, приемы вождения куклы. Дошкольники могут инсценировать лишь хорошо известные им произведения (сказки, рассказы, стихи), в которых большое место занимает диалог (при разыгрывании они превращаются в маленькие пьески или сценки).

Театрализованная игра как разновидность художественной деятельности предполагает необходимость работы по трем направлениям: восприятие литературного текста, развитие специальных художественно-игровых умений и самостоятельная творческая деятельность детей. Работа по организации театрализованной игры осуществляется поэтапно.

На первом этапе ведется работа по углублению художественного восприятия литературного текста в единстве его содержания, смыслового и эмоционального подтекста и средств языковой выразительности. Проводятся ознакомление детей с литературным текстом, беседы, рассматривание иллюстраций в книгах, слушание и обсуждение аудиозаписей. Общение с книгой стимулируется через материалы книжного уголка. Углублению восприятия литературного текста способствует включение его содержания в изобразительную, музыкальную и речевую деятельность детей. В старшем дошкольном возрасте эффективен пересказ от лица литературного героя, который помогает ребенку понять и почувствовать скрытые мотивы поступков героев, «достроить» образ за счет собственного его осмысления.

На втором этапе происходит развитие специальных игровых умений: умения передавать образы с помощью средств вербальной (интонационной, языковой) и невербальной выразительности. Основным методом реализации этой цели выступают образно-игровые этюды, направленные на развитие умения передавать характер героя, его эмоциональное состояние и собственное отношение к нему.

Третий этап направлен на развитие творческого начала ребенка в процессе освоения позиций «зритель», «артист», «сценарист», «художник».

Творчество детей в театрально-игровой деятельности проявляется в трех направлениях: продуктивное (сочинение собственных сюжетов или интерпретация заданного сюжета), исполнительское творчество (речевое, двигательное) и оформительское.

Формы театрализованных игр.

Театрализованные игры

Предметные

Непредметные

Настольный театр

Театр на ширме

Драматизация

С объемным материалом

(театр игрушки)

С плоским материалом

(плоскостной театр)

С объемным материалом

(перчаточные куклы)

С плоским материалом

(фигурки на палочках, теневой театр)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованные игры (консультация для воспитателей)

Значение театрализованных игр в общем развитии ребенка.Театрализованные игры позволяют решать многие задачи программы детского сада: от ознакомления с общественными явлениями, формирование элементарны...

ТВОРЧЕСТВО В МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.Консультация для воспитателей

          Творчество - это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью.Де...

Презентация "Ребенок дошкольного возраста в игровой деятельности" (консультация для воспитателей ДОУ)

В данной презентации раскрыты  главные аспекты темы " Ребенок дошкольного возраста в игровой деятельности", даны определения , что такое ИГРА, какие бывают игры, описаны основные подходы отечеств...

Театрализованная деятельность в ДОУ, воспитатель Олейникова Н.А.

На всех этапах становления педагогики проблема развития детского творчества, имеющая большое педагогическое и социальное значение, не теряла своей актуальности.  Выявление и развитие творческих с...

Театрализованная деятельность: Консультация для родителей.

Театрализованная  деятельность. Консультация для родителей....

"Развитие детей в театрализованной деятельности". Консультация для родителей.

Театрализованные игры всегда радуют, часто смешат детей, пользуясь у низ неизменной любовью. Дети видят окружающий мир через образы, краски, звуки. малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят и о...

Использование театрализованной деятельности в работе воспитателя с заикающимися детьми старшего дошкольного возраста

Уважаемые коллеги, вашему вниманию представляю статью об использовании театрализованной деятельности в работе с заикающимися детьми....