Консультация для педагогов «Творческие задания для дошкольников»
консультация по теме

Хмельницкая Марина Владимировна

консультация для педагогов с целью раскрепощения воображения дошкольников.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов  «Творческие задания для дошкольников»

        Задание 1. "Пофантазируем?"

Цель: раскрепощение воображения дошкольников.

Детям предлагается выполнить ряд упражнений в игровой форме.

1. «Кляксы» Материалы: большой лист бумаги, краски, стакан с водой.

«В волшебной стране есть необычный город. Дракон Бойся-Бой превратил всех жителей в разноцветные облака. Время от времени в городе идет дождь, и капельки разных цветов падают на землю. Надо «оживить» эти капельки».

Детям предлагается набрать на кисточку побольше краски и капнуть на лист.

«Бесформенное пятно нужно дорисовать, чтобы было понятно, на что оно похоже».

Играющие по очереди говорят, какие предметные изображения они видят в кляксах или в отдельных их частях.

        Задание 2. Составление рассказа с использованием отдельных слов .

Детям предлагаются отдельные слова, например: солнце, река, ветер, дождь. Нужно составить связный рассказ, используя эти слова. Вначале число слов ограничивается до 3-4, затем постепенно увеличивается до 7-10.

Упражнение можно проводить с ограничениями, например: придумать рассказ со словами, начинающимися только с буквы А или Б, и т.д.

Задание 3. "Цветные сказки".

Детям предлагается придумать, например, «розовую» или «зеленую сказку. В качестве иллюстрации читается сказка латышского писателя Иманта Зиедониса «Желтая сказка».

Задание 4. "Желтая сказка".

Солнце, как яичный желток, висело над землей. А по лучам на землю шли цыплята, и все они были, конечно, желтые.

Желтая пчела подлетела к цыпленку, стала приглашать его в свой желтый улей. Но цыпленку в улей никак не залезть: дырочка маленькая.

«Ладно, – подумал он, – вот желтые бабочки летают, полетаю с ними». Цыпленок подпрыгнул, но тут же вспомнил: у него крыльев нет, полоски-то какие-то вместо крыльев. «Стану курицей, – мечтал он, – буду летать высоко».

        А солнце сияло на небе, как желтый блин с такими вкусными хрустящими краешками. Пчелы летали от одуванчика к одуванчику и возвращались в свой желтый улей. Он выглядел, как огромная желтая библиотека: рамки, будто полки до потолка, и все наполнены сотами. А соты похожи на желтые шестиугольные телевизоры, только вместо экранов блестит желтый мед.

        До самого горизонта желтели луга – это цвели желтые ветреницы и примулы, но больше всего было одуванчиков. Все холмы, как золотом, сияли от пушистых нежно-желтых шапочек этих солнечных цветов.

        Тут и сам я не удержался, взял да и повалился в одуванчики. Опылился весь, обсыпался желтой пыльцой. Подошла желтая корова, подумала, что я одуванчик, да и съела меня, желтого. Так что писать дальше нет возможности.

        Задание 5.  «Если бы ...»

        Детям предлагается пофантазировать на самые разнообразные темы: «Если бы я стал невидимым» (для чего использовал бы это свойство?); «Если вдруг игрушки оживут и заговорят» (о чем они могут рассказать?).

В качестве примера детям читается стихотворение Бориса Заходера «Песня игрушек»

        Задание 6. «Изобретатели».

        В основу этой игры положен метод фокальных объектов, суть которого заключается в перенесении качеств различных объектов на исходно выбранный предмет. Например, нужно придумать необычный стул. Детям предлагают назвать два-три слова, совершенно не имеющих никакого отношения к стулу, допустим, «кошка» или «книга», к которым необходимо подобрать по 3-5 качественных характеристик. Кошка - ласковая, пушистая, разноцветная; книга - интересная, приключенческая, толстая.

        После этого приступают к основной части игры - придумыванию нового стула. Все вышеперечисленные качества переносят на исходный предмет и выясняют: что это за стул, чем он интересен, где его можно использовать?

        Задание 7. "Кто быстрее? Кто интереснее?"

         Цель: развитие беглости, гибкости и оригинальности мышления детей.

Включенные в это занятие игры и задания активизируют у детей творческий потенциал и способствуют развитию их креативности в целом.

1. «Земля - воздух - вода»

«Сейчас мы будем бросать друг другу мяч. Тот, кто бросает мяч, говорит одно из трех слов: «воздух», «земля», «вода», а тот, кто ловит мяч, говорит, если прозвучало слово «воздух» - название птицы, во втором случае («земля») - животного, если было сказано «вода» - название рыбы. Отвечать нужно как можно быстрее».

Задание можно усложнить, увеличив темп ответов или предлагать в качестве ответов не только названия животных, но, например, транспортных средств и т.д.

2. «За и против»

«Каждый их вас по очереди будет предлагать любую, самую невероятную ситуацию, например: представим себе, что утром вы вдруг обнаружили, что уменьшились в росте в два раза».

        После того как ситуация предложена, все, в том числе и ребенок, ее предложивший, говорят, какие они видят плюсы и минусы и интересные моменты в этой ситуации.

3. «Оптимисты и скептики»

Один из играющих задает ситуацию, представляя ее как хорошую или плохую, а другой опровергает это утверждение, используя словосочетание «не очень». Например:

– Хорошо, что дома телевизор есть: смотреть можно.

– Хорошо, да не очень. Глаза могут заболеть.

– Хорошо, если чайник большой: на всех чая хватит.

– Хорошо, да не очень. Долго закипает.

– Плохо, что мороженое холодное: горло может заболеть.

– Плохо, да не очень: летом холод приятен. И т.д.

Используя опорное словосочетание «не очень», можно придумывать рассказы-рассуждения:

– По улице мужчина шел. Хорошо!

– Хорошо, да не очень. Грязь не отмылась, и он стал, как негр. Это плохо!

Можно рассказать таким образом знакомую сказку, например, «Три поросенка».

– Жили - были три братца-поросенка Ниф-Ниф, Наф-Наф и Нуф-Нуф. Это хорошо!

– Хорошо, да не очень. Осень наступила, а им жить негде. Это плохо!

– Плохо, да не очень. Решили они себе домик построить. Это хорошо!

– Хорошо, да не очень. Строить - то они не умели. Это плохо! И т.д. Прием инверсии имеет, помимо развивающей, воспитательную и коррекционную цели. Несмотря на свою кажущуюся трудность, он очень понятен и близок детям, в силу особенностей их психического развития — ведь они часто любят делать что-то наоборот. Но в некоторых конфликтных ситуациях, когда ребенок стремится проявить свою самостоятельность, победителем обычно выходит взрослый. Победа последнего нередко дорого обходится ребенку, ибо она достигается за счет подавления еще не окрепшей, незрелой личности. Подлинные воспитательные победы, имеющие решающее значение для будущего детей, возможны только на другом пути -укрепления самостоятельности и инициативности ребенка, его критичности к себе, ситуациям, другим людям.

4. «Что упало?»

«Наверно, все знают такую шутливую примету: упал нож - придет мужчина, упала ложка - придет женщина. Сейчас мы будем развивать эту область примет. Сделаем это так: бросая мяч, надо будет сказать, что упало, например, монетка, барабан и т.д. Тот кто ловит мяч, говорит о том, кто, по его мнению, придет, в случае возникновения вопросов у других, объясняет, почему это происходит. Делать все это нужно как можно быстрее».

В процессе выполнения игры поощряются неожиданные, оригинальные идеи, а также проявления гибкости мышления и нестандартные интерпретации.

Поскольку это занятие - последнее в программе, то по его завершении психолог вместе с детьми проводит общие итоги, дети делятся впечатлениями, говорят об успехах своих товарищей по группе, отмечают то новое, что они подметили в собственном развитии.

        Задание 8. Рисование «Знакомство с акварелью»

        Цель: Познакомить детей с особенностями акварельных красок. Развивать фантазию, воображение, самостоятельность.

Методика проведения: Побеседовать о красках, их особенностях. Предложить поэкспериментировать с красками: разводить водой, смешивать цвета, делать кляксы, отпечатки и т.д.

        Задание 9. «Будет так, как захочу»

        Цель: развивать образное мышление.

Методика проведения: дается задание вспомнить необычные предмет, детям предлагается с помощью любых средств изобразить этот предмет в измененном виде, например, что будет если он намокнет. В конце занятия все работы рассматриваются, обсуждаются правильность оценивание ситуации.

        Задание 10. Лепка «Несуществующее животное»

        Цель: Развивать творчество, воображение, находить сходство и различие, видеть целостность образа, развивать образное мышление.

Методика проведения: Детям предлагается придумать несуществующее животное и вылепить его из пластилина, глины или песка. Дать животному название. В конце занятия каждое животное рассматривается, ребенок объясняет свой выбор, дети все вместе пытаются узнать, элементы каких животных использованы в данной фигурке.

        Задание 11. «Кто живет в домике»

        Цель: развивать наглядно - образное мышление и творческие способности.

        Методика проведения: Воспитатель беседует с детьми о том, как можно узнать, что дома кто-то есть, а как узнать как он выглядит и кто он. Детям предлагаются элементы картинок, по которым они должны узнать, что это за предмет. Потом дается задание самим загадать предмет, изобразить только его часть, а остальные должны угадать, что задумано.

        Задание 12. «Осенний ( весенний) ковер»

        Цель: развивать творческое мышление, видеть связь и сходные черты. Развивать творческое воображение, эстетическое восприятие.

        Методика проведения: Поговорить с детьми об этом времени года. Выделить его отличительные черты, предложить создать свой оригинальный ковер этого времени года. Поощрять использование различных техник изображения, своеобразие, творческий подход. По окончании все работы выложить в один большой ковер, украсить им стену.

        Задание 13. «Вот я какой»

        Цель: развивать воображение, мышление, творчество детей.

        Методика проведения: детям предлагается подумать, какой каждый из них, как он может охарактеризовать себя, с кем или чем он себя ассоциирует. Предложить изобразить «себя» с помощью лепки, рисования, аппликации и т.п. на выбор. Спросить, почему именно это изображение он выбрал. Из полученных работ сделать выставку - знакомство.

Примечание. Кроме упражнений и игр, на занятиях рекомендуется использование специальных домашних занятий. Например, детям предлагается совместно с родителями в выходные дни придумать и записать множество вариантов использования хорошо знакомого предмета. Затем на занятии дети обмениваются придуманными вариантами и составляют «банк данных» из неповторяющихся ответов. Это способствует не только развитию у детей творческого воображения и мышления, но и помогает формировать у них способность внимательно и доброжелательно выслушивать и анализировать идеи и предложения других людей, развивать способность к коллективному творчеству.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Творческие задания как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

Современное общество нуждается в активной личности, способной к познавательно-деятельностной самореализации, к проявлению активности и творчества в решении жизненно важных проблем. Первоосновы такой л...

Консультация для педагогов "Творческая педагогика для дошкольников"

«Обучать  творческому  акту  нельзя, -  отмечал  Л. С. Выготский, - но  это  вовсе  не  означает,  что  нельзя  воспитателю  содействов...

Консультация для педагогов "Творческие мастерские"

В консультации рассматриваются вопросы творческих мастерских, как формы работы с детьми и творчества в целом....

Консультация для педагогов. Коррекционные задания для закрепления речевых навыков.

На основе многолетнего опыта работы с детьми, страдающими тяжелыми нарушениями речи, мы осуществили попытку представить коррекционный процесс, равноправными звеньями которого является учитель-логопед ...

Игры, творческие задания для дошкольников

Картотека музыкальных игр....

Консультация для родителей: "Творческие задания для развития речи дошкольников".

Дети 4-5 лет уже могут рассказать о событиях собственной жизни, о своём личном опыте, причём делать это очень выразительно. Попробуйте  предложить им помещённые ниже творческие задания....

Консультация для родителей «Творческие задания, используемые для развития речи».

Мнемотехника в переводе с греческого — искусство запоминания, технология развития памяти. Это система методов и приёмов, обеспечивающая успешное и эффективное запоминание информации. Идея: на ка...