Консультация для педагогов "Экскурсия в музей как средство формирования гармоничного развитой личности"
консультация на тему

В  жизни  нашего  общества  и  в  целом  России  наступает  решающий  момент  -  возрождение  государственности,  этап  сложный,  ответственный  и  судьбоносный.  Социокультурная  ситуация  в  обществе  стимулирует  возникновение  образовательных  потребностей,  направленных  на  актуализацию  способностей  к  саморазвитию  личности,  раскрытию  его  творческого  потенциала  и  нравственности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_muzey.docx31.31 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов.

Тема: «Экскурсия в музей как средство формирование гармонично развитой личности»

Воспитатель: Вавилкина Е.Е.

 

     В  жизни  нашего  общества  и  в  целом  России  наступает  решающий  момент  -  возрождение  государственности,  этап  сложный,  ответственный  и  судьбоносный.  Социокультурная  ситуация  в  обществе  стимулирует  возникновение  образовательных  потребностей,  направленных  на  актуализацию  способностей  к  саморазвитию  личности,  раскрытию  его  творческого  потенциала  и  нравственности. 

     Сегодня  нравственность  чаще  всего  отождествляется  с  культурой,  искусством,  творчеством.  Снижение  «культурности»  в  обществе  —  общепризнанный  факт.  В  сегодняшних  условиях  проблема  культуры,  этической  в  частности,  в  воспитании  нравственности  очевидна.

     Культура  —  это,  прежде  всего  система  ценностей.  Она  необходима  для  удовлетворения  нравственных  потребностей  и  поиска  жизненных  целей,  смысла,  идеалов,  высших  ценностей.  Так  сформировалось  классическое  понимание  культуры  как  воспитания  и  образования  человека,  а  термин  «культура»  стал  использоваться  для  обозначения  общего  процесса  интеллектуального,  духовного,  эстетического  развития  человека  и  общества,  выделения  мира,  созданного  человеком,  из  мира  природы.

     Культура  —  это  своеобразный  «генотип»  общественного  организма,  определяющий  его  строение  и  развитие.  Она  представлена  в  продуктах  материального  и  духовного  труда,  социальных  нормах  и  духовных  ценностях,  отношениях  человека  к  природе  и  между  людьми.  Культура  фиксирует  достигнутый  обществом  уровень  представления  о  добре,  зле,  чести,  справедливости,  долге  и  т.  д.,  регулирующие  поведение  людей. Культуру  невозможно  представить  вне  понятия  нравственности,  морали  и  этики.

     Стремительное  изменение  социальной  и  политической  среды,  оказывает  влияние  на  образование,  в  том  числе  и  дошкольное.

     Система  дошкольного  образования,  сложившаяся  в  России  является  народным  достоянием.  Дошкольное  образование  —  это  первая  и  важная  ступень  всей  педагогической  системы.

     Складывавшаяся  на  протяжении  веков  система  воспитания  и  формирования  личности  —  важнейшая  часть  культуры  любого  народа.  Период  детства  во  все  времена  привлекал  внимание  психологов,  педагогов,  социологов  и  философов.

     Одной  из  задач  дошкольного  образования  —  это  воспитание  этических  основ  формирования  личности  (мировоззрения,  направленности  и  устойчивости  личности,  нравственно-психологических  качеств,  чувств  и  привычек).

     Культура  личности  раскрывается  в  динамическом  процессе  знакомства  с  окружающим,  его  переработки  и  создания  собственных  ценностей.  Поэтому  взрослые  несут  особую  ответственность  за  организацию  культурной  среды,  а  также  материальную  и  духовную  поддержку  ребенка.

     В  1949  году  в  журнале  «Мурзилка»  было  опубликовано  стихотворение  С.  Михалкова.  Строчки  это  стиха  знакомы  каждому:  «В  воскресный  день  с  сестрой  моей  мы  вышли  со  двора.  —  Я  поведу  тебя  в  музей,  —  сказала  мне  сестра». 

     Музеи  —  неотъемлемая  часть  культурного  наследия.  Они  охватывают  практически  все  сферы  жизни  человечества:  искусство,  науку  в  целом,  историю,  географию  и  т.  п.  В  современном  обществе  музеи  продолжают  свою  культурную  и  просветительскую  деятельность.  В  мире  насчитывается  не  один  десяток  тысяч  музеев,  больших  и  маленьких,  всемирно  известных  и  имеющих  ограниченный  круг  посетителей.  Свой  музей  существует  почти  в  каждом  городе  планеты.  Музеи  стали  очень  разными  и  необычными.

     В  гуманитарном  словаре  музей  —  хранилище  артефактов  или  предметов  природы,  получивших  в  культуре  знаковую  ценность,  одно  из  средств  самосохранения  культуры.  Подразумевается,  что  данный  набор  является  эталоном  образца  культуры  (или  природы)  или  может  им  стать,  и  в  этом  плане  всякая  вещь,  помещаемая  в  музей,  есть  вещь  избранная,  причем  целенаправленно.

     Современная  иллюстрированная  энциклопедия  по  искусству  определяет  музей  как  научно-просветительское  учреждение,  осуществляющее  комплектование,  хранение,  изучение  и  популяризацию  памятников  истории,  материальной  и  духовной  культуры.

     В  1913  на  научной  конференции  «Музей  как  образовательное  и  воспитательное  учреждение»  году,  проходившей  в  Мангейме,  А.  Лихтварк  директор  Гамбургской  картинной  галереи  говорил,  что  музей  можно  поставить  в  один  ряд  с  университетами  и  академиями.

     Первую  половину  двадцатого  века  в  России  просветительской  деятельности  музеев  посвятили  себя  такие  известные  советские  педагоги  и  ученые  как  А.  Луначарский,  Ф.  Шмидт,  П.  Флоренский  и  А.  Бакушинский. 

     В  начале  1930-х  годов  новыми  идеологами  отечественной  педагогики  развитие  музейной  педагогики  было  приостановлено,  а  вскоре  и  свернуто.  Лишь  с  начала  1960-х  годов  началось  ее  возрождение,  были  переосмыслены  образовательное  и  воспитательное  значение  музеев,  музейная  экспозиция  и  проектирование.  Следующие  двадцать  лет  музейное  экспозиционное  искусство  в  Советском  Союзе  получает  новый  импульс.  При  Министерстве  образования  в  эти  годы  функционирует  проблемная  группа  «Музей  и  образование»,  способствующая  популяризации  музейной  педагогики  и  формированию  содержания  образовательной  функции  музейной  педагогики.

     В  современном  музееведении  существует  такое  понятие,  как  «детский  музей».  Детские  музеи  распространены  во  многих  странах  мира,  а  в  последнее  время  становятся  популярны  и  в  России.   Одну  из  групп  музеев  того  времени  называли  музеями-мастерскими,  так  как  они  были  направлены  на  развитие  творческих  способностей  детей.  Примером  такого  учреждения  считается  первый  российский  Детский  клуб,  который  был  создан  обществом  «Сетлмент»,  возглавляемый  С.Т.  Шацким,  Л.К.  Шлегером  и  А.У.  Зеленко.  Одной  из  главных  его  задач  была  кружковая  работа  с  детьми  разного  возраста  из  малообеспеченных  семей.  Отдельная  комната  была  выделена  под  музей,  в  котором  собирали  коллекции  разных  растений,  животных.  Уже  тогда  акцент  делался  на  восприятии  ребенком  окружающего  мира.  Так,  А.У.  Зеленко  считал,  что  чувственная  грамотность  ребенка  формируется  от  впервые  виденного,  ощупанного,  понюханного,  испробованного  и  способствует  возникновению  интереса  к  самостоятельной  деятельности. 

     Музей  дает  возможность  детям  не  только  рассмотреть  предметы  со  всех  сторон,  но  и  практически  освоить  их.  Формы  работы  в  музее   отличаются  многообразием.  К  ним  относятся:  мини-беседы  с  детьми;  экскурсии  для  детей  и  родителей;  самостоятельное  рассматривание  экспонатов;  мастер-класс  по  изготовлению  экспонатов;   творческие  игры,  образовательные  путешествия;  чтение  художественной  литературы;  исследовательская  деятельность,  экспериментирование;  музицирование,  прослушивание  аудиоматериалов,  просмотр  мини-презентаций.

     В наши дни приоритетным направлением дошкольного образования является приобщение детей к музейной педагогике. Причины роста популярности музейной педагогики – самые разные. Во-первых, большинство российских музеев  из-за экономических трудностей в стране «потеряли» туристов, основную категорию своих посетителей. Во-вторых, канули в лету привычные мероприятия, на которых держались все без исключения музеи страны. В итоге в практику стали внедряться музейно – педагогические программы, рассчитанные в основном на детскую аудиторию.  

     Под музейной педагогикой понимается область образовательно-воспитательной деятельности, направленная на формирование у ребёнка ценностного отношения к действительности по средствам раскрытия историко-культурных конспектов материальных и нематериальных реалий окружающего мира вне зависимости от их местоположения. При таком подходе музейно-педагогическая деятельность может осуществляться как в условиях музейной среды, так и в любом ином пространстве – детском саду, учреждении  дополнительного образования, дома, на улице, среди живой природы и т.д. Задача дошкольного педагога заключается в том, чтобы научить ребёнка распознавать эти скрытые в предметах смыслы.  

     Основными задачами приобщения ребёнка-дошкольника к музейной педагогике являются:

- воспитание у детей ценностного отношения к искусству, пробуждение интереса к музеям и выставкам,

- формирование «образа музея, как храма искусства», в которых хранятся художественные коллекции культурно-исторического значения,

-развитие художественного восприятия, образного мышления, словаря ребёнка,

- научить детей самостоятельно анализировать, сопоставлять, делать выводы.

     Чтобы все эти задачи выполнить, воспитать в детях эстетические чувства, необходимо: организовать предметно-образовательную среду, подобрать специальные художественно-дидактические пособия, профессионально и грамотно преподносить нужный материал детям.

     Формирование основ культуры восприятия нужно начинать с четырёх лет, поскольку ребёнок этого возраста активно приобретает опыт видения, и ему достаточно посещения сказочной комнаты.

     К пяти годам дети уже понимают юмор, могут выражать своё отношение к рассматриванию картин, иллюстраций, видеофильмам, радуются своим умениям и открытиям.

     К семи годам появляются процессы узнавания, сравнения, способность воспринимать и оценивать реальные и воображаемые сюжеты старины и современности, портретные характеристики персонаже. В этом возрасте предусматривается тесное сотрудничество детского сада с педагогами-экскурсоводами.

     К посещению музея необходимо серьёзно, целенаправленно готовиться, а потом закрепить полученные знания и впечатления. Ребёнок не подготовлен к восприятию сложного символического языка музея. Задача педагога состоит в том, чтобы помочь маленькому человечку в этой непростой и очень важной познавательной деятельности. Необходимо чётко осознавать конечную задачу своей деятельности – формирование творческой личности, способное заинтересованно воспринимать культурное наследие и сознавать свою ответственность не только за его сохранение, но и за приумножение и передачу этого наследия другим поколениям.

     Для того чтобы направление музейной деятельности сделать эффективным необходимо объединить силы учёных, музеев и образовательных учреждений. Только тогда личность ребёнка будет развиваться полноценно, и приносить пользу обществу.

     Главное назначение экскурсии – формирование навыков общения и культуры поведения дошкольников, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности;
формирование гармонической, всесторонне развитой личности и привитие элементарных навыков культурного поведения, и на их основе предоставить условия развития для всех сторон личности. 
     Экскурсия в музей предполагает решение следующих задач:
обучение навыкам общения и сотрудничества;

формирование у дошкольников навыков речевого этикета и культуры поведения;

развитие коммуникативных умений в процессе общения;

введение в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, формирование личности.

     XXI век ворвался в нашу жизнь бурными социально-экономическими переменами. Меняя облик современного мира, они не обошли культуру, значимость которой трудно переоценить в формировании таких фундаментальных ценностей свободного общества, как толерантность, личное достоинство, самоактуализация, развитие творческих способностей.

     Включение музея в общеобразовательный процесс способствует формированию психологической и нравственной готовности человека не только жить в стремительно изменяющимся мире, но и быть субъектом происходящих в нем социокультурных преобразований. Тем самым музей способствует формированию творческой личности, которая усвоив текст гуманитарной культуры и искусства, включает его в контекст собственной жизни. Ведь именно в музейной среде сочетаются внешний, отраженный в памятниках культуры и искусства мир событий и явлений, и внутренний -личностный мир человека, который тесно связан с этнокультурными традициями и художественными трансформациями окружающей среды. Особенно хочется подчеркнуть тот факт, что музейные памятники не только информируют о прошлом, они событийны, позволяют зрительно через восприятие художественных образов реконструировать и пережить ту или иную эпоху.

     Слово "музей" в переводе с греческого означает храм, в котором живут музы - храм муз. Современная наука определяет музей как учреждение, ведущее научно-исследовательскую, научно-просветительскую деятельность путем хранения, систематизации, изучения и популяризации памятников материальной и духовной культуры.

     Одной из первых музейных экспозиций принято считать Александрийский музей в Египте. Он был создан в III веке до н.э.. Первые систематические коллекции произведений науки и искусства за рубежом появляются в эпоху Возрождения в Италии, а затем во Франции, Англии, Германии. В X VIII веке открывается знаменитый Британский музей и Лувр в Париже.

     В России богатейшие собрания книг, произведений искусства, достижений науки сосредотачиваются в руках князей и священнослужителей. Первый русский научный музей-Кунсткамера был основан Петром I в Санкт-Петербурге в 1714 г.

     Музейная сеть постепенно совершенствовалась и развивалась. Большинство крупнейших современных музеев мира были созданы в XIX веке.

     Выделяют три вида музеев: научно-просветительские, исследовательские, учебные. В соответствии с содержанием коллекций музеи подразделяются на отраслевые, комплексные, мемориальные.

     Отраслевые: исторические, художественные, литературные, музыкальные, этнографические, технические, естественно - научные.

     Работа исторических музеев связана с изучением исторических эпох, событий, памятников, археологических находок, биографий исторических деятелей, полководцев.

     Художественные музеи собирают и изучают произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Сотрудники литературных музеев хранят память о жизни и деятельности великих писателей, ведут литературоведческую работу.

     Музыкальные музеи - это музеи музыкальных инструментов, музыкальной культуры. Коллекцию музыкальных инструментов могут одержать и этнографические музеи, которые отражают в своих экспозициях и фондах наследие материальной, духовной культуры разных наций и народностей, а также условия их общественной жизни.

     Технические музеи собирают и экспонируют предметы, связанные с достижениями технической культуры на всех стадиях развития человечества. Музеи естественно - исторические демонстрируют экспонаты, раскрывающие историю достижений в области изучения флоры и фауны, отдельных областей сельского хозяйства и землепользования.

     Комплексные музеи, к которым относятся краеведческие, сочетают в себе несколько направлений сбора, коллекционирования и изучения экспонатов.

     Краеведческие музеи составляют самую широкую сеть музейной культуры и включают отделы истории, природы, декоративно-прикладного искусства, небольшие картинные галереи.

     Мемориальные: музеи-заповедники, музеи-усадьбы, дома-музеи. Мемориальные музеи посвящены выдающимся памятникам архитектуры, живой природы или выдающимся деятелем истории, науки, культуры.

     С какого возраста начинать приобщение к изобразительному искусству и музею? Этот вопрос вызывал немало дискуссий в начале XX века. Выдающийся немецкий ученый А.Лихтварк настаивал на том, что этот возраст-11 лет. Он же дал понятие "музейная педагогика". Первоначально оно трактовалось как направление музейной деятельности, ориентированное преимущественно на работу с учащимися. В 1913 году Лихтварк сформулировал идеи образовательного назначения музея и предложил новый подход к посетителю как к участнику диалога. К 80-тым годам XX века понятие "музейная педагогика" от обозначения определенного вида деятельности эволюционировала до названия научной дисциплины. В современных исследованиях музейная педагогика - это научная дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривающая музей как изобразительную систему. Динамика экономического и социального развития последних двух десятилетий такова, что сегодня общее развитие человека значительно ускорилось и воспитанники детских садов буквально заполонили музеи. И это неслучайно, ведь умение видеть включающее способность наблюдать, замечать, анализировать и размышлять, формируется с самого раннего детства. Дошкольник, приходя в музей за "красотой", приобщается к культуре, которая формирует в его душе значимость переживаний увиденного. Поэтому не удивительно, что мы выбрали эту тему для работы с детьми.

     Основа музейного  материала - это, во-первых, любые материальные предметы прошедших времен; во-вторых, наглядные, прежде всего живописные или фотографические иллюстрации этого времени; и в-третьих, краткие словесные комментарии, помогающие воспитателям вводить детей в представленную тему.

     Обобщенные полученные данные показывают необходимость организовать эффективное взаимодействие детского учреждения, родителей и музея. В связи с этим были сформулированы следующие задачи: особое внимание уделять эстетическим, психологическим, социальным и культурологическим аспектам развития ребенка: формированию художественных предпочтений, формированию навыков общения с музейной средой, межличностной коммуникации, развитию речи на основе знакомства с музейными памятниками и визуальными объектами окружающей среды, формированию навыков культуры, развитию навыков познавательной деятельности посредством театрализованной игры, развитию творческих способностей через овладение навыками материально-художественной деятельности.

     

     Таким  образом,  благодаря  музею  продолжается  не  только  культурно-просветительская  деятельность,  но  и  расширяется  кругозор,  развиваются  познавательные  способности  детей,  формируются  проектно-исследовательские  умения  и  навыки,  развивается  творческое  мышление  и  их  активная  жизненная  позиция.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад компенсирующего вида №26 «Солнышко»

для дошкольников

Консультация для педагогов

«Экскурсия в музей как средство формирования

гармонично развитой личности»

Выполнила воспитатель логопедической

группы Вавилкина Е.Е.

Серпухов 2016 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция непосредственно – образовательной деятельности, как средство воспитания гармонично – развитой личности дошкольника

презентация раскрывает основные аспекты интеграции нод, условия планирования и организации интегрированных педагогических мероприятий...

Семинар-практикум для родителей. Тема:«Ритмическая гимнастика как средство всестороннего гармоничного развития личности ребенка-дошкольника»

laquo;Мы не знаем более могущественного и болееблагоприятного средства воздействия на жизньи процветание всего организма,чем чувство радости… Урок ритмической гимнастики должен приносить детям...

«СОТРУДНИЧЕСТВО И СОТВОРЧЕСТВО МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С РОДИТЕЛЯМИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЦЕЛЬЮ ФОРМИРОВАНИЯ ГАРМОНИЧНО РАЗВИТОЙ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА»

Цель опыта - объединение усилий семьи и дошкольного учреждения в решении задач, связанных  с разносторонним гармоническим развитием детей, содействовать дальнейшему формированию музыкально...

Игра как средство воспитания гармонично развитой личности ребенка.

Игра – это не только источник положительных эмоций, это ещё и возможность развивать качества, необходимые для дальнейшей жизни....

Консультация для воспитателей. « Народная игрушка как средство формирования и развития личности ребенка» (к педагогическому совету «Поликультурное воспитание: школа диалога культур»)

Консультация для воспитателей.« Народная игрушка как средство формирования и  развития личности  ребенка»(к педагогическому совету «Поликультурное воспитание: школа д...

Консультация для родителей: «Детский дизайн как средство формирования гармонично развитой личности ребенка»

детский дизайн как средство формирования гармонично развитой личности ребенка...

Здоровьесбережение в семье и детском саду как необходимое условие формирования гармонично развитой личности дошкольника

АннотацияВ данной статье раскрываются методы и формы работы воспитателей с родителями и воспитанниками по формированию положительного отношения к здоровому образу жизни. Подчеркивается важность всех а...