"Эмоциональное состояние одарённых детей."
материал на тему

Выступление на семинаре для педагогов. "Одарённые дети"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon emotsionalnoe_sostoyanie_odaryonnyh_detey.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Эмоциональное состояние одаренных детей

Одаренный ребенок  – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Виды одаренности:

Одаренность в ремеслах; спортивная и организационная одаренность;

Интеллектуальная одаренность различных видов;

Хореографическая, сценическая, литературно-поэтическая, изобразительная и музыкальная одаренность;

Лидерская одаренность, т.е. способность привлекать, притягивать к себе других людей, вызывать у них чувство симпатии;

Одаренность в создании новых духовных ценностей и смыслов, служение людям.

Показатели одаренности:

любознательность и потребность в познании выходят за рамки возможностей традиционного обучения;

высокие интеллектуальные и творческие показатели;

высокий уровень развития абстрактного мышления и речи (способность в языковой форме делать выводы);

активность;

высокая мотивация к учебной деятельности;

стихийное стремление к построению целостной картины мира.

Психологические особенности одаренных детей наряду со спецификой социального заказа в отношении этой группы учащихся обусловливают определенные акценты в понимании основных целей обучения и воспитания, которые определяются как формирование знаний, умений и навыков в определенных предметных областях, а также создание условий для познавательного и личностного развития учащихся с учетом их дарования.

Среди наиболее важных личностных особенностей, подлежащих развитию у одаренных детей можно выделить уважение к другим,  эмпатическое отношение к людям,  терпимость к особенностям других людей, склонность к самоанализу, терпимое отношение к критике, готовность делиться вещами и идеями, настойчивость в выполнении задания, независимость в мышлении и поведении, отсутствие нетерпения в ожидании вознаграждения, соревновательность, чувство юмора, чуткость к анализу нравственных проблем, уверенность в своих силах и способностях.

Многие одаренные дети очень критичны к себе. Обладая неадекватно заниженной самооценкой, они часто не могут реализовать свои потенциальные возможности. Одаренные дети очень ранимы и чувствительны ко всему, что затрагивает их самооценку. У одаренных детей возникают трудности при общении как со сверстниками, так и со взрослыми. Иногда эти дети замкнуты, непопулярны в группе детей.

Проблемы, возникающие у одаренного ребенка при контактах со сверстниками, связаны еще и с тем, что зачастую их интересы он не разделяет. Одаренный ребенок лучше общается с более старшими детьми – сверстниками не по возрасту, а по интеллекту. Поэтому часто позитивные, казалось бы, качества одаренных детей порождают сложные личностные проблемы. Характер этих проблем ребенка во многом определяется особенностями формирующейся самооценки.

Правда, у этих детей могут возникать проблемы в том случае, если не учитываются их повышенные возможности: обучение становится слишком легким или же нет условий для развития их творческих потенций.

Принципиально другая ситуация складывается у детей с исключительной одаренностью.

Так, в силу уже описанной выше неравномерности развития и у части детей с резко повышенными интеллектуальными и художественно-эстетическими возможностями часто возникают проблемы общения, отсутствуют достаточно сформированные и эффективные навыки социального поведения.

Это может проявляться в излишней конфликтности и/или в своеобразной отчужденности одаренного ребенка от группы сверстников и приводит к тому, что одаренный ребенок начинает искать другие ниши для общения: общество более младших или, наоборот, значительно более старших детей или общается только со взрослыми и т.д.

Нередко у таких детей имеются проблемы в эмоциональном развитии. Так, в сложных ситуациях они проявляют явно инфантильную реакцию: например, критические замечания вызывают немедленные слезы, а любой неуспех приводит к отчаянию.

У многих особо одаренных детей заметны проблемы, связанные с их физическим развитием, некоторые из них явно избегают всего, что требует физических усилий, тяготятся уроками физкультуры

Особой, весьма трудной, с точки зрения помощи этим детям, является проблема волевых навыков или шире - саморегуляции.

Для особо одаренных детей ситуация развития часто складывается таким образом, что они занимаются только деятельностью, достаточно интересной и легкой для них, то есть составляющей суть их одаренности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика и коррекция неблагоприятных эмоциональных состояний у детей дошкольного возраста.

В статье говорится о проблемах диагностики и коррекции неблагоприятных эмоциональных состояний у детей в условиях ДОУ....

«Психолого-педагогические проблемы формирования представлений об эмоциональных состояниях у детей раннего дошкольного возраста в доме ребёнка».

Эмоциональная сфера - это один из важных аспектов  полноценного развития ребёнка.  В домах ребёнка дети  отстают в развитии, в том числе, и в эмоциональном....

Семинар «Способы регуляции эмоционального состояния у детей»

Целенаправленное использование  способов и приемов регуляции эмоционального состояния у детей в учебном процессе оказывает существенное влияние на развитие их эмоциональной устойчивости. ...

Преодоление негативных эмоциональных состояний у детей с ОВЗ средствами игры

Большенству детей с ОВЗ трудно контролировать, сдерживать свои отрицательные эмоции. По этой причине между детьми часто происходят конфликты с возникновением сильной агрессией. Чтобы помирить детей с ...

Коррекция негативных эмоциональных состояний у детей

Коррекция негативных эмоциональных состояний у детей старшего дошкольного возраста методом сказкотерапии....

Арт-терапия, как метод корреции эмоциональных состояний у детей.

Арт-терапия – это один из методов, использующий возможности искусства для достижения положительных изменений в интеллектуальном, социальном, эмоциональном и личностном развитии человека...