СЦЕНАРИЙ Круглого стола с участием педагогов Багратионовского городского округа, с применением психолого – педагогических и информационно - коммуникативных технологий.
материал на тему

Тюрина Ольга Ивановна

«Создание условий для развития и воспитания дошкольников. Опыт внедрения ФГОС»

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад г. Багратионовска» и

МБДОУ «Детский сад поселка Долгоруково»

СЦЕНАРИЙ

Круглого стола с участием педагогов Багратионовского городского округа, с применением психолого – педагогических и информационно  - коммуникативных технологий.

Тема: «Создание условий для развития и воспитания дошкольников. Опыт внедрения ФГОС»

Цель: Раскрыть широкий спектр мнений педагогов ДОУ по выбранной для обсуждения теме с разных точек зрения, обсудить неясные и спорные моменты, связанные с проблемами по внедрению ФГОС ДО.

Задачи: - выявить уровень профессиональной подготовленности педагогов в работе по ФГОС ДО;

- активизировать интеллектуальную, творческую, культурологическую и профессиональную компетенцию педагогов в знании основных положений, понятий и принципов ФГОС ДО:

- развивать сплоченность, умение работать в команде, аргументировано отстаивать свою точку зрения;

- развивать личностные качества педагогов, такие  как  мобильность (способность к изменениям, креативность);

- углубить знания педагогов об основных принципах и положениях ФГОС ДО.

Материалы и оборудование:  мультимедийный проектор, экран, столы, стулья для участников, листы бумаги с заданием, свеча, спички, презентация.

Ход мероприятия:

(слайд 1).

Ведущий. Добрый день, уважаемые коллеги и гости! Сегодня тема нашего методического мероприятия «Создание условий для развития и воспитания дошкольников. Опыт внедрения ФГОС»

Мероприятие будет проходить в форме круглого стола. Надеюсь, наша встреча будет эффективной, информационной и пожалуйста, ознакомьтесь с правилами:

(слайд2)

  1. Выслушивать друг друга.
  2. Соблюдать временной регламент.
  3. Не перебивать друг друга.
  4. Будьте внимательны и активны.

(слайд 3)

Но, прежде, давайте немного с вами познакомимся. Я прошу Вас,   уважаемые педагоги, встать и ответить коротко в произвольной форме, можно даже стихами, на вопрос: «Кто здесь собрался?». Можно представить себя, начиная со следующей фразы: «Меня зовут Ольга Ивановна, я – воспитатель «детского сада посёлка Долгоруково». Я всегда мечтала о том, чтобы как можно дольше оставаться ребенком и не взрослеть, поэтому стала педагогом»…

(представление участников)

 Спасибо большое, я вижу, что здесь собрались творческие, активные и просто интересные люди – настоящие профессионалы.

Уважаемые коллеги, а начать мне хотелось с  притчи.

(слайд 4)

«Давным  –  давно, в старинном городе жил Учитель, окруженный учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Учитель не смог бы дать ответа?» Он пошел на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал ее между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошел к Учителю и спросил:

- Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или нет?

Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.

Не глядя на руки ученика, Учитель ответил:

- Всё в твоих руках. (пауза)

Уважаемые коллеги, а как вы думаете, притча связана с современностью и изменениями, которые проходят в дошкольном образовании? (высказывания)

(слайд 5)

Пожалуй, сегодня, в связи с современными изменениями в дошкольном образовании, каждому из нас, педагогов, стоящих у истоков детства, необходимо четко понимать, что в наших руках находится самое ценное в жизни человека – это ребенок, и от того как  мы сможем сохранить его уникальность, зависит его будущее. До некоторого времени наши детские сады строили работу в соответствии с ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы. С 1 января 2014 года, когда в силу вступили ФГОС дошкольного образования, работа наших дошкольных учреждений  также поменялась. Давайте обсудим, что изменилось в организации образовательного процесса в детском саду с внедрением ФГОС? И так:

- Какие образовательные области предлагает ФГОС? 

( ответы воспитателей)

(социально – коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно – эстетическое; Физическое развитие)(слайд 6)

- На решение каких задач направлено социально – коммуникативное развитие?(Слайд7)

(ответы педагогов). 

(слайд8)

Социально-коммуникативное развитие направлено на :

  • усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
  • развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
  • становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
  • развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания,
  • формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;
  • формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;
  • формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
  • формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

(слайд 9)

- Какие задачи стоят перед образовательной областью познавательное развитие?

(после ответов воспитателей, слайд10)

(Познавательное развитие по ФГОС в ДОУ преследует следующие задачи:

  • Поощрение любознательности, развитие и выявление интересов ребенка.
  • Формирование действий, направленных на познание окружающего мира, развитие сознательной деятельности.
  • Развитие творческих задатков и воображения.
  • Формирование знаний о самом себе, других детях и людях, окружающей среде и свойствах различных предметов.
  • Дети знакомятся с такими понятиями, как цвет, форма, размер, количество. Начинают осознавать время и пространство, причины и следствие.
  • Дети получают знания о своей Отчизне, им прививаются общие культурные ценности. Даются представления о национальных праздниках, обычаях, традициях.
  • Дошкольники получают представление о планете как всеобщем доме для людей, о том, как многообразны жители Земли и что у них общего.
  • Ребята узнают обо всем многообразии растительного и животного мира и работают с местными экземплярами.) (слайд 10)

Проще говоря – это занятия по экологии,математике,предметное окружение.

- Что включает в себя речевое развитие?(слайд 11)(после ответов педагогов, слайд 12)

(Задачи речевого развития в ФГОС ДО

  • овладение речью как средством общения и культуры, (это значит, надо сформировать устную речь детей на таком уровне, чтобы они не испытывали трудностей в установлении контактов со сверстниками и взрослыми, чтобы их речь была понятна окружающим),
  • обогащение активного словаря, (происходит за счет основного словарного фонда дошкольника и зависит от нашего с вами словаря и словаря родителей, для расширения словаря детей создаются благоприятные условия при комплексно - тематическом планировании работы)
  • развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, (наша связная речь состоит из двух частей- диалога и монолога. Строительным материалом для неё является словарь и освоение грамматического строя речи, т.е. умение изменять слова, соединять их в предложения)
  • развитие речевого творчества, (работа не простая, предполагает что, дети самостоятельно составляют простейшие короткие рассказы, принимают участие в сочинении стихотворных фраз, придумывают новые ходы в сюжете сказки и т.д. Все это становится возможным, если мы создаем для этого условия)
  • знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы, (Главная проблема состоит в том, что книга перестала быть ценностью во многих семьях, дети не приобретают опыт домашнего чтения - слушания, книга должна стать спутником детей)  
  • формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
  • развитие звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха, (ребенок усваивает систему ударений, произношение слов и умение выразительно говорить, читать стихи).

Ведущий. Давайте отдохнем и пошалим, как дети. (слайд 13)

Упражнение «Произнесите текст:

«Зайку бросила хозяйка-

Под дождём остался зайка

Со скамейки слезть не мог,

Весь до ниточки промок.»

1.Шепотом.

2. С максимальной громкостью.

3. Волнообразно.

4. Как будто вы страшно замерзли.

5. Как будто у вас во рту горячая картошка.

6. Как маленькая девочка.

Ведущий: Продолжим работу.

- Развитие, каких качеств в ребенке предполагает художественно – эстетическое развитие?(слайд 14)

(после ответов воспитателей),

( слайд 15)

(Художественно-эстетическое развитие согласно ФГОС ДО предполагает:

  • развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;
  • становление эстетического отношения к окружающему миру;
  • формирование элементарных представлений о видах искусства;
  • восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
  • реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Т.Е. – ЗАНЯТИЯ ПО РИСОВАНИЮ, ЛЕПКЕ, АППЛИКАЦИЯ, КОНСТРУИРОВАНИЕ, МУЗЫКА И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТ-РА.

- Физическое развитие предполагает приобретение опыта, в каких видах деятельности?(слайд16) 

( после ответов педагогов),

(слайд 17)

(«Физическое развитие» включает:

* приобретение опыта в двигательной деятельности детей, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость;
* формирование начальных представлений о некоторых видах спорта,
* овладение подвижными играми с правилами;
* становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
* становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)

И ОПЯТЬ ЖЕ ЭТО ЗАНЯТИЯ ФИЗКУЛЬТУРОЙ, ЗАРЯДКА, ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ, ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ, ОЧЕНЬ ПОПУЛЯРНА СЕЙЧАС РИТМИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА И Т.Д.

(слайд 18, музыка)

Ведущий: «Не дай Вам Бог жить во время перемен» - гласит китайская мудрость. Современный мир меняется с невероятной скоростью. Но, может, стоит не согласиться с китайской мудростью? Трудное время – это время величайших возможностей! Важно видеть эти перемены, войти в них, а это значит быть современным, быть со временем, «оказаться во времени». Выявляя пользу внедрения ФГОС ДО и говоря о положительных сторонах, невозможно обойтись и без критического взгляда. Мы видим проблему, возникающую у многих педагогов при проектировании педагогического процесса на основе интеграции образовательных областей, в рамках реализации ФГОС, которую можно сформулировать в главный поисковый вопрос «Как осуществить интеграцию образовательных областей в отсутствии готовых методических разработок, что для этого нужно сделать?». Думаю, самое время проявить креативность.

(слайд19)

 Сейчас мы с вами проведем Мозговой штурм, который позволит решить проблему «Как заставить человека есть зеленый салат». Задача этого тренинга – найти решение проблемы, используя средства, формы и методы. Мы составим  некий алгоритм действий по решению нашей проблемы, «уговорить человека есть зеленый салат».

(после ответов педагогов,

слайд 20)

(слайд 21) Тщательно очистить ингредиенты салата

(слайд 21) Тщательно готовиться к осуществлению образовательной деятельности в режимные моменты

Украсить салат

Использовать наглядность, в том числе современные средства (ИКТ, мультимедиа)

Подать в необычной сервировке

Проводить образовательную деятельность в нестандартной форме

Добавить в салат необычные продукты, например трюфели

Интегрировать с другой деятельностью

Придумать интригующее название

Превратить скучные темы организованной деятельности в увлекательные, «вкусные» для детей

Убедить в простоте приготовления в домашних условиях

Давать интересные и увлекательные самостоятельные задания, которые ребенок сможет выполнить

Убедить в полезности состава ингредиентов

Сделать приобретаемые знания актуальными и полезными в жизни

Ведущий: оказалось, как легко приготовить салат и так же легко осуществить интеграцию образовательных областей в отсутствии готовых методических разработок. А если забудете, то вспомните наш зеленый салат, и сразу станет легко и понятно.

Упражнение «О чем печалитесь?» ( слайд 22)

Цель: выявление проблем связанных с внедрением ФГОС ДО.

Педагоги по кругу обращаются друг другу со словами «О чем печалитесь?» в ответ педагог должен ответить «А печалюсь я том, что.» назвать проблему, связанную с внедрением ФГОС  ДО, которая его особенно волнует. 

(слайд24)

В  Каждой образовательной организации  решаются ряд конкретных задач:

* проанализировать и уяснить суть целевых основ современного дошкольного образования;

 * сопоставить представленные в ФГТ и ФГОС ДО задачи и принципы дошкольного образования;

 *определить направления повышения профессиональной компетентности педагогов, составить план работы методической службы дошкольной организации по внедрению ФГОС ДО;

 *  проанализировать условия, имеющиеся в каждом детском саду, в каждой дошкольной образовательной группе;

*  выявить и постараться устранить имеющиеся проблемы, находящиеся в ведении дошкольной организации.

Сейчас педагоги ДОО работают над рабочими программами по всем направлениям, по всем возрастным группам. Работа над образовательной программой ведется, и она по силам каждой образовательной организации. Большой проблемой является создание условий для реализации программы: приведение материально-технической базы детского сада в соответствие ФГОС ДО. Материально-техническая база дошкольных образовательных организаций – основной столп, на котором держится вся их деятельность. Она включает в себя состояние зданий и коммуникаций, оснащенность мебелью и оборудованием в соответствии с ФГОС, создание развивающей предметно - пространственной среды, безопасной для жизни и здоровья воспитанников.

Ведущий: Следующей  из актуальных проблем в современной дошкольной педагогике является проблема построения конструктивных взаимоотношений с родителями воспитанников. Почему одним педагогам удается наладить с родителями контакт так, что те по первому зову готовы, что называется, «горы свернуть», а другие, как ни бьются, не могут дозваться родителей ни на одно мероприятие?

(после ответов педагогов.

слайд24)

 Проблема вовлечения родителей в единое пространство детского развития в ДОУ решается в трех направлениях:

  • Изучение и внедрение новых форм взаимодействия с родителями.
  • Повышение педагогической культуры родителей.
  • Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обмену опытом.

 Как же этого добиться?! Педагоги нашего детского сада используют «Правило трех плюсов» (чтобы расположить к себе собеседника нужно дать ему как минимум три психологических плюса. (слайд 25)

Самые универсальные – это:

  • Улыбка,
  • имя собеседника
  • комплимент.

Можно использовать различные игры и упражнения.

Упражнение «Огонек добра»

(Слайд26, музыка)

Все начинается с установления контакта. Давайте попробуем.

Педагоги (родители) передают друг другу «Огонек добра» со словами комплиментами. А теперь поиграем.

Упражнение «Энергизатор»

«Постройтесь по росту»(слайд 27,музыка)

«Постройтесь по размеру обуви» » (слайд28) Музыка.

«Постройтесь по цвету глаз, начиная со светлого». » (слайд30) Музыка.

(слайд 29)

слайд 30

Ведущий: Мы все разные, но нам весело и интересно вместе. Педагог должен стать независимым образованным профессионалом, берущем на себя полную ответственность за все, что он делает, стать центром прогресса повышения качества дошкольного образования. Давайте, попробуем подобрать определения – характеристики для творческого воспитателя.

Упражнение «Воспитатель»

Цель: определить основные компетенции педагога в соответствии с ФГОС ДО. ( после ответов слайд31)

в

Внимательный, выразительный, всесторонне развитый, волевой,

вариативный, выдающийся, всезнайка,

о

Образованный, общительный, одаренный, ответственный, открытый, обучаемый, оптимист, обаятельный,

с

Справедливый, самостоятельный, свободный, самокритичный,

счастливый, симпатичный, стильный, стратег, специалист,

п

Познавательный, понимающий, понятливый, практичный, психолог,

прогрессивный, профессионал, прогнозист, патриот,

и

Индивидуальный, интеллигентный, интересный, инновационный, игривый, исследователь,

т

Темпераментный, терпеливый, толерантный,

а

Активный, адекватный, авторитетный, азартный, артистичный, аналитик,

т

Естественный, единомышленник,

е

Темпераментный, терпеливый, толерантный,

л

Ласковый, любящий,

ь

Добрый, мягкий, светлый, нежный,

Ведущий: вот мы подошли к портрету нашего современного педагога. (слайд 32)

В конце нашего круглого стола я попросила бы Вас продемонстрировать свое отношение и поделиться впечатлениями – если вам было интересно, похлопайте в ладоши и улыбнитесь, если, на ваш взгляд, что – то не удалось – потопайте и посоветуйте, как можно было сделать лучше. Спасибо, за ваше активное участие в работе круглого стола.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей с элементами круглого стола: «Значение информационно-коммуникативных технологий для развития детей»

Приоритетной задачей национального проекта «Образование» является информатизация образовательного пространства, которое включает в себя оснащение современной техникой, позволяющей в полной мере реализ...

Сценарий круглого стола с участием педагогов

Особенности взаимодействия с семьями воспитанников  в соответствии с ФГОС ДО...

Круглый стол с участием педагогов: «Формирование безопасного поведения дошкольников в семье»

Круглый стол с участием педагогов «Формирование безопасного поведения дошкольников в семье»Цель: создание обстановки психологического комфорта; развитие знаний, нацеливание на практические действия в ...

Сценарий круглого стола (с элементами тренинга) «Психолого-педагогическое сопровождение адаптации первоклассников»

Цель данного мероприятия: обсудить проблемы и опыт  организации психолого-педагогического сопровождения адаптации первоклассников, итоги адаптации....

Использование современных оценочных средств, в том числе с применением информационно-коммуникативных технологий. Электронные шаблоны таблиц к мониторингу "Диагностика педагогического процесса индивидуального развития детей старшего дошкольного возраста"

Педагогическая диагностика – особый вид деятельности, преимущественно направленный на изучение ребенка дошкольного возраста: для познания его индивидуальности и оценки его развития как субъекта ...

Семинар-практикум для педагогов ДОУ городского округа Клин "Распространение передового педагогического опыта по реализации современных образовательных технологий в ДОУ" . Тренинг "Гиперактивный ребенок - как помочь?" 30.10.2018г.

В последнее время родители и воспитатели все чаще обращаются с проблемой гиперактивности детей. Действительно, распространённость синдрома дефицита внимания с гиперактивностью очень актуальна и являет...

Выступление на Круглом столе в Управлении образования администрации городского округа Троицк в городе Москве. "Духовно- нравственное воспитание в условиях глобальных вызовов 21 века"

В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года говорится: Приоритетная задача Российской Федерации – формирование новых поколений, обладающих знаниями и умениями, ...