Консультация для педагогов «Организация работы по самообразованию педагога ДОУ»
консультация на тему

Изотова Ирина Анатольевна

Совершенствование навыков самостоятельной работы педагогов по самообразованию. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_samoobrazovanie.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Организация работы по самообразованию

педагога ДОУ»

Цель консультации: Совершенствование навыков самостоятельной работы педагогов по самообразованию. 
        Задачи:

  • Раскрыть сущность процесса самообразования, острую необходимость самообразования в современных условиях.
  • Оказание методической помощи педагогам в умении работать с учебной, справочной, научно-методической литературой, выделять главные, ключевые понятия в любом информационном материале, составлять опорные схемы, планы.

Планируемый результат:
    Осознание педагогами необходимости в постоянном самообразовании, формирование определенных умений.

Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук. 

Работа по самообразованию – одна из форм повышения профессиональной компетенции педагогов, путь достижения серьезных результатов, самореализации в профессии.

       Постоянная работа педагога над совершенствованием своего развития важна в силу специфики педагогической деятельности, направленной на развитие и воспитание ребёнка. Педагогу не обойтись без серьёзных знаний педагогических и психологических основ обучения и воспитания, без всесторонней информированности и компетентности в выдвигаемых жизнью и профессиональной деятельностью вопросах. Только путём самообразования и творческих поисков педагог придёт к своему мастерству. Именно поэтому постоянное стремление к самосовершенствованию должно стать потребностью каждого педагога дошкольного учреждения.
          Общество постоянно предъявляет требования к системе образования. Меняются приоритетные направления, принципы, формы и методы организации дошкольного воспитания. Разрабатываются новые программы, технологии с обновленным содержанием, вариативностью форм проведения познавательных занятий, режимных моментов.
          Воспитатель обязан своевременно знакомиться с новациями, пополнять профессиональный потенциал, совершенствовать педагогическое мастерство, применяя на практике новые образовательные технологии. В течение учебного года углублённо заниматься проблемой, решение которой вызывает определённые затруднения или которая является предметом его особого интереса
          Система непрерывного повышения квалификации педагогов ДОУ предполагает разные формы:
-  обучение на курсах (один раз в пять лет);

- индивидуальное самообразование;
- участие в методической работе города, района, детского сада.
         В период между обучением на курсах необходимо заниматься самообразованием, которое расширяет и углубляет знания, полученные на курсах, способствует осмыслению опыта на более высоком теоретическом уровне.
        Самообразование педагога дошкольного учреждения многогранно и многопланово. Основными направлениями в системе самообразования педагогов дошкольного учреждения могут быть:

  • Ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного воспитания;
  • Изучение учебной и научно-методической литературы;
  • Ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии;
  • Изучение новых программ и педагогических технологий;
  • Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений;
  • Повышение общекультурного уровня.

         При организации самообразования учитывается профессиональный уровень педагогов, используются различные критерии, позволяющие отнести педагогов к той или иной группе и в соответствии с этим выбрать цели и способы обучения.

      Начинающему педагогу самостоятельная работа по самообразованию позволяет пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций.

     Педагог со стажем имеет возможность не только пополнить копилку своих знаний, но и найти эффективные, приоритетные для себя приемы развивающей и коррекционной работы с детьми и родителями, овладеть элементарной диагностической и исследовательской деятельностью.

        Кроме того, у педагогов развивается потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, формируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс, раскрывается творческий потенциал.

      Педагог, владеющий навыками самостоятельной работы, имеет возможность подготовиться и перейти к целенаправленной научно-практической, исследовательской деятельности, что свидетельствует о более высоком профессиональном, образовательном уровне, а это, в свою очередь, влияет на качество воспитательно-образовательного процесса и результативность педагогической деятельности

        Важным условием является правильно организованная и проводимая в системе работа по самообразованию. К сожалению, не всегда и не все педагоги владеют навыками самостоятельной работы (испытывают затруднения в подборе и изучении методической литературы, в выборе темы, постановке целей и задач и т.п.)

       Тематикой самообразования может являться:

- одна из годовых задач ДОУ;

- проблема, которая вызывает у педагога затруднение;

- пополнение знаний по уже имеющемуся опыту.

         Желательно, чтобы тема самообразования была связана с проблемами, решаемыми в ДОУ, с приоритетным направлением его деятельности.

Темы подбираются так же с учетом индивидуального опыта и профессионального мастерства воспитателя. Выбранная тема самообразования должна быть близка и понятна педагогу только в этом случае результат будет эффективен и раскроет творческий потенциал воспитателя.

После определения проблемы, темы самообразования каждым педагогом составляется план работы.

           В течение учебного года педагоги ДОУ, следуя своему плану самообразования, ведут работу по выбранной теме:

  • Изучают необходимую литературу.
  • Посещают МО, для обогащения опытом работы.
  • Выступают на педсоветах, семинарах, проводят консультации для коллег, мастер – классы.
  • Ведут дополнительную работу с детьми: диагностику знаний, умений и навыков детей по своей теме в начале и конце учебного года, занятия, беседы, праздники и развлечения, выставки детских работ, кружки и т.д.

      В течение года педагоги фиксируют свою работу по самообразованию в карту по самообразованию. В конце учебного года все педагоги составляют отчёт о проделанной работе по теме самообразования и выступают с ним на итоговом педсовете.

Этапы работы по самообразованию:

  • 1 этап – организационный.

Определение темы самообразования.

Постановка целей, задач.

Подбор научно-методической литературы по теме.

Изучение образовательных технологий (выбор одной или нескольких технологий для получения прогнозируемых результатов)

  • 2 этап – теоретический.

Изучение научно-методической литературы по теме

Изучение образовательных технологий

Составление перспективного плана работы

Разработка методического материала: консультации, рекомендации, памятки, информационные материалы для родителей.

Подготовка практического наглядно-иллюстративного материала (создание предметно-развивающей среды)

Разработка и проведение диагностики с детьми

Анализ и оформление результатов диагностики

Разработка конспектов, картотек, дидактического материала

  • 3 этап – практический.

Внедрение в работу подготовленного материала.

  • 4 этап – итоговый.

Проведение диагностики с целью отслеживания результата работы

Самоанализ педагогической деятельности.

Обобщение и оформление результатов работы.

Распространение опыта своей работы.

Формы работы с детьми

  • диагностика детей по данному направлению
  • организованная образовательная деятельность выставка детских работ
  • проектная деятельность
  • праздники и развлечения
  • представления и т.д.)

Формы работы с педагогами

  • работа кружка,
  • создание рабочей учебной программы,
  • изучение литературы,  
  • беседы в соответствии с планом работы
  • оформление в группе центра активности,
  • проведение мастер-класса для педагогов
  • выступление с отчётом самообразования на педсовете,

Формы работы с родителями

  • ознакомление родителей с работой ДОУ учреждения и задачами по данному направлению
  • анкетирование
  • консультации для родителей,
  • беседы в соответствии с планом работы кружка,
  • оформление папки-передвижки,
  • организация выставки
  • совместное развлечение,
  • выступление на родительском собрании с отчётом о проделанной работе за учебный год и т.д.).
  • индивидуальная помощь родителям

Формы самореализации

  • Изучение методик, технологий
  • Работа с методической литературой
  • Составление перспективного плана
  • Обработка результатов диагностики

Форма отчёта

1.Консультация для педагогов по теме самообразования.

2. Выступление на педсовете.

3. Проведение открытого просмотра.

4. Выступление по итогам работы и обмену опытом (отчёт).

5. Разработка и оформление методического материала (картотеки, конспекты, проекты, программы, статьи).

6. Изготовление и презентация игр и пособий.

7.Советы и рекомендации по проведению воспитательно - образовательной  работы.

8. Составление перспективного плана работы с детьми и родителями.

9.Организация выставки работ детей или педагога по теме самообразования.

10.Оформление педагогического опыта.

11. Публикация.

12. Дидактический материал с обоснованием и описанием.

Памятка для осуществления самоанализа

1. Оправдал ли себя план самообразования? Как он сочетался с задачами ДОУ и индивидуальной темой самообразования? Как сформированы основные вопросы, взятые для изучения в ходе самообразования?

2. Чей педагогический опыт, и по каким вопросам изучался в соответствии с индивидуальной темой самообразования? Этапы проработки материала. Какая литература изучалась: психологическая, педагогическая, научная и др.

3. Практические выводы после проработки каждой темы.

4. Творческое сотрудничество (с методистом, узкими специалистами, другими педагогами).

5. Перечень вопросов, которые оказались трудными в процессе изучения литературы и опыта работы.

6. Постановка новых задач.

Источники самообразования

В чем заключается суть процесса самообразования? Педагог самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности. Каковы же эти источники знаний, и где их искать?

• Телевидение

• Газеты, журналы

• Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.)

• Интернет

• Видео, аудио информация на различных носителях

• Курсы

• Семинары и конференции

• Мастер-классы

• Мероприятия по обмену опытом

• Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты

• Курсы повышения квалификации

• Путешествия

В общем случае, все источники делятся на источники знаний, способствующие личностному росту, и источники, способствующие профессиональному росту. Однако они могут способствовать и тому и другому одновременно.

                                      Методические рекомендации по самообразованию
1. Изучать специализированную профессиональную литературу предпочтительно поэтапно по различным направлениям, т.е. выписывая, принципы данной программы, методики. В тетрадь по самообразованию следует записывать выходные данные изучаемой книги, указывая страницы с наиболее значимой информацией.
2. Анализируя прочитанное, нужно сравнить его с ранее изученным материалом, выявить сходство и различие систем.
3. Следует обсудить изученное с коллегами на педагогическом совещании. В ходе обсуждения могут выявиться неточности в осмыслении прочитанного, значит, следует скорректировать знания.
5.При использовании новаций необходимо приобрести или изготовить дидактические пособия согласно рекомендациям автора, продумать, отвечают ли условия детского сада данным требованиям, а также уровню развития и потребностям детей данной возрастной группы и смогут ли педагоги реализовать предложения той или иной методики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ и ПЕДАГОГОВ «Организация работы по самообразованию педагогов ДОУ»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ  ВОСПИТАТЕЛЕЙ и ПЕДАГОГОВ «Организация работы по самообразованию педагогов ДОУ»Работа по самообразованию – одна из форм повышения профессиональной компетенции педагогов, путь дос...

Консультация для педагогов «Организация работы по самообразованию педагогов ДОУ»

Работа по самообразованию – одна из форм повышения профессиональной компетенции педагогов, путь достижения серьезных результатов, самореализации в профессии.  Эта работа строиться на следую...

Рекомендации педагогам «Организация работы по самообразованию педагогов ДОО»

Рекомендации педагогам «Организация работы по самообразованию педагогов ДОО»...

Консультация для педагогов «Организация работы по самообразованию педагогов ДОУ»

Работа по самообразованию – одна из форм повышения профессиональной компетенции педагогов, путь достижения серьезных результатов, самореализации в профессии.  Эта работа строиться на следую...

Консультация для педагогов «Организация работы по самообразованию педагогов ДОУ»

Консультация содержит информацию об основных направлениях и этапах работы педагога ДОУ по самообразованию....

Консультация для педагогов "Организация работы по самообразованию педагогов"

Консультация для педагогов "Организация работы по самообразованию педагогов"...

Консультация для педагогов "Организация работы по самообразованию педагогов ДОУ"

Консультация содержит материалы с описанием особенностей организации работы по самообразованию педагогов ДОУ....