"Развитие коммуникативных способностей дошкольников через театрализованную деятельность"
статья по теме

Шикова Ольга Константиновна

В настоящее время коммуникативное развитие детей вызывает серьёзную тревогу, поэтому возникает необходимость оптимизации педагогических условий для более эффективного формирования коммуникативных способностей детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие коммуникативных способностей дошкольников через театрализованную деятельность 

Оксана Константиновна Морозова,

заместитель заведующего по ВМР МБДОУ № 63

Шикова Ольга Константиновна,

воспитатель МБДОУ № 63

Современное общество предъявляет все более высокие требования к коммуникативной деятельности личности.

Человек без коммуникации не может жить среди людей, развиваться и творить. Оптимальным возрастным периодом для подготовки человека к общению является дошкольный возраст, поскольку именно в этот период дети легче приобретают, долго сохраняют и удерживают сформированные умения и навыки.

Признание само ценности дошкольного возраста и отношение к нему как к уникальному периоду развития личности определяют задачу расширения возможностей каждого ребенка в установлении разнообразных взаимоотношений с людьми. Их успешность определяется личностной ориентированностью на другого человека, осведомленностью о правилах общения, активностью в разных видах деятельности.

В настоящее время коммуникативное развитие детей вызывает серьёзную тревогу, поэтому возникает необходимость оптимизации педагогических условий для более эффективного формирования коммуникативных способностей детей.

Проблема заключается в том, что всё чаще взрослые (родители, педагоги) сталкиваются с нарушениями в области общения, а также с недостаточным развитием нравственно-эмоциональной и этической сферы детей. На наш взгляд, это обусловлено чрезмерной «интеллектуализацией» воспитания, и общей «технологизацией» нашей жизни. Уже ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребёнка -это телевизор или компьютер, а любимым занятие стало просмотр мультиков или компьютерные игры. В связи с этим дети стали все меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом. Но не стоит забывать о том, что живое, непосредственное человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений, развивает их.

Итак, вспомним что же такое коммуникация.

Коммуникация (от лат. communiko- делаю общим, связываю, общаюсь)- это общение с целью передачи определенной информации, чтобы собеседник понял ее смысл.

Коммуникативная деятельность предполагает:

  • взаимообогащения детей новым опытом познания, формами взаимодействия;
  •  освоение детьми разными видами деятельности;
  • установление эмоционального взаимодействия с детьми и воспитателем.

Традиционно в коммуникационном процессе обычно выделяют вербальную и невербальную коммуникацию.

Вербальная осуществляется посредством речи.

Невербальная коммуникация предполагает:

  • визуальные виды общения, т. е. жесты, мимику, позы;
  • пространственно-временную организацию общения, контакт глазами;
  • акустическую систему, включающую паралингвистический (тембр голоса, тональность) и экстралингвистический (паузы, смех, плач и др.)
  • тактильную систему (прикосновения, пожатия руки, объятья).

Коммуникация в первую очередь подразумевает взаимодействие, которое происходит между участниками диалога.

Для того, чтобы коммуникативная деятельность была успешной, необходимо овладеть коммуникативными умениями, что и становится основной задачей работы для педагога.

Итак, развитие свободного общения со взрослыми и детьми, становится основной задачей работы. Эта задача включает:

  •  развитие потребности в общении со взрослыми и сверстниками;
  •  развитие умения вступать в процесс общения;
  •  развитие умения ориентироваться в партнерах и ситуациях общения;
  • развитие умения соотносить средства вербального и невербального общения;
  • становления умения согласовывать свои действия, мнения, установки с потребностями собеседника;
  • воспитание желания доверять, помогать тем, с кем общаешься и поддерживать их;
  • применение индивидуальных умений при решении совместных задач;
  • развитие умения замечать эмоциональное состояние партнера и адекватно реагировать на него;
  • воспитание желания проявлять чуткость, отзывчивость по отношению к партнерам, сопереживать им.

Умение общаться - это важнейшее условие успешного социального, интеллектуального развития ребенка, освоение детских видов деятельности, развития творчества.

Театр для ребенка – это всегда праздник, яркие незабываемые впечатления. Ведь театрализованная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Малыши очень любят театрализованные представления, особенно если принимают в них самостоятельное участие.

В дошкольном возрасте игра ведущим видом деятельности является игра. Следовательно, именно по средствам игры наиболее удобно и эффективно формировать коммуникативные способности дошкольников.

Особую значимость в данной сфере приобретают театрализованные игры. Театрализованная игра была и остается эффективным средством развития общения детей любых возрастных групп. Также игры театрализованной направленности несут большие воспитательные возможности. Участвуя в игре, детки знакомятся с многообразием окружающего мира через краски, образы, звуки. Данные игры и умело поставленные вопросы заставляют детей думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Не будем забывать, что совершенствование речи тесно связано с умственным развитием. В ходе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно для ребенка активизируется его словарь, звуковая культура речи совершенствуется, интонационный строй выравнивается.

Для реализации цели решаются следующие задачи:

1. учить детей общаться в процессе театрализованной деятельности, используя формы монолога и диалога;

2. способствовать проявлению творческих способностей; опираясь на возможности каждого ребенка;

3. развивать память, внимание, воображение;

4. обогащать двигательный опыт ребенка новыми видами движений, средств выразительности в передаче образа;

5. воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

6. поощрять интерес к сценической деятельности.

Театральная игра хороша и для развития эмоциональной сферы ребенка. Инсценируя знакомый сюжет, он выплескивает эмоции, стараясь как можно выразительнее исполнить свою роль. При этом малыш становится смелее, уверенней в себе, раскрепощается. Театр положительно влияет на любых детей: чересчур активные становятся спокойнее, выдержаннее, а стеснительные учатся взаимодействовать с окружающими на примере театральных героев.

В начале учебного года, театрализованная деятельность в работе с детьми представляет собой игру с куклой - игрушкой, знакомство с несложными сюжетами сказок, разыгрывания небольших сценок с использованием игрушек, фигурок плоскостного и настольного театра, театра кукол, пальчикового и перчаточного театра.

Продуктивная работа педагога обеспечивается созданием атмосферы творчества и доверия, что обеспечит каждому ребенку возможность высказаться, поможет сформировать умение выстраивать линию поведения в роли и свободно чувствовать себя в ней.

Для достижения эффективной работы по развитию коммуникативных навыков у детей через театрализованную игру необходимо, чтобы родители стали единомышленниками и друзьями. Родители оказывают помощь в созданию атрибутов и развивающей среды в групповом помещении. В установлении взаимодействия с родителями и проявления их заинтересованности использую разнообразные формы работы: беседы, консультации, рекомендации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие коммуникативных способностей детей через театрализованную деятельность.

Стендовый доклад о развитии коммуникативных способностей детей в раннем возрасте....

«Развитие коммуникативных способностей дошкольников через театрализованную деятельность»

Коммуникация – способность общения со сверстниками, взрослыми, целью которой является передача какой-либо информации для того, чтобы собеседник понял её смысл. Общение является одним из важных показат...

План по самообразованию: «Развитие коммуникативных способностей детей через театрализованную деятельность».

Цель: Приобщение детей к театрализованной деятельности старших дошкольников за счёт развития коммуникативных способностей.Задачи: 1. Продолжать создавать условия для...

Развитие творческих и коммуникативных способностей дошкольников через театрализованную деятельность

Театрализованная деятельность вносит разнообразие в жизнь ребенка в ДОУ, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов коррекционного воздействия на ребенка, в котором ярко проявляе...

План работы по самообразованию на тему: «Развитие коммуникативных способностей детей через театрализованную деятельность» на 2020 – 2021 учебный год.

План работы по самообразованию на тему:«Развитие коммуникативных способностей детей через театрализованную деятельность»...

Развитие коммуникативных способностей дошкольников через театрализованную деятельность

Сообщение из опыта работы "Развитие коммуникативыных способностей дошкольников через театрализованную деятельность"...