Использование головоломок «Сложи квадрат» по методике Б. П. Никитина в работе педагога-психолога детского сада
материал на тему

Горюнова Жанна Валерьевна

В России вряд ли можно встретить семью с детьми, в которой не слышали бы фамилию НикитиныхПедагоги Борис Павлович и Елена Алексеевна Никитины очень много сделали в области воспитания подрастающего поколения и раннего детского развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slozhi_kvadrat.docx241.09 КБ

Предварительный просмотр:

Использование головоломок «Сложи квадрат» по методике Б. П. Никитина в работе педагога-психолога детского садаC:\Users\Жанна\Saved Games\Desktop\_OQoSaBpyrU.jpg

Горюнова Жанна Валерьевна,

педагог-психолог МБДОУ

д/с «Звездочка» г.Зернограда

В России вряд ли можно встретить семью с детьми, в которой не слышали бы фамилию Никитиных. Педагоги Борис Павлович и Елена Алексеевна Никитины очень много сделали в области воспитания подрастающего поколения и раннего детского развития.

В частности, они создали множество уникальных развивающих и обучающих пособий, которые до сих пор, несмотря на то, что прошло уже более полувека с момента их изобретения, не потеряли своей актуальности и практической пользы.

Самыми известными из пособий Никитиных являются "Уникуб", "Дроби", а также набор "Собери узор" и, конечно, оригинальный развивающий комплект «Сложи квадрат». Раньше его можно было сделать только своими руками, а теперь Квадрат Никитиных выпускается игровой промышленностью в больших количествах и во всех возможных вариантах.

Уникальность набора «Сложи Квадрат», как отмечал Борис Павлович Никитин, заключается именно в его универсальности. Любой взрослый, занимающийся с малышом, может легко адаптировать это пособие под возраст конкретного ребенка! Ведь у развивающего Квадрата нет одного единственного задания или "правильного" варианта сборки.

Я занимаюсь с воспитанниками МБДОУ д/с "Звездочка" города Зернограда собиранием Квадрата Никитина с самой младшей группы, только первые конструкции должны быть совсем несложными, понятными малышам и с легкостью им запоминающиеся.

Главное, чтобы маленький человечек смог самостоятельно сложить Квадрат, почувствовать уверенность в своих силах и удовольствие от полученного результата.

С пособием сложи квадрат Никитина, воспитанники постигают основы конструирования, учатся собирать целое из частей различной формы. Более того! Через никитинский квадрат ребенок приходит к пониманию того, что он может самостоятельно сложить все, что угодно, тем самым, повышается уверенность в себе! Даже самый фантастический образ, подсказанный богатым детским воображением.

C:\Users\Жанна\Saved Games\Desktop\ZMDiz2dmExA.jpg

Сложи квадрат Никитина - это тоже плод работы творческого воображения. Наглядная модель движения от простого к сложному, выраженная в простой и доступной маленьким детям игровой форме.

Казалось бы! Совсем несложные составляющие квадрата могут с легкость образовывать сложнейшие логические конструкции. И процесс этот настолько занимателен, что малыш, при предоставляемом взрослыми выборе, практически всегда предпочитает Квадрат Никитина самым ярким и "крутым" игрушкам.

Этот комплект "растет" вместе с ребенком! Постепенно задания усложняются, а набор остается неизменно интересным для своего маленького сборщика. Он готов "кроить и перекраивать" его без устали.

Главная задача педагога, занимающегося с ребенком никитинским квадратом - удержаться от активной практической помощи ребенку. Как бы ни велик был соблазн показать и подсказать, от этих действий следует воздержаться. Маленький человечек должен все сделать сам, включить свое воображение, напрячь логику. Да, и не может быть с Квадратом Никитина "неправильного" результата. Ведь в этой развивающей игре результатом является сам процесс.

Ребенок обожает собирать. Все, что угодно! Это его естественная природная потребность, начиная с самого раннего возраста. И чем больше возможностей для сборки будет у малыша, тем лучше. Квадрат Никитина, в этом смысле, незаменимая для детского развития и обучения вещь.

Вообще, принцип настольно-напольной игры «Сложи Квадрат», придуманной Борисом Никитиным в соавторстве со своей женой Еленой, достаточно прост. Из картонных или деревянных кусков-частей различной формы требуется сложить квадрат. Любой. Какой подскажет воображение ребенка. Побольше, поменьше - не важно. Главное - сложить!

Традиционно Квадрат Никитина подразумевает три уровня сложности. Чем выше уровень, тем больше частей предлагается ребенку для фигурного складывания. А авторский образец существует всего один. И укомплектован им только набор для самых маленьких "конструкторов".

Следует отметить, что Квадрат Никитина предлагает детворе поэкспериментировать не только с формой, но и с цветом. Ведь детям предлагаются разноцветные детали для сборки. Таким образом, в игровом развивающем процесс участвуют несколько отделов сенсорной системы в сознании ребенка. И в том числе, те, что "отвечают" за развитие речи и расширение памяти.

Помимо самого пособия, Никитины предлагали схему занятия с ним. Ее можно придерживаться досконально, а можно отойти немного в сторону, импровизировать. На выбор взрослого, который занимается с ребенком. И выбор его должен быть сделан, исходя из возраста малыша, уровня его развития и особенностей характера.

С воспитанниками старшей группы мы придумываем новые задания с "квадратным" набором, пытаемся складывать самые разные фигуры - от привычных геометрических до абсолютно фантастических!

C:\Users\Жанна\Saved Games\Desktop\rrUZoDaXCEU.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Использование здоровьеформирующих технологий в работе педагога-психолога в детском саду для детей с нарушением зрения"

Презентация знакомит с использованием здоровьеформирующих техник педагогом-психологом  в работе с детьми со зрительной патологией....

Документация психолога на ставку 0,23 по работе с младшими дошкольниками: график работы педагога-психолога в детском саду и циклограмма работы психолога в ДОУ.

Везде дается документация на 1 или 0.5 ставки педагога-психолога, работающего со всеми группами. В данном случае даны образцы документов педагога-психолога на ставку 0.23, работающегов 1 и 2 младших г...

«Специфика работы педагога-психолога в детском саду». для родителей

laquo;Специфика работы педагога-психолога в детском саду». для родителей...

Консультация для родителей "Специфика работы педагог-психолога в детском саду"

Выступление педагог-психолога на общем собрании родителей в саду...

Использование сказкотерапии в работе педагога-психолога в детском саду

Использование сказкотерапии в работе педагога-психолога в детском саду...

«Специфика работы педагога-психолога в детском саду»

Здравствуйте. В начале учебного года психологи собирают согласия родителей на психологическое сопровождение ребенка. Так как у многих моих коллег возникают вопросы, как оформить согласия, хочу по...