Мастер-класс по формированию певческих способностей у старших дошкольников "Голос-игра-дети"
методическая разработка на тему

Корец Юлия Александровна

Цель:

Распространение опыта в педагогическом сообществе.

Задачи:

  • Создать дружескую атмосферу;
  • Научить работать с пособием «Разноцветные лоскутки»;
  • Развивать зрительное и слуховое внимание;
  • Формировать правильное дыхание при пении;
  • Развивать фантазию и воображение;
  • Развивать звуковысотный слух;
  • Развивать ритмический слух;
  • Развивать воображение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс

по формированию певческих способностей

у старших дошкольников

«Голос-дети-игра»

(на основе дидактического пособия «Разноцветные платочки»)

Музыкальный руководитель

МБДОУ д/с № 1 г.Починка

Корец Ю.А.

Цель:

Распространение опыта в педагогическом сообществе.

Задачи:

  • Создать дружескую атмосферу;
  • Научить работать с пособием «Разноцветные лоскутки»;
  • Развивать зрительное и слуховое внимание;
  • Формировать правильное дыхание при пении;
  • Развивать фантазию и воображение;
  • Развивать звуковысотный слух;
  • Развивать ритмический слух;
  • Развивать воображение.

Оборудование:

Мультимедийный видеопроектор, экран, ноутбук, дидактическое пособие «Разноцветные лоскутки», большой лоскут ткани – «тучка».

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Мы с вами живём в мире, который отличается большим разнообразием. Нас окружают самые разнообразные деревья, цветы, животные, растения. В мире нет двоих абсолютно одинаковых людей. Да и имена у всех нас разные. Вот, например, интересно, есть ли среди нас кто-то с именем Виталина. А Галина. А Татьяна. Вот видите, какие разные и прекрасные у всех вас имена. А вот тех, кто называл своё имя, я попрошу выйти в зал. Счастливый случай выбрал вас участниками фокус группы моего мастер-класса.

  • Раздать участникам мастер-класса по вырезанной из бумаги нотке

На каждой нотке вы видите какие-то слоги. Прошу, составьте из них слова.

  • Получается «Голос-дети-игра»

Итак, тема мастер-класса «Голос-дети-игра». Говорить мы будем о развитии певческих способностей у детей посредством игры. Ведь именно игра является основным видом деятельности детей. Игра забавляет детей, в ней они познают что-то новое, развиваются.

Научить детей петь непросто. На музыкальных занятиях детям должно быть интересно, весело. Не последнюю роль в этом играют различные пособия, применение которых повышает познавательную активность, вносит разнообразие.

        Сегодня мы научимся работать с пособием «Разноцветные лоскутки». Оно помогает решать задачи музыкального воспитания в интеграции с другими образовательными областями. Например, познавательное развитие (мы можем говорить о форме, цвете, структуре материала). Социально-коммуникативное развитие (играя вместе, мы развиваем навык общения в коллективе, умение согласовывать свои действия). Развитие речи и обогащение словаря происходит в процессе того же анализа предмета.

  • Предложить каждому взять по розовому платочку.
  • Сели на стулья

Приём «Ветерок» (дых.гимн)

Перед пением с детьми обычно проводится артикуляционная гимнастика, небольшое распевание. А мы с вами при помощи платочков сделаем дыхательную гимнастику. Ведь именно дыхательная гимнастика помогает формировать правильное дыхание при пении. Научиться петь на правильном дыхании очень непросто даже взрослым. Мы с детьми затрагиваем только верхушку айсберга. Итак, делаем вдох через нос и плавный выдох через рот. Приготовились. Дуем на свой платочек.дуют

А сейчас проверим у кого самые сильные лёгкие. Делаем то же самое, но тот, у кого закончится дыхание, кладёт свой платок на колени.

Приём «Пение про себя» - сидя (внутреннее чувство ритма)

Ещё один приём в пении – это пение про себя. Но как объяснить детям, что это такое. Нам опять помогут платочки. Можно предложить детям спеть знакомую им песню, а в определённый момент прикрыть рот платочком, но при этом продолжать петь песню беззвучно, только шевеля губами. В это время развивается  не только артикуляционный аппарат, но и внутреннее чувство ритма. Давайте проверим, как этот приём работает. Зрители тоже могут играть вместе с нами, только прикрывайте рот ладонью. Петь будем песню «В траве сидел кузнечик». Первую строчку поём вслух, на вторую закрываем рот платочком, беззвучно шевеля губами и проговаривая текст.

  • Поют песенку
  • Попросить участников встать
  • Двое берут по одному красному платку, у остальных четверых розовые

  • Поставить их в порядке «2 маленьких платочка-1 большой, 2 маленьких платочка-1 большой»

Приём «Покажи песенку» - стоя (чувство ритма)

Развитие певческих способностей идёт параллельно с развитием чувства ритма. Ведь у каждой песни свой ритмический рисунок. А что такое ритмический рисунок? (это чередование коротких и долгих звуков). Сейчас мы с вами при помощи платочков попробуем выложить ритмический рисунок известной всем песенки «Петушок». Давайте вместе вспомним, как она звучит.

  • Все проговаривают текст, хлопая в ладоши

Большие платочки это долгие звуки, маленькие платочки это короткие звуки. Фокус-группа, встаньте, пожалуйста, так, чтобы мы могли глядя на вас прочитать и прохлопать ритмическую цепочку песенки «Петушок».

  • Участники становятся, зал хлопает

Этот приём можно варьировать по-разному.

Второй вариант игры такой. (к фокус-группе) встаньте врассыпную так, чтобы маленькие и большие платочки перемешались. Мы с залом будем хлопать ритм песенки, а вы будьте внимательны, на короткий звук те, у кого маленькие платочки, должны сделать взмах, когда услышите долгий звук, то взмах делают те, у кого платок большой. выполняют

Третий вариант может быть таким. Зал разделён на две половины. Большие платочки встаньте слева по отношению к залу, а маленькие справа. Сейчас опять будьте внимательны хлопать будет только так половина, чей звук звучит. выполняют

Вот видите, какой простор для фантазии дают простые лоскутки ткани.

Приём «Найди своё дерево» (ориентация в пространстве)

  • Участникам предлагается взять по два лоскутка одного цвета и разбиться на пары. У каждой пары платки одинакового цвета.  Цвета разные жёлтые, зелёные, розовые.

Попрошу фокус группу встать парами, спиной друг к другу. Руки с лоскутками поднять вверх. У нас получилось три дерева. Лоскутки это листья. (У каждого дерева спросить какое оно, варианты разные красивое, осеннее, рябина…)

Деревья наклоняются, листики качаются.

Раз и два, раз и два, зашумела вся листва.

Лист от ветки оторвался, разбежались кто куда.

1-2-3, 1-2-3, дерево своё найди. (пары становятся по цвету на прежние места)

Повернулись лицом в круг, продолжаем мы игру. (стали лицом  в круг)

Приём «Тучка»(на развитие звуковысотног слуха)

Детям очень трудно переходить в пении от низких нот к высоким. Наш следующий приём в этом поможет.

  • положить на пол большой лоскут
  • все участники кладут на него свои лоскуточки
  • берутся за края большого лоскута, поднимают его

Сейчас мы будем делать голосом глиссандо, т.е. очень плавно, без скачков переходить от низких звуков к высоким. Поём на звук «у». Поднимая нашу тучку наверх делаем глиссандо вверх, опуская тучку вниз, делаем глиссандо вниз.

А теперь плавно и непрерывно вверх-вниз. Вот на таком наглядном примере детям намного легче переходить от высоких звуков к низким.

Приём «Повороты» (ориентация в пространстве)

Он поможет детям располагаться относительно заданного направления, например, становиться  лицом в круг, спиной в круг и т.д.  

  • Положить в центр жёлтый платок

Возьмите синие шарфики и выложите на полу в форме цветка. А теперь станьте к цветку левым плечом и пошли.

Мы идём, мы идём,

Громко песенку поём. (2 раза)Стоп.

Повернулись в круг лицом,

Левым плечиком потом,

Повернулись в круг  лицом,

Правым плечиком потом.

И опять пошли гулять.

Мы идём, мы идём

Громко песенку поём.(2 раза)

Повернулись в круг спиной,

Левым плечиком потом,

Повернулись в круг лицом,

Молодцы же мы с тобой. (хлопают)

 «Придумай игру»

Разделитесь, пожалуйста, на две команды. Я хочу предложить вам самим придумать какую-нибудь игру с использованием наших платочков. А в какой образовательной области будет игра, решит жребий.

  • Тянут нотки, на обратной стороне которых указана образовательная область
  • Предлагают свои варианты

В заключение я попрошу вас выложить из лоскутков картину «Настроение». Как видите, тканью ещё можно и рисовать. Она мягкая, податлива. Её можно смять, скрутить, изогнуть.

На прощание я хочу процитировать слова Ричарда Баха:

«Есть вершины, взяв которые ты больше не опускаешься вниз, а расправив крылья, летишь только ввысь.»

Я желаю вам всем полёта только ввысь к вершинам профессионального мастерства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс по теме «ФОРМИРОВАНИЕ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ МУЗЫКИ И ЗДОРОВЬЯ»

Дыхательная и артикуляционная гимнастика- одни из важных средств по развитию певческой культуры у дошкольников в системе музыкальных занятий. Данный мастер- класс предназначен для музыкальных руководи...

Мастер-класс для воспитателей « Формирование математических способностей детей дошкольного возраста с помощью развивающих игр »

Математика – наука Хороша и всем нужна, Без нее прожить нам трудно, Без нее нам жизнь сложна. И хотя математика – один из самых сложных предметов, но нащи воспитанники не долж...

Мастер-класс для воспитателей «Формирование математических способностей детей дошкольного возраста с помощью развивающих игр»

Мастер-класс для воспитателей «Формирование математических способностей детей дошкольного возраста с помощью развивающих игр»...

Мастер -класс на тему: ФОРМИРОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР (МЕТОДИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ КОЛЬЦА ЛУЛЛИЯ)

МАСТЕР -КЛАСС НА ТЕМУ::ФОРМИРОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  РАЗВИВАЮЩИХ ИГР (МЕТОДИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ КОЛЬЦА ЛУЛЛИЯ)...

Мастер-класс для воспитателей «Формирование математических способностей у детей старшего дошкольного возраста с помощью развивающих игр»

Развитие умственных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольник с развитым интеллектом быстрее запоминает материал, более у...

Мастер-класс для воспитателей "Формирование математических способностей у детей старшего дошкольного возраста с помощью развивающих игр"

laquo;Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий.Иг...

Сценарий мастер-класса для родителей «Формирование певческих навыков у детей дошкольного возраста посредством музыкальных игр и упражнений»

Сценарий мастер-класса для родителей  «Формирование певческих навыков у детей дошкольного возраста посредством музыкальных игр и упражнений»...