картотека оздоровительных гимнастик по темам недели
картотека (средняя группа) на тему

Мякинина Маргарита Валерьевна

дыхательная, пальчиковая, зрительная гимнастики и массаж по лексическим темам

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zritelnaya_gimnastika.docx126.38 КБ

Предварительный просмотр:

Тема

Зрительная гимнастика

«Здравствуй, детский сад»

« мы так долго рисовали».

Ах, как долго рисовали,

Глазки у ребят устали. (Поморгать глазами.)

Посмотрите все в окно, (Посмотреть влево-вправо.)

Ах, как солнце высоко. (Посмотреть вверх.)

Мы глаза сейчас закроем, (Закрыть глаза ладошками.)

В группе радугу построим,

Вверх по радуге пойдем, (Посмотреть по дуге вверх-вправо и вверх-влево.)

Вправо, влево повернем,

А потом скатимся вниз, (Посмотреть вниз.)

Жмурься сильно, но держись. (Зажмурить глаза, открыть и поморгать ими)

«Мой город»

1. На счет 1-4 закрыть глаза, без напряжения глазных мышц, на 1-6 широко раскрыть глаза, посмотреть вдаль. Повторить 4-5 раз.

2. Посмотреть на кончик носа на счет 1-4, а потом перевести взгляд вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

3. Не поворачивая головы, медленно делать круговые движения глазами вверх-вправо-вниз-влево и в обратную сторону. Затем посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

4. Держа голову неподвижно, перевести взор, зафиксировав его, на счет 1-4 вверх, на счет 1-6 прямо; затем аналогично вниз-прямо, вправо-прямо, влево-прямо.

«Урожай. »

Массаж глаз «Раздеваем лук»   

Сняли тоненький сюртук,

Сняли рыжую рубашку,

Сняли желтую рубашку,

А стянув еще рубашку,

Все заплакали вокруг.

Вот как мы вчера на кухне

Раздевали сладкий лук.

Потирают средние пальцы рук друг о друга, чтобы их разогреть.

Неплотно прикрывают глаза и мягко проводят пальцами от внутреннего края глаз к внешнему.

Расфокусируют зрение и совершают круговые движения зрачками глаз сначала в одну сторону, потом в другую.

«Краски осени»

«Прогулка в лесу».

Мы отправились гулять.                 Шагают на месте

Грибы – ягоды искать

Как прекрасен этот лес.

Полон разных он чудес.

Светит солнце в вышине,                 смотрят вверх

Вот грибок растет на пне,                 смотрят вниз

Дрозд на дереве сидит,                 смотрят вверх

Ежик под кустом шуршит.                 Смотрят вниз

Слева ель растет – старушка,         смотрят вправо

Справа сосенки – подружки.         Смотрят влево

Где вы, ягоды, ау!                         Повторяют движения глаз

Все равно я вас найду!                 Влево – вправо, вверх – вниз.

«Животный мир. Насекомые»

«Паучок».

Пау – пау – паучок
Паутиновый жучок
Он на веточке сидел
Да на солнышко глядел.

Паутинку натянул, 
Покачался и уснул.
Здравствуй, здравствуй, солнышко,
Солнышко – веселнышко.

(дети вытягивают перед собой паучка на палочке)
(фокусируют взгляд на пауке и, проговаривая слова, перемещают палочку вверх, вниз, вправо, влево, прослеживая движение взглядом)

(закрывают глаза, опустив паучка вниз)
(быстро моргают глазами)

«Птицы осенью»

«Птички».

Летели птички,

Прослеживание глазами за предметом по кругу

Собой невелички.

Как они летели,

Движения глазами вправо – влево

Все люди глядели.

Как они садились,

Движения глазами вверх – вниз

Люди  все дивились.

«Я – Человек»

«Солнечный зайчик»         (в соответствии с методикой йогов).

Солнечный мой заинька,

Прыгни на ладошку.

Солнечный мой заинька,

Маленький, как крошка.

Прыг на носик, на плечо.

Ой, как стало горячо!

Прыг на лобик, и опять

На плече давай скакать.

Вот закрыли мы глаза,

А солнышко играет:

Щечки теплыми лучами

Нежно согревает.

Дети вытягивают вперед ладошку.

Ставят на ладонь указательный палец другой руки. Прослеживают взглядом движение пальца, которым медленно прикасаются сначала к носу, вновь отводят вперед, затем последовательно дотрагиваются до одного плеча, лба и другого плеча, каждый раз отводя палец перед собой.

Голова все время находится в фиксированном положении. Закрывают глаза ладонями.

«Народная культура и традиции»

«Глазкам нужно отдохнуть.» (дети  закрывают глаза)

«Нужно глубоко вздохнуть.» (Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты)

«Глаза по кругу побегут.» (Глаза открыты. Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки)

«Много-много раз моргнут» (Частое моргание глазами)

«Глазкам стало хорошо.» (Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз)

«Увидят мои глазки все!» (Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка)

«Дружба  детей»

Чтобы зоркими нам быть – надо глазками крутить. Вращать глазами по кругу по 2-3 секунды.

Зорче глазки чтоб глядели, разотрём их еле-еле. Массаж век круговыми движениями

 Глазки влево, глазки вправо, вверх и вниз и всё сначала.

Поднять глаза вверх. Опустить глаза. Повернуть глаза в правую сторону, затем в левую сторону.

Быстро-быстро поморгай Отдых глазкам потом дай. Быстро моргать в течение 30сек.

«Транспорт. ПДД»

«Автобус».

Мы в автобусе сидим,
Во все стороны глядим.
Глядим назад, глядим вперед,
А автобус не везет…
Внизу речка – глубоко,
Вверху птички – высоко.
Щётки по стеклу шуршат
Все капельки смести хотят.
Колёса закружились
Вперёд мы покатились.

«Здоровей-ка. ЗОЖ. Спорт»»

А сейчас, а сейчас всем гимнастика для глаз.
Глаза крепко закрываем, дружно вместе открываем.
Снова крепко закрываем д опять их открываем.
Смело можем показать, как умеем мы моргать.
Головою не верти, влево посмотри, вправо погляди.
Глазки влево, глазки вправо –упражнение на славу.
Глазки вверх, глазки вниз, поработай, не ленись!
И по кругу посмотрите. Прямо, ровно посидите.
Посидите ровно, прямо, а глаза закрой руками

«Кто как готовится к зиме»

 «Зайка».

Каждый ребенок берет зайчика на палочке.

Зайка вправо поскакал,

Каждый зайку увидал.

Зайка влево поскакал

Каждый взглядом увидал.

Зайка — вправо, зайка влево.

Ах, какой зайчонок смелый!

Зайка скачет вверх и вниз.

Ты на зайку оглянись.

Зайчик спрятался от нас.

Открывать не надо глаз.

Дети прослеживают движения зайчика взглядом, голова остается в фиксированном положении.

Прячут зайку за спину, поворачивая голову, смотрят через правое плечо, затем через левое.

Закрывают глаза на несколько секунд.

«Здравствуй, зимушка-зима!»

«Снежки».

(Дети выполняют движения в соответствии со словами педагога).

В руки вы снежки возьмите, И на них вы посмотрите.

А теперь их поднимите вверх на них вы посмотрите.

Вниз снежки все опустите, и опять на них взгляните.

Снежок вправо, снежок влево. «нарисуйте» круг умело.

Снежок близко, вот вдали, ты внимательно смотри.

Быстро, быстро вы моргайте.

Глаза тихо закрывайте.

«Птицы зимой»

«Воробей».

За окошком воробей

Прыгает по веткам,

Хочет что – то рассказать

Нашим малым деткам.

Мы поищем глазками

Шустрого воробушка.

Глазки смотрят, ищут птичку.

Где же птичка невеличка?

(Взгляд вдаль).

«Животный мир зимой

 «Лиса».

Ходит рыжая лиса,                     Крепко зажмурить и открыть глаза.

Щурит хитрые глаза.

Смотрит хитрая лисица,           Вытянуть вперёд правую руку,

Ищет, где бы поживиться.       На которой все пальцы, кроме указательного, 

                                                сжаты в кулак. Вести рукой вправо-влево и следить

                                                за  движением указательного пальца  глазами,

                                                не поворачивая головы.

Пошла лиска на базар,                      Поднять руку и опустить, 

Посмотрела на товар.                        Прослеживая взглядом.

Себе купила сайку,                         Описать рукой круг по часовой стрелке и Лисятам балалайку.                                        Против неё.

«Новогодний калейдоскоп»

«Елка»

Вот стоит большая елка, (Выполняют круговые    движения глазами.)

Вот такой высоты. (Посмотреть снизу-вверх.)

У нее большие ветки.

Вот такой ширины. (Посмотреть слева направо.)

Есть на елке даже шишки, (Посмотреть вверх.)

А внизу – берлога мишки.  (Посмотреть вниз.)

Зиму спит там косолапый

И сосет в берлоге лапу.  (Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз.)

«Этикет»

«Глазки».

Чтобы зоркими нам стать, нужно на глаза нажать.

Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко соответствующего глаза и держать 1-2 секунды.

Глазки влево, глазки вправо, вверх и вниз и всё сначала.

Поднять глаза вверх. Опустить глаза. Повернуть глаза в правую сторону, затем в левую сторону.

Быстро-быстро поморгай Отдых глазкам потом дай.

Быстро моргать в течение 1-2 минут.

Нужно глазки открывать, чудо чтоб не прозевать.

Широко открывать и закрывать глаза с интервалом в 30 секунд.

«В гостях у сказки»

«Колобок». Зрительная гимнастика с предметами. Прослеживание взглядом за предметом.

Колобок румяный бок

На окошке сидел 

В лес глядел. 

Спрыгнул вниз он на дорожку, 

Повстречал он Мурку – кошку. 

Кошка испугалась 

И на ёлочку взобралась. 

«Моя семья»

 Это наш уютный дом                        круговые движения глазами

Всей семьей мы в нем живем

Посмотри-ка вверх дружок                движение глазами вверх

Ты увидишь потолок

На полу лежит ковер                           движение глазами вниз

Как красив на нем узор.

Видишь, вешалка висит.                      Вправо

У стены диван стоит                             влево

Смотри прямо, там буфет                     прямо

Много сладких в нем конфет!            Показать глазами удовольствие.

«Азбука безопасности. Один дома»

  1. Ребенок следит за движением своего указательного пальца (влево, вправо, вверх, вниз).
  2. Крепко зажмуривает глаза, затем открывает. Повторить 5 – 7 раз.
  3. Затем быстро моргать в течение 20-30 секунд.
  4. Затем закрывает веки, массирует их с помощью лёгких круговых движений пальца.
  5. Стоя смотрит на конец пальца вытянутой руки, расположенной по средней линии лица, медленно приближает палец,

«Наши защитники»

Мой конь

Гоп, гоп! Конь живой               Моргают глазами.

И с хвостом, и с гривой.         Взор переводят влево. Вправо

Он качает головой,                  Взор переводят сверху вниз.

Вот какой красивый!               Широко открывают глаза.

Я залез на коня                         Закрывают глаза и представляют себя на коне

И держусь руками.                  Взор переводят друг на друга.

Посмотрите на меня                

Я поеду к маме

«Маленькие исследователи»

Снежинки

У сестренки, у Маринки,                Смотрит на ладонь, широко открыв глаза

На ладони две снежинки.            Переводят взор вправо , влево.

Всем хотела показать,                  Круговое вращение глазами по часовой и против часовой стрелки

Гладь – снежинок не видать.  

Кто же взял снежинки                 Моргают глазами.

У моей Маринки?                        Закрывают глаза, отдыхают 10 с.

                                    (повторить 2-3р.)

«Международный Женский день»

Помечтаем о маме

Пальчик к носу движется,

А потом обратно,

На него посмотреть

Очень нам приятно!

Вытянуть вперед руку. Следить за кончиком пальца, медленно приближая его к носу, а потом так же медленно отодвигая обратно.

А теперь глаза закрой

И погладь руками,

Помечтаем мы с тобой

О любимой маме. Закрыть глаза, погладить веки.

 «Волшебница вода»

«Рыбка»

Рыбка плавала, ныряла,

Рыбка хвостиком виляла.

Вверх и вниз, вверх и вниз.

Рыбка, рыбка, не ленись!

По волнам, по волнам,

Тут и там, тут и там.

Вот она какая, рыбка золотая.

-проследить глазами за движением рыбки вверх-вниз (6-8 раз);

-прослеживание глазами по волнистой линии вправо-влево (6-8 р.)

-поморгать глазами.

Животный мир весной.

Насекомые

Медвежонок.

Медвежонок потянулся

Раз- направо посмотрел,

2 – налево посмотрел.

Лапы в стороны развел,

Меда видно не нашёл.

Движения глазами вверх..

Вправо.

Влево.

Смотрят вдаль и разводит руками.

Закрыть глазки.

Прилет птиц

«Совенок».

Вращать глазами по часовой стрелке, «рисуя» на стене максимально большой круг. То же против часовой стрелки

«Филин».

На счет 1-4 закрыли глаза, 5-6 широко раскрыли глаза, посмотрели вдаль.

«Уголок природы»

Цветы

Наши алые цветы распускают лепестки (смотрим вверх)

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет, (моргать быстро)

Наши алые цветы закрывают лепестки, (закрывать глаза)

Тихо засыпают, головой качают. (смотреть по сторонам)

  Весна в природе

«Подснежник».

(Дети выполняют движения в соответствии со словами педагога)

В руки вы цветы возьмите и на них вы посмотрите.

А теперь их поднимите вверх, на них вы посмотрите.

Вниз цветы вы опустите, и опять на них взгляните.

Цветок вправо, цветок влево. «Нарисуйте» круг умело.

Цветок близко, вот вдали, ты внимательно смотри.

Вот такой у нас  цветок, улыбнись ему, дружок.

«Миром правит доброта»

Отдыхалочка

Мы играли, рисовали

Наши глазки так устали

Мы дадим им отдохнуть,

Их закроем на чуть — чуть.

А теперь их открываем

И немного поморгаем.

(дети выполняют движения в соответствии с текстом)

«Здоровое питание»

Это каша для Любаши,           поморгать глазами

Пар над кашей поднялся.         Посмотреть вверх

Где же наша каша?                   Закрыть глаза

Нету! Вся!                                    Широко открыть глаза

«Труд людей весной»

«Глазкам нужно отдохнуть.»  (Ребята закрывают глаза)

«Нужно глубоко вздохнуть.»  (Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты)

«Глаза по кругу побегут.» (Глаза открыты. Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки)

«Много-много раз моргнут» (Частое моргание глазами)

«Глазкам стало хорошо.» (Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз)

«Увидят мои глазки все!» (Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка)

   

«День Победы»

Гимнастика с предметом. Следить глазами за самолетом

«Здравствуй, лето»

Лучик, лучик озорной,
Поиграй-ка ты со мной.
(Моргают глазками.)
Ну-ка лучик, повернись,
На глаза мне покажись.
(Делают круговые движения глазами.)
Взгляд я влево отведу,
Лучик солнца я найду.
(Отводят взгляд влево.)
Теперь вправо посмотрю,
Снова лучик я найду.
(Отводят взгляд вправо.

Пальчиковая гимнастика

Тема

«Здравствуй, детский сад»

На большом диване в ряд        (Попеременно   хлопают   в  ладоши   и

Куклы Танины сидят:                                                 стучат кулачками.)

Два медведя, Буратино,             (Загибают поочередно все пальчики.)

И веселый Чипполино,

И котенок, и слоненок.

Раз, два, три, четыре, пять.           (Разгибают поочередно пальчики.)

Помогаем нашей Тане                 (Попеременно   хлопают   в  ладоши

Мы игрушки сосчитать.                                         и стучат  кулачками.

«Мой город»

Мы по городу шагаем,

Много видим, называем:

(«шагают» пальчиками по столу)

Светофоры и машины,

Ярмарки и магазины,

Скверы, улицы, мосты,

И деревья, и кусты.

(загибают поочередно пальчики, начиная с большого)

«Урожай. »

Овощи» 

В огород пойдем,                                  маршировать на месте

Урожай соберем.                                  идти по кругу, взявшись за руки

Мы морковки натаскаем,                     имитировать, как  таскают

И картошки накопаем,                         копают

Срежем мы кочан капусты                  срезают

Круглый, сочный, очень вкусный.      показать руками

Щавеля нарвем немножко                   «рвут»

И вернемся по дорожке.                       идти по кругу, взявшись за руки

«Краски осени»

Осень, осень, - трем ладошки друг о друга

Приходи! – по очереди сжимаем кулачки

Осень, осень, - трем ладошки друг о друга

Погляди! – положить ладошки на щеки

Листья желтые кружатся, - движение ладонями сверху вниз

Тихо на землю ложатся. – поглаживаем коленки

Солнце нас уже не греет, - по очереди сжимаем кулачки

Ветер дует все сильнее, - разводим одновременно ручки в разные стороны

К югу полетели птицы, - скрестить ручки и пошевелить пальчиками

Дождик к нам в окно стучится. – стучим пальчиками по ладошкам

Шапки, куртки надеваем – делаем вид

И ботинки обуваем – постучать ногами

«Животный мир. Насекомые»

Раз, два, три, четыре, пять, как животных нам назвать? (поочередно загибаем пальчики на левой руке)

Самых близких, самых верных —Каждый знает их, наверно (хлопаем в ладоши).

Лошадь, корова, собака и кошка (указательным пальцем левой руки загибаем пальцы на правой руке).

Как назовем их? Подумай немножко (разводим руки в стороны, как бы спрашивая у окружающих).

В доме с хозяином дружно живут (изображаем руками крышу дома над головой),

Значит, домашними все их зовут.

«Птицы осенью»

Птички и ветер

Птички и ветерМаленькие птички,                 (сжимаем и разжимаем кулачки)
Птички-невелички, 
По лесу летают,                            
Песни распевают.                 
(машем руками, как крылышками)
Буйный ветер налетел, (
руки вверх, раскачиваемся из стороны в сторону)
Птичек унести хотел.
Птички спрятались в дупло            (
соединили пальцы в "замок")
Там не тронет их никто.

«Я – Человек»

Вот так руки протяните

И движенья повторите.

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышел пальчик погулять

Только вышел из ворот –

Гладь, другой к нему идет.

Вместе весело идти,

Ну – ка, третий выходи.

Вместе встанем в хоровод – вот

(Загибать пальцы поочередно в кулак)

(Указательным пальцем правой руки выполнить круговые движения в центре левой ладони)

(К указательному присоединить средний палец)

(Присоединить безымянный палец)

(Хлопок. Затем сменить руку)

«Народная культура и традиции»

«Солнышко-вёдрышко»

Солнышко-вёдрышко! 

Взойди поскорей, 

Освети, обогрей 
Телят да ягнят, 

 Еще маленьких ребят 

Разводим руки в стороны и

раздвигаем пальцы
Поднимаем руки вверх

Делаем «фонарики» перед собой

Показываем « рожки» на голове
Не до конца соединяем

указательный палец и большой

и показываем на себя

«Дружба  детей»

В гости к пальчику большому.                                                         Дети соединяют пальцы соответственно с текстом
В гости к пальчику большому,
Приходили прямо к дому
Указательный и средний, 
Безымянный и последний. 
Сам мизинчик-малышок, 
Постучался на порог. 
Вместе пальчики-друзья, 
Друг без друга им нельзя.

«Транспорт. ПДД»

Будем ручками играть

И про транспорт вспоминать.             (Соединяют пальцы с большим пальцем)

Полетим на самолёте,

Облака, вы как живёте?                   (Изображают крылья самолёта)

В лодочке качаемся

И волнам улыбаемся                   (Ладошки « в лодочку», изображают волны)

Мотоцикл мы разгоняем,

Наперегонки играем                          (Сжимают пальцы в кулак, расслабляют)

С ветром, солнцем и друзьями.        (Руки в трубочку-дуют « ветерком»;

                                                                   руки вверх-это лучи солнца.

                                                                      Руки показывают на друзей)

Называйте транспорт с нами.            

(Надавливают подушечками пальцев друг на   друга на соответствующих руках)

«Здоровей-ка. ЗОЖ. Спорт»»

Пошли пальчики гулять,

А вторые догонять.

Третьи пальчики бегом,

А четвёртые пешком.

Пятые пальчики поскакали,

И в конце пути упали.

«Шагают» большие пальцы,

 «Шагают» указательные пальцы,

«Бегут» средние пальцы.

«Шагают» безымянные пальцы.

«Скачут» мизинчики.

Сжать кулачки, положить на стол.

«Кто как готовится к зиме»

Белка
Скачет белка-шалунишка,
(«бегают» пальчиками по столу)
Рвет с сосновых веток шишки.
(сжимают поочередно кулачки на правой и левой руках)
Лапками сжимает ловко
(сжимают одновременно кулачки на правой и левой руках)
И несет в свою кладовку.
(«бегают» пальчиками по столу)

«Здравствуй, зимушка-зима!»

Раз, два, три, четыре, пять

 (Загибаем пальчики по одному)
Мы во двор пришли гулять.

 («Идём» по столу указательным и средним пальчиками)
Бабу снежную лепили,

 («Лепим» комочек двумя ладонями)
Птичек крошками кормили,

 (Крошащие движения всеми пальцами)
С горки мы потом катались,

 (Проводим указательным пальцем пр.р. по ладони л.р.)
А ещё в снегу валялись.

 (Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)
Все в снегу домой пришли.

(Отряхиваем ладошки)
Съели суп и спать легли.

(Движения воображаемой ложкой, руки под щёки)

«Птицы зимой»

Мы повесили кормушки,

В них насыпали зерно.

Для голодных птиц зимою

Очень вкусное оно.

Прилетайте к нам, синицы,

Голубь, клест и воробей!

И, конечно, ждем мы в гости

Красногрудых снегирей.

Дети имитируют движения.

Имитируют движения.

Загибают по очереди пальцы, перечисляя птиц.

«Животный мир зимой

В лесу дремучем растут елки

И бродят злые-злые волки.

Бывает зайка пробежит,

И ветка елки задрожит.

Бывает мишка косолапый

Заденет елку своей лапой.

А старый еж, колючий бок,

Под елкой спит,

Свернувшийся в клубок.

Пальцы рук переплетены, большие пальцы – макушка.

Показать «клацающую пасть»

Показать ушки зайки.

Пальцы рук полусогнуты – «лапы».

Пальцы рук переплетены, большие пальцы – мордочка

Пальцы рук сложены в «клубок».

«Новогодний калейдоскоп»

Мы на елке веселились,        ритмичные хлопки в ладоши

И играли, и резвились.

После добрый Дед Мороз                                                                  скрещивают руки на груди, затем выпрямляют перед собой

Нам подарки преподнес.

Дал большущие пакеты, в них же – вкусные предметы.                соединяют руки перед собой так, чтобы они образовали круг, язычком обводят губы

Конфеты в бумажках синих,                                                              загибают поочередно пальчики, начиная с большого

Орешки рядом с ними,

Груша, яюлоко, один

Золотистый апельсин.

«Этикет»

Повстречались два котенка: «Мяу-мяу!», (соединяются мизинцы)
Два щенка: «Ав-ав!», (соединяются безымянные пальцы)
Два жеребенка: «Иго-го!», (соединяются средние пальцы)
Два тигренка: «Р-р-р!», (соединяются указательные пальцы)
Два быка: «Му!». (соединяются большие пальцы)
Смотри, какие рога. (загибаем все пальцы на руке, кроме указательного и среднего и прокручиваем руку туда-сюда)

«В гостях у сказки»

«Сказки»

Будем пальчики считать Хлопок, кулачок

Будем сказки называть:

Эта сказка – «Теремок», Поочерёдно загибаем пальчики

Эта сказка – «Колобок», на каждое название сказки

Эта сказка – «Репка»

Про внучку и про дедку.

«Волк и семеро козлят» -

Этим сказкам каждый рад! Сжимаем, разжимаем кулачок

«Моя семья»

«Моя семья»

 Раз-два-три-четыре!

 Кто живет в моей квартире?

 Раз-два-три-четыре-пять!

 Всех могу пересчитать:

 Папа, мама, брат, сестренка,

 Кошка Мурка, два котенка,

 Мой щегол, сверчок и я - вот и

              вся моя семья!

 

Хлопки на счет.

 Поочередное загибание пальцев.

«Азбука безопасности. Один дома»

В гости к пальчику большому        

Приходили прямо к дому                                            соединять пальцы под текст

Указательный и средний,

Безымянный и последний,

Сам мизинчик-малышок

Постучался на порог.

Вместе пальчики – друзья,

Друг без друга нам нельзя

«Наши защитники»

Пальцы эти – все бойцы.

 Удалые молодцы.

 Два больших и крепких малых

 И солдат в боях бывалых.

 Два гвардейца – храбреца!

 Два сметливых молодца!

 Два героя безымянных,

 Но в работе очень рьяных!

 Два мизинца – коротышки –

 Очень славные мальчишки!

«Маленькие исследователи»

Первый пальчик в глине (большой стукается с указательным)

Второй в пластилине (большой со средним)

Третий в шоколаде (большой с безымянным)

Четвертый в мармеладе (большой с мизинчиком)

Склеились пальчики!!! (сложить все пальчики в щепоть)

Расклеились!!! (раскрыть широко ладошку)

«Международный Женский день»

Много мам на белом свете,

Всех их очень любят дети!

(Разводят руки в стороны, затем крепко обхватывают себя за плечи)

Журналист и инженер,

Повар, милиционер,

Швея, кондуктор и учитель,

Врач, парикмахер и строитель-

(Поочередно сгибают пальчики, начиная с мизинца)

Мамы разные нужны,

(Сжимают обе ладошки в «замочек».)

Мамы разные важны!

(Разводят руки, поднимают ладошки вверх.)

 «Волшебница вода»

Ах, вода, вода, вода!

Будем чистыми всегда!

(имитируем мытье рук)

Брызги – вправо, брызги – влево!

(«стряхиваем» водичку с рук)

Мокрым стало наше тело!

(потираем ладонями плечи  обеих рук)

Полотенчиком пушистым

Вытрем ручки очень быстро.

(имитируем вытирание полотенцем)

Животный мир весной.

Насекомые

Медведь.

Без нужды и без тревоги
Спал медведь в своей берлоге.
Спал всю зиму до весны,
И, наверно, видел сны.
Вдруг проснулся косолапый,
Слышит: каплет! -
Вот беда!
В темноте пошарил лапой
И вскочил -
Кругом вода!
Заспешил медведь наружу:
Заливает — не до сна!
Вылез он и видит:
Лужи,
Тает снег…
Пришла весна.

Прилет птиц

Мы построили скворечню

Для весёлого скворца.        

(Попеременно постукиваем кулачками друг о друга и по столу.)

Мы повесили скворечник

Возле самого крыльца.         

(Сводим руки над головой.)

Всё семейство вчетвером

Проживает в доме том:        

(Попеременно постукиваем кулак о кулак и ладонь о ладонь.)

Мать, отец и скворушки –

Чёрненькие пёрышки.         

Соединяем каждый палец с большим пальцем

 на обеих руках одновременно, по 2 раза.)

«Уголок природы»

На окне цветок колючий

(Показать прямоугольник перед собой)

Смотрит за околицу

(Сделать «бинокль» из ладошек)

Вы его не троньте лучше

(Погрозить пальчиком)

Очень больно колется.

(Уколоть пальчиком ладошку и сморщится)

Не подушка для иголок,

(сложенные ладошки под щёчку)

И не ёжик, и не ёлка,

(сделать «ёжика» и пошевелить пальчиками)

Но не  даст себя в обиду,

(Отрицательный жест головой и указательным пальчиком)

Потому что весь в иголках.

  Весна в природе

Стучат всё громче дятлы,

 Синички стали петь

 (соединяем ладошки и изображаем «клювик», то раскрывая, то закрывая его)

 Встаёт пораньше солнце,

 Чтоб землю нашу греть

 (растопырить пальцы на обеих руках как лучики у солнца)

 Бегут ручьи под горку,

 Растаял весь снежок,

 (волнообразные движения ладонями, ладонь смотрит вниз на стол)

 А из под старой травки

 Уже глядит цветок.

 (ладони соединить и чуть раскрыть,  чтобы получилась чашечка цветка)

«Миром правит доброта»

Если пальчики грустят –
Доброты они хотят.                           пальцы плотно прижимаем к ладони
Если пальчики заплачут – 
Их обидел кто-то значит.                 трясем кистями
Наши пальцы пожалеем – 
Добротой своей согреем.                  «моем» руки, дышим на них
К себе ладошки мы прижмем,          поочередно, 1 вверху, 1 внизу.
Гладить ласково начнем.                   гладим ладонь другой ладонью
Пусть обнимутся ладошки,
Поиграют пусть немножко.                скрестить пальцы, ладони прижать
                                                               пальцы двух рук быстро легко стучат
Каждый пальчик нужно взять
И покрепче обнимать.                         каждый палец зажимаем в кулачке.

«Здоровое питание»

Коровы на ферме дают молоко.

Показать рога.

Отвозят его на завод далеко.

Имитация кручения руля.

И делают творог, сметану и йогурт,

Загибать пальцы, перечисляя продукты.

И делают ряженку, масло, кефир,

И простоквашу, и брынзу, и сливки,

И вкусный, полезный, весь в дырочках сыр

«Труд людей весной»

Вышла Люба в огород –        

(«Шагаем» средним и указательным пальцами правой руки.)

Сколько у неё хлопот!        

(Держимся  руками за голову и покачиваем головой.)

Нелегко полить на грядке

 Овощи все по порядку:        

(Пожимаем плечами и разводим руки в стороны.)

Помидоры, лук, капуста

 И горошек очень вкусный.

 Репа, огурцы, чеснок,

 Свёкла, редька и укроп.

(загибаем по очереди пальчики обеих рук, начиная с мизинца)        

«День Победы»

Что такое день победы?

(дети смотрят друг на друга, разводя руки в стороны)

Это праздник, ордена.

(сжимают и разжимают кулачки)

И награды боевые,

(прижать руку к груди)

И салюты золотые,

(растопырить пальцы как салют)

И тюльпанчики цветные,

(показать цветочек двумя ладонями)

Это мирная земля!

(хлопки в ладони)

«Здравствуй, лето»

Вот и лето наступает

(Последовательно соединять пальцы обеих рук с большими, начиная с мизинцев.)

Всех на отдых приглашает

(Соединять одноименные пальцы рук, начиная с больших)

Будем плавать, загорать

(Круговые движения кистями, «солнце»)

И на даче отдыхать

(«Домик»

Массаж

Тема

«Здравствуй, детский сад»

Вот у нас игра какая: Хлоп ладошка, Хлоп – другая!

Правой, правою ладошкой - Шлепки по левой руке от плеча к кисти.

Мы пошлёпаем немножко. - Шлепки по правой руке.

А потом ладошкой левой

Ты хлопки погромче делай.

А потом, потом, потом - Лёгкое похлопывание по щекам.

Даже щёчки побьём.

Вверх ладошки! Хлоп! Хлоп! - Хлопки над головой.

По коленкам – шлёп, шлёп! - Хлопки по коленям.

По плечикам теперь похлопай! - Шлепки по плечам.

По бокам себя пошлёпай! - Шлепки по бокам.

Можем хлопнуть за спиной! - Шлепки по спине.

Хлопаем перед собой! - Шлепки по груди.

Справа – можем! Слева – можем!

И крест-накрест руки сложим! - Поколачивание по груди справа, слева.

И погладим мы себя.

Вот какая красота. - Поглаживание по рукам, груди, бокам, спине, ногам.

«Мой город»

На крылечке ножками потопали,

Ручками по щёчкам похлопали.

Присели, через пальчики в щель посмотрели.

Пальчики в кулак сжимаем,

Воздух набираем.

Ладошки на грудки положили

И давай ладошками по своей грудке стучать.

Стук- стук, стук- стук-

Вот как получается.

Стук- стук, стук-стук-

Грудка наслаждается.

«Урожай. »

Массаж лица.

Где ты дождик побывал? Где ты дождик поливал?

Поглаживание лица от бровей до подбородка.

Побывал в саду, полил ягоду!

Лёгкое поколачивание пальцами лба.

А какую ягоду ты полил  саду?

Поколачивание щёчек.

-И клубнику, и малину, и смородину!

Лёгкое похлопывание щёк.

А крыжовник ты полил?

-Не полил, забыл.

Похлопывание шеи.

Ой, вернись назад да полей весь сад!

Поглаживание лица и шеи сверху вниз.

«Краски осени»

Дождик бегает по крыше - Бом! Бом! Бом! По весёлой звонкой крыше – Бом! Бом! Бом!

Дети встают друг за другом «паровозиком» и прихлопывают друг друга по спинкам.

Дома, дома посидите,- Бом! Бом! Бом! Никуда не выходите,- Бом! Бом! Бом!

Постукивают пальчиками.

Почитайте, поиграйте,- Бом! Бом! Бом! А уйду – тогда гуляйте, Бом! Бом! Бом!

Поколачивают кулачками.

Дождик бегает по крыше - Бом! Бом! Бом! По весёлой звонкой крыше – Бом! Бом! Бом!

Поглаживают ладошками.

«Животный мир. Насекомые»

Массаж рук и ног.

Шла купаться черепаха и кусала всех от страха           пощипываю ноги.

«кусь – кусь, кусь – усь никого я не боюсь                  дети пощипывают руки от запястья к плечу

Черепаха дом ходячий

Голову от страха прячет

Крепкий панцирь у нее и защита и жилье                         растирают руки и ноги

«Птицы осенью»

Массаж ладоней

Руку на стол или на коленку, пощипываем тыльную сторону ладони под слова детской песенки:

Вышла курочка гулять

Свежей травки пощипать

Вот так, вот так – свежей травки пощипать.

«Я – Человек»

Массаж лица

«Щечки – мягкие комочки»

А вот и щечки – мягкие комочки

Их похлопаем ладошкой

Вот так, вот так

А потом погладим

Наши щечки мягкие – комочки.

«Народная культура и традиции»

Самомассаж мышц головы, лица, шеи.

Мы потрём сначала руки – раз – два - три – нам не до скуки.

Мы пошлёпаем свой лоб – шлёп – шлёп – шлёп!

а затем пощиплем щёчки и на них поставим точки.

После мы погладим ушки, доберёмся до макушки.

Голову свою погладим, с головой своей поладим.

Голова у нас на шее, и её погладь скорее! Так мы занимаемся – здоровья набираемся!

«Дружба  детей»

Массаж биологически активных зон «Неболейка»

для профилактики простудных заболеваний

Чтобы горло не болело, поглаживают ладонями шею мягкими движениями сверху вниз

 Мы его погладим смело.

Чтоб не кашлять, не чихать, указательными пальцами . растирают крылья носа.

 Надо носик растирать

Лоб мы тоже разотрем, прикладывают ко лбу ладони «козырьком» и растирают крылья носа

 «Вилку» пальчиками сделай, раздвигают указательный и средний пальцы и растирают точки перед и за ушами.

Массируй ушки ты умело.

Знаем, знаем- да- да- да!-  Потирают ладони друг о друга.

Нам простуда не страшна!

«Транспорт. ПДД»

Массаж спины

Дети встают друг за другом «паровозиком», кладут друг другу на плечи ладони и выполняют массаж спины.

Чух-чух, пыхчу, пыхчу,          Похлопывание по спине ладонями.

                             ворчу,

Стоять на месте не хочу!

Чух-чух, пыхчу, пыхчу,         Поворот на 180, поколачивание

                             ворчу,          кулачками.

Стоять на месте не хочу!

Колесами стучу, стучу,         Поворот на 180, постукивание

Колесами стучу, стучу,         пальцами.

Колесами стучу, стучу,         Поворот на 180, поглаживание

Садись скорее, прокачу!        ладонями.

 Чу,чу,чу!                                 Легкое поглаживание пальцами.

«Здоровей-ка. ЗОЖ. Спорт»»

Массаж лица «Умывалочка»

Надо, надо нам помыться.         Хлопают в ладоши.

Где тут чистая водица?              Показывают руки то вверх

                                                      ладонями, то тыльной стороной.

Кран откроем – ш-ш-ш…          Делают вращательные движения

                                                      кистями («открывают кран»).      

Ручки моем – ш-ш-ш.                 Растирают ладони друг о друга.

Щечки, шейку мы потрем         Энергично поглаживают щеки и

                                                      шею движениями сверху вниз.

И водичкой обольем.                 Мягко поглаживают ладонями лицо

                                                      от лба к подбородку.

«Кто как готовится к зиме»

Зайка

Тили-тили-тили-бом!                       Приставить ладони козырьком колбу

 Сбил сосну зайчишка лбом!            и энергично разводить их в стороны              

                                                             и сводить вместе.

Жалко мне зайчишку,                       Кулачками проводить по крыльям          

 Носит зайка шишку.                          носа от переносицы к щекам.

  Поскорее сбегай в лес,                    Раздвинуть указательный и средний

 Сделай заиньке компресс.              пальцы, остальные сжать в кулак,

                                                            массировать точки, находящиеся

                                                            перед и за ухом.

«Здравствуй, зимушка-зима!»

Самомассаж  «Снеговик»

Раз – рука, два – рука,            Вытянуть вперед одну руку, затем другую.

Лепим мы снеговика.              Имитируют лепку снежков

Мы скатаем снежный ком -     Ладонями делают круговые движения по

                                                    бедрам.

Вот такой,                                  Разводят руки в стороны, показывают

                                                    большую величину кома.

А потом поменьше ком -          Растирают ладонями грудь.

Вот такой,                                   Показывают руками величину кома  

                                                     поменьше.

А наверх поставим мы              Поглаживают ладонями щеки.

Маленький комок.                     Соединяют пальцы рук вместе, держа

                                                     ладони на расстоянии.

Вот и вышел снеговик -             Ставят руки на бока и делают повороты

 Снеговичок.                               корпуса вправо – влево.

                                   

«Птицы зимой»

Самомассаж «Сорока

Ока-ока-ока -                 Круговыми движениями поглаживают

Я быстрая сорока.          ладонями  грудь.

 

 Ока-ока-ока -                 Так же поглаживают бока.

 Сорока – белобока.

             

Ока-ока-ока -                    Поглаживают сначала правую руку от

Я во дворе летаю.              кисти к плечу, затем левую.    

Ока-ока-ока -                    Круговыми движениями поглаживают

И устали не знаю.             бедра и колени.

                 

«Животный мир зимой

Массаж пальцев

«Рукавицы»

Вяжет бабушка Лисица всем ребятам рукавицы.

Растирание ладошек.

Для лисенка Саши, для лисички Маши,

Для лисенка Коли, для лисички Оли.

А маленькие рукавички для Наташеньки – лисички.

Поочередное растирание пальчиков.

В рукавичках – да – да – да!

Не замерзнем никогда! Сжимание и разжимание кистей рук.

«Новогодний калейдоскоп»

НА САНОЧКАХ 
(1) Подмели метлищей, стал двор чище
(2) Поскребли лопаткой, стал двор гладкий.
(3) Снег собрали в кучу, сделали кручу,
(4) И на кручу санки покатили сами.
(5) Побежали дети скоро, скоро
(6) Притащили саночки на гору.
(7) Съехали с кручи, въехали в кучу,
( А на горку сани потащили сами.
(1) Подмели метлищей, стал двор чище и т. д.

1 - сверху вниз по спинке «метём» ладонью и пальцами
2 - «поскрести» ребром ладони
3 - одним движением по спине снизу вверх «отодвигаем снег»
и на слова «сделали кручу» - 2 хлопка по спинке под музыку
4 – провести рёбрами ладоней по спинке вверх
5 - пройти указательными и средними пальцами обеих рук по спинке снизу вверх
6 - провести рёбрами ладоней по спинке снизу вверх
7 - провести рёбрами ладоней по спинке сверху вниз
8 - пройти указательными и средними пальцами обеих рук по спине снизу вверх

«Этикет»

Твоя ладошка – это пруд,
По ней кораблики плывут.
(2) Твоя ладошка, как лужок,
А сверху падает снежок.
(3) Твоя ладошка, как тетрадь,
В тетради можно рисовать
(4) Твоя ладошка, как окно,
Его помыть пора давно.
(5) Твоя ладошка, как дорожка, 
А по дорожке ходят кошки.

1 - медленно водить согнутым указательным пальцем по ладошке 
2 - дотрагиваться кончиками пальцев до ладошки
3 - указательным пальцем «нарисовать» солнышко и др.
4 - потереть ладошку пальцами, сжатыми в кулак
5 - осторожно переступать пальцами обеих рук

«В гостях у сказки»

Массаж головы.

На комод забрался ёжик.

У него невидно ножек.

У него, такого злючки,

Не причёсаны колючки.

Круговой массаж черепа. И.П.- правая ладонь на лбу, левая- на затылке. Затем правая ладонь, поглаживая правый висок, перемещается к затылку, а левая через левый висок уходит ко лбу. Ладони и пальцы надавливают на кожу.

И никак не разберёшь-

Щётка это или ёж?

Средними пальцами  массировать круговыми движениями точки у основания черепа на затылке.

«Моя семья»

Массаж шеи.

И. П. - сидя по-турецки.

  1. Поглаживает шею от грудного отдела к подбородку.
  2. Развернув плечи, гордо поднимает голову на вытянутой шее.
  3. Ласково похлопывает по подбородку тыльной стороной кисти рук.

«Азбука безопасности. Один дома»

  Массаж живота.
И. П. - лежа на спине.

1)        Ребенок поглаживает живот по часовой стрелке. Похлопывает ребром ладони, кулачком, снова поглаживает, пощипывает, имитирует движения тестомеса, замешивающего тесто, снова поглаживает.

Цель: улучшить работу кишечника.

2)        С левой стороны пальчиками нажимает несколько раз более глубоко, словно палочкой проверяет готовность теста.  

«Наши защитники»

Массаж ушей «На границе»

Жу-жу-жу – я границу сторожу.            Провести пальцами по

Ши-ши-ши – зашуршали камыши.       краям ушных раковин.

Жу-жу-жу – я  в дозоре хожу.                Потянуть ушные раковины Ши-ши-ши – спите сладко малыши.    вниз, в стороны, вверх.

«Маленькие исследователи»

« Вот какая борода »

Массаж биологически активных зон для профилактики простудных заболеваний

Да – да – да – есть у деда борода. Потереть ладони друг о друга

Де – де – де – есть сединки в бороде. Руками провести по шее от затылка до

яремной ямки.

Ду – ду – ду – расчеши бороду. Большими пальцами мягко провести по

шее от подбородка вниз

Да – да – да – надоела борода. Сжав руки в кулаки, возвышениями боль-

ших пальцев быстро растереть крылья носа

Ду – ду – ду – сбреем деду бороду. Положить три пальца на лоб всей плоскостью

и, мягко надавливая, поглаживать лоб.

Ды – ды – ды – больше нет бороды. Раздвинув указательный и средний пальцы,

положить их перед и за ушами и с силой

растирать кожу

«Международный Женский день»

Баю- баю- баиньки, купим сыну валенки.        Потирание стопы.

Наденем на ноженьки, пустим по дороженьке.        Разминание пальцев стопы.

Будет наш сынок ходить, новы валенки носить.        Поглаживание стопы.

 «Волшебница вода»

Массаж лица.

Водичка, водичка, умой моё личико,

Потереть ладонями друг о друга.

Чтобы глазки блестели,

Средними пальцами провести, не надавливая о закрытым глазам от внутреннего края века к внешнему.

Чтобы щёчки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Ладонями провести от бровей до подбородка и обратно вверх.

Чтоб кусался зубок.

Помассировать большими пальцами вески.

Животный мир весной.

Насекомые

Массаж рук.

Домик едет по тропинке- объезжает все тропинки.

Растирающие круговые движения кулачком от кисти к плечу.

То улитка ползёт, домик на себе везёт.

«Пробежаться» пальчиками от кисти к плечу.

Вот подул ветерок, закачался листок.

Поколачивание кулачками.

И опять по травинке

Поглаживание руки ладонью.

Медленно ползёт улитка.

При повторении делается массаж другой руки.

Прилет птиц

Массаж пальцев «Грачи»

Мы лепили куличи,                  «Лепить пирожки».

Прилетели к нам грачи.            Помахать крыльями – ладошками.

Первый грач испек пирог,        Поочередно массировать каждый палец,

А второй ему помог,                  начиная с большого.

Третий грач накрыл на стол,

А четвертый вымыл пол.

Пятый долго не зевал

И пирог у них склевал.             Постучать пальцами по коленям.

Раз, два, три четыре, пять,          Поочередно загибать пальчики.

Выходи грачей считать

«Уголок природы»

Массаж лица «Деревья и кусты»

(по китайской медицине)

Теплый ветер гладит лица,

Лес шумит густой листвой.

Двумя ладонями провести, не слишком надавливая, от бровей до подбородка и обратно 4 раза.

Дуб нам хочет поклониться,

Клен кивает головой.

От точки между бровями большим пальцем левой руки массировать лоб, проводя пальцем до середины лба у основания волос – 4 раза.

А кудрявая березка

Провожает всех ребят.

Массаж висковых впадин большими пальцами правой и левой рук, совершая вращательные движения – 8 раз.

До свиданья, лес зеленый,

Мы уходим в детский сад.

Поглаживание лица ладонями сверху вниз – 4 раза.

  Весна в природе

Массаж ног

Божьи коровки, папа идет. Сидя, поглаживать ноги сверху донизу

Следом за папой мама идет. Разминать ноги

За мамой следом детишки идут.  Похлопывать ладошками

Вслед за ними малышки бредут. Поколачивать кулачками

Юбочки с точками черненькими.  Постукивать пальцами

На солнышко они похожи. Поднять руки вверх и скрестить кисти,

Встречают дружно новый день.  широко раздвинув пальцы

А если будет жарко им.  Поглаживать ноги ладонями и спрятать

То спрячутся все вместе в тень.  Руки за спину.

«Миром правит доброта»

Массаж ушных раковин (сидя «по-турецки»)

Ребенок «лепит» ушки для Чебурашки или для доброго милого слона.

1. Поглаживает ушные раковины по краям, затем по бороздкам внутри раковин, за ушами.

2. Ласково оттягивает ушки вверх, вниз, в стороны (по 5 — 6 раз).

3. Нажимает на мочки ушей («вешает на них красивые сережки»),

4. «Лепит» ушки внутри — пальцами внутри раковины делает 7 — 8 вращательных движений по часовой и против часовой стрелки («Пусть ушки будут чистыми…»).

5. С усилием «примазывает глину» вокруг ушных раковин, проверяет «прочность», заглаживает поверхность вокруг ушей.

«Здоровое питание»

Самомассаж «Пироги»

За стеклянными дверями        Выполнять хлопки правой ладонью по

                                                    левой руке от кисти к плечу.

Ходит Мишка с                        Хлопки по правой руке.

                         пирогами.

Здравствуй,                              Хлопки по груди.

           Мишечка-дружок,

Сколько стоит пирожок?        Хлопки по бокам.

Пирожок-то стоит три,            Хлопки по пояснице.

А лепить-то будешь ты!         Хлопки по ногам сверху вниз.

Напекли мы пирогов,              Выполнять последовательно поглаживание К празднику стол готов.          рук, корпуса, ног.

«Труд людей весной»

Массаж грудной области (сидя «по-турецки»)

1. Поглаживание груди со словами: «Я милая, чудесная, прекрасная».

2. «Заводим машину» — вращательные движения  пальчиками по середине груди по часовой и против часовой стрелки со звуком «ж-ж-ж».

3. «Машина завелась» — ребенок нажимает пальчиком на область сердца со звуком «пи-и-и».

«День Победы»

Самомассаж ладоней

«Растирание ладоней» — трем правую руку о левую, пока не почувствуется тепло. Этот самомассаж ладоней и пальцев рук для детей является подготовительным этапом, нужно чтобы ребенок почувствовал тепло.

«Браслетик» — растирание запястья одной руки другой.

Самомассаж кистей рук для детей продолжается работой с каждым пальчиком отдельно, что активирует работу головного мозга.

«Снятие перчатки» — указательным и большим пальцами «снимаем» перчаточку с каждого пальчика.

«Здравствуй, лето»

Массаж спины «Дождик»

Дождик бегает по крыше -             Встать друг за другом                                                            

Бом! Бом! Бом!                               «паровозиком» и похлопывать друг друга по спине.

По веселой звонкой крыше –        

Бом! Бом! Бом!  

Дома, дома посидите -                     Постукивание пальчиками.

Бом! Бом! Бом!

Никуда не выходите -  

 Бом! Бом! Бом!

Почитайте, поиграйте -                    Поколачивание кулачками.

Бом! Бом! Бом!

Я уйду – тогда гуляйте…

Бом…Бом…Бом…

Дождик бегает по крыше -               Поглаживание ладошками.                      

Бом…Бом…Бом…

По веселой звонкой крыше –

Бом! Бом! Бом!  

Дыхательная гимнастика

«Здравствуй, детский сад»

«Застёгиваем молнию на куртке»

Правой рукой  застёгивать куртку – вдох; на выдохе произносим «Вжик!» Повторить 3 – 4 раза

«Стираем бельё»

Потереть кулачки друг об друга – вдох; на выдохе произносить «Трём – трём – трём!» Повторить 3 – 4 раза

«Мой город»

«Урожай. »

«Режем овощи»

Стоя, ноги слегка расставлены. Правой рукой имитировать работу с ножом – вдох; на выдохе произносить «Чак – чак – чак!» Повторить 3 – 4 раза.

«Трём морковь»

Стоя, ноги расставлены. Правым кулачком тереть о левый – вдох; на выдохе произносить «Шр – шр – шр!» Повторить 3 – 4 раза.

«Краски осени»

«Дождик»

Попеременно выставлять прямые руки вперёд – «ловить капли» - вдох; на выдохе произносить «Кап – кап – кап!»; попеременно выставлять прямые руки вперёд – «ловить капли» - вдох; на выдохе произносить «Так – так – так!» Повторить 3 – 4 раза

«Прогулка в лесу»

Взрослый окликает играющих. Ребёнок, услышав своё имя, делает вдох, складывает руки рупором и произносит: «Ау!». Взрослый следит за длительностью выдоха, звучностью голоса («Откликнись тише, громче»), точностью артикуляции.

«Животный мир. Насекомые»

«Кошка и котёнок»

Вдох носом, на выдохе произносить громко, низким голосом «Мяу – мяу!»; вдох носом, на выдохе произносить тихим высоким голосом «Мяу – мяу!» Повторить 3 – 4 раза

«Собака лает»

Вдох носом, на выдохе произносить «Гав – гав – гав!», «Ав – ав – ав!» Повторить 3 – 4 раза

«Птицы осенью»

«Птички полетели»

Для игры нужны бумажные фигурки птичек, которые ставят у самого края стола. Двое садятся каждый напротив одной из птичек. Продвигать птичку можно только на одном выдохе, дуть несколько раз подряд нельзя. Щёки не надувать.

«Я – Человек»

«Народная культура и традиции»

«Дышим тихо, спокойно и плавно

 И. п. : стоя, сидя, лёжа (это зависит от предыдущей физической нагрузки). Если сидя, спина ровная, глаза лучше закрыть. Медленный вдох через нос. Когда грудная клетка начнёт расширяться, прекратить вдох и сделать паузу, кто сколько сможет. Затем плавный выдох через нос. Повторить 5-10 раз. Упражнение выполняется бесшумно, плавно, так, чтобы даже подставленная к носу ладонь не ощущала струю воздуха при выдохе

«Дружба  детей»

Большой и маленький. Стоя прямо, на вдохе ребенок встает на цыпочки, тянется вверх руками, показывая, какой он большой. Зафиксировать это положение на несколько секунд. На выдохе ребенок должен опустить руки вниз, затем присесть, обхватив руками колени и одновременно произнеся "ух", спрятать голову за коленями - показывая, какой он маленький

«Транспорт. ПДД»

 «Шину прокололи»

Левая ладонь лежит на животе для контроля правильного речевого дыхания. Спокойно, неслышно вдохнуть ртом. Почувствовать, как при этом надулся живот («надули шину воздухом»). Затем сразу же начинать медленно выдыхать, показывая, как выходит воздух через прокол в шине (со звуком [ш]). Следить, чтобы щёки не надувались.

«Здоровей-ка. ЗОЖ. Спорт»»

 «Вратарь»

Ноги на ширине плеч, слегка согнуты, руки перед собой. Прыжок влево (вправо) вверх, руками «ловить мяч» - вдох; на выдохе произносить «Гол!» Повторить 3 – 4 раза.

«Кто как готовится к зиме»

«Любопытный ёжик».

Поворачивать голову прямо – вправо, прямо - влево и одновременно делать вдох носом равными порциями. Медленно и плавно выдыхать через рот в сторону, произнося [пф].  

«Здравствуй, зимушка-зима!»

«Снежки»

Стоя, ноги на ширине плеч. «Взять снежок» - вдох; на выдохе произнести «Оп!» и «бросить снежок» Повторить 3 – 4 раза

«Катание с горы»

Сидя, руки вперёд – вдох; на выдохе произнести «Ух!» Повторить 3 – 4 раза

«Птицы зимой»

«Ворона»

Ребёнок сидит. Руки опущены вдоль туловища. Быстро поднять руки через стороны вверх – вдох, медленно опустить руки – выдох, произнести «кар!».

«Кукушка»

Ребёнок сидит. Руки опущены вдоль туловища. Быстро поднять руки через стороны вверх – вдох, медленно опустить руки – выдох, произнести «ку-ку!». В игре можно изменять силу голоса, произносить тише – громче.

«Животный мир зимой

«Волк»

Ноги вместе, руки согнуты в локтях, ладони у груди. Вдох – туловище слегка наклонить вперёд, выдох – правую руку вытянуть перед собой; то же левой рукой. Повторить 3 – 4 раза

«Новогодний калейдоскоп»

«Новогодняя забава» 

Спокойно, неслышно вдохнуть ртом. Почувствовать, как при этом надулся живот. Затем сразу же начинать медленно, постепенно выдыхать на ёлочную мишуру, ёлочный дождик. Щёки не надувать.

«Этикет»

«Мама кормит малыша»

Поднести руку ко рту – вдох; на выдохе произносить «Ешь! Ешь! Ешь!» Повторить 3 – 4 раза

«В гостях у сказки»

Мышка и мишка  У мишки дом огромный (выпрямиться, встать на носочки, поднять руки вверх, потянуться, посмотреть наруки, вдох) У мышки – очень маленький (присесть, обхватить руками колени, опустить голову, выдох с произнесением звука ш-ш-ш) Мышка ходит в гости к мишке (походить на носочках) Он же к ней не попадёт. Повторить 3 – 4 раза.

«Моя семья»

«Старая бабушка»

Правую руку убрать за спину, слегка согнуть спину – вдох; на выдохе произносить «О-о-ох! О-о-ох! О-о-ох!» Повторить 3 – 4 раза

«Малыш идёт»

Медленно переваливаться с ноги на ногу – вдох; на выдохе произносить «Топ – топ – топ!» Повторить 3 – 4 раза

«Азбука безопасности. Один дома»

«Ножницы»

И.п. – прямо, ноги на ширине плеч. Прямые руки вытянуты вперед или в стороны на уровне плеч, ладони смотрят вниз. С вдохом левая рука поднимается вверх, правая опускается вниз. С выдохом – левая рука вниз, правая вверх. После освоения ребенком этого упражнения можно его изменить: двигаются не руки от плеча, а только кисти рук.

«Наши защитники»

«Пулеметчик»

Вдохнуть носом, на выдохе протяжно произносить негромко [тра-та-та-та-та]. Выдох должен быть плавным, не должно быть напряжения.

«Маленькие исследователи»

«Снег скрипит»

Вдох; на выдохе произносить «Скрип – скрип – скрип!» Повторить 3 – 4 раза

«Международный Женский день»

 «Бабушка ругается»

Грозить указательным пальцем правой руки – вдох; на выдохе произносить «Ай –я – яй!» Повторить 3 – 4 раза

 «Волшебница вода»

«Волна»

«ИП: лежа на полу, ноги вместе, руки по швам. На вдохе руки поднимаются над головой, касаясь пола, на выдохе медленно возвращаются в исходное положение. Одновременно с выдохом ребенок говорит "Вни-и-и-з". После освоения ребенком этого упражнения проговаривание отменяется

Ныряльщики за жемчугом .Объявляется, что на морском дне лежит красивейшая жемчужина. Достать ее сможет тот, кто умеет задерживать дыхание.

Ребенок в положении стоя делает два спокойных вдоха и два спокойных выдоха через нос, а с третьим глубоким вдохом закрывает рот, зажимает пальцами нос и приседает до желания сделать выдох

Животный мир весной.

Насекомые

«Медвежонок»

Ребёнок ложится на спину, выполняет глубокий вдох через нос, на выдохе «похрапывает». Затем «Мишка проснулся, потянулся, перевернулся». Ребёнок выполняет все движения, сгибает ноги в коленях к животу, выполняя при этом глубокий выдох через нос, переворачивается и опять «засыпает, похрапывая».

«Голоса животных»

Ребёнок делает спокойный вдох носом, на выдохе произносит [у-у-у] – воет волк; изображает рычание медведя, тявкание лисы, фырчание ёжика…

Прилет птиц

Грач

И.п ноги на ширине плеч, руки опущены.

1 – вдох, подняться на носки, руки вверх, в стороны, 2 – и.п., на выдохе произносить: «Крак крак! 3 – 4 р

«Уголок природы»

«Цветы распускаются»

Ребёнок стоит, руки согнуты в локтях, пальцы сжаты в кулачки. Затем разгибает пальцы по очереди, при этом выполняет вдох через нос. После пальцы сжимаются в кулачок в обратном порядке, выполняется выдох («цветок закрылся»). Повторить 4 – 6 раз.

  Весна в природе

«Проснулся жук»

Дети сидят, руки опущены вдоль туловища. Нужно поднять руки в стороны и немного отвести их назад, сделать вдох. Выдыхая, показать, как долго жужжит большой жук [ж], одновременно опуская руки вниз.

«Миром правит доброта»

«Здравствуй солнышко».

И.п. – ноги на ширине плеч, руки за спиной опущены вниз.

Медленно поднять руки вверх, скользя по туловищу, руки на ширине плеч, голову поднять вверх – вдох,

«Здоровое питание»

«Каша кипит»

Поглаживать себя правой рукой по животу (вдох); на выдохе произносить [п – п - п]

«Пьём сок через трубочку»

Губы вытянуть вперёд трубочкой, втягивать воздух в себя на вдохе, затем выдохнуть

«Труд людей весной»

Дворник с метлой

И.П – ноги на ш.п., руки опущены. 1 – вдох, встать на носки руки вверх в стороны. 2 – на выдохе произносить «Ш-ш-ш», руки из стороны в сторону

«День Победы»

Салют.

И.П. – ноги на ш.п. 1 – вдох, 2 – на выдохе произносить «Салю-у-ут!» 3 – 4 р

«Здравствуй, лето»

 «Комарик»

Ребёнок сидит, ногами обхватив ножки стульчика. Руки на поясе. Нужно вздохнуть, медленно повернуть туловище в сторону; на выдохе показать, как звенит неуловимый комарик [з], быстро вернуться в исходное положение; новый вдох и поворот в другую сторону.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека пальчиковой гимнастики по темам недели в средней группе

Пальчиковая гимнастика в стихах по темам недели в средней группе...

Картотека пальчиковой гимнастики по темам недели

Старшая и подготовительная к школе группа....

Картотека пальчиковой гимнастики по темам недели

Тема: Наше тело. Органы артикуляции. Гигиена...

Картотека пальчиковой гимнастики по темам недели

Картотека пальчиковой гимнастики по темам недели...

картотека пальчиковой гимнастики по темам недели в средней группе

Картотека пальчиковой гимнастики по темам неделиТема: Наше тело. Органы артикуляции. Гигиена.Весёлый человечек.Я – веселый человечек,Я гуляю и пою.Я – веселый человечек,Очень я играть любл...

Картотека пальчиковой гимнастики по темам недели

Картотека пальчиковой гимнастики по темам недели...

Картотека пальчиковых гимнастик по темам недели

Картотека пальчиковых гимнастик по темам недели...