Конспект театрализованной деятельности старший дошкольный возраст «Мы учимся быть актерами»
методическая разработка (старшая группа) на тему

Копылова Татьяна Викторовна

ЦелиРазвитие артистичности (Умение пользоваться доступными средствами выразительности: жесты, мимика, движения)
Задачи:  Развивать воображение, умение самостоятельно проигрывать сначала в уме, а затем в действии цепочку заданных движений;

Формировать умение с помощью жестов, мимики, движений создавать целостный художественный образ;

Развивать артикуляционный аппарат, мимические  способности;                                       

познакомить с новым словом,  пополнить словарный запас детей (пантомима).

Воспитывать любовь к театру и культуру общения.

Предшествующая работа:

• Работа над сказкой «Колобок»: пересказ, анализ характера колобка, рисование иллюстраций к сказке.

• Проведение комплексов артикуляционной гимнастики.

• Проведение игр-перевоплощений «Угадай, кто я?», «Делай как Я», «Море волнуется раз…»

Оборудование и инвентарь:

• Маски-шапочки героев; (солнце, ветер, тучка, деревья, зайчик, ёжик, снежинки), пиктограммы разных  змоций.

Музыка .

Ожидаемый результат: 

Знать: что такое пантомима.

Иметь: представление об артистических навыках.

Уметь: инсценировать сказки с помощью жестов, мимики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект занятия40.25 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  театрализованной деятельности старший дошкольный возраст «Мы учимся быть актерами»

Цели:  Развитие артистичности (Умение пользоваться доступными средствами выразительности: жесты, мимика, движения)
Задачи:  Развивать воображение, умение самостоятельно проигрывать сначала в уме, а затем в действии цепочку заданных движений;

Формировать умение с помощью жестов, мимики, движений создавать целостный художественный образ;

Развивать артикуляционный аппарат, мимические  способности;                                       познакомить с новым словом,  пополнить словарный запас детей (пантомима).

Воспитывать любовь к театру и культуру общения.

Предшествующая работа:

• Работа над сказкой «Колобок»: пересказ, анализ характера колобка, рисование иллюстраций к сказке.

• Проведение комплексов артикуляционной гимнастики.

• Проведение игр-перевоплощений «Угадай, кто я?», «Делай как Я», «Море волнуется раз…»

Оборудование и инвентарь:

• Маски-шапочки героев; (солнце, ветер, тучка, деревья, зайчик, ёжик, снежинки), пиктограммы разных  змоций.

Музыка .

Ожидаемый результат:  

Знать: что такое пантомима.

Иметь: представление об артистических навыках.

Уметь: инсценировать сказки с помощью жестов, мимики.

Ход занятия :   Круг радости

                                                                                                        руки прикасаются к уголкам губ

Пусть наша добрая улыбка

Согреет всех своим теплом,

Напомнит нам, как важно в жизни

Делиться счастьем и добром!   

руки прикладываются к сердцу

руки вперед, пальцы, как солнечные лучи

руки в стороны

Воспитатель:  - Ребята, сегодня к нам в гости пришёл  сказочный герой – самый замечательный и веселый театральный персонаж. Посмотрите,  кто он?      

Конечно, это наш любимый Петрушка.        Но он сегодня очень грустный, он хотел поработать в театре, но его не взяли и отправили к вам в детский сад, чтоб он у вас поучился.

Ребята. Как вы думаете. Почему Петрушку не взяли в театр? - Дети, а как вы думаете, как стать артистом?

- Чтобы стать артистом, необходимо много трудиться.

- Расскажите, ребята, что мы делаем для этого?

(…………….. Мы учимся играть в театр, разыгрываем разные сказки, показываем кукольные спектакли.  отрабатываем мимику, жесты, , учим чистоговорки и т.д.)

- Вот, так Петрушка, так что ты оставайся с нами,  садись с ребятами,  и учись у ребят.

Воспитатель: Ребята, кто из вас был в театре? (Ответы детей) А что такое театр? А для чего театр нужен людям? (Ответы детей) (подводит итого услышанному: «Во все времена люди приходили в театр отдохнуть. Туда приходят с семьей, с друзьями. Театр помогает людям быть добрее и лучше. В театре живет волшебная сказка.) И сегодня мы вместе с Петрушкой  попробуем научиться стать чуть-чуть актерами.

Воспитатель: Для начала мы потренируем наше лицо, чтобы оно могло изобразить все наши чувства. Я превращу вас в гномиков.

Волшебной палочкой вращаю,

Всех вас в гномов превращаю.

Гномы, в зеркало вглядитесь,

Все как один развеселитесь! (Дети изображают радость, веселье)

           Ну-ка, хватить веселиться,

Нужно всем вам разозлиться! (Дети изображают злость)

          Ну, нельзя же вечно злиться,

Предлагаю удивиться! (Дети изображают удивление)

          А такое развлечение:

Покажите огорчение. (Дети изображают огорчение)

Воспитатель: Молодцы, хорошо потренировались. А почему бы нам не посмотреть сейчас какую-нибудь необычную сказку? Необычная она будет, потому что вы не произнесете ни одного слова. Говорить буду только я, вы будете показывать то, что я говорю. Петрушка. Ты хочешь посмотреть такую сказку? Смотри внимательно.

 Готовы ли вы все вместе сочинить сказку? (Готовы.) Начнем!

 Сказка-пантомима «Зайчик и ежик». (под фрагмент музыка  А. Данилко «Осень).

Воспитатель: Ярко светит солнцеВоспитатель приглашает исполнителя роли Солнца. Солнце начинает изо всех сил «ярко светить» – разводит руки в стороны, надувает щеки, широко раскрывает глаза, кружится на месте.

Воспитатель: Неожиданно подул ветер. Два-три ребенка исполняют роль Ветра – выбегают и усиленно дуют на Солнце.

На солнце набежала маленькая тучка. Выбегает девочка и заслоняет Солнце.

Ветер подул сильнее, и с деревьев стали облетать листочки. (Дети изображают деревья.) К дереву подбежал зайчик. (Появляется Зайчик.) Он встал на задние лапки и весело замахал ушами. К зайчику подошел ежик. На его колючках сидело симпатичное яблоко. (Выходит Ежик, у него в руках бутафорское яблоко.) Ежик угостил зайчика. В это время на землю выпал первый снег. (Девочки-Снежинки исполняют танец.) Веселые снежинки кружились в воздухе и садились на землю. Вскоре снег засыпал зайца и ежика. (Девочки-Снежинки смыкают круг вокруг Зайца и Ежика.) Но вот снова выглянуло солнце. (Девочка-Тучка убегает от Солнца). Оно засветило ярко-ярко. (Солнце «направляет лучи» на Снежинок.) И снежинки растаяли. А друзья, освободившись от снега, отряхнулись, обрадовались солнцу, запрыгали и побежали каждый своей дорогойЗаяц и Еж уходят под музыку, машут ребятам на прощание лапками.

Воспитатель: Ребята, мы разыграли сказку. Герои сказки не сказали ни слова, все исполняли молча. Такая игра на сцене называется пантомима – это игра без слов, в которой используются только жесты, мимика – движения лица и пластика тела.

Не для кого не секрет, что артисты должны уметь хорошо, четко, красиво говорить. Для этого мы потренируем наши язычки. Скажем волшебные слова: «Чоки-чоки-чоки-чок! Поработай язычок!»

Артикуляционная гимнастика.

1. «Качели». Рот слегка приоткрыт. Кончиком языка касаемся то верхней, то нижней губы.

2. «Часики». Рот приоткрыт. Кончиком языка поочередно касаемся левого и правого уголка губ.

Воспитатель: А еще артисты должны правильно дышать и уметь говорить и громко и тихо. Давайте потренируемся вместе.

Игра «Гудок»

Дети стоят в ряд лицом к воспитателю и поднимают руки через стороны вверх, прикасаются ладонями, но не производят хлопка. Затем медленно опускают через стороны вниз. Одновременно с опусканием рук дети произносят звук «У» сначала громко, а затем постепенно все тише. Опустив руки, замолкают. Вначале воспитатель сам показывает действия, затем вызывает двоих детей, которые вместе с ним выполняют действия и произносят звук, остальные дети делают только движения руками. Потом играют все дети.

Упражнение «Точим ножи».      Штри – штри – штри…

А сейчас, ребята. Разминка «В сказку нас ведёт дорога»

Ребята, Петрушка вам тоже приготовил задание, которое находится вот в этой коробке:

(Воспитатель с детьми открывают коробку, в которой лежат загадка и три конверта со смайликами). Интересно, в какую сказку мы попали? Загадка  : По сусекам он скребён, На сметане он мешён, На окошке он стужён, Круглый бок, румяный бок  Покатился… (колобок). Педагог: Вы помните песенку колобка? Давайте попробуем пропеть эту песенку по определённым правилам. Надо разделиться вам на три команды. Каждой команде я дам колобка (пиктограмма). Вам надо узнать настроение колобка и спеть его песенку этим настроением. А другие команды должны отгадать ваше настроение.

Воспитатель: Ну что, Петрушка, понравилось тебе  выступление? Зрители могут похлопать нашим артистам! А теперь давайте вспомним, чем сегодня мы с вами занимались? (Помогали Петрушке стать актёром)           Я превращала вас в гномиков, для чего? ( Мы тренировали лицо, чтобы показывать разные эмоции, чувства)

. Мы делали гимнастику для язычка и голоса, (чтобы научиться четко говорить и уметь управлять своим голосом)

. Мы показали сказку-пантомиму. Как мы ее показывали? (Без слов, только руками, лицом, танцами. )

И еще мы разыграли сценку из сказки «Колобок», где изображали разными голосами настроение колобка)

- Ребята, у нас получилось развеселить Петрушку,. Молодцы, вы сегодня  вместе с Петрушкой уже стали немного актерами!

Я предлагаю взять Петрушку к себе в группу, чтобы он ещё с нами поиграл в театр.

Сегодня вы все постарались на славу, Сказать исполнителям хочется «Браво»! Дальнейших успехов вам всем пожелать, И так же всегда хорошо выступать
(Сюрприз – раскраски «театральные очки).

Занятие по кружкоВой работе «Театральная деятельность» в старшей группе

Образовательная область: Вариативная часть

Раздел: «Театр»

Тема: Шуточные инсценировки и пантомимы.

Цель: закрепить умение детей инсценировать пантомимы.

Задачи: 1. побуждать детей с помощью жестов, мимики, движений, стремиться к созданию целостного художественного образа;

2. развивать память, внимание, артикуляционный аппарат, мимические способности;

3. воспитывать любовь к театру и культуру общения.

Материал: петрушка, волшебная палочка, маски зайчика, ежика, солнца, тучки, костюмы дерева, снежинок, яблоко., смайлики.

Этапы деятельности

Действия воспитателя

Деятельность детей

Мотивационно-

побудительный

 Круг радости

Пусть наша добрая улыбка

Согреет всех своим теплом,

Напомнит нам, как важно в жизни

Делиться счастьем и добром!

 руки прикасаются к уголкам губ

руки прикладываются к сердцу

руки вперед, пальцы, как солнечные лучи

руки в стороны

Организационно – поисковый

- Ребята, сегодня к нам в гости придет сказочный герой – самый замечательный и веселый. Догадались кто он?

Конечно, это наш любимый Петрушка.

Но он сегодня очень грустный, он хотел поработать в театре, но его не взяли и отправили к вам в детский сад, чтоб он у вас поучился.

- Дети, а как вы думаете, почему его отправили к вам?

- Чтобы получился интересный спектакль, необходимо много трудиться.

- Расскажите, ребята, что мы делаем для этого?

- Вот, так Петрушка, так что ты оставайся с нами и учись у ребят.

- Театр помогает людям быть добрее и лучше. В театре живет волшебная сказка. И сегодня мы попробуем стать чуть-чуть актерами.

Для начала мы потренируем наше лицо, чтобы оно могло изобразить все наши чувства.

- Я превращу вас в гномиков.

Волшебной палочкой вращаю,

Всех вас в гномов превращаю.

Гномы, в зеркало вглядитесь,

Все как один развеселитесь!

Ну-ка, хватить веселиться,

Нужно всем вам разозлиться!

Ну, нельзя же вечно злиться,

Предлагаю удивиться!

А такое развлечение:

Покажите огорчение.

Молодцы, ребята!

Артикуляционная гимнастика.

«Улыбка» губы сомкнуты, под счет растягивать губы.

«Качели». Рот слегка приоткрыт. Кончиком языка касаемся то верхней, то нижней губы.

- А почему бы нам не посмотреть сейчас какую-нибудь необычную сказку? Необычная она будет, потому что вы не произнесете ни одного слова. Говорить буду только я, вы будете показывать то, что я говорю. Готовы ли вы все вместе сочинить сказку?

Сказка – пантомима

«Зайчик и ежик»

Ярко светит солнце. Солнце начинает изо всех сил «ярко светить».

Неожиданно подул ветер.

На солнце набежала маленькая тучка. 

Ветер подул сильнее, и с деревьев стали облетать листочки. К дереву подбежал зайчик. Он встал на задние лапки и весело замахал ушами. К зайчику подошел ежик. На его колючках сидело симпатичное яблоко. Ежик угостил зайчика. В это время на землю выпал первый снег. Веселые снежинки кружились в воздухе и садились на землю. Вскоре снег засыпал зайца и ежика. Но вот снова выглянуло солнце. Оно засветило ярко-ярко. И снежинки растаяли. А друзья, освободившись от снега, отряхнулись, обрадовались солнцу, запрыгали и побежали каждый своей дорогой.

- Ребята, мы разыграли сказку. Герои сказки не сказали ни слова, все исполняли молча. Такая игра на сцене называется пантомима – это игра без слов, в которой используются только жесты, мимика – движения лица и пластика тела.

- Дети, как вы думаете, понравилось наше выступление Петрушке?

- Дети, Петрушка вам тоже приготовил небольшое задание:

(изобразите жестами профессии людей (шофер, маляр, швея, скрипач и другие).

- Ребята, пора прощаться с Петрушкой, у нас получилось развеселить Петрушку, он уходит с хорошим настроением.

- Молодцы, вы сегодня уже стали немного актерами!


Петрушка.


Мы учимся играть в театр, разыгрываем разные сказки, показываем кукольные спектакли.

отрабатываем мимику, жесты, учимся делать пантомиму, учим чистоговорки и т.д.



Дети изображают радость, веселье.

Дети изображают злость.

Дети изображают удивление

Дети изображают огорчение









Готовы.


Девочка исполняют роль солнца

разводит руки в стороны, надувает щеки, широко раскрывает глаза, кружится на месте.

Два-ребёнка исполняют роль Ветра – выбегают и усиленно дуют на Солнце.

Выбегает девочка и заслоняет Солнце.

Дети изображают деревья.

Появляется Зайчик.

Выходит Ежик, у него в руках бутафорское яблоко.

Девочки-Снежинки исполняют танец.

Девочки-Снежинки смыкают круг вокруг Зайца и Ежика.

Девочка-Тучка убегает от Солнца.

Солнце «направляет лучи» на Снежинок.

Заяц и Еж уходят и машут ребятам на прощание лапками.

Открываем коробку.

Да

Прощаются с Петрушкой.

Рефлексия

- Кто приходил сегодня к нам на занятие?

- Какую сказку мы инсценировали?

- Сложно ли без слов исполнять роли?

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Лаптева Г. В. Игры для развития эмоций и творческих способностей. Театральные занятия для детей 5-9 лет. – СПб. : Речь; М. : Сфера, 2011.

2. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. - М. : ТЦ «Сфера», 2001.

3. Развитие эмоционально-двигательной сферы детей 4-7 лет: рекомендации, развивающие игры, этюды, упражнения, занятия/ авт. -сост. Е. В. Михеева. – Волгоград: Учитель, 2013.

4. Щеткин А. В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 5-6 лет. - М. : Мозаика-Синтез, 2008.

Самоанализ.

Занятие осуществлялось в соответствии с конспектом. Конспект составлен в соответствии с задачами основной общеобразовательной программы, соответствующими данному возрасту детей. Для реализации каждой задачи были подобраны методы и приемы помогающие решить в интересной и занимательной форме программные задачи (словесные, практические, наглядные).

Основная часть занятия основывается на закреплении импровизации, мимики движений сказочных героев и на элементах психогимнастики. Т. к. психогимнастика является постоянной частью музыкального занятия, дети справились со всеми заданиями, которые я им предложила. Для занятия были подобраны наглядные пособия, которые стимулировали и активизировали детей к мыслительной деятельности, использовалась музыка, которая усиливала эмоциональное восприятие.

Выполнение СанПинов к проведению занятий

Длительность занятия соответствует гигиеническим нормам для детей данного возраста – 25 минут (с учетом разного возраста детей).

Занятие динамичное, оно включает приемы, которые предусматривают быструю смену деятельности:

• беседа;

• слушание музыки,

• перемещение по музыкальному залу – из детского сада в театр,

• работа с динамической моделью – сидя на стульчиках,

• игра,

• танец,

• релаксация на ковре,

• вручение подарков.

Быстрая сменяемость приемов и смена поз в течение занятия позволили избежать утомляемости детей.

Все моменты занятия логичны и последовательны, подчинены одной теме. В занятие были интегрированы моменты из образовательных областей «речевое»(развитие умение общаться с взрослыми и со сверстниками) и «Социалино-коммуникативное» (умение по примеру взрослого или самостоятельно выражать доброжелательность, сопереживать настроению других людей).

В каждом моменте занятия использовались в работе с детьми вопросы поискового характера, создавались проблемные ситуации, вопросы на сообразительность и логическое мышление – все это способствовало эффективности занятия, повышению познавательной и мыслительной деятельности.

Специфика работы с детьми разновозрастной группы и разного уровня подготовленности детей (в силу неодинакового времени пребывания в детском саду)отражалась в личностно-ориентированном подходе. Старшим детям и тем, которые более длительное время посещают группу, задавала более сложные вопросы. Робких детей подбадривала, хвалила, чтобы закрепить у них ситуацию успеха.

Во время занятия старалась общаться с детьми на одном уровне, «глаза в глаза», а не доминировать над детьми. Отношения между мной и детьми выстраивались по принципу субъект – субъектных. Я старалась быть в позиции «рядом».

Для итога занятия я провела беседу, где мы обменялись с детьми мнениями , и чтобы закрепить интерес детей к театру подарила раскраски..

Я считаю, что поставленные программные задачи в ходе занятия были решены


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вечер досуга для детей среднего и старшего дошкольного возраста "Если хочешь быть здоров"

Правила здоровьсбережения для детей на доступном языке - через кукольный спектакль....

Организованная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста: «Если хочешь быть здоров»

Привить детям знания о профилактике и способах лечения простуды, о пользе витаминов и их значения для жизни и здоровья человека...

Методическая разработка непрерывной - образовательной деятельности по речевому развитию на игровой основе для детей старшего дошкольного возраста «Если хочешь быть здоров!»

В данной образовательной ситуации используется интерактивная компьютерная разработка, которая позволяет расширить представления детей о разных видах спорта, о здоровом образе жизни. В ходе занятия у д...

Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста «Если хочешь быть здоров».

В ходе развлечения  у дошкольников формируются начальные представления о здоровом образе жизни, бережное отношениек своему здоровью....

Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности по формированию основ безопасного поведения на дорогах среди детей старшего дошкольного возраста «Шапокляк учит правила дорожного движения».

Цель:Формирование знаний, умений и практических навыков безопасного поведения на дороге и улице, закрепление теоретических  знаний детей о правилах дорожного движения....

Проект по формированию основ ценностного отношения к здоровью и физической культуре детей старшего дошкольного возраста «Если хочешь быть здоров» (совместная деятельность педагогов и родителей)

    Формирование здорового подрастающего поколения – одна из главных стратегических задач развития страны. Сегодня стратегическое направление государственной политики в области ...