Конспект занятия по развитию речи Тема: «Ознакомление с матрешкой»
проект (средняя группа) по теме

Познакомить детей с русской народной игрушкой Матрешкой; учить детей видеть красоту народной игрушки, ее яркость, выразительность; продолжать знакомить детей с фольклорными произведениями, обогащать словарный запас детей, развивать познавательную активность, прививать любовь к родному языку, привлекать детей к посильному участию в действиях персонажей (матрешек); продолжать развивать эмоциональный отклик, приобщать детей к истокам русской народной культуры; закрепить у детей умение группировать однородные и соотносить разнородные предметы по цвету, величине; развивать чувства ритма, усвоение различных танцевальных движений, формировать речевое дыхание, закрепление у ребенка понятий об основных цветах.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект "Матрешка"24.23 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

Занятия по развитию речи

Тема: «Ознакомление с матрешкой»

                                  Составила

                                  Чичкина Е.В.

2018 год.

Программное содержание.

Познакомить детей с русской народной игрушкой Матрешкой; учить детей видеть красоту народной игрушки, ее яркость, выразительность; продолжать знакомить детей с фольклорными произведениями, обогащать словарный запас детей, развивать познавательную активность, прививать любовь к родному языку, привлекать детей к посильному участию в действиях персонажей (матрешек); продолжать развивать эмоциональный отклик, приобщать детей к истокам русской народной культуры; закрепить у детей умение группировать однородные и соотносить разнородные предметы по цвету, величине; развивать чувства ритма, усвоение различных танцевальных движений, формировать речевое дыхание, закрепление у ребенка понятий об основных цветах.

Предв.работа: знакомство с книгой В.Берестова «Матрешкины потешки»,  рассматривание иллюстраций, заучивание потешек, проведение народных игр, хороводов, игры с народной игрушкой; оформление фольклорного уголка.

Материал: кукла с «живой» рукой-матрешка; сарафаны, косынки, кепки, рубашки (по кол-ву детей), деревянные матрешки, конверты с открыткой, медальоны матрешек,  подносы, рушник, каравай, платочек, две большие матрешки, фланелеграф, два подноса с цветами и листочками для фланелеграфа, фломастеры.

Ход: Дети вбегают в зал под музыкальное сопровождение, делают круг и садятся на стульчики.

Воспитатель:

Здравствуйте, мальчишки-шалунишки!

Здравствуйте, девчушки-вострушки!

Поудобнее садитесь,

Веселитесь не ленитесь!

Ждут вас шутки, озорство

И улыбок штук по сто!

Потанцуем мы немножко

Вместе с тетушкой Матрешкой!

Пожалеете едва ли

Что на праздник вы попали!

Поведем на этот раз

О Матрешке наш рассказ!

Посмотрите, ребятки, нам письмо принесли. Какой конверт красивый! Давайте его откроем и посмотрим, кто же нам его прислал. А тут загадка, мы должны ее разгадать.

Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку.

Все они сидят в друг дружке,

А всего одна игрушка.

Воспитатель: Кто же это? (Матрешки)

Правильно матрешки. А тут еще написано что-то.

Очень я люблю матрешка

Разноцветные одежки,

Сама тку и пряду

В гости вас к себе зову.

Ребята, сегодня у Матрешки день рождения. Вот уже Сто лет Матрешка входит в наши дома, даря удивление и радость малышам и взрослым.

Матрешке 100 лет, но разве похожа она на дряхлую старушку! Она все такая же молодая, краснощекая, веселая!

Встречайте гости милые именинницу распрекрасную!

Под музыку в зал входит Матрешка!

Воспитатель: Посмотрите, ребятки, какая красавица к нам пришла. Давайте все пойдем к Матрешке и рассмотрим ее, полюбуемся на ее наряд. Дети рассматривают Матрешку, ее наряд.

Матрешка: Всех приветствую на празднике своем

                       Спасибо вам за любовь и внимание.

 

Воспитатель: Дорогая наша именинница, спасибо тебе за приглашение. Мы поздравляем тебя с твоим днем рождения! Будь всегда такой же красивой, веселой, румяной. А наши ребятки тоже хотят поздравить тебя с твоим праздником. Они приготовили тебе стихи.

Дети:

Кто матрешку создал, я не знаю

Но известно мне сто лет

Вместе с Ванькой-встанькой, как живая,

Покоряет кукла белый свет.

Где он краски брал искусный мастер,

В нивах шумных, в сказочном лесу?

Создал образ неуемности и страсти,

Истинную русскую красу!

На щеках навел ее румянец

Неба синь блеснул в ее глаза

И пустив в неповторимый танец,

Он должно быть весело сказал:

- Ну иди, гуляй теперь по свету,

Весели себя, чесной народ,

И Матрешка через всю планету

До сих пор уверенно идет.

Выступает гордо, величаво

С удалой улыбкой на лице

И летит за ней по миру слава

О безвестном мастере-творце

Матрешка: Спасибо вам, ребятки, за такие хорошие стихи. А сейчас я хочу рассказать вам откуда же пришла к нам Матрешка.

Давным давно, когда вас еще не было на свете, мастер по дереву Василий Звездочкин выточил из дерева фигурку, похожие на куколок, которые вкладывались одна в другую, а художник Сергей Мамотин расписал их под «девочек» и «мальчиков». Раньше на Руси многих девочек называли именем Матрена. Отсюда и пошло название «Матрешка». Фигурка матрешки выточена из деревянного бруска. Она разнимается на две части, а в ней оказывается еще одна фигурка, и так до 10-12 раз. Для изготовления Матрешек используется сухая береза или липа. Причем вначале делается самая маленькая, неразъемная куколка. Потом фигурки обрабатываются шкуркой и расписываются. Русская Матрешка всегда одета в расписной крестьянский сарафан, платок, полушалок и передник. Наиболее известны Матрешки, сделанные в городах Семенове и Загорске. Загорск – это родина Матрешек. Там расписывают более строго: сарафан, вышитая блуза, передник, платочек, украшенные цветами. А у семеновской матрешки перед украшен букетами цветов.

(Показать, чем отличаются матрешки, сравнить детали народного костюма и роспись одежды). Потом матрешки стали появляться и в других городах России. Художники изображали девушек в сарафанах, платках, с корзинами, узелками, букетами цветов. Появились матрешки, изображающие пастушков, жениха с усами, невесту в подвенечном платье. И для нас Матрешка является неотъемлемой частью нашей жизни. Мало кто из людей, посещающих нашу страну, уезжают домой без сувенира – русской Матрешки.

Воспитатель: Спасибо, тебе Матрешка, за такой интересный рассказ. Ребятки, вам понравился рассказ? Поблагодарите Матрешку.

Матрешка, а не засиделись наши ребятки. Может, поиграем с ними. Ты не знаешь какой-нибудь интересной игры.

Матрешка предлагает поиграть в д/игру «Кто быстрей соберет Матрешку».

Дети берут нижние части матрешек и на другом столе находят их верхние половинки. Кто быстрее и правильно соберет матрешку, тот и выиграл. Справившись с заданием, дети садятся на свои места.

Воспитатель: А знаешь, Матрешка, наши детки не только могут читать стихи, они еще могут петь частушки.

Ой, да мы матрешки, матрешки,

Хоть и неуклюжи мы немножко,

Но на празднике на нашем

Обязательно попляшем.

Ой, да все мы круглолицы.

Очень знаменитые сестрицы.

Мы умеем раскрываться

Друг из друга выниматься.

Только мы не можем расставаться,

Очень мы боимся растеряться,

И всегда нас аккуратно

Надо всех вложить обратно.

Ой, да мы матрешки, матрешки.

Нам, друзья, похлопайте в ладошки,

Чтобы лучше нам плясалось,

Чтобы скуки не осталось!

Воспитатель: понравились тебе частушки, Матрешка? А давай еще поиграем с ребятками.

Детская игра «Составь узор»:

На фланелеграфе две большие матрешки, на подносах цветы и листочки. Дети украшают перед Матрешки, составляя узор.

Подвижная игра «Платочек»:

Дети идут по кругу, взявшись за руки, водящий с платочком за кругом.

Вот …….. идет

И платочек несет.

Кому дать, кому дать

И платочек передать.

Дети останавливаются, водящий разбивает пару. Они становятся спиной друг к другу.

Раз, два, три.

Беги!

Дети бегут в разные стороны по кругу. Кто быстрей возьмет платочек – тот становится водящими.

Воспитатель: Матрешка, а наши мальчики еще знают одно стихотворение про матрешек и хотят тебе его почитать:

Восемь кукол деревянных

Круглолицых и румяных.

В разноцветных сарафанах

На столе у нас живут,

Всех матрешками зовут.

Кукла первая – толста,

А внутри она – пуста!

Разнимается она

На две половинки,

Там живет еще одна

Кукла в серединке.

Эту куклу открой,

Будет третья во второй.

Половинку отвинти

Плотную, притертую

И сумеешь ты найти

Куколку четвертую.

Вынь ее, да посмотри,

Кто в ней прячется внутри.

Прячется в ней пятая

Куколка пузатая.

А внутри пустая –

В ней живет шестая.

А в шестой – седьмая,

А в седьмой – восьмая.

Эта кукла меньше всех,

Чуть побольше, чем орех.

Воспитатель:

Вот, поставленные в ряд,

Сестры куколки стоят.

- Сколько вас?

У них мы спросим.

И ответят куклы:

Дети: Восемь.

Садятся на стульчики.

Матрешка: Какие же вы молодцы. И все-то вы умеете: и стихи читать, и частушки петь, и играть. А плясать вы умеете?

Воспитатель: А ну-ка, матрешки, выходите, повеселите тетушку Матрешку. Потанцуйте с ней.

«Песня матрешек»

Мы – веселые матрешки

Ладушки, ладушки.

На ногах у нас сапожки

Ладушки, ладушки.

Завязали мы платочки

Ладушки, ладушки.

Раскраснелись наши щечки

Ладушки, ладушки.

В сарафанах наших пестрых

Ладушки, ладушки.

Мы похожи, словно сестры,

Ладушки, ладушки.

Матрешка: Ребята, а у меня для вас кое-что есть. (Берет корзинку и достает медальоны матрешек). Посмотрите, что это? (Матрешки). Правильно, матрешки. Только они очень грустные. Как вы думаете, почему? (У них не раскрашены цветы на сарафанах). Давайте поможем матрешкам: сделаем их сарафаны яркими, красивыми, нарядными.

Дети встают и проходят за столы. Матрешка раздает медальоны. Дети раскрашивают. Когда все закончат, матрешка предлагает надеть эти медальоны.

Матрешка: Пусть эти медальоны останутся у вас и всегда напоминают вам обо мне.

Воспитатель: Ребятки, выходите, пожалуйста, все на середину зала и давайте споем с вами песню:

Игрушек больше миллиона в мире есть,

И всех игрушек нам сейчас не перечесть.

Но изо всех, быть может, только лишь одна

Для дружбы всех людей на свете рождена.

Матрешка: Припев:

Кукла матрешка

Нарядна, красива.

Кукла матрешка -

Улыбка России.

Матрешка – игрушка

Ты всем нам нужна,

Матрешка – подружка

На все времена. – (2 раза).

Воспитатель:

Сто лет матрешке, но не старится она.

Как красна девица умна, скромна, стройна.

От всеких бед ее сто лет хранит секрет –

Дуэт живет в матрешке, три и квартет.

Мы матрешку со столетьем поздравляем,

И ив центр круга приглашаем.

Друзья! В круг скорее становитесь!

Дружно за руки возьмитесь, начинаем хоровод.

Воспитатель: берет поднос с пирогом и тоже встает в центр круга.

Дети водят хоровод:

Как на Матрешкины именины

Испекли мы каравай….

Воспитатель: кланяется Матрешке и передает ей поднос с пирогом. Встает к детям:

Вот такой ширины,

Вот такой ужины,

Вот такой вышины,

Вот такой нижины.

Каравай, каравай,

Кого хочешь, выбирай.

Матрешка: Я люблю, конечно,  вас всех. Спасибо вас за праздник, который вы мне устроили, за угощение.

Дорогие друзья, я приглашаю всех отведать праздничного пирога.

Воспитатель: Давайте сейчас все вместе, вместе с Матрешкой, пойдем к себе в группу и попьем чаю с праздничным пирогом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром на тему "Зимующие птицы"

Это занятие может заинтересовать логопедов, дефектологов, воспитателей, как логопедических, так и массовых групп.Дорогие коллеги!  Буду рада, если этот материал вам пригодится и благодарна за ваш...

Конспект занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром на тему"Перелётные птицы"

Дорогие коллеги! Предлагаю Вашему вниманию конспект по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе, который может пригодиться логопедам, дефектологам, воспитателям логопе...

Конспект занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим (старшая группа) на тему:"Путешествие на автобусе"

Йомгаклау шөгыле “Автобуста сәяхәт”Зурлар төркеме  Юнәлеш: танып-белү-сөйләм үсеше.Төп белем бирү өлкәсе: танып-белү.Кулланылган  әдәбият:  “Туган телдә сөйләшәбез” З.М.Зарипова, “Балач...

Конспект занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром в младшей группе на тему «Синичка»

Познакомить детей с синицей и её отличием от других птиц. Развивать диалогическую речь детей. Воспитывать бережное отношение к птицам, желание заботиться о них....

Конспект занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе тема "Одежда"

Конспект занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе тема "Одежда" Цель: Расширение и уточнение знаний детей об одежде.Образовательные зада...