Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста.
статья на тему

Кузнецова Елена Игоревна

Статья содержит некоторые теоретические аспекы и практические рекомендации по  развитию познавательно-исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx16.02 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей.

"Не обижайте детей готовыми формулами, формулы – пустота; обогатите их образами и картинами, на которых видны связующие нити. Не отягощайте детей мертвым грузом фактов; обучите их приемам и способам, которые помогут их постигать. Не учите их, что польза главное. Главное – воспитание в человеке человеческого". Антуан де Сент-Экзюпери.

Познавательное развитие детей - одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста. Постепенно познавательная направленность перерастает в познавательную активность – состояние внутренней готовности к познавательно-исследовательской деятельности, проявляющееся у детей в поисковых действиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно важно, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.

В младшем дошкольном возрасте исследовательская деятельность направлена на предметы живой и неживой природы через использование опытов и экспериментов.

Детское экспериментирование — это не изолированный от других вид деятельности. Оно тесно связано со всеми видами деятельности, и в первую очередь с такими, как наблюдение и труд. Наблюдение является непременной составной частью любого эксперимента, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и ее результатов. Тесно связанно экспериментирование с трудом, ведь оно не бывает без выполнения трудовых действий.

Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента — при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчете об увиденном. Необходимо отметить двусторонний характер этих связей. Умение четко выразить свою мысль (т.е. достаточно развитая речь) облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи.

Таким образом, в организации и проведении опытов мы выделяем несколько этапов:

1.        Вступительный этап. Формулирование задачи перед детьми, либо создание определенной игровой ситуации.

2.        Основная часть. Поиск средств для решения задачи и достижения цели. Во время занятия ребенок получает новый для себя опыт и знания, учится применять их в различных ситуациях.

3.        Заключительный этап. Дети изучают полученные результаты, делают выводы.

Дети четвёртого года жизни начинают устанавливать первые связи и зависимости (соотношение внешних и внутренних характеристик предмета), осознавать роль и значение предметов в жизни человека.

Для того чтобы у ребёнка появилось желание самостоятельно использовать элементы исследовательской деятельности – проводить опыты и эксперименты, нужно создавать в группах детских садов определённую развивающую среду.

Для активизации детской исследовательской деятельности  необходимо оборудование: 
– разнообразные емкости (кружки, колбы, графины, тарелочки, пробирки, стаканчики, песочные формочки и т.д.); 
– шприцы, трубочки (резиновые, пластмассовые), воронки, сито; – увеличительные стекла, лупы (микроскоп);
 – измерительные приборы (градусники, весы, часы, линейки, термометр и пр.); 
 – компас, бинокль; – пилочки, наждачная бумага, пипетки;
 – губка, пенопласт, поролон, вата и т.д. Подборка материала осуществляется по мере изучения темы и по мере ознакомления детей с теми или иными материалами, логически мыслить, делать правильные выводы о взаимосвязях живой и неживой природы.

Таким образом, благодаря опытам дети сравнивают, сопоставляют, делают выводы, высказывают свои суждения и умозаключения. Испытывая большую радость, удивление и даже восторг от своих маленьких и больших открытий дети чувствуют удовлетворение от проделанной работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Развитие познавательно – исследовательских способностей у детей старшего дошкольного возраста»

Данная методическая разработка ориентирована на педагогов, работающих с детьми старшего дошкольного возраста....

: ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

В условиях реформирования системы образования большое внимание уделяется использованию инновационных педагогических технологий, открывающих новые возможности для воспитания и обучения, способствующих ...

ИННОВАЦИОННЫЙ ОПЫТ по теме: «Развитие опытно-экспериментальной деятельности детей младшего дошкольного возраста»

"Люди, научившиеся наблюдениям и опыту   Приобретают способность сами ставить вопросы   И получать на них фактические ответы, оказываясь   На более высоком умственном  и нравственном уровне   в с...

Детско-взрослый познавательно-исследовательский проект для детей младшего дошкольного возраста «Зачем кошке хвост?»

Детско-взрослый познавательно-исследовательский проект для детей младшего дошкольного возраста....

Познавательно-исследовательский проект для детей младшего дошкольного возраста «Мир воды»

Формирование у детей знаний о различных явлениях окружающей природы должно сочетаться с пониманием ценности природы для общества и человека, с овладением нормами поведения в природной среде. Это дости...