Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через активное исследование и игровые формы.
статья на тему

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через активное исследование и игровые формы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Экология25.47 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через активное исследование и игровые формы.

Аннотация

В следствии видоизменения стратегии формирования российской системы образования в назначении от «знаниевой» к компетентностной и личностно-ориентированной концепции образования и воспитания значительным становится создание условий для развития у детей дошкольного возраста основ экологической культуры. Одним из основных направлений деятельности воспитателя считается воспитание у дошкольников вежливого отношения к природе:

- в следствии компетентного педагогического влияния у дошкольников воспитывается позитивное отношение к живой и неживой природе, формируются навыки разумного и целесообразного природоиспользования;

- появляется желание в обеспечении многостороннего знакомства дошкольников с жизнедеятельностью и разнообразными процессами, которые происходят в живой и неживой природе на уровне доступных детям конфигураций взаимоотношений с ней, и при этом используются активные исследования и игровые формы.

Ключевые слова: экология; экологическое воспитание детей дошкольного возраста; активное исследование; игровые формы

Природа включает в себя всё имеющееся на Земле, с одним исключением, то, что не сотворила рука человека.

Экология – это наука, которая изучает взаимодействия живой и неживой природы [13, с.6].

Экологическое воспитание в детском саду наукой не является – это форма работы всего педагогического коллектива, по налаживанию связей между  детьми и природой. Инновационный процесс по экологическому воспитанию, рассматривается как введение в образовательный процесс активного исследования и игровых форм, которые обеспечат насыщенную экспансивную окраску и качественный рост познаний дошкольников в проблемных вопросах экологического воспитания, что позволит детям выдумывать, сочинять, изобретать и анализировать [8, с.50].

Для экологического развития детей дошкольного возраста актуальной можно считать цель: экологическое воспитание детей дошкольного возраста нужно строить с введением в педагогический процесс разнообразных игровых форм и активного исследования [19, с.41].

К игровым формам и активному исследованию для экологического воспитания дошкольников можно отнести следующие:

 - создание универсального экологического календаря;

 - чтение и постановка экологических сказок;

- проведение активного исследования в «Лаборатории природы»;

- использовать в работе с детьми музейную педагогику.

Универсальный экологический календарь

Цель: знакомимся с природой и животным миром родного края (Ленинградской области) через экологический календарь. При работе с экологическим календарем дошкольник формирует, так же и познавательную активность, мышление, память, воображение. То есть, совершается интеграция познавательного и социально-коммуникационного развития. Дошкольник, заполняя экологический календарь, фиксирует свои знания о природе и животном мире своей Земли. Вместе с тем, дошкольникам дана возможность научиться изображать театр теней, развивая мелкую моторику рук.

Экологические сказки

Цель: педагог использует экологические сказки для экологического воспитания детей. Чтение и постановка мини-спектаклей на основе сюжетов экологических сказок воспитывает у детей дошкольного возраста навыки познавательных, творческих действий, вызывая потребность и стремление к систематизации и анализу, в данном случае по экологическим проблемам. По прочитанным сказкам можно провести образовательную деятельность по художественному творчеству – создав коллективный рисунок, развитию речи - придумав иной конец истории, познавательного развития - проанализировать о том, что бы стало с героями.

Можно ввести новую традицию, например, «Театральная среда».

Проведение активного исследования в «Лаборатории природы»

В исследовательской деятельности используют следующие формы работы с детьми:

- эвристические беседы, постановка и решение вопросов проблемного характера;

- наблюдения;

- опыты;

- фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;

- моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);

- «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;

- подражание голосам и звукам природы;

- трудовые поручения, действия.

Исследования проводятся по разнообразным направлениям и темам, например: «Вода-основа жизни»; «Насекомые Ленинградской области»; «Солнышко наш помощник»; «Что нужно для жизни растений»; «Животные Ленинградской области»; «Подводный мир в аквариуме»; «Перелетные птицы»; «первоцветы»; «Почему птиц зимой нужно подкармливать»; «Наши зеленые друзья»; «Аптека на подоконнике» и т.д.

Музейная педагогика.

Цель: воспитание позитивного отношения к природе родного края посредством творческой деятельности - создание шедевров для мини-музеев.

Для создания мини-музея можно использовать любой природный и бросовый материал.

Художественно-эстетическое развитие рассматривается в целостности развития эстетического отношения к миру и развития художественных способностей детей по нескольким направлениям:

1. Приобщение дошкольников к красоте природы.

2. Развитием детского творчества.

При взаимодействии с природой дети дошкольного возраста собирают красочные, колоритные, эмоциональные впечатления. Понемногу у них развивается эстетическая восприимчивость, которая выражается в умении видеть и ценить красоту в природе. Данная способность может послужить основанием для желания оберегать и сохранять неповторимую красоту природы.

Наиболее существенное в работе с детьми – в процессе экологического воспитания у детей дошкольного возраста развивается познавательный интерес к миру природы, любопытство, созидательная активность, т. е. личностные характеристики дошкольника, которые представлены как целевые ориентиры в ФГОС ДО.

Используя экологическое воспитание детей дошкольного возраста через активное исследование и игровые формы можно получить:

- у детей формируются элементарные экологические представления и культура поведения в природе.

- дети осознают взаимодействие разнообразных живых организмов и неживых предметов в природе, более бережно начинают относиться к ней, животным, птицам, насекомым. Дети начинают экспериментировать, анализировать и делать выводы.

- педагоги приобретают новый опыт работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста, повышают свое профессиональное мастерство.

- пополняется развивающая среда в группе.

- организовывается единое воспитательно-образовательное пространство ДОО и семьи по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста.

Таким образом, проводимая работа в рамках экологического воспитания  детей дошкольного возраста через активное исследование и игровые формы разрешила прийти к следующим выводам: дети стали больше интересоваться окружающей природой, миром растений и животных; у детей выработались первоначальные представления о ценности природы, позитивное отношение к ней, у детей сформировались навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе, желание заботиться о ней.

Список использованной литературы

  1. Барковская, О.М. Содержание, цель и задачи программы начального экологического воспитания [Текст] /О.М. Барковская // Дошкольное воспитание. – 2014.-№4. – С. 32 - 33.
  2. Веретенникова, С. А. Ознакомление дошкольников с природой [Текст] /С.А. Веретенникова.- М.: Логос, 2010.-187с.
  3. Градобоева, Т. Создание экологической тропы и методики работы с ней [Текст] /Т. Градобоева   // Дошкольное воспитание.- № 1.- 2013.-С. 14-19.
  4. Дерябо, С. Д. Природа: объект или субъект отношений личности [Текст] /С.Д. Дерябо.-М.: АСТ, 2013.-278с.
  5. Дмитриев, Ю.Д. Твоя Красная книга [Текст] /Ю.Д. Дмитриев.-М.: ИНИОН, 2014.-196с.
  6. Жуковская, Р. Н. Родной край: пособие для воспитателей детского сада [Текст] /Р.Н. Жуковская, под ред.: С.А. Козловой.-М.: Логос, 2014. -341с.
  7. Кавтарадзе, Д. Н. Природа: от охраны к заботе? [Текст] / Д.Н. Кавтарадзе // Знание –сила.-2012.- №3.-С. 6-18.
  8. Кислица, Г. Школьная психологическая служба [Текст] /Г. Кислица //Академия.-2011.-№2.-С. 50-55;
  9. Миронов, А.В. Теоретические основы содержания экологического образования дошкольников [Текст] / А.В. Миронов // Дошкольное воспитание. – 2013.-№5. – С. 48-53.
  10. Мифтахова, Л.М. Игры и игровые задания на экологических занятиях // Дошкольное воспитание [Текст] /Л.М. Мифтахова. – 2012.-№6. – С. 39-43.
  11. Николаева, С. Н Создание условий для экологического воспитания детей [Текст] /С.Н. Николаева.-М.: Логос, 2012.-296с.
  12. Николаева, С. Н.  Место игры в экологическом воспитании дошкольников [Текст] /С.Н. Николаева.-Спб.: Питер, 2012.-194с.
  13. Николаева, С.Н. Начало экологической культуры: возможности ребенка, идущего в школу [Текст]  /С.Н. Николаева // Дошкольное воспитание. – 2014.-№ 7. – С. 6-11.
  14. Николаева, С. Н. Формирование начал экологической культуры // Дошкольное воспитание [Текст] /С.Н. Николаева.-2014.- №7.-С. 3-8.
  15. Николаева, С. Н. Программа «Юный эколог» /С.Н. Николаева // Дошкольное воспитание.-2013.- №9.-С. 16-21.
  16. Николаева, С.Н. Как приобщить ребенка к природе [Текст] /С.Н. Николаева.- М.: Логос, 2014.-223с.
  17. Николаева, С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве[Текст]  /С.Н. Николаева. - М.: ИНФРА-М, 2012.- 284с.
  18. Рыжова, Н. А. Наш дом – природа [Текст] / Н.А. Рыжова // Дошкольное воспитание .-2012.- №7.-25-32.
  19. Рыжова, Н.А. Педагогические модели организации экологического образования в ДОУ [Текст] / Н.А. Рыжова // Дошкольное воспитание.- 2011.- № 9.-С. 40-47.
  20. Узбеков, И. О проблемах экологического воспитания в детских дошкольных учреждениях [Текст] / И.О. Узбеков // Дошкольное воспитание. – 2012.-№ 2. – С. 44 -58.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» 2 младшая группа

Перспективный план по самообразованию по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» 2 младшая группа...

Индивидуальный план педагога по самообразованию на 5 лет Тема: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

Индивидуальный план педагога по самообразованию на 5 летТема: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность»...

Перспективный план по самообразованию по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» 1 младшая группа, Сафиуллиной Илгизи Гаязовны. Тема «Экологическое воспитания детей дошкольного возраста через игровую деятельно

Экологическое образование дошкольников- это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-пол...

Консультация " Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность"

Автором представлена  консультация по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста через игровую деятельность....

Перспективный план по самообразованию по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» .

Тема «Экологическое воспитания детей дошкольного возраста через игровую деятельность»           Цель:воспитание гуманного отношения к природе (нравственное во...