Мастер-класс «Научился сам – научи других!»
материал (младшая группа) на тему

Кондратьева Лариса Алексеевна

Познакомить педагогов с алгоритмом создания социального плаката как средства духовно-нравственного воспитания и социализации воспитанников, преемственности дошкольного и начального общего образования; Условия для овладения педагогами способами изготовления социального плаката, усвоения принципов создания социальной рекламы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nauchilsya_sam_-_nauchi_drugih.docx1023.99 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Научился сам – научи других!»

I:\КОНФЕРЕНЦИЯ 28.03.2018\DSCF2593.JPG

Проводят: воспитатели МБДОУ детского сада №34 Куликова М.В., Кондратьева Л.А.

Задачи:

 - познакомить педагогов с алгоритмом создания социального плаката как средства духовно-нравственного воспитания и социализации воспитанников, преемственности дошкольного и начального общего образования;

 - обеспечить условия для овладения педагогами способами изготовления социального плаката, усвоения принципов создания социальной рекламы.

Мастер-класс может сопровождаться презентацией, если будут условия.

  1. Добрый день, уважаемые коллеги! Мы - воспитатели детского сада компенсирующего вида №34 г. Кинешмы, который второй год работает в режиме региональной инновационной площадки по теме духовно-нравственного воспитания дошкольников. Сегодня мы хотим поделиться с вами опытом создания в детском саду  социальной рекламы.
  2. Пусть вас не пугает слово «реклама»,  да еще и по отношению к детям. Речь идет о таком виде дизайна, как социальный плакат. В нашем случае он рекламирует не конкретный товар, не торговую марку, а определенную нравственную позицию человека в решении актуальной общественной проблемы.
  1. Что же такое - социальный плакат? Как вы его себе представляете? (Ответы) Социальный плакат - это продукт коллективного творчества детей в виде броского изображения большого формата, сопровождаемого кратким текстом – обращением к широкой общественности. Необходимо подчеркнуть, что это не просто красивая картинка, не поздравление с праздником, не украшение забора, а мощный инструмент, пропагандирующий базовые нравственные ценности.
  2. Причем, воспитывающее влияние плакат оказывает не столько на потенциального потребителя, сколько на самих создателей – детей дошкольного возраста. В современном обществе традиционно ребенок долгие годы находится в роли УЧЕНИКА, поглощающего информацию от взрослого, иногда даже не зная, когда и где её можно будет употребить.
  1. Работа над социальным плакатом дает ребенку возможность на время занять позицию УЧИТЕЛЯ, т.е. человека, который не только научился сам, но и может научить других. Будущему школьнику очень пригодятся такие качества, как активная жизненная позиция, неравнодушие к событиям в стране, умение увидеть проблему и найти её решение, выразить свое детское мнение, «достучаться» до сердец и умов окружающих людей.
  2. Алгоритм создания плаката предусматривает несколько этапов работы. Чтобы лучше понять их логику, предлагаем вам сегодня всем вместе изготовить плакат, пройдя все этапы его создания. Согласны? Итак, этап первый: выбор темы. Поводом для создания плаката обычно служат общественно значимые даты и события. Например, буквально послезавтра страна будет отмечать праздник. Кто знает, какой это день? Да, День защиты Земли.
  1. Я думаю, никто не будет спорить, что наша планета действительно нуждается в защите. Существует немало факторов, которые негативно влияют на экологическую ситуацию, и о них обязательно должны знать наши дети. Воспитание экологически грамотного гражданина – важная задача детского сада. Давайте все вместе обозначим проблемы: передавая друг другу изображение плачущей Земли, коротко расскажите о вредном воздействии жизнедеятельности человека на природные ресурсы. Разрешите, начну я. Я вижу проблему Земли в загрязнении водоемов отходами производства. Пожалуйста, продолжите.

Блиц-опрос «Планета в опасности!»

Для опроса используется плоскостное изображение плачущей Земли (из картона), укрепленное на палочке. На обратной стороне изображения написаны начальные слова фразы, которую надо продолжить. Получив в руки изображение, участник мастер-класса называет проблему одним предложением и передает эстафету следующему.

  1. Спасибо за участие в опросе. Мы выяснили, что людям действительно есть повод задуматься и изменить свое отношение к нашему общему дому, а значит, выбранная тема соответствует базовому принципу дизайна – актуальности. Наступило время второго этапа нашей работы – формулирования основной мысли, которая должна быть донесена до зрителя. Это может быть лозунг, призыв, пословица, «крылатое выражение». Самое главное – текст должен быть коротким, нескучным, вызывающим яркие образы, воспринимаемые читателем буквально «на ходу». При выборе текста следует руководствоваться принципом лаконичности.
  1. По законам рекламы одинаково эффективны как положительно окрашенные слоганы, так и несущие идею отрицания. В работе с детьми мы отдаем предпочтение утвердительным слоганам, например, «Мы за мир!»
  2. Да, дети с трудом понимают высказывания с частицей «не», хотя тот же самый смысл несет лозунг «Нет войне!». Но здесь собрались люди взрослые, поэтому давайте попробуем подобрать к нашим плакатам слоганы с позитивной и негативной окраской. У вас на столах есть списки примерных текстов по теме праздника. Как вы думаете, какие из них могут быть использованы в качестве надписи на плакате?

Творческое задание «Выбираем слоган»

Участники мастер-класса изучают перечень текстов (пословица, лозунг, четверостишие, цитата)и подбирают слоган по теме с учетом принципов лаконичности и актуальности. Ведущие озвучивают выбранные варианты.

  1. Выбор сделан! И мы переходим к следующему этапу работы – созданию изображения. Сразу возникает ряд вопросов, на которые мы постараемся дать ответы. Какую изобразительную технику выбрать для плаката?
  2. Абсолютно любую, предназначенную для плоскостного изображения: рисунок красками, фломастерами, пальчиковая живопись; аппликация из бумаги, ткани, обрывная, полуобъемная, из деталей или из готовых форм, коллаж, оригами. Выбор ограничен лишь вашей фантазией и навыками детей.
  1. Другой вопрос - что и как изображать? Принцип графического дизайна – однозначность. Среда обитания социального плаката – не картинная галерея, где зритель имеет возможность поразмышлять над картиной и сформировать о ней свое собственное мнение. Принцип однозначности предполагает, что изображение на плакате должно точно соответствовать слогану и не допускать иного толкования. Любым человеком плакат должен восприниматься именно так, как задумал автор.
  2. Какие правила при создании изображения следует соблюдать? Во-первых, плакат должен привлекать внимание, быть ярким, хорошо видным издалека, с крупными элементами и выраженным композиционным центром. Во-вторых, необходимо тщательно подбирать цвета; желательно использовать не более трех-четырех, хорошо сочетающихся между собой. Многоцветные изображения выглядят пестро и теряют свой социальный смысл.
  1. Теперь приступаем к практической работе. На столах у вас есть все материалы для создания плакатов. Композиционными центрами предлагаем сделать изображения Земли – грустной и радостной. Остальные элементы подбирайте соответственно слогану и общему настроению плаката.
  2. Творческих вам успехов! А мы подскажем и поможем.

Творческое задание «Создаем изображение»

Для всех участников подготовлены материалы: цветная бумага, клеевые карандаши, ножницы, фломастеры, карандаши, иллюстрации по теме. Педагоги двумя группами создают два плаката, противоположные по настроению (каждый член команды готовит 1-2 элемента). На всю работу потребуется не более 3-х минут.

  1. Итак, плакаты готовы! По-моему, получилось великолепно. Кстати, наши дети тоже подготовили плакат к Дню защиты Земли (показ). Остается последний этап – демонстрация. Где разместить готовый плакат?
  2. Плакат должен быть хорошо виден проходящим мимо людям. Очень хорошо, если к нему есть подход ребенка, чтобы он мог показать родителям часть своей работы. Мы размещаем плакаты на ограждении территории детского сада, рядом с калиткой.
  1. Важно позаботиться о защите плаката от непогоды, т.к. снег, дождь и ветер быстро испортят его внешний вид. Мы помещаем плакат в металлическую рамку под прозрачный пластик, что очень удобно и красиво.
  2. Сегодня вы попробовали свои силы в создании социальной рекламы. Понравилась ли вам эта работа? Как вы считаете, произведут ли ваши плакаты на зрителя тот эффект, на который вы рассчитывали?
  1. Говоря о воздействии социальной рекламы на людей, мы хотим познакомить вас с так называемым «эффектом стрекозы» в дизайне. Наглядно он изображен в ваших памятках. Посмотрите, на крылышках стрекозы написаны слова, которые по первым буквам укладываются в формулу «Ф + 3В».
  2. Первое слово – фокусирование. Эффективность плаката зависит от конкретной четкой цели и определенного результата, на которых сфокусирован автор. Как фокус фотоаппарата, плакат выявляет острую проблему общества.
  1. Второе слово – внимание. Оно обозначает, что плакат должен обращать на себя внимание, быть ярким, запоминающимся, задевающим за живое.
  2. Важное слово – вовлечение. Если содержание плаката не вызовет у зрителя интереса к проблеме, чувства сопереживания, то он так и останется яркой картинкой. Плакат должен вызывать желание активно действовать, желание решать проблему, менять стиль поведения, если это необходимо.
  1. И последнее слово – воплощение. Как ни велико желание, но если нет возможностей, то призыв на плакате не приведет к результату. Лозунг на плакате должен содержать готовый «рецепт» действия, доступного практически для любого человека, например, не трудновыполнимое  - «Сохраним поголовье птиц», а понятное и простое - «Покормите птиц зимой».
  2. Чтобы стрекоза летела легко и быстро, все её крылья должны работать одновременно и слаженно. Только в комплексе все составляющие «эффекта стрекозы» сделают социальный плакат инструментом духовно-нравственного воспитания дошкольников и изменения отношения людей к миру.
  1. Маленький шаг рождает большие перемены. «Отдай, чтобы получить!» - девиз социальной рекламы. Хорошо, если он будет одним из жизненных принципов наших воспитанников.
  2. Спасибо за сотрудничество! С вами были воспитатели Куликова Мария Викторовна и Кондратьева Лариса Алексеевна.

I:\КОНФЕРЕНЦИЯ 28.03.2018\DSCF2599.JPG

I:\КОНФЕРЕНЦИЯ 28.03.2018\DSCF2604.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для детей подготовительной группы «Друг веселый, мячик мой! Всюду, всюду он со мной!»

Цель: воспитывать стойкий интерес к физкультуре и спорту, к личным достижениям и достижениям команды.Задачи: упражнять детей в выполнении основных движений; развивать глазомер, ловкость, быстроту...

Мастер-класс с педагогами ДОУ «Научить ребенка любить — возможно ли это?»

Мастер-класс с педагогами ДОУ «Научить ребенка любить — возможно ли это?»Цель: освоение участниками алгоритма по реализации тем социально-нравственного воспитания в образователь...

Мастер-класс Я могу вас научить делать «Кусудаму»

Мастер-классЯ могу вас научить делать «Кусудаму»...

Мастер - класс для родителей "Как научить ребенка правильно держать ложку"

Для ребёнка пользование ложкой – это процесс, требующий концентрации, усилий, координации движений, и только потом вырабатывается автоматизм движения....

Мастер-класс Воркшоп «Знаю. Умею. Научу» – технология «Кроссенс»

Здравствуйте, уважаемые члены жюри, коллеги! Сегодня наша встреча пройдет в форме воркшопа, который предполагает минимум теории и максимум практики.А начнем мы наш воркшоп с высказывания известной лич...

Мастер – класс для родителей "Фликер – наш друг и помощник".

Цель: объяснить родителям значимость светоотражающих элементов для сохранения жизни детей в тёмное время суток. Изготовление фликера своими руками....