Конспект совместной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы на тему «Садко».
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

В процессе данного вида деятельности, направленной на расширение представлений об экономической составляющей жизни общества, развивать у детей интерес к истории своей страны, прививать ценностное отношение прошлому Родины; поддерживать стремление к содержательному общению со сверстниками и взрослыми.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы на тему: «Садко ».

Задачи:

Социально-коммуникативное развитие: развивать у детей интерес к истории своей страны, прививать ценностное отношение прошлому Родины; поддерживать стремление к содержательному общению со сверстниками и взрослыми.

Познавательное развитие: способствовать формированию первичных представлений об Отечестве, представлений о социокультурных ценностях и традициях нашего народа.

Речевое развитие: создавать условия для развития связной, грамматически правильной диалогической речи.

Художественно-эстетическое развитие: формировать эстетическое отношение к окружающему миру; стимулировать чувство сопереживания персонажам художественных произведений.

Физическое развитие: активизировать умственную и физическую работоспособность, предупреждать утомление.

Ход образовательной деятельности.

Воспитатель предлагает детям поупражняться «Кто больше назовёт музыкальных инструментов» (игра с опорой на демонстрационный материал), за каждое точное называние инструмента на картинке ребёнок получает призовую фишку.

Затем воспитатель просит отгадать музыкальные загадки: «Какой инструмент сейчас звучит» (звучать поочерёдно контрабас, скрипка, альт и  гусли), после предложенных вариантов названия последнего инструмента воспитатель показывает картинку гуслей,  и просит предположить насколько современен данный инструмент.

И тогда воспитатель коротко рассказывает о гуслях с одновременным показом иллюстраций (слайдов):

 - как давно их придумали,

- кто на них играл,

- как играли и зачем.

Далее воспитатель рассказывает: «Давным-давно жил знаменитый гусляр по имени Садко, известен он был не только своей искусной игрой на гуслях, но и  тем, что потом стал успешным купцом.

А как вы думаете, что значит слово «купец»? На какие слова оно похоже по звучанию? Чем, по-вашему, мог заниматься человек – купец?»

После детских высказываний воспитатель показывает слайды и рассказывает в доступной форме о том:

-почему и как возникло купеческое дело на Руси;

- какие были трудности в данном виде деятельности;

- почему возникла необходимость перевозить товар по воде;

- как купеческое дело способствовало возникновению на Руси флота.

Физкультминутка:

Сейчас мы ходим в магазин (ходьба на месте, руки согнуты в локтях)

Без лукошек и корзин. 

Раньше что б купить товар (полунаклоны с поворотом, руки разводим)

Люди шли все на базар.

Сыр, сметану, пастилу, (загибаем пальцы рук, киваем головой)

Мёд, баранки, колбасу…

Всё продаст нам продавец (глубокий «русский» поклон)

По профессии купец!

Затем воспитатель предлагает вспомнить художественные произведения, в которых бы говорилось о торговле («Аленький цветочек» С.Т. Аксаков, «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» А.С.Пушкин, «Удачная покупка» нем.нар.ск., «Карлик Нос» В. Гауф, «Волшебная шапка» И.Ревю и т.д.)

Потом воспитатель предлагает послушать краткое содержание былины про Садко с демонстрацией слайдов.

- Садко сидит у  Ильмень-озера, на бел-горюч камне, жалуется, что никто его не зовёт играть на пирах;

- Из  озера показывается морской царь, который  советует поспорить с купцами, что Садко выловит в озере рыбу — золотые перья. Царь обещает сам подбросить этих рыб в невод  Садко за его красивую игру на гуслях;

-  Садко трижды закинув невод, вытаскивает трёх золотых рыбок, а купцы отдают ему по три лавки дорогих товаров.

- Садко через Волхов, Ладогу и Неву выходит в открытое море, поворачивает на юг и доплывает до владений Золотой Орды. Там он успешно продаёт товары, насыпает бочки золота и серебра и поворачивает корабли назад в Новгород.

- На обратном пути караван судов попадает в  шторм. Садко понимает, что это гневается морской царь, которому он не заплатил дань за многократное плавание по морям. Садко вынужден сам спуститься на дно к царю; при этом он  завещает свои имения — божьим церквам, молодой жене и нищей братии, а остальное — своим храбрым дружинникам.

- Садко играет на гуслях для морского царя, но после трёх дней рвёт струны, т.к. во время пляски морских жителей происходят наводнения и гибнут люди;

- Морской царь поднимает Садко на сушу, где купец встречает любимую жену, свою дружину, разгружает товар и строит церковь.

Воспитатель помогает сделать вывод: 

- Садко жил честно, но бедно, а т.к. он был искусным певцом, смог заслужить признание царя и заработать «первоначальный капитал».

- Он зарабатывает деньги, но не платит налог, поэтому его наказывают.

- Самопожертвование спасает много людей.

- Заработал много – пожертвуй, сделай доброе дело.

Далее воспитатель предлагает детям из списка различных характеристик человека (в т.ч. и негативных) назвать те, что необходимы для людей, выбирающих купеческое дело (обговорить нюансы, например, не должен быть хитрым - это плохо, но предприимчивым и дальновидным).

Постепенно воспитатель подводит детей к мысли: купец, чтобы стать богатым, и в то же время уважаемым должен обладать умом, честностью, предприимчивостью, грамотным, трудолюбием, общительностью, щедростью и терпеливостью.

Воспитатель: «Ребята, а когда взрослый человек должен стать честным, в каком возрасте? А трудолюбивым?..» После того, как дети подвели итог о важности приобретения положительных качеств в самом раннем возрасте, воспитатель предлагает высказаться, как выглядел Садко в детстве и как его звали.

Воспитатель сообщает, что детей по – имени Садко звали Садок, Дока. А «дока» на славянском языке значит «знаток своего дела».  Затем детям предлагается нарисовать маленького Доку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект совместной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы. Тема: "Чтобы глаза видели"

Тема: «Чтобы глаза видели»Цель: Предоставить  детям возможность показать свои знания о строении глаза и о их пользе.Образовательные задачи:Дать детям знания о функциях органов зрения их внешнем с...

План - конспект совместной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы. Тема: "Чтобы глаза видели"

Тема: «Чтобы глаза видели»Цель: Предоставить  детям возможность показать свои знания о строении глаза и о их пользе.Образовательные задачи:Дать детям знания о функциях органов зрения их внешнем с...

Методическая разработка. Конспект совместной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы, посвящённое 300-летию Санкт-Петербурга. Тема "Помним и благодарим".

Патриотическое воспитание. Расширить представления детей об истории своей страны. Привить любовь к своей Родине, своим близким бабушкам и дедушкам....

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы на тему «Скрутим куклу ладную, милую нарядную"

Конспект открытого занятия по развитию духовно-нравственных качеств у старших дошкольников...