Статья: Взаимодействие с семьей - важное направление деятельности ДОУ
статья на тему

Чивилина Любовь Александровна

Организация работы воспитателя с семьей: родительские собрания, собрания-встречи, открытые занятия и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_vzaimodeystvie_vospitatelya_s_semey.docx19.68 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие с семьей –

важное направление деятельности ДОУ

Чивилина Любовь Александровна, воспитатель МАДОУ д/с № 7 г-к Анапа Краснодарского края.

        Чтобы быть успешным в современном обществе с его демократическими тенденциями развития дети должны обладать социальными умениями и навыками. В современных условиях обострения экономических, политических и социальных проблем социализация ребенка принимает обостренный характер. Ему требуется помощь взрослых. Семья – это первый коллектив. Она дает человеку представления о жизненных целях и ценностях, о том, что нужно знать и как вести себя. Однако семье нужна поддержка и сопровождение. Современные родители, чтобы «создать благоприятную ситуацию для личностного развития ребенка» выбирают детский сад. Взаимодействие с семьей ребенка является важным направлением деятельности дошкольного образовательного учреждения (ДОУ).

        В дошкольных образовательных учреждениях, как правило, отсутствует должность социального педагога. Его функции выполняет педагогический коллектив, в большей степени воспитатель. Поэтому профессиональная организация социально-педагогической работы воспитателя с семьей в этих детских учреждениях является актуальной проблемой.

Социально-педагогическая работа воспитателя дошкольного образовательного учреждения с семьей будет проходить успешно, если:

- определены формы и методы работы с семьей;

- работа с семьей будет осуществляться специалистом, обладающим высоким профессиональным мастерством.

        Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи – двухсторонний процесс, который продуктивен лишь в том случае, если каждая сторона проявляет активность и ответственность на всех фазах цикла: с момента поступления ребенка в детский сад и до его выпуска в школу.

        Воспитатель дошкольного образовательного учреждения управляет процессом взаимодействия с семьями воспитанников. Воспитатель больше, чем другие специалисты детского сада, входящие в систему управления, связан с семьей, поскольку он, как и родители, служит делу воспитания ребенка.

        Источником знаний о семье является социально-педагогическая диагностика, предполагающая использование таких методов, как наблюдение, беседа, анкетирование и др.

Для того, чтобы успешно изучать поведение семьи, воспитателям необходимо вырабатывать умение наблюдать все внешние проявления (действия, движения, речь, мимика поведения), а главное научиться правильно истолковывать их социальное значение. В этом может помочь заранее составленный план, указывающий, на что следует обратить особое внимание.

Изучение поведения ребенка, родителей (других членов семьи) не сводится к случайным наблюдениям за их взаимодействием, высказываниями. Только систематическая, тщательно продуманная фиксация поступков и высказываний может вскрыть особенности личности воспитывающего взрослого и ребенка.

Прекрасную возможность для естественного наблюдения, получения информации о семье (ее ценностных ориентациях, детско-родительских отношениях, традициях и др.) дает посещение семьи воспитанника.

Семья – это не только открытая, но и закрытая система. Поэтому воспитателям бывает трудно посещать семью ребенка, если между воспитывающими взрослыми не выстроены доверительные открытые отношения.

Социально-педагогическая диагностика семей детей способствует развитию контактов с семьей, организации совместных действий воспитателя и родителей по подготовке детей к школе.

На основании проведенных нами диагностических мероприятий в логопедической группе можно сделать следующие выводы:

1. Многие дети испытывают неуверенность в себе.

2. Недостаточно организовано взаимодействие детского сада и семьи.

3. У детей плохо развито чувство коллективизма.

4.  В семьях воспитанием детей занимаются в основном матери.

Для подготовки детей к школе, более успешной их социализации воспитателям и родителям необходимо работать по следующим направлениям:

1. Более тесное взаимодействие детского сада и семьи.

2. Укрепление опыта коллективного взаимодействия детей.

3. Развитие у детей чувства уверенности в себе, преодоление застенчивости.

4. Привлечение отцов к воспитанию детей.

5. Оказание помощи семьям в воспитании и организации досуга детей.

Знание воспитательных возможностей семьи – важная, но не единственная составляющая рассматриваемого направления взаимодействия детского сада и семьи. Семья также имеет право на информацию о детском саде.

На основании проведенных диагностических мероприятий воспитатель ДОУ планирует и направляет свою работу на просвещение и образование родителей, организует совместную деятельность с родителями и детьми.

Проведение родительских собраний – это шаг к взаимопониманию, ступенька к обретению доверия; обмену духовными ценностями, эмоциями, опытом, знаниями. Только диалоговая форма проведения родительского собрания стимулирует совместную мыслительную деятельность воспитывающих взрослых. Воспитатель не должен диктовать, навязывать свой взгляд; он должен дать возможность каждому родителю принять участие в обсуждении актуальных проблем воспитания.

Собрания-встречи могут стать настоящим событием для семьи и детского сада. Нами проводилось собрание с родителями на тему: «Возрастные особенности детей. Задачи воспитания и обучения детей». Традиционный доклад родители слушали без особого внимания. Но, когда речь зашла о подходах к воспитанию леворуких, медлительных и гиперактивных детей, о тестах на определение леворукости, родители активизировались, тесты опробовались на самих родителях, родители включились в диалог. Собрание продолжалось дольше, и никто из родителей не ушел с собрания раньше времени.

Открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей проводятся с целью ознакомления родителей со структурой и спецификой проведения занятий в ДОУ. Воспитатель при проведении занятия может включить в него элемент беседы с родителями (ребенок может рассказать что-то новое гостю, ввести его в круг своих интересов).

Образование родителей становится сегодня значимым для семьи, которая сталкивается с проблемой воспитания детей в меняющемся современном мире, поэтому воспитателю ДОУ необходимо принимать участие в семинарах, беседах, конференциях, практических занятиях по образованию родителей.  

Воспитатель должен быть всегда готов оказать поддержку родителям. Ненавязчивая помощь и поддержка позволят родителям чувствовать себя достаточно уверенно, работать самостоятельно; для тех же, кто не столь уверен в своих силах, они дадут возможность для дальнейшего роста и совершенствования.

Воспитателям дошкольных образовательных учреждений в своей социально-педагогической работе с семьей необходимо:

- уважать роль родителей;

- укреплять взаимное уважение между воспитателями и родителями;

- поощрять участие родителей, содействовать им, подсказывать родителям, как они могут участвовать в программе детского сада;

- быть терпеливыми;

- делать акцент на сильных сторонах ребенка, семьи и давать положительное подкрепление;

- поддерживать тесные контакты с семьей;

- выражать свою признательность родителям.

Профессиональная социально-педагогическая работа с семьей воспитателя дошкольного образовательного учреждения является залогом успешной социализации ребенка в дошкольном периоде.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Взаимодействие ДОУ и семьи в контексте ФГОС ДО".

Создание условий для участия родителей в образовательной деятельности....

Статья "Взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников"

laquo;Главный замысел и цель семейной жизни - воспитание детей. Главная школа воспитания - это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери.» Ребенок учится, беря пример с родителей. Но не стоит ...

Статья "Взаимодействие ДОУ и семьи"

Данная статья описывает основные обязанности взаимодействия родителей с детским садом....

Методическая статья "Взаимодействие воспитателя и семьи"

Сотрудничество воспитателя с родителями является залогом успешной воспитательной деятельности с дошкольниками, так как семья оказывает значительное влияние на развитие ли...

Статья "Взаимодействие ДОУ и семьи"

статья об актуальности вопросов, основных принципах, методах и формах взаимодействия педагогов ДОУ с семьями воспитанников...