Особенности пересказа литературных произведений
статья на тему

Гавриленкова Вера Ивановна

Пересказ является одной из форм развития связной речи детей. Он доступен и близок детям дошкольного возраста. Пересказ дает возможность совершенствовать разговорную речь детей, в частности интонации обращения, перечисления; речь детей становится и более богатой в эмоциональном отношении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СТАТЬЯ

«Особенности пересказа литературных произведений»

Содержание:

  1. Пересказ литературных произведений и особенности пересказа в старшем дошкольном возрасте.
  2. Опыт работы по драматизации литературных произведений.
  3. Работа с педагогами по драматизация сказки «Репка».

1. В формировании связной речи отчетливо выступает связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия, наблюдательности.

Одной из форм развития связной речи детей  является пересказ.

Пересказ — это творческое воспроизведение литературного произведения, он доступен и близок детям дошкольного возраста.

Обучение пересказыванию начинается с простого воспроизведения хорошо знакомых сказок.  После пересказывания коротких народных сказок можно переходить к пересказыванию маленьких рассказов. Постепенно требования к детскому пересказу возрастают.

К старшему дошкольному возрасту дети должны:

- уметь связно, последовательно, выразительно и грамматически правильно передать содержание рассказа или сказки без помощи вопросов воспитателя, близко к тексту, используя авторские слова и выражения.

Существуют такие виды пересказа:

  • Подробный пересказ (или он ещё называется пересказ близко к тексту).
  • Пересказ по частям или одной части (фрагмента). Здесь произведение делится на логические части и каждый ребёнок по очереди пересказывает один какой-то фрагмент произведения.
  • Пересказ по аналогии. Это творческий пересказ, в котором изменяется герой или события. Например, известную сказку про Колобка, можно пересказать так, что он никуда не убегал, а лиса, допустим, сама к нему прибежала и т.д. Или все те же события случились не с Колобком, а с другим персонажем.

Пересказ может быть

  • по наглядному действию;
  • с использованием фланелеграфа;
  • по серии сюжетных картин;
  • по сюжетной картине;
  • инсценирование с помощью игрушек или настольного театра.

В каждой возрастной группе методика обучения пересказу имеет свои особенности, однако существуют и общие методические приемы.

План занятия по пересказу произведения во всех возрастных группах выглядит так:

  • первичное чтение произведения,
  • беседа по вопросам,
  • повторное чтение,
  • пересказ.

Наиболее эффективным методическим приемом обучения пересказу является такой, когда воспитатель показывает детям наглядность.  Наглядность представлена предметами, объектами и действиями с ними; сюжетные картинки, их последовательность служит одновременно планом высказывания.

Большую роль в процессе подготовки детей к овладению пересказом играют различные зрелища. Организация различных видов  театра, драматизация литературных произведений с помощью настольного театра, фланелеграфа и т. д. настраивают эмоционально, способствуют развитию интереса к художественным произведениям и их запоминанию, развивают желание передать свои впечатления.

Вот, например, рассказ Я.Агафаровой «Живой букет».

Цель: учить пересказывать короткий текст, наглядной опорой для чего служат действия на фланелеграфе с предметными картинками или отдельные сюжетные картины.

Для пересказа мы используем игрушку и картинки на фланелеграфе.

2. В обучении пересказу, да и  вообще в  речевом развитии детей большую роль играют театрализованные игры:

Приемы театрализации художественных произведений - сказок, рассказов,

стихотворений - это разнообразные приемы пересказа.

Для пересказа лучше использовать произведения, которые включают разговорную диалогическую речь. Пересказ их дает возможность совершенствовать разговорную речь детей, в частности интонации обращения, перечисления; речь детей становится и более богатой в эмоциональном отношении.

В процессе разучивания ролей маленьким «артистам» целесообразно проигрывать сказку, используя разные виды театра. Дети должны иметь возможность меняться ролями — это очень полезно для правильной самооценки, в процессе работы ребенок не должен испытывать напряжения и страх перед неудачей. От игры к игре дети все лучше запоминают тексты, перевоплощаются в своих героев — «входя в образ», что, безусловно, влияет на развитие их речи, у детей появляется чувство ответственности за успех.

Из опыта работы:

Сегодня Вашему вниманию я хочу представить опыт работы на тему: «Развитие речи детей посредством театрализованной деятельности». Знакомство детей с различными видами театра мы начала в октябре 2017 года в годовом проекте «Волшебный мир театра», одной из задач  которого стало:

-  Повышение уровня развития речи детей дошкольного возраста, через чтение, пересказ сказок и сочинение сказок на новый лад. Содействие развитию речи детей, обогащению словаря, развитию образного строя и навыков связной речи через сказку

Мы решили начать с  инсценировок самых несложных коротких сказок:  «Теремок», «Репка», «Сказка о глупом мышонке», (далее «Заюшкина избушка» и сказки в. Сутеева).

Прежде, чем драматизировать сказку, дети знакомились с произведением, пересказывали сказку, учились рассказывать ее по ролям. В игре – драматизации участвовали все дети, даже самые застенчивые. Вначале они привлекались к участию в играх-упражнениях, играли второстепенные роли, а затем с удовольствием исполняли главные.  Распределяя роли в игре-драматизации, мы учитывали возможности детей (их речевые способности, эмоциональность, память, внимание, восприятие, личностные качества). Предоставляли малообщительному ребенку, выступать наравне с другими хотя бы с самой маленькой ролью. Также использовались такие приемы как: индивидуальная помощь, подсказка, отраженная речь, показ, поощрение, уточнение, наводящие и подсказывающие вопросы.

В процессе работы  активизировался словарь детей, совершенствовалась звуковая культура речи, ее интонационный строй. Постепенно улучшалась диалогическая речь, ее грамматический строй.

Параллельно с работой с детьми, осуществлялось тесное сотрудничество с родителями. Родители проявили заинтересованность и предложили свою помощь. Совместно разучивали роли, готовили костюмы, декорации. Атрибутика (элементы костюмов, маски), помогли детям погрузиться в сказочный мир, лучше почувствовать своих героев, передать их характер.

Результатом нашей театрализованной деятельности стало:

Пополнение предметно-развивающей среды;

Вовлечение семей в образовательный процесс;

Проигрывание сказок в различных видах театра

День Матери - постановка для родителей «Сказки о глупом мышонке».

Родительское собрание на тему: «Роль семьи в развитии ребёнка».

Вся проводимая работа по развитию речи   посредством театрализованных игр  дала положительные результаты.

Анализируя полученные результаты можно сделать вывод, что использование театрализованной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста, тесно взаимосвязано с речевым развитием ребёнка. Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Пересказ литературных произведений"

Презентация содержит основные теоретические аспекты данного вопроса, программные задачи по каждой возрастной группе, методы и приемы обучения детей пересказыванию литературных произведений в ДОУ....

Пересказ литературных произведений в детском саду.

О том, как я на своих занятиях по развитию речи учу детей правильности и последовательности литературных произведений....

Пересказ литературных произведений.

Рекомендации для воспитателей по пересказыванию литературных произведений....

обучение пересказу литературного произведения в младшем дошкольном возрасте

использование схем и моделей при обучении младших дошкольников пересказу...

Развитие связной речи в процессе обучения пересказу литературных произведений.

Материал для педагогов по работе над связной речью в процессе обучения пересказу литературных произведений...

Конспект занятия по обучению пересказу литературных произведений

Формировать навыки пересказа короткого текста с использованием графических схем...