Особенности пересказа литературных произведений
статья на тему
Пересказ является одной из форм развития связной речи детей. Он доступен и близок детям дошкольного возраста. Пересказ дает возможность совершенствовать разговорную речь детей, в частности интонации обращения, перечисления; речь детей становится и более богатой в эмоциональном отношении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_osobennosti_pereskaza_literaturnyh_proizvedeniy.doc | 64 КБ |
Предварительный просмотр:
СТАТЬЯ
«Особенности пересказа литературных произведений»
Содержание:
- Пересказ литературных произведений и особенности пересказа в старшем дошкольном возрасте.
- Опыт работы по драматизации литературных произведений.
- Работа с педагогами по драматизация сказки «Репка».
1. В формировании связной речи отчетливо выступает связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия, наблюдательности.
Одной из форм развития связной речи детей является пересказ.
Пересказ — это творческое воспроизведение литературного произведения, он доступен и близок детям дошкольного возраста.
Обучение пересказыванию начинается с простого воспроизведения хорошо знакомых сказок. После пересказывания коротких народных сказок можно переходить к пересказыванию маленьких рассказов. Постепенно требования к детскому пересказу возрастают.
К старшему дошкольному возрасту дети должны:
- уметь связно, последовательно, выразительно и грамматически правильно передать содержание рассказа или сказки без помощи вопросов воспитателя, близко к тексту, используя авторские слова и выражения.
Существуют такие виды пересказа:
- Подробный пересказ (или он ещё называется пересказ близко к тексту).
- Пересказ по частям или одной части (фрагмента). Здесь произведение делится на логические части и каждый ребёнок по очереди пересказывает один какой-то фрагмент произведения.
- Пересказ по аналогии. Это творческий пересказ, в котором изменяется герой или события. Например, известную сказку про Колобка, можно пересказать так, что он никуда не убегал, а лиса, допустим, сама к нему прибежала и т.д. Или все те же события случились не с Колобком, а с другим персонажем.
Пересказ может быть
- по наглядному действию;
- с использованием фланелеграфа;
- по серии сюжетных картин;
- по сюжетной картине;
- инсценирование с помощью игрушек или настольного театра.
В каждой возрастной группе методика обучения пересказу имеет свои особенности, однако существуют и общие методические приемы.
План занятия по пересказу произведения во всех возрастных группах выглядит так:
- первичное чтение произведения,
- беседа по вопросам,
- повторное чтение,
- пересказ.
Наиболее эффективным методическим приемом обучения пересказу является такой, когда воспитатель показывает детям наглядность. Наглядность представлена предметами, объектами и действиями с ними; сюжетные картинки, их последовательность служит одновременно планом высказывания.
Большую роль в процессе подготовки детей к овладению пересказом играют различные зрелища. Организация различных видов театра, драматизация литературных произведений с помощью настольного театра, фланелеграфа и т. д. настраивают эмоционально, способствуют развитию интереса к художественным произведениям и их запоминанию, развивают желание передать свои впечатления.
Вот, например, рассказ Я.Агафаровой «Живой букет».
Цель: учить пересказывать короткий текст, наглядной опорой для чего служат действия на фланелеграфе с предметными картинками или отдельные сюжетные картины.
Для пересказа мы используем игрушку и картинки на фланелеграфе.
2. В обучении пересказу, да и вообще в речевом развитии детей большую роль играют театрализованные игры:
Приемы театрализации художественных произведений - сказок, рассказов,
стихотворений - это разнообразные приемы пересказа.
Для пересказа лучше использовать произведения, которые включают разговорную диалогическую речь. Пересказ их дает возможность совершенствовать разговорную речь детей, в частности интонации обращения, перечисления; речь детей становится и более богатой в эмоциональном отношении.
В процессе разучивания ролей маленьким «артистам» целесообразно проигрывать сказку, используя разные виды театра. Дети должны иметь возможность меняться ролями — это очень полезно для правильной самооценки, в процессе работы ребенок не должен испытывать напряжения и страх перед неудачей. От игры к игре дети все лучше запоминают тексты, перевоплощаются в своих героев — «входя в образ», что, безусловно, влияет на развитие их речи, у детей появляется чувство ответственности за успех.
Из опыта работы:
Сегодня Вашему вниманию я хочу представить опыт работы на тему: «Развитие речи детей посредством театрализованной деятельности». Знакомство детей с различными видами театра мы начала в октябре 2017 года в годовом проекте «Волшебный мир театра», одной из задач которого стало:
- Повышение уровня развития речи детей дошкольного возраста, через чтение, пересказ сказок и сочинение сказок на новый лад. Содействие развитию речи детей, обогащению словаря, развитию образного строя и навыков связной речи через сказку
Мы решили начать с инсценировок самых несложных коротких сказок: «Теремок», «Репка», «Сказка о глупом мышонке», (далее «Заюшкина избушка» и сказки в. Сутеева).
Прежде, чем драматизировать сказку, дети знакомились с произведением, пересказывали сказку, учились рассказывать ее по ролям. В игре – драматизации участвовали все дети, даже самые застенчивые. Вначале они привлекались к участию в играх-упражнениях, играли второстепенные роли, а затем с удовольствием исполняли главные. Распределяя роли в игре-драматизации, мы учитывали возможности детей (их речевые способности, эмоциональность, память, внимание, восприятие, личностные качества). Предоставляли малообщительному ребенку, выступать наравне с другими хотя бы с самой маленькой ролью. Также использовались такие приемы как: индивидуальная помощь, подсказка, отраженная речь, показ, поощрение, уточнение, наводящие и подсказывающие вопросы.
В процессе работы активизировался словарь детей, совершенствовалась звуковая культура речи, ее интонационный строй. Постепенно улучшалась диалогическая речь, ее грамматический строй.
Параллельно с работой с детьми, осуществлялось тесное сотрудничество с родителями. Родители проявили заинтересованность и предложили свою помощь. Совместно разучивали роли, готовили костюмы, декорации. Атрибутика (элементы костюмов, маски), помогли детям погрузиться в сказочный мир, лучше почувствовать своих героев, передать их характер.
Результатом нашей театрализованной деятельности стало:
Пополнение предметно-развивающей среды;
Вовлечение семей в образовательный процесс;
Проигрывание сказок в различных видах театра
День Матери - постановка для родителей «Сказки о глупом мышонке».
Родительское собрание на тему: «Роль семьи в развитии ребёнка».
Вся проводимая работа по развитию речи посредством театрализованных игр дала положительные результаты.
Анализируя полученные результаты можно сделать вывод, что использование театрализованной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста, тесно взаимосвязано с речевым развитием ребёнка. Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Пересказ литературных произведений"
Презентация содержит основные теоретические аспекты данного вопроса, программные задачи по каждой возрастной группе, методы и приемы обучения детей пересказыванию литературных произведений в ДОУ....
Пересказ литературных произведений в детском саду.
О том, как я на своих занятиях по развитию речи учу детей правильности и последовательности литературных произведений....
Пересказ литературных произведений.
Рекомендации для воспитателей по пересказыванию литературных произведений....
Пересказ литературного произведения, как средство развития системы личностных смыслов ребёнка.
Выступление на пед. совете....
обучение пересказу литературного произведения в младшем дошкольном возрасте
использование схем и моделей при обучении младших дошкольников пересказу...
Развитие связной речи в процессе обучения пересказу литературных произведений.
Материал для педагогов по работе над связной речью в процессе обучения пересказу литературных произведений...
Конспект занятия по обучению пересказу литературных произведений
Формировать навыки пересказа короткого текста с использованием графических схем...