Консультация для педагогов "Обучение детей составлению загадок"
консультация на тему

Светлана Геннадьевна Грыленко
Консультация для педагогов «Составление загадок»  поможет воспитателям  проводить работу с детьми по развитию речи.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sostavlenie_zagadok.docx16.06 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Составление дошкольниками загадок

с использованием элементов технологии ТРИЗ – РТВ»

   Цель данной технологии  -  умение детей составлять загадки по моделям, а также  активизация словаря.

 Загадки составляются из трёх сравнений одного объекта с другими.

  1. Выбери предмет и перечисли его особенности – признаки  (цвет, форму, величину, его части).
  2. Выбери один из вопросов,  по которому ты будешь составлять загадку:

- Какой предмет?

- Что такое же у других предметов?

- Что делает?

          - Кто или что делает также?

- На что э то похоже?

- Чем отличается?

3. Перечисли предметы, похожие на выбранный тобой.

4. Найди в них общее.

5. Составь текст загадки с помощью слов: «как», «но не».

Основные модели составления загадок:

Модель «Какой? Что такое?»

Например:  «Репейник какой? Колючий, как ёж, как кактус, ёлочка. Лохматый, как собака, шуба, медведь. Липкий, как жевательная резинка, как смола».

Из предложенных объектов выбирается наиболее удачный вариант сравнения. Загадка может быть составлена на «завышение», или «занижение» признаков объекта. Следует, не называя загаданный объект,  перечислять признаки,  которые путём связок «как», или «но не» сравниваются с другими объектами.  Например:  «Колючий, как кактус; лохматый, как собака. Липкий, но не смола». (репейник).

Модель «Что делает? Кто или что делает так же?»

С помощью педагога дети выделяют у объекта действия. Затем перечисляют другие объекты, у которых  данные действия ярко выражены.

Например: «Лягушка что делает? Прыгает как заяц или мяч. Ныряет, как водолаз или утка.  Плавает, как лодочка или рыба». Из предложенных сравнений выбирают наиболее удачные. Строится содержание  загадки, не называя загаданный объект, перечисляются действия, которые путём связок «как» или «но не» сравниваются с другими объектами.

Например: «Прыгает, но не мяч. Ныряет, но не утка.  Плавает, как рыба». (Лягушка).

Модель «На что похоже? Чем отличается?»

К выбранному объекту подбирают похожие по внешнему облику объекты, фиксируют их отличительные признаки.

Например: «Сандалии похожи на кораблики (по внешнему очертанию), но они не плавают; они как два братца, но не живые».

 Из предложенных сравнений выбирают наиболее удачные.

Обучение детей составлению загадок идёт от полуактивного этапа (воспитатель с детьми составляет общую загадку) к активному (ребёнок сам выбирает объект и модель загадки).

При этом ребёнок может пользоваться смешанной моделью:

- первая строчка загадки по модели «Какой? Что такое же?»

- вторая строчка по модели  «Что делает? Кто или что делает так же?»

- третья строчка – по модели «На что похоже? Чем отличается?»

Например:

«зелёная, но не лягушка; растёт, но не грибок; похожа на пирамидку, но её не складывают». (Ёлка)

Для обучения детей составлению загадок необходимо осваивать модели в определенной последовательности.

 

 Вместе с педагогом дети выбирают объект, обозначаются его признаки, затем производится подбор  объектов с такими же  признаками. Из ответов детей выбираются лучшие варианты сравнений и заполняются пустые графы:

Какой предмет?

Что такое же?

  Вместе с педагогом дети выбирают объект. Обозначают его действия. Подбирают объекты, которые совершают такие же действия. Из ответов детей выбираются лучшие варианты сравнений и заполняются пустые графы:

Что делает?

Кто или что делает также?

 

 Вместе с педагогом дети выбирают объект. Подбирают объекты, похожие на него. Затем между ними находят различия. Из ответов детей выбираются лучшие варианты сравнений и заполняются пустые графы:

На что похоже?

Чем отличается?

Созданную загадку дети выразительно повторяют несколько раз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология обучения детей составлению загадок

Создание условий для развития умственных способностей детей дошкольного возраста является частью глобальной проблемы развития интеллектуально-творческого потенциала личности. В современных педагогичес...

Использование социоигровых технологий в процессе обучения детей составлению загадок в подготовительной группе

Программное содержание:1. Учить детей отгадывать и составлять загадки, опираясь на модель.2. Формировать умение самостоятельно рассматривать предмет, находить его существенные видовые признаки, устана...

Загадки и речевое развитие детей дошкольного возраста. Методика обучения детей составлению загадок.

Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Для создания в загадке метафорического образа употребление различных средств выразительности способству...

Консультация – практикум для педагогов на тему «ТРИЗ: Технология обучения детей составлению загадок, работа с кругами Луллия»

Цель: развитие творческого мышления у педагогов.Программное содержание:Ø  Познакомить педагогов с технологией ТРИЗ: обучение детей составлению загадок; кругами Луллия.Ø  Повысить их компетен...

Консультация для педагогов Методика обучения детей составлению загадок»

В практике педагогов, занимающихся с детьми с различными нарушениями в развитии речи, широко используется загадка, компактная и интересная фольклорная форма. Главная особенность загадки состоит ...

Влияние загадок на речевое развитие детей дошкольного возраста. Методика обучения детей составлению загадок.

Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Загадки обогащают словарь за счёт многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формир...

Консультация для педагогов «Методика обучения детей составлению загадок»

Загадки оказывают огромное влияние на развитие речи детей, на обогащение словаря, на развитие мышления и воображения, на обогащение представлений у детей об окружающем мире, на развитие ребёнка в цело...