Психолого - педагогическая диагностика, как инструмент педагога для коррекционной работы с детьми ОВЗ.
консультация по теме

Шильникова Анастасия Сергеевна

Консультация на тему: " Психолого - педагогическая диагностика, как инструмент педагога для коррекционной работы с детьми ОВЗ" в  помощь педагогам - психологам ДОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психолого – педагогическая диагностика, как инструмент педагога для коррекционной работы с детьми ОВЗ.

«Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях,

то она должна, прежде всего, узнать его тоже во всех отношениях»

К.Д. Ушинский

Своевременная диагностика может предоставить надёжный прогноз последующего развития и обучения ребёнка, также благополучность коррекционно – развивающей работы. Только при правильно организованной и результативной диагностики возможно дальнейшая коррекционно – развивающая работа направленная не только на ликвидацию имеющегося дефекта, но и на стимуляцию всех звеньев сенсомоторного развития. Результаты обследования делают возможным определить прогноз дальнейшего развития ребёнка и направления развивающей коррекционной работы с ним.

Диагностическая работа по обследованию детей с ОВЗ  в ДОУ проводится в четыре этапа:

  • Первый этап – Педагогическая диагностика – осуществляется воспитателями образовательной организации с детьми с ОВЗ.
  • Второй этап –  психолого – педагогическая диагностика отклонений в развитии ребенка. Проводится специалистами ДОУ  - педагогом –психологом и логопедом ДОУ.
  • Третий этап - Проводится углублённое обследование ребёнка с ОВЗ направленного на  ПМПК, Комплексной диагностикой психолого –медико - педагогическим консилиумом дошкольного образовательного учреждения  для организации коррекционно-развивающей работы.
  • Четвертый этап -  дифференциальная диагностика, которая проводится  психолого – медико – педагогической комиссией.

Психолого-педагогическая диагностика - это оценочная практика, направленная на изучение индивидуально-психологических особенностей ребёнка.

Для проведения диагностики целесообразно следовать следующему алгоритму:

  • определение цели и задач диагностики;
  • подбор критериев и показателей для определения результативности;
  • выбор методик изучения;
  • подготовка диагностического инструментария;
  • проведение диагностики;
  • формулирование выводов по результатам диагностики.

Психолого-педагогическая диагностика  является одним из компонентов комплексного подхода в изучении  развития детей с ОВЗ.
Разделяется на:

  • Педагогическая, проводится воспитателями.
  • Комплексная психолого-педагогическая диагностика детей с ОВЗ, проводится специалистами ДОУ.

Диагностика  строится с опорой на ряд принципов:

  1. Комплексное изучение развития ребенка с ОВЗ. Реализация комплексного подхода означает, что обследование осуществляется группой специалистов (дефектолога, педагога-психолога, логопеда, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя, воспитателя).
  2. Системный подход к диагностике развития ребенка с ОВЗ. Этот принцип опирается на представление о системном строении психики и предполагает анализ результатов деятельности ребенка на каждом из ее этапов.
  3. Динамический подход к изучению ребенка с ОВЗ предполагает учет возрастных особенностей ребенка при организации обследования, выборе диагностического инструментария и анализа результатов изучения.
  4. Выявление и учет потенциальных возможностей ребенка. Потенциальные возможности ребенка определяют возможности и темп усвоения новых знаний и умений. Эти возможности выявляются в процессе сотрудничества ребенка со взрослым при усвоении ребенком новых способов действий.
  5. Качественный анализ результатов психодиагностического изучения ребенка.

Воспитатели:

В основе диагностики  лежит метод – наблюдение, в ходе образовательной деятельности наблюдать за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности.

Результатом диагностики является индивидуальная траектория развития каждого ребенка, которая воспитателем выстраивается 2 раза в год.

Специалисты:

 Комплексная диагностика детей с ОВЗ, направлена на выявление их особых  образовательных потребностей. В ее основе лежит метод - создание специальных диагностических ситуаций для оценки индивидуальной динамики детей.

Инструментарий для нее - индивидуальная  карта развития ребенка.

Логопед:

Обследование состояния речи ребенка с ОВЗ включает исследование:

-произносительной стороны речи;

-лексико-грамматических навыков;

-фонетико-фонематических навыков.

 Для педагога – психолога:

Психологическое исследование ребёнка - включает в себя методы диагностики:

  • изучает документы ребенка;
  • проводит беседу с родителями и индивидуальные беседы с ребенком для установления контакта, выявление особенностей психики в процессе личного общения с ребенком;
  • осуществляет наблюдение за ребенком в различных видах деятельности;
  • изучает результаты деятельности детей (рисунки, поделки);
  • проводит психологическую диагностику (с учетом возраста и цели исследования), выявляя особенности:

- восприятия, зрительного (величины, формы, цвета); слухового; пространственного (взаиморасположение частей, расположение изображения на месте, размеры изображения, различение правой и левой стороны и др.); целостность и обобщенность восприятия;

- представлений (соответствие представлений реальному миру) и воображения (оригинальность, стереотипность, причудливость и др.);

- внимания (произвольность, концентрация, устойчивость, способность распределения и переключения); способность к волевым усилиям и саморегуляции; работоспособность (когда и при каких видах работы наступает утомление);

- памяти (слуховой, зрительной), объем и качество кратковременной и долговременной памяти;

- речи (понимание обращенной речи, активный и пассивный словарь, звукопроизношение, фонематическое восприятие).

- мышления (операции с единичным и несколькими признаками, создание целостного образа из частей, способность к обобщению, пониманию смысла и установлению причинно-следственных связей);

- ведущей деятельности (учебной, трудовой, игровой): целенаправленность; наличие и стойкость интереса к заданию; темп деятельности и наличие навыка самоконтроля в ходе выполнения задания; самостоятельность в работе; использование помощи (организационной, наводящей, уточняющей, разъясняющей);

- эмоционально-волевой сферы (реакции на ситуацию обследования и адекватность поведения в этой ситуации; выраженность эмоциональных проявлений); особенности контакта (активность, нежелание общаться, проявления страха); адекватность эмоционального реагирования на похвалу, порицание при выполнении предложенного задания, степень выраженности реакции (улыбается, плачет, кричит, бросает вещи, грубит и др.);

- самооценки и уровня притязаний (адекватная, завышенная, заниженная); особенности направленности личности, наличие тенденции к беспокойству, страхам, тревожности; значимые для ребенка качества при построении взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

В качестве источников диагностического инструментария я взяла научно-практические разработки:

Немов Р.С. «Диагностика познавательных процессов дошкольников», Забрамной С.Д. «Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей».

Данная методика представляет собой комплексную систему,  включает в себя

  • исследование зрительного восприятия;
  • пространственного восприятия и ориентировки в пространстве;
  • воспроизведения сложной формы;
  • зрительного внимания;
  • исследования осязательного и слухового восприятия.

Таким образом, все результаты системы психолого – педагогической диагностики в соответствии с ФГОС используются исключительно для:

  • Оптимизации работы с группой детей (выбор наилучших форм, методов и принципов обучения);
  • Индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории и профессиональной коррекции особенностей его развития).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Фитбол-гимнастика - как средство коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения речи"

Слабость развития двигательной координации, обусловленная особенностями мозговой деятельности, более всего выражается в низкой способности к удержанию равновесия, как в статическом, так и в динамическ...

Педагогический совет "Организация и эффективность оздоровительно – коррекционной работы с детьми разных возрастных групп"

Педагогический совет "Организация и эффективность оздоровительно – коррекционной работы с детьми разных возрастных групп"...

Педагогический проект "Использование методов кинезиологии в коррекционной работе с детьми с нарушением речи в условиях логопункта"

кинезиокоррекционные методы и приёмы  в  работе с дошкольниками,  направленные на ускорение коррекции речевых нарушений....

Консультация для педагогов «Особенности коррекционной работы с детьми после кохлеарной имплантации»

В консультации для педагогов раскрыты особенности коррекционной работы с детьми после кохлеарной имплантации. ...

Педагогический проект «Эффективность метода кинезиологии в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями на логопункте»

Главной задачей дошкольных учреждений является коррекция отклонений в развитии ребенка. Успешное преодоление речевого недоразвития возможно лишь при условии использования комплекса разнообразных средс...