Сборник дидактических игр для развития мышления у дошкольников.
учебно-методическое пособие на тему

Гречкина Юлиана Леонидовна

 Развивать зрительное внимание, зрительно восприятие, умение концентрировать и распределять внимание, мышление.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sbornik_didakticheskih_igr.docx731.25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №8 сала Успенского

Сборник дидактических игр для развития мышления у дошкольников.

https://arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/06/23/s_594d68ff36f2c/img11.jpg

Составила : воспитатель Гречкина Ю.Л.

Мышление

Мышление — наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами.

Задача мышления — раскрытие отношений между предметами, выявление связей и отделение их от случайных совпадений. Мышление оперирует понятиями и принимает на себя функции обобщения и планирования.

Функция мышления — расширение границ познания путем выхода за пределы чувственного восприятия. Мышление позволяет с помощью умозаключения раскрыть то, что не дано непосредственно в восприятии.

Развитию мышления в младшем школьном возрасте принадлежит особая роль.

Мышление ребенка младшего школьного возраста находится на переломном этапе развития. В этот период совершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому, понятийному мышлению: конкретное мышление, связанное с реальной действительностью и непосредственным наблюдением, уже подчиняется логическим принципам, однако отвлеченные, формально-логические рассуждения детям еще не доступны.

Можно с уверенностью сказать, что мышление — основной познавательный процесс (мышление связано со всеми познавательными процессами, поэтому их тоже необходимо развивать). Но именно несформированность мышления мешает неуспевающим детям запоминать сложный материал. Поэтому особенно важно в этом возрасте развивать мышление. 

Последовательные ступени интеллектуального развития: 

1.Наглядно-действенное мышление

2.Наглядно-образное мышление

3.Словесно-логическое мышление.

 

1 этап. Наглядно-действенное мышление.
Ребенок на практике решает примитивные задачи - вертит, тянет, открывает, нажимает. Здесь он на практике выявляет причину со следствием, такой своеобразный метод проб и ошибок. Таким мышлением обладает не только ребенок, часто и взрослые им пользуются.

 

2 этап. Наглядно-образное (Конкретно-предметное) мышление.
На этом этапе, ребенку не обязательно совершать действия руками, он уже способен образно (наглядно) представить, что будет, если он совершит какое-то действие.

 

3 этап. Словесно-логическое (Абстрактно-логическое) мышление.
Самый сложный процесс мышления для детей. Здесь ребенок оперирует не конкретными образами, а сложными отвлеченными понятиями, выраженными словами. Например, в раннем детстве определенное слово ассоциируется у ребенка с конкретным, виденным им предметом. Например, при слове кошка ребенок младшего дошкольного возраста представляет себе именно свою кошку, и может удивится, что другую кошку тоже зовут кошкой. Дети старшего дошкольного возраста понятие “кошка” уже могут обобщить. Ребенок с развитым словесно-логическим мышлением способен оперировать такими например, абстрактными понятиями как время и пространство.

 При правильно развитом мышлении человек способен:
* Анализировать — разделять предметы или явления на составляющие компоненты.
* Синтезировать — объединять разделённые анализом с выявлением при этом существенных связей.
* Сравнивать — сопоставление предметы и явления, при этом обнаруживать их сходства и различия.
* Классифицировать — группировать предметы по признакам.
* Обобщать — объединять предметы по общим существенным признакам.
* Конкретизировать — выделять частное из общего.
* Абстрагировать — выделять какую-либо одну сторону или аспект предмета  с игнорированием других.

Задачи на развитие операции мышления. Развитие способностей к анализу и синтезу, сравнению абстрагированию, обобщению, классификации. Задачи на развитие форм абстрактного мышления, понятие, суждения, умозаключения. Задачи на поиск общего, на поиск предметов с противоположными свойства Логические задачи для расширения возможностей мыслительной деятельности (развитие построения точных логических рассуждений с правильными промежуточными и итоговыми умозаключениями,) задачи на поиск предметов со сходными свойствами, задачи на поиск предметов-звеньев.

Дидактическая игра «Догадайся, чего не хватает?»

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=cacfe6ffdcaee4b3072b099634fed9e6-l&n=13

Цель: Развивать зрительное внимание, зрительно восприятие, умение концентрировать и распределять внимание, мышление.

Ход игры: Игровое поле выполнено в форме прямоугольника, который состоит из 3 на 4  клетоки. В зависимости от уровня сложности, на игровом поле нарисованы изображения-«подсказки». Необходимо заполнить все оставшиеся пустые ячейки недостающими изображениями.

Дидактическая игра «Четвёртый лишний»

Цель игры.

Закрепить умение находить четвертый лишний предмет и объяснять, почему он лишний.

Задачи.

• Развивать словесно-логическое мышление, умение классифицировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные, пространственно-временные, логические связи.

• Развивать зрительное восприятие.

• Развивать монологическую и диалогическую речь.

• Воспитывать внимательность, умение точно следовать инструкции, целеустремлённость.

https://7gy.ru/images/doshkolenku/4-lishnii-shkola/03.jpg

Лото для детей "Веселые повара"

http://detsad-kitty.ru/uploads/posts/2016-08/1472324848_1355730424_bezimeni-1.jpg

Цель игры: развитие зрительного внимания, логического мышления, мелкой моторики рук, развитие связной речи.

Ход игры: детям случайным образом раздаём карточки с поворятами. Теперь ведущий поднимает одну з перевернутых карточек и называет продукт. У кого есть этот рисунок, тот берёт картинку себе и закрывает аналогичное поле .Выигрывает тот ,кто быстрее всех закроет все поля с продуктами и едой на своих карточках.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА "СОБИРАЕМСЯ НА ПРОГУЛКУ"

C:\Users\Admin\Desktop\д.и\время года\5.jpg

Цель: Учить соотносить погодные условия и двигательную активность с необходимыми для прогулки набором одежды. Развивать память, внимание, логическое мышление.

Ход игры: Необходимо подобрать к каждому сезону соответствующую одежду и обувь. Обсудите с ребенком какие предметы одежды можно носить в разное время года, когда на улице холодно (например весной и осенью).

Уборка в комнате: расставь по полочкам. Дидактическая игра

C:\Users\Admin\Desktop\32902663.jpg

Цель игры: способствовать развитию логического мышления, памяти, речи, умению обобщать, обосновывать.

Ход игры: Раскладываем на столе картинки со шкафчиками и в беспорядке - квадратики с предметами. Предлагаем ребенку сделать уборку. Нужно расставить предметы по нужным полкам в соответствии с их группой по назначению и назвать группу (одежда, посуда, игрушки, обувь, бытовая химия, медицинские принадлежности).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплекс дидактических игр по развитию мышления у дошкольников

Мышление - это психический процесс, с помощью которого человек решает поставленную задачу. Результатом мышления является мысль, которая выражена в словах. Поэтому, мышление и ...

Комплекс дидактических игр по развитию мышления у дошкольников

Комплекс дидактических игр по развитию мышления у дошкольников ...

Методическая разработка "Сборник дидактических игр для развития родной речи дошкольников"

В данном сборнике представлены дидактические игры и упражнения для развития всех сторон речи ребёнка-дошкольника. Данный сборник развивающих игр адресован педагогам дошкольных образовательных орг...