Сообщение из опыта работы по использованию типовых приемов фантазирования в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
учебно-методический материал (старшая, подготовительная группа) по теме

Халявкина Елена Владимировна

Рождается малыш - рождается личность неповторимая, особая. И уже с первых дней ребенок обладает мощной системой, готовой к познанию окружающего мира и себя в нем. Личность ребенка, его неповторимость и уникальность, творческие возможности вот те основные ценности, которые должен понять и принять педагог и учитывать в работе с детьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon soobshchenie_iz_opyta_npm.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №17» Энгельсского муниципального района Саратовской области

Сообщение из опыта работы по использованию типовых приемов фантазирования в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Воспитатель:

высшей квалификационной категории

Халявкина Елена Владимировна

г. Энгельс 2018 г.

Рождается малыш - рождается личность неповторимая, особая. И уже с первых дней ребенок обладает мощной системой, готовой к познанию окружающего мира и себя в нем. Личность ребенка, его неповторимость и уникальность, творческие возможности вот те основные ценности, которые должен понять и принять педагог и учитывать в работе с детьми. Автор книги « Методы развития творческого мышления»  В. А. Морфидина  говорит: «Обучение в школе и подготовка к нему в детском саду развивает в детях преимущественно одну категорию способностей -исполнительские: внимание, память,  умение копировать    других, повторять увиденное или услышанное  умение довести навык до автоматизма. Эти способности позволяют человеку  поступать в какой-либо привычной деятельности по раз и навсегда установленному правилу или шаблону.            Другая же , более сложная и важная категория –творческие способности –в лучшем случае развивается спонтанно или совсем упускается из виду. Творческие способности подразумевают   наличие подвижности мышления, быстрые ориентировки нестандартного подхода к решению больших и малых задач. Важнейшим здесь является  умение переносить характеристики одних явлений, предметов, ситуаций в другие условия и тем самым создавать новые возможности решения задач». С этими словами нельзя не согласиться.  Анализ  современного образования в России , в особенности в начальном звене (дошкольных  учреждениях)  показал, что надвигается разрыв между собственно жизнью и системой образования.  Ребенок задает вопрос взрослому, а тот ему готовый ответ, который не заставляет думать. Все это противоречит развитию индивидуальности ребенка. Необходим  новый подход к развитию  духовных и творческих  возможностей дошкольника.                                                                                                                       Доказано, что дошкольник может и должен находиться в среде развивающего обучения, наблюдать,  сравнивать, искать решения, додумывать, придумывать,  фантазировать, т. е. быть включенным в деятельность поиска и творчества. Ведь,  когда ребенок творит, он меньше устает и практика показывает, что возможен даже оздоровительный эффект (сказкотерапия, игротерапия , изотерапия). Любому педагогу, любящему свое дело  по-настоящему, нравятся дети, которые мыслят, рассуждают своеобразно, делают неординарные умозаключения. Инновационная технология ТРИЗ способствует решению этих задач в полной мере.                                          

  Все мы- педагоги и родители, хотим, что бы наши дети  были умными, здоровыми творческими личностями . А как это сделать- чтобы достигнута была цель привычно и  легко? И при  этом были бы учтены современные требования к воспитанию и обучению ребенка.

 Ребенок старшего дошкольного возраста характеризуется расцветом фантазии, проявляется действенный мотив сделать что-то нужное для себя. Деятельность ребенка характеризует самостоятельность в выполнении задания, сосредоточенность. Дети этого возраста уже способны защищать свое, уже выработанное, решение, отстаивать свою точку зрения . Поэтому очень важно именно в этом возрасте развивать управляемое творческое воображение, учить идти к цели наиболее идеальным путем.  Яркость преподнесения  материала, привлекательность, шутка, игровой характер, использование  обобщающих стихов и песен – все это привлекает детей, повышает                                                                             усвоение приемов и элементов сильного мышления. ТРИЗ подразумевает  решение любых задач неординарно, творчески . Педагогика творчества  должна строиться на принципиальной посылке, учение должно быть радостью. Так вот  теория  ТРИЗ и есть тот самый метод, который приносит полное удовлетворение не только детям , но и самим педагогам. Главное достоинство этой теории в том , что она на основе диалектической логики позволяет резко повысить творческие способности каждого, а не в отдельности вундеркинда, т.е. то чего мы с вами хотели бы для своих детей.

В своей работе я часто применяю типовые приёмы фантазирования. Что же это такое?

Типовые приемы фантазирования созданы Г. С. Альтшуллером  в семидесятых годах ХХ века для активизации мыслительной деятельности людей, занимающихся изобретательством.

В основе ТПФ лежат мыслительные операции представления объектов посредством игнорирования фундаментальных законов природы. Основным механизмом ТПФ является доведение до крайней степени проявления какого-либо признака или его полное уничтожение.

В практике дошкольных учреждений, работающих по ТРИЗ–РТВ технологии,  успешно используются в работе с детьми следующие приемы фантастических преобразований объектов:

  1. Прием "Увеличение - уменьшение",
  2. Прием "Деление - объединение",
  3. Прием "Преобразование признаков времени"
  4. Прием "Оживление - окаменение",
  5. Прием "Специализация – универсализация",
  6.  Прием "Наоборот".

Для лучшего понимания  детьми фантастических  преобразований,  названия приемам даны в виде имен волшебников с различными возможностями, которые осуществляют преобразование признаков объектов и систем окружающего мира (цвет, форма, размер, запах и т. д.)

Нами были разработаны модели приемов фантазирования (Волшебников), которые позволяют научить ребенка делать фантастические преобразования объекта по какому - либо признаку.

Волшебники «Увеличения - Уменьшения».

С их помощью мы можем изменить величину объекта, его частей, места расположения. Увеличить их или наоборот уменьшить: например,- мы пригласим в группу волшебника Увеличения (Уменьшения) по желанию детей. Волшебник коснулся стула и что с ним произошло? Зачем нам нужен такой большой стул? Что в этом хорошего, плохого? А если волшебник коснется не всего стула, а только его спинки? Что произойдет? Для чего нужен стул с огромной спинкой? А вдруг волшебник Увеличения не будет касаться стула, а увеличит только то место, где он расположен (группу)…

Волшебники «Дробления - Объединения»

Это два волшебника: Волшебник Дробления и Волшебник Объединения. Они часто ходят друг за другом. Первый делит на части все и перепутывает их. Второй – объединяет все части, которые попадаются под руку.

Волшебник «Наоборот».

Этот волшебник умеет делать все, только с точностью наоборот. Любую функцию или свойства объекта заменяет противоположными.

Волшебники «Оживления – Окаменения».

Волшебник Оживления превращает все неживое в живое. Волшебник Окаменения – наоборот: делает все живое – неподвижным.

Волшебники «Специализации - Универсализации».

Специализация – это Волшебник, который может выполнить ограниченное число функций – Волшебник Могутолько (магазины специализированные – обувь, одежда…)

Универсализация – это Волшебник, который может выполнять много функций – Волшебник Всемогу (универсам, супермаркет).

Волшебники преобразования признаков времени:

Эти волшебники могут творить со временем все, что захотят.

Например:

  • Убыстрить время (Волшебник Быстрых минут), с таким же успехом замедлить его (Волшебник Замедления)
  • Поменять местами временные отрезки, в которых протекали определенные события (Волшебник перепутывания времени)
  • Может процессы и события заставить протекать наоборот (Волшебник Обратного Времени)
  • Переместить события на дальние временные отрезки (Машина Времени), на ближние – относительно жизни человека (Зеркало Времени)
  • Может остановить время (Волшебник Остановки Времени).

Используя типовые приемы фантазирования в работе с детьми, мы учим их ориентироваться в различных источниках информации, используя различные анализаторы, делать выводы, оценивать необходимость новой информации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сочетания разных педагогических технологий и интеграция образовательных областей в работе с дошкольниками, на примере конспекта совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Дары природы – вода»

Даннй конспект совместной деятельности с дошкольниками представляет собой пример сочетания разных педагогических технологий и интеграция разных образовательных областей в отработке одной темы. В данно...

Использование игр и игровых приемов в образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

Игра является одной из наиболее значимой деятельностью для детей дошкольного возраста. Использование игр и игровых приемов в образовательной деятельности повышает ее эффективность....

Использование типовых приемов фантазирования в работе с детьми дошкольного возраста

В практике дошкольных учреждений, работающих по ОТСМ-ТРИЗ–РТВ технологии, успешно используются в работе с детьми следующие приемы фантастических преобразований объектов: 1. Прием "Увеличени...

Консультация на тему «Игры и приемы на занятиях ИЗО с детьми старшего дошкольного возраста»

В материале представлены методы и приёмы работы педагога на занятиях по изобразительному искусству в детском саду. Описывается, как сделать, чтобы направить восприятие ребёнка в нужное русло, закрепит...

Конкурсное задание. ОПЫТ РАБОТЫ: «Использование STEAM –технологии в образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста" И.В.Чернова воспитатель высшей квалификационной категории

laquo;Фестиваль педагогического мастерства – 2022»заочный этапноминация "Лучший воспитатель"Чернова Ирина Викторовна воспитатель высшей квалификационной категорииМКДОУ "ДС ...

Сообщение из опыта работы «Использование ИКТ технологий в познавательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста»

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) прочно входят во все сферы нашей жизни. Соответственно, система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения...