Статья "Роль игры в организации театрализованной деятельности дошкольников"
статья (младшая группа) на тему

Осипова Нина Михайловна

Статья "Роль  игры  в  организации  театрализованнойдеятельности   дошкольников"

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                                                        Осипова  Н.М., воспитатель

                                                                                             ГБДОУ детский  сад  № 49  Колпинского  района

Санкт-Петербурга                                                                                                                                                  

                                                   

Роль  игры  в  организации  театрализованной

деятельности   дошкольников

Дети дошкольного возраста  большую  часть  времени  проводят  за  играми .порой  взрослым  кажется ,что  играя,  дети  тратят  время  на  бесполезные  занятия,  ведь  игра  воспринимается  как  праздное  времяпрепровождение  и  баловство. На самом  деле  игра  является  ведущей  деятельностью  для  дошкольников

В дошкольной педагогике  игра  рассматривается как одно из наиболее эффективных средств организации жизни  детей и их совместной  деятельности. Ребенок в детском возрасте  должен  играть, игра для него - норма. Игра  отражает внутреннюю потребность ребенка  в  активной  деятельности. Она  выступает средством  познания  окружающего мира, в игре дети обогащают свой  чувственный  и  жизненный опыт,  вступают  во взаимоотношения  друг  с другом  и со взрослыми, организуют  детское  игровое сообщество.

Дети дошкольного возраста  большую  часть  времени  проводят  за  играми .порой  взрослым  кажется ,что  играя,  дети  тратят  время  на  бесполезные  занятия,  ведь  игра  воспринимается  как  праздное  времяпрепровождение  и  баловство. На самом  деле  игра  является  ведущей  деятельностью  для  дошкольников

Научить  ребенка  играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая  ему приобретать  жизненный опыт, - все  это помогает осуществить театрализованная деятельность.

Театрализованная  деятельность - это самый распространенный  вид  детского творчества.

Она  близка  и  понятна ребенку, глубоко  лежит  в  его природе  и  находит свое отражение стихийно, потому что-то связана игрой. Всякую свою выдумку, впечатления  из окружающей  жизни  ребенку хочется  воплотить в живые образы и действия.

Входя  в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало, и получая огромное эмоциональное наслаждение .

Воспитательные   возможности  театрализованной  деятельности  широки.  Участвуя  в ней, дети  знакомятся  с окружающим  миром во всем его многообразии через  образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы  заставляют их  думать, анализировать, делать выводы  и  обобщения.

С умственным развитием  тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью  реплик  персонажей, собственных  высказываний  незаметно активизируется  словарь  ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй.

Исполняемая  роль,  произносимые  реплики, ставят  малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно  изъясняться. У него  улучшается  диалогическая речь, ее  грамматический строй.  Можно утверждать, что  театрализованная  деятельность  является источником развития чувств,  переживаний и открытий ребенка,  приобщает  его  к духовным  ценностям. Это конкретный, зримый результат. Но не менее важно, что театрализованные  занятия  развивают  эмоциональную  сферу  ребенка, заставляет его сочувствовать  персонажам, сопереживать  разыгрываемое  событие.

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения, поскольку каждая сказка имеет нравственную направленность. В результате ребёнок познаёт мир умом и сердцем и выражает своё отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания.

Существуют  несколько  видов театрализованной  игры. Это  кукольный, пальчиковый,  теневой, настольный театр, игра-драматизация.

В одних играх дети представляют спектакль сами, как артисты; каждый ребенок выполняет свою роль. В других дети действуют, как в режиссерской игре: разыгрывают литературное произведение, героев которого изображают с помощью игрушек, озвучивая их роли. Аналогичны спектакли с использованием настольного театра с объемными и плоскостными фигурками или так называемые стендовые театрализованные игры, в которых дети на фланелеграфе, экране с помощью картинок (часто вырезанных по контуру) показывают сказку, рассказ и др. Наиболее распространенным видом стендовых театрализованных игр является теневой театр.

Театрализованная игра ставит перед ребенком немало очень важных задач. Дети должны уметь при небольшой помощи со стороны воспитателя организовываться в игровые группы, договариваться о том, что будет разыгрываться, определять и осуществлять основные подготовительные действия (подобрать необходимые атрибуты, костюмы, декорации, оформить место действия, выделить исполнителей ролей и ведущего, произвести несколько раз пробное разыгрывание); уметь пригласить зрителей и показать им спектакль. Речевые и пантомимические действия исполнителей ролей при этом должны быть достаточно выразительны (внятны, интонационно разнообразны, эмоционально окрашены, целенаправленны, образно правдивы).

Таким образом, в процессе организации театрализованной игры у детей развиваются организаторские умения и навыки, совершенствуются формы, виды и средства общения, складываются и осознаются непосредственные взаимоотношения детей друг с другом, приобретаются коммуникативные умения и навыки. В дошкольном возрасте впервые проявляется потребность в хорошем к себе отношении со стороны окружающих людей.

Театрализованная игра учит ребенка нести ответственность за свои действия, проявлять эмоции, чувства, состояния, движения, которые в обычной жизни по каким-либо причинам ребенок не может или не позволяет себе проявлять.  В таких играх дети учатся воспринимать и передавать информацию, ориентироваться  на  реакции собеседников, зрителей и учитывать их в своих собственных действиях. Особенно это важно для того, чтобы суметь быстро сориентироваться, овладеть собой в трудной ситуации.  Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Таким образом,  игра  помогает ребенку развиваться всесторонне. В творческой атмосфере ребёнок развивается быстрее, полноценнее. Он, входя в сказку, получает роль одного из её героев, непроизвольно впитывает в себя то - отношение к миру, которое даёт силу и стойкость в будущей жизни.

Список литературы:

1.Аникеева Н.П. Игра в педагогическом процессе. - М., 1989.

2. Аникеева Н.П. Педагогика и психология игры. - М., 1990.

3.Акулова О.Театрализованные игры. // Дошкольное воспитание. - 2005.№ 4

4.Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: ВЛАДОС, 1999. ... предметно-развивающей среды как условия обогащения игры – драматизации

5.Гурин Ю.В., Монина Г.Б. Игры для детей от трёх до семи лет. - СПб.: Речь; М.:Сфера, 2011. .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коллекционирование - одна из эффективных технологий исследовательской деятельности дошкольников и средств для развития познавательной активности дошкольников.

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, которая  понимается не только как процесс...

Педсовет - деловая игра: «Формирование математических представлений дошкольников как части образовательной деятельности дошкольников в условиях ФГОС»

Цель: Рассмотреть пути и способы совершенствования работы по формированию элементарных математических представлений у дошкольников....

Мастер-класс «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников» Тема: «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников»

Цель: Повысить уровень знаний и умений у педагогов в методике проведения опытов и экспериментов с дошкольниками. Задачи: Познакомить со специальными знаниями и практическими умениями в облас...

Мастер - класс Для педагогов, по познавательно – исследовательской деятельности дошкольников на тему: «Организация экспериментальной деятельности дошкольников»

Ребёнок – исследователь по своей природе. Важнейшими чертами детскогоповедения являются любознательность, наблюдательность, жажда новых открытий и впечатлений, стремление к экспериментированию и поиск...

Музыкально-дидактические игры дошкольников. Использование музыкально-дидактических игр в самостоятельной деятельности дошкольников.

Роекомендации  для воспитателей, по использованию в развивающей деятельности детей  дошкольников игрового матерьяла по музыкальной  -дидактике.Игры на развитие ритма, памяти,слуха ....

Методическая разработка организации совместной деятельности дошкольников и педагога по освоению природного и культурного наследия Выборгского района и ознакомлению старших дошкольников с необычными архитектурно-декоративными объектами. Городская прогулка

Объектом для исследования детей во время прогулки могут стать не только известнейшие достопримечательности района, но и самая обычная клумба, имеющая необычное архитектурно-декоративное оформление....