Применение игровых технологий в развитии детей младшего дошкольного возраста в соответствии ФГОС ДОУ
консультация (младшая группа) по теме

Рябова Елена Васильевна

обучение игровым действиям через развертывание игровой деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konst_dlya_ped_primenenie_igrov_tehnologiy_2.docx19.45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

№57  «Одуванчик»

Консультация для педагогов

Применение игровых технологий

в развитии детей младшего дошкольного возраста в соответствие с ФГОС ДО

подготовила и провела

воспитатель Рябова Е.В

п.Останкино

2018

Консультация для педагогов

                 

Применение игровых технологий

в развитии детей младшего дошкольного возраста в соответствие с ФГОС ДО

   Впервые в российской истории в соответствии с требованиями вступившего в силу 1 сентября 2013 года федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», разработан Федеральный государственный стандарт дошкольного образования. Стандарт утверждает основные принципы, одним из которых является «создание благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями». Решение задач развития детей должно быть направлено на приобретение опыта в следующих видах деятельности: двигательной, коммуникативной, изобразительной, музыкальной, игровой. Игра в данном случае может выступать как форма социализации ребенка.

          Дошкольный возраст – это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Высокая восприимчивость детей дошкольного возраста, легкая обучаемость , благодаря пластичности нервной системы, создают благоприятные возможности для успешного нравственного воспитания и социального развития личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника.

1. Игровые технологии как основа развития детей младшего дошкольного возраста

Ведущей деятельностью детей – дошкольников, и тем более младших, является игра. Поэтому в последнее время наиболее актуальным определяется проблема внедрения в образовательную практику дошкольных учреждений современных игровых технологий. Известно, что сюжетно-ролевая игра в классификации игровой деятельности считается наиболее сложной, но и наиболее значимой для личностного развития детей при вхождении их в мир социальных отношений с окружающими их людьми, природой. Элементы современных педагогических технологий творческих сюжетно-ролевых игр были заложены крупными педагогами отечественной дошкольной педагогики А.П. Усовой, Р.И. Жуковской, Д.В. Менджерицкой. Данные авторы признавали необходимость руководства сюжетно ролевыми играми со стороны взрослого. Они раскрыли три направления руководства: приемы, направленные на формирование игры; приемы, связанные с формированием инициативы и творчества; приемы, направленные на формирование взаимоотношений. Технология Н.Ф. Тарловской У ребенка 3-го года жизни имеются два источника игровых целей. Первый источник – действия взрослого, которые вызывают у малыша вспышку интереса, привлекают его внимание и побуждают к похожим действиям. Второй источник – это цели, которые специально ставятся перед ним взрослым. Н.Ф. Тарловская предлагает такой путь организации игры, при котором основным побудителем ребенка к действию является не подражание взрослому, а общение с ним. В качестве первого шага на этом пути она предлагает  совершать игровое действие относительно самого ребенка, а не игрушки: «понарошку» покормить малыша, вымыть ему руки, измерить температуру, покатать на машинке и пр. Вторым шагом на этом пути является смена ролей. Теперь воспитатель предлагает детям самим осуществлять те же самые игровые действия относительно взрослого. Основная задача воспитателя состоит в том, чтобы игровые действия, которые осуществляют дети относительно педагога, доставляли им максимум удовольствия, позволяли пережить чувство успеха, радости, удовлетворения.

Принять на себя роль – значит суметь вообразить и отобразить себя кем-то другим (мамой, папой, доктором, поваром). Для ребенка данная ситуация является довольно сложной. Итак, чтобы ребенок овладел сюжетно-ролевой игрой, он должен быть готов к принятию той или иной роли. Отсюда очевидна и основная задача педагога – подготовка детей к принятию роли. Среди авторов современных педагогических технологий также выделяются: Н.Я. Михайленко, С.Л. Новоселова, Н.Ф. Тарловская, В.Я. Воронцова, С.И. Щербакова и т.д. Для этих авторов характерна следующая позиция: игре необходимо учить, сама по себе игра и ребенок в игре без руководства развиваться не будут. Многие педагоги с этой целью используют обучение игре на занятиях и в повседневной жизни. Преобладающим методом считается участие взрослого в игре. Используются такие термины «руководство»,  «формирование», «управление» игрой (Н.Я. Михайленко). «Руководство игрой» – тип педагогического воздействия, направленный на передачу детям способов игровой деятельности. «Управление» – косвенные методы воздействия на игру. «Руководство» – включение взрослого в процесс игры, участие в детском игровом творчестве. Н.Я. Михайленко разработала стратегию формирования игры, начиная с детей раннего до старшего дошкольного возраста. Технология игры изложена в монографии: «Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект» под ред. Подъякова Н.Н., Михайленко Н.Я. Формирование ролевого поведения детей в игре. Основным педагогическим средством автор считает сюжет (действия, роли, события). Сюжет можно использовать по-разному, в зависимости от этапов развития игры, возрастных особенностей. Для младших детей в совместной со взрослыми игре предлагается использовать несколько ролей (воспитатель – врач, ребенок – больной). Группа педагогов – исследователей под руководством С. Л. Новоселовой разработала метод комплексного руководства игрой младших дошкольников (3-4 года). Комплексный метод включает следующие компоненты: планомерное обогащение жизненного опыта; совместные обучающие игры педагога с детьми, направленные на передачу детям игрового опыта, игровых умений; своевременное изучение игровой среды с учетом обогащающегося жизненного опыта; активизирующее общение взрослого с детьми в процессе их игры, направленной на побуждение и самостоятельное применение детьми новых способов решения игровых задач, на отражение в игре новых сторон жизни. Под руководством игрой данные авторы понимают совокупность методов, направленных на организацию конкретных игр детей и овладения ими конкретными действиями. «Руководство» используется в единстве с термином «формирование». Значение каждого из компонентов комплексного подхода изменяется в зависимости от возраста, уровня развития детей. Например, на 3-ем году жизни больше внимания и времени педагог должен уделять первым и вторым компонентам, чтобы дети накопили жизненный и игровой опыт. На 4-ом году жизни актуальными становятся третий и четвертый компоненты комплексного подхода. Т.М. Бабунова создала методическое пособие по организации игровой деятельности в ДОУ, обобщив позиции многих специалистов по данной проблеме. Позиция воспитателя при руководстве игрой, по мнению Т.М. Бабуновой, включает коммуникативные умения. Взрослый может быть инициатором, организатором игры.

Для детей 3 – 4-го года жизни методист предлагает следующие приемы руководства:

обучение игровым действиям через развертывание игровой деятельности; исполнение воспитателем главной роли; организация игр по сюжету, разработанному воспитателем; внесение кукольного персонажа, постановка правил поведения от его лица; сюрпризное появление игрушки; создание воображаемой ситуации; совет, напоминание; обновление игровых уголков; введение игрового тренинга, правил поведения; разыгрывание воображаемой ситуации; внесение образных игрушек. Таким образом, проанализировав теоретические основы современной педагогики развития игры дошкольников, особенности формирования и развития сюжетно-ролевой игры младших дошкольников, можно сделать следующие выводы: Во-первых, игровая деятельность является ведущей деятельностью дошкольников. В процессе игры дети познают себя, окружающий мир, у них формируются основные понятия человеческих взаимоотношений; Во-вторых, именно сюжетно-ролевые игры, совместно  с играми с правилами, являются вершиной игровой детской деятельности. Все предыдущие формы игры являются подготовительным этапом к освоению сюжетно-ролевых игр, к осмысленному принятию на себя той или иной социальной роли; В-третьих,   именно проблема грамотного введения ребенка в ту или иную роль представляется наиболее сложной из педагогических проблем на сегодняшнем этапе, решаемых в технологиях, связанных с дошкольной игровой деятельностью. И, наконец, в-четвертых, освоение детьми младшего дошкольного возраста различных социальных ролей в сюжетно-ролевых играх во многом облегчит им адаптацию к новым условиям проживания в начальном звене школы.

2. Методические рекомендации по применению игровых технологий в образовательном процессе ДОО

Рекомендации педагогам по организации игровой деятельности малышей: Педагогам необходимо стараться не занимать время, отведенное для игры детей, другими видами деятельности. Моделировать игровую среду в соответствии с возрастными особенностями, учитывать уровень развития детей, их интересы, половые различия. Игровая среда должна быть динамичной. Атрибуты сюжетно-ролевой игры располагаем в легкодоступном для детей месте. Иногда атрибуты формируются в специально установленном порядке,  детям предоставляется возможность создавать игровую среду самостоятельно. Эффективным приемом руководства играми детей младшего дошкольного возраста является прямое участие педагога в игре детей на главных ролях, причем первоначально рекомендуется использовать индивидуальную игру с данным ребенком, а в конце четвертого года жизни рекомендуется применять игру педагога с подгруппой детей. В руководстве детей большое место занимает косвенные приемы руководства, чтобы не мешать ребенку, играть самостоятельно, т.к. только самостоятельная сюжетно-ролевая игра в наибольшей степени способствует развитию ребенка. Руководство игрой должно строиться на основе результатов наблюдения за самостоятельной сюжетно-ролевой игрой детей. Педагог должен как можно чаще ставить ребенка в позицию «взрослого». Это способствует развитию самостоятельности детей.

В составлении перечня методов и приемов, способствующих развитию сюжетно-ролевой игры детей младшего дошкольного возраста, использованы рекомендациями Михайленко Н.Я., Тарловской Н.Ф., Бабуновой Т.М., Турченко В.И. и др. авторов.

Методы и приемы, способствующие обогащению содержания игры. Исполнение воспитателем главной роли (Т.М. Бабунова);

 Индивидуальная игра воспитателя с ребенком, при этом воспитатель исполняет ведущую роль (Н.Я. Михайленко);

Внесение образных игрушек (Т.М. Бабунова);

 Прием параллельной игры (Н.Ф. Тарловская);

Прием ролевой игры с продолжением (Н. Палагина);

Активизирующее общение взрослого с детьми в процессе их игры, направленное на пробуждение и самостоятельное применение детьми новых способов решения игровой задачи, на отражение  в игре новых сторон жизни (Новоселова С.Л.);

Игра в телефон (Н. Палагина);

Обыгрывание с помощью кукол сюжетов жизни детей в детском саду; Разыгрывание с детьми воображаемых ситуаций.

Методы и приемы, способствующие регулированию игровых взаимоотношений.

 Игры, облегчающие адаптацию («приходите ко мне в гости») (Н.Ф. Тарловская);

Участие воспитателя в игре (главная роль) (Михайленко Н.Я.); Использование много персонажного сюжета (2 врача, 2 шофера)  (Михайленко Н.Я.);

Внесение кукольного персонажа, постановка правил поведения от его лица; Создание разновозрастных игровых триад (В.И.Турченко).

Косвенные приемы руководства

Обновление игровых уголков (внесение предметов-заместителей, съемных панелей) (Т.М. Бабунова);

 Изменение игровой среды (С. Новоселова);

Наблюдение, экскурсия;

 Создание воображаемой ситуации (Т.М. Бабунова);


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

1.Первые игры Воскобовича появились в начале 90-х. "Геоконт", "Игровой квадрат" (сейчас это "Квадрат Воскобовича"), "Складушки", "Цветовые часы" сразу привлекли к себе внимание. С каждым годом их стан...

Применение игровых технологий в развитии детей младшего дошкольного возраста в соответствие с ФГОС ДО

Впервые в российской истории в соответствии с требованиями вступившего в силу 1 сентября 2013 года федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», разработан Федеральный государственный с...

Роль предметно-развивающей среды в коммуникативном развитии детей младшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС

Роль предметно развивающей среды в коммуникативном развитии детей младшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС (из опыта работы ) с презентацией и фотографиями....

Презентация.Игровые технологии в развитии детей младшего дошкольного возраста в соответствие с ФГОС ДО.

Применение игровых технологийв развитии детей младшего дошкольного возраста в соответствие с ФГОС ДО...

«Применение игровых технологий в развитии детей младшего дошкольного возраста»

       С первых дней пребывания детей в детском саду мы организуем их процесс самообслуживания. Так как ведущим видом деятельности детей является игра, наша задача именно че...

«Опыт работы по применению игровых технологий для активизации детей старшего дошкольного возраста в театральной деятельности»

laquo;Опыт работы по применению игровых технологий для активизации детей старшего дошкольного возраста в театральной деятельности» Подготовила: Карцева Елена Юрьевна, воспитатель Пред...