Художественно-эстетическое развитие дошкольников через стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений
статья на тему

Бурнашева Ольга Анатольевна

В данной статье рассматриваются аспекты художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста, автор обращается к поиску эффективных педагогических условий, методов и приемов организации работы с художественной литературой, способствующих формированию нравственных представлений дошкольников.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл burnasheva_olga_anatolevna.docx15.32 КБ

Предварительный просмотр:

Бурнашева Ольга Анатольевна,

воспитатель

МБДОУ «Обуховский детский сад «Земляничка»

Старооскольского городского округа 

ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ СТИМУЛИРОВАНИЕ СОПЕРЕЖИВАНИЯ ПЕРСОНАЖАМ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

В дошкольном образовании в соответствии с ФГОС дошкольного образования существенное внимание уделяется восприятию и осмыслению детьми музыкальных произведений, народного устного творчества, детской литературы, стимулированию сопереживания персонажам художественных произведений; осуществлению самостоятельной творческой деятельности дошкольников.

Модель поведения, которая выстраивается в раннем возрасте, будет в предстоящем обуславливать не только успешное обучение и развитие личности, но и социальные отношения в мире. Дошкольный возраст является сенситивным для  освоения нравственных общепризнанных норм и правил, закладывания основ высоконравственного действия. Конкретно, ввиду собственной высочайшей значимости, проблема нравственного воспитания дошкольников постоянно находилась в центре внимания выдающихся преподавателей, из них В. Г. Нечаева, В. А.  Сухомлинский,  Н. С.  Капринская, А.  М. Виноградова, В.  И.  Логинова, Б. Т. Лихачев и др. Они занимались поиском более действенных   путей и средств осуществления нравственного воспитания в дошкольном учреждении.

В качестве одной из важнейших элементов нравственного развития выступает сопереживание. «Сопереживать, согласно толковому словарю Т. Ф. Ефремовой, следовательно испытывать совместно с кем-либо, разделять чьи-либо волнения  и проникаться эмоциями и идеями изображаемого персонажа (в театральном искусстве)» .

Большим потенциалом при формировании моральных качеств, в том числе и сопереживания, обладают художественные произведения. Это подтверждается и мнением ученых, которые видят ознакомление детей с художественной литературой одним из важнейших средств нравственного воспитания  дошкольников (М. М.  Конина, О. И.  Соловьева, Л. Б. Фесюкова, Е. Ф. Лунина и др.). Л. П. Стрелкова Н.С.  Ежкова, в собственных исследованиях концентрирует внимание на такой особенности художественного восприятия ребенка дошкольного возраста, как активность, глубокое сопереживание героям произведений.

«Осознание детьми дошкольного возраста художественной литературы в равной мере  как усиленное и самостоятельное движение, что подразумевает никак не бездеятельное содержание, а именно деятельность, которая реализуется во внутреннем содействии, сопереживании героям произведения, выдуманном перенесении происшествий на самого себя, в результате чего у ребенка возникает эффект как будто он сам лично присутствует и принимает участие в событиях художественного произведения» .

Художественно-эстетическое развитие дошкольников с применением детской художественной литературы возможно при создании учителем обстоятельств и применении определенных конфигураций и результативных способов, сориентированных в развитие моральных взглядов,  оценок, содействующих зарождению нравственных чувств. Выбор художественных произведений  обязан повиноваться установленным условиям: содержание произведения должно быть общедоступно осмыслению ребенка, изложено лаконично и последовательно; разногласие между персонажами должен находиться в основе сюжета произведения; а решение его может быть предложено равно как с поддержкой преподавателя, вслед за тем и лично ребятами.

С целью стимулирования  сопереживания персонажам художественных произведений каждое занятие с детьми должно включать в себя различные формы деятельности,  представляемые в установленной очередности:  1) создание мотивации ожидающей работы (предыстория) и ознакомление с произведением; 2) характеристика основных героев, выявление противоречий или конфликта; 3) отреагирование конфликтной ситуации, отбор линий ее разрешения в ходе проигрывания мини-этюдов,  выстраивания разоворов, игровых ситуаций, в которых ребенок имел бы шанс сформулировать собственное восприятие ситуации и позиции к ней опосредованно, при помощи утверждение значимости.

Таким образом, детская художественная литература за счет многочисленных форм, методов и приемов работы с ней, созданных в дошкольной педагогике и представленных в данной статье, открывает большие возможности перед педагогами и родителями детей дошкольного возраста с целью развития моральных взглядов ребенка. Каждый метод являет собой способ достижения установленной цели на пути пошагового развития нравственных суждений, развития и поддержания моральных эмоций и линии поведения детей в целом.

Список литературы:

  1.Ефремова,  Т. Ф.  Современный толковый словарь русского языка/Т.Ф. Ефремова; в 3 томах.  АСТ, Астрель, Харвест, Lingua.  2005. – С.802

  2.Любаев, А. В. Восприятие художественной литературы детьми дошкольного возраста // Молодой ученый.  2015.  №21.  С. 707-709.  URL https://moluch.ru/archive/101/22975/ (дата обращения: 01.10.2018)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений посредством их драматизации

Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений посредством их драматизации...

«Развитие творческого потенциала личности дошкольника через организацию работы по художественно-эстетическому развитию»

Совершенствование воспитательно-образовательного процесса.Создание творческой атмосферы в коллективе....

Педсовет №2. «Развитие творческого потенциала личности дошкольника через организацию работы по художественно-эстетическому развитию».

Педсовет №2.  «Развитие творческого потенциала личности дошкольника через организацию работы по художественно-эстетическому развитию».Цель: совершенствовать работу по художе...

«Развитие творческого потенциала личности дошкольника через организацию работы по художественно-эстетическому развитию»

Дошкольный возраст даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству и от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого че...

Художественно-эстетическое воспитание старших дошкольников через ознакомление с художественной литературой

Детская литература как часть общей литературы является искусствомслова. Её особенности определяются воспитательно-образовательнымизадачами и возрастом детей. Детская литератураспособствует развитию эс...

Консультация для воспитателей «Развитие творческого потенциала личности дошкольника через организацию работы по художественно-эстетическому развитию (КОНСТРУИРОВАНИЕ)»

Дошкольное детство – это период первоначального становления и развития личности.   Эмоциональный мир современных детей изменился, они стали более свободными, самостоятельными и активны...