Рабочая программа кружка "Теремок"
рабочая программа (старшая, подготовительная группа) на тему

Рабочая программа кружка  "Теремок"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_progr.kruzhka.docx28.9 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Брусничка»

п. Сосьва

Утверждаю

Заведующая МБДОУ

_________ Томашевская Е. М.

Кружковая работа

Вид деятельности: «Театрализованная деятельность»

Название: «Теремок»

Руководитель кружка:

Черникова М.Г.

Рабочая программа кружка театрализованной деятельности «» в старшей-подготовительной группе «Звёздочки»

Черниковой Марии Геннадьевны

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Театр доставляет детям большое удовольствие, приносит им иного радости. Но, конечно же, нельзя рассматривать театр только как развлечение: его воспитательное значение общеизвестно. Особое влияние оказывают представления театра на детей дошкольного возраста, когда у них начинают формироваться вкусы, интересы, определенное отношение к окружающему.

Театр – один из самых демократичных и доступных для детей видов искусства, он позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности.  Театр в детском саду научит ребёнка видеть прекрасное в жизни и в людях. Театральные игры способствуют развитию детской фантазии, воображения, всех видов памяти и видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического). Даёт самому нести в жизнь прекрасное и доброе. В театрализованных играх с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, походка, разыгрываются определённые литературные произведения. Дети знакомятся не только с их содержанием, воссоздают конкретные образы, но и учатся глубоко сопереживать событиям, взаимоотношениям героев произведений. Литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость). Благодаря сказке ребёнок познаёт мир и умом,  и сердцем. И не только познаёт, но и выражает своё собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцом для подражания и отождествления. Именно способность ребёнка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам оказывать позитивное влияние на детей.

Игра в театр позволяет ребёнку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, застенчивость, неуверенность в себе. Театрализованная деятельность помогает не только раскрыть творческие способности, но и развить их. Таким образом, театрализованная деятельность помогает всесторонне развивать ребёнка.

Цель работы кружка:

Развитие сценического творчества детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.

Воспитание любви к театру и театральной деятельности. Формирование у детей коммуникативных умений через театрализованную деятельность.

Задачи программы.

1. Побуждение интереса к театрально–игровой деятельности, создание необходимых условий для ее проведения.

2. Развитие речи детей с помощью кукольного театра: обогащение словаря, формирование умения строить предложения, добиваясь правильного и четкого произношения слов.

3. Воспитание умения следить за развитием действия в драматизациях и кукольных спектаклях.

4. Закрепление представлений об окружающих предметах; умение называть предметы театрального игрового оборудования. Развитие у детей интереса и бережного отношения к игрушкам, театральным куклам.

5. Формирование умения передавать мимикой, позой, жестом, движением основные эмоции.

6. Формирование умения концентрировать внимание на игрушке, театральной кукле.

7. Поощрение желания участвовать в танцевальных импровизациях.

8. Развитие инициативы и самостоятельности детей в играх с театральными куклами.

9. Развитие желания выступать перед родителями, сотрудниками детского театра.

Речевое развитие. Дети знакомятся с литературными произведениями, которые будут использованы в постановках       спектаклей, игр, занятий, праздников, и самостоятельной театрализованной деятельности. Дети используют скороговорки, чистоговорки, потеши, при этом развивается чёткая дикция, обогащается словарь.

Художественно – эстетическое развитие. Дети знакомятся с иллюстрациями близкими по содержанию, сюжету спектакля, рисуют разными материалами по сюжету спектакля, или его персонажей. А так дети знакомятся с музыкой к очередному представлению, отмечают характер музыки, дающий полный характер героя, и его образ, музыкально-ритмические композиции и танцы, разучивают песни.

Социально – коммуникативное развитие. Дети знакомятся не только с содержанием сказки, воссоздают конкретные образы, но и учатся глубоко сопереживать событиям, взаимоотношениям героев произведений. Дети учатся согласовывать свои действия с партнёрами, а также оценивать действия других детей и сравнивать со своими.

Программа реализуется через кружковую работу (подгрупповая, индивидуальная) .

Программа рассчитана на 9 месяцев по 1 занятию в неделю, длительностью 30 минут во вторую половину дня. Численность детей в кружке – 10 человек. Возраст детей 5 – 7 лет. Программа составлена с учетом ФГОС по разделам:

Принципы проведения театрализованной деятельности:

Наглядность в обучении – осуществляется на восприятии наглядного материала (иллюстрации, видеоматериалы, музыкальные фрагменты, театрализованные спектакли педагогов детского учреждения) ;

Доступность – театрализованная деятельность детей составлена с учетом возрастных особенностей, построена по принципу дидактики (от простого к сложному) ;

Проблемность – направленная на поиск разрешения проблемных ситуаций;

Развивающий и воспитательный характер обучения – направлен на расширение кругозора, на развитие патриотических чувств и познавательных процессов.

Занятия строятся по схеме:

- введение в тему, создание эмоционального настроя.

- театрализованная деятельность (в разных видах: театрализованная игра, ритмопластика, культура и техника речи, основы театрального искусства, работа над спектаклем)

- эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность театрализованной деятельности

Критерии оценки

Цель: выявить уровень развития творческих способностей детей в театрализованной деятельности.

сентябрь.

1 неделя. Беседа с детьми "Что такое театр"

Цели: Дать детям представление о театре, познакомить с видами театров (музыкальный, драматический, кукольный) ;

Формировать устойчивый интерес к разным театральным жанрам;

2 неделя. Беседа-диалог. Вопросы к детям поискового характера (Зачем нужны декорации)

Цели:

Активизировать познавательный интерес к театральным профессиям;

Познакомить детей с профессиями: актер, режиссер, художник, композитор;

Воспитывать желание узнать новое.

(Демонстрация сказки «Пых» на фланелеграфе) .

3 неделя. "Сочиняем сами".

Цели:

Побуждать детей сочинять несложные истории героями, которых являются дети;

Воспитывать чувство юмора, способствовать повышению самооценки детей;

Развивать связную речь детей (диалогическую) ;

Формировать умение придумывать тексты любого типа (повествование, рассуждение, описание, используя методику проблемно-речевых ситуаций.

(Настольный театр сказка «Кот, лиса и петух») .

4 неделя. Знакомство с пантомимой.

Цели:

Учить детей выкладывать часть выражения лица, соответствующую эмоциональному характеру;

Учить детей определять не только свое состояние, но и состояние окружающих людей;

Развивать эмоциональную отзывчивость, проявлять свои эмоции от поступков окружающих детей.

(пантомимы «Раздумье», «Мне печально», «Вкусные конфетки») .

октябрь

1неделя. Игры на развитие речевого дыхания.

Цели:

Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;

Развивать дикцию;

Учить строить диалоги;

Воспитывать терпение и выдержку;

Игры и упражнения: «Мыльные пузыри», «Футбол», «Удивленный бегемот».

2 неделя. Экскурсия по театру.

Цели:

Развивать у детей интерес к сценическому творчеству;

Активизировать познавательный интерес к театру;

Разъяснить детям выражения "зрительская культура", "театр начинается с вешалки";

Активизация словаря: сцена, занавес, спектакль, аплодисменты, сценарист, дублер, актер.

3 неделя. Ритмопластика.

Цели:

Развивать у детей умение пользоваться жестами;

Развивать двигательные способности детей: ловкость, гибкость, подвижность;

Учить равномерно двигаться по площадке не сталкиваясь, друг с другом;

Использовать методы демонстрации движений, обсуждение, поощрения, помощь (М. Глинка. "Вальс фантазия").

4 неделя. Какое у тебя настроение.

Цели:

Побуждать детей экспериментировать со своей внешностью (мимика, жесты);

Развивать умение детей переключаться с одного образа на другой;

Воспитывать желание помочь товарищу;

Воспитывать чувство уверенности в себе;

(Занятие – игра «Солнышко и паровозик»).

ноябрь

1 неделя. Игровой тренинг. Сказка «Заюшкина избушка».

Цели:

Развивать находчивость, воображение, фантазию;

Воспитывать доброжелательность, коммуникабельность;

Воспитывать доброжелательные отношения между детьми;

Развивать подражательные навыки и фантазию;

Игра "Передай позу", "Что мы делали, не скажем".

Репетиция сказки «Заюшкина избушка».

2 неделя. Ритмопластика. Подготовка костюмов и реквизита к сказке «Заюшкина избушка».

Цели:

Отрабатывать повадки и характер животных с помощью выразительных пластических движений;

Развивать умение искренне верить в любую воображаемую ситуацию;

Развивать творчество, воображение и фантазию.

3 неделя. Беседа - диалог. Генеральная репетиция в костюмах.

Цели:

Познакомить детей с особенностями театрального искусства, его отличиями от других видов искусств (живописи, скульптуры, музыки, литературы).

Познакомить с терминами: драматург, пьеса режиссер, постановка, художник, костюмер, пантомима.

Побуждать детей к активному участию в театральной игре;

Учить четко, проговаривать слова, сочетая движения и речь;

Учить эмоционально, воспринимать сказку, внимательно относиться к образному слову, запоминать и интонационно выразительно воспроизводить слова и фразы из текста.

4 неделя. Выступление со сказкой «Заюшкина избушка» перед родителями и детьми.

Цели:

Учить детей принимать на себя роли сказочных героев;

Развивать исполнительские умения через подражание повадкам животных;

Воспитывать любовь к животным;

Учить детей обобщать полученный опыт, делиться впечатлениями о новых знаниях;

Развивать эстетический вкус в оформлении альбома (совместная работа детей, родителей и педагога).

декабрь

2 неделя. «В гости пальчики пришли». Обыгрывание знакомых сказок.

Цели:

Развивать мелкую моторику рук в сочетании с речью;

Развивать устойчивый интерес к различной театральной деятельности;

Познакомить с театром рук;

Воспитывать партнерские отношения между детьми;

Учить детей интонационно выразительно воспроизводить заданную фразу.

3 неделя. Сказка «Лисичка со скалочкой».

Цели:

Учить детей рассказывать сказку с помощью воспитателя;

Воспитывать коммуникативные навыки общения;

Учить сочетать речь с пластическими движениями;

Побуждать участию в театральной игре.

4 неделя. Распределение ролей в сказке «Лисичка со скалочкой». Пластические импровизации.

Цели:

Учить детей понимать и использовать мимику, интонации в изображении характерных особенностей образа;

Выражать состояние персонажа с помощью мимики;

Воспитывать дружеские взаимоотношения.

январь

1 неделя. Выступление со сказкой «Лисичка со скалочкой».

Цели:

Учить детей принимать на себя роли сказочных героев;

Развивать исполнительские умения через подражание повадкам животных;

Воспитывать любовь к животным;

Воспитывать чувство коллективного творчества.

2 неделя. Стендовые театрализованные игры. Фланелеграф.

Цели:

Учить детей внимательно слушать педагога, включаться в игру, подражать голосам животных;

Воспитывать любовь, бережное отношение ко всему живому.

3 неделя. Знакомство со сказкой «Смоляной бычок». Распределение ролей.

Цели:

Продолжать учить слушать сказки, развивать ассоциативное мышление;

Развивать исполнительские умение через подражание повадкам животных, их движениям и голосу;

Воспитывать любовь к животным и желание ими любоваться.

4 неделя. Отработка ролей. Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением.

Цели:

Познакомить детей со сценарием постановкой сказки;

Развивать умение давать оценку поступкам действующих лиц в театре;

Продолжать формировать эмоциональную выразительность речи детей;

Воспитывать умение прислушиваться к мнению других, развивать выдержку и терпение.

февраль

1 неделя. Отработка диалогов.

Цели:

Развивать умение строить диалоги между героями в придуманных обстоятельствах;

Развивать связную речь детей;

Расширять образный строй речи;

Воспитывать уверенность.

2 неделя. Драматизация сказки «Смоляной бычок».

Цели:

Учить детей принимать на себя роли сказочных героев;

Развивать исполнительские умения через подражание повадкам животных;

Воспитывать любовь к животным;

3 неделя. Техника речи.

Цели:

Учить пользоваться интонацией, улучшать дикцию.

Развивать речевое дыхание, тренировать выдох.

Воспитывать уверенность.

4 неделя. Знакомство с музыкальной сказкой «Упрямое тесто».

Цели:

Познакомить детей со сказкой;

Учить детей рассказывать сказку с помощью воспитателя;

Воспитывать коммуникативные навыки общения.

март

1 неделя. Разучивание стихов к сказке.

Цели:

Учить детей передавать игровые действия в соответствии со стихами, музыкой;

Развивать память, внимание детей;

Воспитывать дружбу, умение действовать согласованно.

2 неделя. Мастерская актера.

Цели:

Развивать умение детей самостоятельно изготавливать атрибуты к сказке;

Развивать творчество и фантазию;

Воспитывать аккуратность в работе с тканью, картоном.

3 неделя. Отработка диалогов.

Цели:

Развивать умение строить диалоги между героями в придуманных обстоятельствах;

Развивать связную речь детей;

Расширять образный строй речи;

Воспитывать уверенность.

4 неделя. Работа с костюмами.

Цели:

Учить детей подбирать для себя костюмы. Готовить их к выступлению;

Развивать самостоятельность, творчество, фантазию;

Развивать эстетические чувства;

Воспитывать желание помочь товарищу.

апрель

1 неделя. Репетиция.

Цели:

Определить готовность детей к показу сказки;

Развивать в движениях чувство ритма, быстроту реакции, координацию движений;

Совершенствовать двигательную способность и пластическую выразительность.

2 неделя. Репетиция.

Цели:

Определить готовность детей к показу сказки;

Развивать в движениях чувство ритма, быстроту реакции, координацию движений;

Показать образы животных через пластические возможности своего тела;

Развивать умение оправдывать свои действия;

Отработка диалогов, выразительность, интонация, четкая дикция.

3 неделя. Показ сказки "Упрямое тесто"

Цели:

Учить детей устанавливать декорации, оформлять сцену;

Учить детей принимать на себя роли сказочных героев;

Развивать исполнительские умения через подражание повадкам животных;

Развивать воображение и веру в сценический замысел;

Поднять эмоциональный настрой детей.

май

1 неделя. Чтение русской народной сказки «Репка». Работа над речью (интонация, выразительность).

Цели:

Развивать в движениях чувство ритма, быстроту реакции, координацию движений;

Совершенствовать двигательную способность и пластическую выразительность;

Расширять диапазон в силу звучания голоса.

2 неделя. Техника речи.

Цели:

Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;

Развивать дикцию, учить строить диалоги;

Воспитывать терпение и выдержку.

3 неделя. Знакомство с понятием «ролевой диалог».

Цели:

Развивать умение строить диалоги между героями в придуманных обстоятельствах;

Развивать связную речь;

Расширять образный строй речи.

4 неделя. Инсценировка сказки «Репка»

Цели:

Создать положительный, эмоциональный настрой;

Воспитывать чувство уверенности в себе;

Приобщать детей к искусству театра.

Список используемой литературы

1. Л. В. Артемова «Театрализованные игры дошкольников», Москва, «Просвещение», 1991г.

2. Н. Алексеевская «Домашний театр», Москва, «Лист», 2000г.

3. Л. С. Выготский «Воображение и творчество в детском возрасте», Москва, «Просвещение», 1991г.

4. Журналы «Дошкольное воспитание»: № 1/95г., №8, 9, 11/96г., № 2, 5, 6, 7, 9, 11/98г., №5, 6, 10, 12/97г., № 10, 11/99г., № 11/2000г., № 1, 2, 4/2001г.

5. Журналы «Ребенок в детском саду»: № 1, 2, 3, 4/2001г.

6. Журнал «Секреты кукольного театра», № 1/2000г.

7. Т. Н. Караманенко «Кукольный театр – дошкольникам», Москва, «Просвещение», 1982г.

8. В. И. Мирясова «Играем в театр», Москва, «Гном-Пресс», 1999г.

9. Е. Синицина «Игры для праздников», Москва, «Лист», 1999г.

10. Л. Ф. Тихомирова «Упражнения на каждый день: развитие внимания и воображения дошкольников», Ярославль, «Академия Развития», 1999г.

11. Л. М. Шипицына «Азбука общения», Санкт-Петербург, «Детство-пресс», 1998г.

12. Т. И. Петрова, Е. Я. Сергеева, Е. С. Петрова “Театрализованные игры в д/с Москва “Школьная пресса” 2000 г.

13. М. Д. Маханева “Театрализованные занятия в д/с” Москва, Творческий центр “Сфера”, 2003 г.

14. Журнал «Музыкальный руководитель»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР

Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 5-6 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...