ЗНАЧЕНИЕ ПОДВИЖНОЙ ИГРЫ В РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКА
статья на тему

Духовно и физически ребенок дошкольного возраста развивается в процессе игры. Познавая мир через игру, он становится более внимательным, дисциплинированным и ловким, у него развивается память и воображение. Посредством игровой деятельности ребенок усваивает социальный опыт. По словам Н.К. Крупской, игра позволяет не только познавать мир, но и прививает ребенку нравственность.

 

Игра дает возможность всесторонне сформировать личность маленького человека и подготовить его психическую сферу к дальнейшему, более сложному развитию. Поэтому игровая деятельность имеет очень большой воспитательный потенциал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znachenie_podvizhnoy_igry_v_razvitii_doshkolnika.docx17.3 КБ

Предварительный просмотр:

Значение подвижной игры в развитии дошкольника

Духовно и физически ребенок дошкольного возраста развивается в процессе игры. Познавая мир через игру, он становится более внимательным, дисциплинированным и ловким, у него развивается память и воображение. Посредством игровой деятельности ребенок усваивает социальный опыт. По словам Н.К. Крупской, игра позволяет не только познавать мир, но и прививает ребенку нравственность.

Игра дает возможность всесторонне сформировать личность маленького человека и подготовить его психическую сферу к дальнейшему, более сложному развитию. Поэтому игровая деятельность имеет очень большой воспитательный потенциал.

Игры, созданные самими дошкольниками – творческие или сюжетно-ролевые - занимают совершенно особенное место. Благодаря вживанию в роль дети могут воспроизвести буквально любое явление, которое они наблюдают в реальной жизни, особенно – в деятельности окружающих их взрослых. Творческая игра – важное воспитательное средство.  

Почему детские игры – это творческая деятельность? В игре находит отражение реальная жизнь. Воображение ребенка создает условную реальность, но эта реальность полна настоящего: дети совершают реальные действия, а их чувства отличаются искренностью и подлинностью. Разумеется, детские игрушки – не настоящие, но ребенок испытывает по отношению к ним настоящие чувства – любит их, заботится, укладывает спать и т.д. Ребенок способен вживаться в роль отважного летчика или храброго корсара, испытывая при этом гордость за реально ощущаемую победу.

Работа воображения позволяет дошкольнику подражать взрослым в ходе игры. При этом происходит не копирование действительности, а комбинация жизненных впечатлений и личного опыта.

Замысел игры и нахождение средств для его воплощения требует от ребенка недюжинной выдумки и фантазии. Ребенок «путешествует» в конкретное место, сооружает для этого корабль, готовит его оснастку! Для этого ему нужно быть немного драматургом, немного декоратором, немного актером. При этом дети выражают в игре свои мечтания и устремления, отражают в ней чувства и мысли, которые переполняют их в конкретный момент времени. Они всегда импровизируют, и это отличает их от взрослых актеров.

Именно в игре ребенок учится взаимодействовать со сверстниками. Дети объединены общей целью, интересами и эмоциями, возникающими в игровом процессе. Самостоятельный выбор и организация игры сопровождаются изобретением правил самими детьми, поэтому такой процесс воспитывает целенаправленность, умение подчинять свои интересы интересам команды. Именно в нем зарождаются росточки коллективного чувства ребенка. Он обучается оценке действий и поступков других игроков, а также своих собственных. И здесь задачей воспитателя является сосредоточение внимания дошкольников на общности, коллективизме, установлению взаимоотношений между ними на принципах дружбы, взаимовыручки и справедливости.  

В ходе творческого коллективного процесса чувства ребенка проходят настоящую школу воспитания. Игра закладывает в ребенке нравственность – морально-этические ценности, которые в дальнейшем определяют его поведение. Ориентирование детей на совершение хороших с точки зрения морали поступков – главная задача педагога, требующая от него большого искусства.

Игра воспитывает у ребенка и интеллектуальные качества. Ребенок в саду и дома обучается знаниям, которые в дальнейшем применяет в игровом процессе. Воспроизведение различных жизненных и сказочных событий развивает мышление дошкольника, который впервые учится размышлять над тем, что он видел и слышал.

Виды игр

Групп игр, которые развивают умственные способности и способности к познанию, существует несколько:

  • I группа. Это игры предметного характера, в ходе которых ребенок манипулирует игровыми и другими предметами. Благодаря таким манипуляциям ребенку становятся понятными категории формы, цвета, объема, материала, животного мира и мира людей.

 

  • II группа. Это игры творческого и сюжетно-ролевого характера. Это развивающие умственные способности игры «Что? Где? Когда?», «Счастливый случай» и т.п. Они позволяют ребенку усваивать новые данные как в учебном, так и во внеучебном формате.

 

Когда ранний детский возраст подходит к концу, манипулятивная игра с предметами сменяется сюжетной игрой. Во время игровой деятельности с предметами ребенок обучался действовать самостоятельно, по примеру взрослого, но уже осознанно и направленно. По словам Д.Б. Эльконина, малыши воспринимают предмет через взрослого, как через призму. В более старшем возрасте аффективно насыщенный интерес ребенка переносится с предмета на взрослого, который становится для него ориентиром.

Перед появлением в игровой деятельности игр с сюжетом отношения дошкольника и значимых взрослых коренным образом изменяются. Ребенок проходит этап, когда полноценное общение со взрослыми становится его насущной необходимостью, равно как и впечатления, получаемые дошкольником с их помощью. На этом этапе ребенок еще нуждается в игрушках, причем они не обязательно должны быть оформленными и функциональными. Это может быть железный лом, проволока и другой мусор, который ребенок нашел на улице и счел его интересным. Важно не выбрасывать эти «милые мелочи».

Л.С Выготский полагал, что через ролевые игры формируется этический фундамент дошкольника. Примеряя на себя роль взрослого, ребенок учится выстраивать со сверстниками отношения, похожие на отношения в мире взрослых.

Пиком вовлеченности в ролевые игры становится средний дошкольный возраст. Несколько позже появляются игры с четкими правилами. По словам И.Ю. Кулагиной, новые игры не подразумевают отмены старых, напротив – происходит их усовершенствование.

Игра с четкими правилами позволяет ребенку осмыслить и воспроизвести представляемую ситуацию, а также еще лучше научиться коммуницировать с окружающими. Большинство таких игр – коллективные, а это обстоятельство позволяет:

  • состязаться с противником;

 

  • сотрудничать с другими игроками из своей команды.

 

Игры такого рода позволяет примерить на себя обе таких роли.

Заключение

В дошкольном возрасте личность ребенка всесторонне развивается. У дошкольника улучшается речь, он обучается мыслить творчески и активно фантазировать. Для него становятся доступны образные представления. В этом возрасте происходит первоначальное становление личности. Дошкольник учится предвосхищать последствия своих поступков, формирует самооценку, его переживания усложняются и начинают осознаваться. Ребенок приобретает новый чувственный опыт, развивается его мотивационная сфера. Ребенок лучше контролирует эмоции и начинает отдавать отчет в своих потребностях. Активно формируются сущностные связи с окружающим миром, закладывается его целостное видение. Игровая деятельность имеет неоценимое влияние на формирование собственного «Я» ребенка и его социального опыта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Роль и значение подвижной игры в жизни дошкольников"

План консультации1. Значение подвижных игр в жизни дошкольника.2. Классификация подвижных игр.3. Реализация дифференцированного подхода при проведении подвижной игры.4. Двигательные предпочтения мальч...

Значение подвижной игры в жизни дошкольника.

Консультация для родителей. «Значение подвижной игры в жизни дошкольника»...

«Значение подвижной игры в жизни дошкольника»

Игра – это сознательная деятельность, направленная на достижение условно поставленной цели. Хорошо подобранная и правильно руководимая игра является сильным средством воспитания детей дошкольного возр...

«Значение подвижной игры в жизни дошкольника»

Проблема здоровья подрастающего поколения является одной из важных проблем жизни современного общества. Как добиваться, чтобы ребенок был здоров, что нужно делать для этого, какие меры принимать? Иссл...