Психолого - педагогическая характеристика раннего дошкольного возраста
консультация (младшая группа)

Карманова Оксана Сергеевна

Ранний возраст – это первый период существенных перемен в жизни маленького ребёнка. В этот период эмоции господствуют над поведением ребенка, отражая все стороны действительности, с которой приходиться сталкиваться малышу. В этом  состоит огромная привлекательность данного возраста. Но важно помнить, что взрослые   непосредственно влияют на детей в этот период, т.к. являются для своего ребенка авторитетом, примером того, как надо вести себя, что надо говорить, как надо чувствовать. Дети полностью копируют  манеру поведения и речь родителей.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

            Ранний возраст – это первый период существенных перемен в жизни маленького ребёнка. В этот период эмоции господствуют над поведением ребенка, отражая все стороны действительности, с которой приходиться сталкиваться малышу. В этом  состоит огромная привлекательность данного возраста. Но важно помнить, что взрослые   непосредственно влияют на детей в этот период, т.к. являются для своего ребенка авторитетом, примером того, как надо вести себя, что надо говорить, как надо чувствовать. Дети полностью копируют  манеру поведения и речь родителей.  

           Прежде всего, ребёнок  начинает ходить, следовательно,  самостоятельно осваивает пространство, самостоятельно контактирует со всеми предметами, окружающими его. В результате уменьшается его зависимость от взрослых и бурно развивается познавательная активность. На втором году жизни у ребёнка наблюдается развитие предметных действий, на третьем году предметная деятельность становится ведущей. К трем годам у него определяется ведущая рука и начинает формироваться согласованность действий обеих рук. Вместо вопроса: «Что это?» - при знакомстве с новым предметом у ребёнка уже возникает вопрос «Что с этим можно делать?» ( Р. Я. Лехтман – Абрамович, Д. Б. Эльконин).

          В тесной связи с развитием предметных действий идет развитие восприятия ребёнка, так как в процессе ребёнок также знакомится со свойствами предметов – формой, величиной, цветом, массой, материалом и т.п. Сначала соотнесение предметов и свойств происходит в практической деятельности, затем развиваются соотнесения перцептивного характера и в дальнейшем формируются перцептивные действия. Формирование перцептивных действий по отношению к разному содержанию и разным условиям, в которых это содержание воплощается, происходит неодновременно. По отношению к более трудным заданиям ребёнок может остаться на уровне хаотичных действий, без всякого учёта свойств объекутов, с которыми он действует, на уровне действий с применением силы, которые не ведут его к положительному результату. По отношению к заданиям, более доступным по содержанию и более близким к опыту ребёнка, он может перейти к практическому ориентированию – к методу проб и ошибок, которые в некоторых случаях могут обеспечить положительный результат его деятельности.

         Ребёнок в этом возрасте редко пользуется зрительным соотнесением, чаще он использует развернутое примеривание, которое обеспечивает лучший учет свойств  и отношений объектов,дает больше возможностей для положительного решения поставленной задачи..Овладение примериванием и зрительным соотнесением позволяет детям раннего возраста не только производить диффернциацию свойств предмето на сигнальном уровне, т.е поиск, обнаружение, различение и идентификацию объектов, но и осуществлять отображение свойств объектов, их подлинное восприятие на основе образа. Тесная связь развития восприятия и деятельности проявляется в том, что выбор по образцу ребёнок начинает осуществлять по отношению к форме и величине, т. е. по   отношению к свойствам, котрые необходимо учитывать в практическом действии, а уже затем по отношению к цвету (Л. А. Венгер, В. С. Мухина).

        Развитие речи в этот период идет особенно интенсивно. Освоение речи является одним из основных достижений ребёнка второго – третьего года жизни. Возникновение речи тесно связано с деятельностью общения. Речь появляется для целей общения и развивается в его контексте. Потребность в общении формируется при активном воздействии взрослого на ребёнка. Также происходит смена форм общения.

        Таким образом, в раннем детстве можно отметить бурное развитие следующих психических сфер: общение, речь, познавательная (восприятие и мышление), двигательная и эмоционально-волевая.

Источники:  

  • Е. А. Стребелева, Г. А. Машина «Психолого – педагогическая диагностика нарушений развития детей раннего и дошкольного возраста»
  • Е. Е. Алексеева «Психологические проблемы детей дошкольного возраста»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с ОНР

Исследователями в области психологии и логопедии давно обнаружена тесная взаимосвязь речи и общих психологических проявлений: познавательной, личностной, поведенческой сферы (А.Р.Лурия, Н.А.Власова и ...

Психолого - педагогическая характеристика детей дошкольного возраста.

Педагогическая статья об особенностях становления личности ребенка в период дошкольного и  младше - школьного возраста....

Клиническая систематика и психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с ЗПР.

Программно-методическое обеспечение и содержание коррекционно-развивающей работы с детьми....

Клиническая систематика и психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.

Программно-методическое обеспечение и содержание коррекционно-развивающей работы с детьми....

Психолого - педагогическая характеристика старшего дошкольного возраста

              В старшем дошкольном возрасте наряду с усвоением отдельных эталонов происходит и усвоение систем, в которые эти эталоны включены. Овладев систем...