Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с Великой Отечественной войной
статья по теме

Шапортова Ольга Михайловна

В начале нового тысячелетия прогресс, достигнутый человечеством в разных областях, не стал основой для взаимопонимания и взаимосближения людей, имеют место факты насилия, дискриминации, нетерпимости и неуважения к человеку другой нации, веры, культуры, иной точки зрения, которые трансформируются в национальные и религиозные войны, межличностное противостояние. В связи с этим, по инициативе ЮНЕСКО 16 ноября каждого года определен как Международный день толерантности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospitanie_tolerantnosti.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание толерантности

у детей старшего дошкольного возраста

в процессе ознакомления с Великой Отечественной войной

В начале нового тысячелетия прогресс, достигнутый человечеством в разных областях, не стал основой для взаимопонимания и взаимосближения людей, имеют место факты насилия, дискриминации, нетерпимости и неуважения к человеку другой нации, веры, культуры, иной точки зрения, которые трансформируются в национальные и религиозные войны, межличностное противостояние. В связи с этим, по инициативе ЮНЕСКО 16 ноября каждого года определен как Международный день толерантности.

Толерантность – это ценность и социальная норма гражданского общества, проявляющаяся в праве всех граждан быть различными; обеспечении устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами; уважении к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов; готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что толерантность, или терпимость, определяется как стремление и способность личности к установлению и поддержанию общности с людьми, которые отличаются в некотором отношении от превалирующего типа или не придерживаются общепринятых мнений.

Воспитание толерантности на всех этапах развития ребенка выступает одним из основных направлений государственной политики в области образования. Согласно декларации ЮНЕСКО «...рассмотрение ценностных категорий, особенно толерантности, должно происходить на всех возрастных этапах образовательного процесса. Толерантность нужно внедрить непосредственно в школьную среду, в ее нравственную атмосферу, ввести во все межличностные отношения, возникающие в процессе обучения и воспитания». Основными способами развития толерантности в школьной среде, указанными в декларации ЮНЕСКО, являются внедрение демократических форм управления, персонализированные методики обучения, использование активных методов обучения и групповой работы детей, обсуждение моральных аспектов, анализ различных конфликтов, их причин и следствий, изучение иностранных языков как средство понимания других культур.

В Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» определены принципы государственной политики  и правового регулирования отношений в сфере образования, одним из которых защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства (раздел 1, статья 3). Наряду с вышесказанным право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств (раздел 1, статья 5).

В Национальной доктрине образования в Российской Федерации, принятой в 2000 году и в Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года, одной из важнейших задач воспитания подрастающего поколения выступает формирование у школьников гражданской ответственности и толерантности как условия повышения качества общего образования.

Таким образом¸ развитие толерантности является объективной потребностью современного общества.

Российский ребенок, жизнедеятельность которого с первых месяцев протекает в семье конкретного этноса, воспитывается в рамках одной, преимущественно национальной культуры, а общение в социальной среде и обучение в школе с каждой из культур составляет с одной стороны, его уникальность и индивидуальность, а с другой стороны, поликультурную направленность его личности, его толерантность.

Воспитание толерантного отношения дошкольников к сверстникам является многоаспектной проблемой. Одним из ее аспектов выступает становление, развитие и формирование межличностных отношений дошкольников (Т.А. Репина, Я.Л. Коломинский, Е.О. Смирнова, В.Г. Утробина, К. Флейк-Хобсон, Б.Е. Робинсон, П. Скин и др.). Формированию взаимоотношений детей в детском саду и семье посвящены работы В.К. Котырло. Во многих исследованиях показано, как с усложнением игровой деятельности дошкольника постепенно развивается его общение с детьми, формируются коллективистские отношения (Д.В. Менджерицкая, Р.А. Иванкова, Р.И. Жуковская, А.П. Усова). Влияние успешности продуктивной деятельности ребенка на его отношения со сверстниками в группе детского сада рассматривается в работах Л.Д. Бухтиаровой, А.А. Рояк. Вопрос формирования именно толерантного отношения к сверстникам у детей дошкольного возраста остается пока малоизученным как в психологии, так и в дошкольной педагогике. Однако исследователи акцентируют внимание на отдельных характеристиках данного качества личности дошкольников, в частности на общении и взаимодействии со сверстниками и взрослыми. 

Одной из наиболее часто встречающихся проблем в детском коллективе – это проблема агрессивности. В поведении большинства дошкольников отмечаются разнообразные формы агрессии, которые снижают их продуктивный потенциал, сужают возможности полноценного общения, деформируют личностное развитие. Среди проблемных форм межличностных отношений можно отметить обидчивость (болезненное переживание ребенком отвержение со стороны партнеров по общению), застенчивость, страх перед другими. Характерной чертой проблемных форм межличностных отношений дошкольников является невнимание к другим детям, неспособность видеть и понимать другого. Негативные проявления в поведении дошкольников объясняются ограниченным опытом и ограниченными возможностями детей, что приводит к возникновению у одних детей пассивности, а у других – усиления агрессивности, деструктивных тенденций в отношениях к сверстникам.

Как отмечают исследователи, подростковая жестокость и агрессивность имеют свои истоки в раннем и дошкольном детстве.

Современные дети стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом, благодаря наличию компьютера и телевизора. Они становятся менее отзывчивы к чувствам других, не всегда способны осознавать или контролировать свои эмоции, а это приводит к импульсивности поведения, осложнениям в общении со сверстниками и взрослыми. Поэтому необходимо обучать ребенка «взгляду со стороны», тем самым, помогая ему по-другому взглянуть на себя, по-иному оценить собственные мысли, чувства и поведение, более полно и адекватно выразить себя через общение, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу, отзывчивость к чувствам других.

В решении задач воспитания толерантности особая роль должна быть отведена дошкольному образованию как начальному этапу в нравственном развитии ребенка. Период дошкольного детства сенситивен для развития личности ребенка, так как на протяжении всего дошкольного периода интенсивно развиваются психические функции, формируются сложные виды деятельности, закладываются основы познавательных способностей, активно формируются личностные механизмы поведения, самосознание в форме адекватной оценки собственных личностных качеств, усваиваются нормы и формы поведения через становление внутренней саморегуляции поступков.

Необходимость воспитания толерантного отношения между дошкольниками обусловлена возрастными и индивидуальными особенностями детей. С одной стороны, им присущи активность, инициативность, любознательность, с другой стороны, - слабо развитая произвольность поведения, эмоциональность, импульсивность, неумение контролировать свои действия, осознавать их нравственное содержание, что нередко приводит к нежелательным поступкам по отношению к своим сверстникам (Е.О. Смирнова, Г.Р. Хузеева, Р.С. Буре).

Толерантность как комплексное качество личности формируется в различных сферах жизнедеятельности ребенка (семейно-бытовой, учебно-воспитательной, досуговой), каждая из которых имеет свой потенциал и специфику воздействия на дошкольника.

Ведущей, наиболее привлекательной деятельностью в дошкольном возрасте является игра. Благодаря специально разработанным игровым упражнениям можно сформировать у детей умения, необходимые для адекватного общения с взрослыми и сверстниками, воспитать терпимость по отношению к окружающим людям, которые являются одним из показателей психологической готовности к школе.

В МБДОУ «Детский сад № 14» был реализован проект «Развитие толерантности детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с Великой Отечественной войной».

Проектная деятельность строилась на следующих принципах: 

  1. Проблематизации.

Дети учились ставить и решать жизненные проблемы, пытались ответить на вопросы:

- Можно ли всегда жить в мире?

- Какая положительная  и  отрицательная роль войны в жизни человека?

- Какой след оставила война в твоей семье?

- Можно ли избежать войны?

2. Вариативности форм, содержания и методов работы.

Принцип позволил применять в работе сочетание индивидуальных и групповых форм, использовать различные источники информации и формы ее получения (встреча с интересными людьми, интервью, беседы с родственниками, чтение художественной литературы, беседы, просмотр художественных фильмов).

3. Когнитивности.

Развитие познавательного интереса и применение полученных знаний и умений в процессе различных видов детской деятельности (составление рассказов; оформление газеты и др.).

Работа строилась с учетом личностного опыта субъектов проекта

(возможность говорить о себе, о своей семье, о близких людях, высказывать свое мнение).

В результате проектной деятельности дети стали терпимее относится друг к другу и к окружающим, в группе стало отмечаться снижение числа конфликтов. При решении проблемных ситуаций дети стали использовать разнообразные формы диалогового общения, такие как компромисс, пытаются договориться друг с другом. 

В ходе реализации проекта дети приобрели доступные знания о Великой Отечественной Войне, жизни старших членов семьи (прадедушек, прабабушек, участников ВОВ, их фронтовых и трудовых подвигов). Научились проявлять внимание и уважение к ветеранам, пожилым людям, оказывать им посильную помощь.

Таким образом, воспитание толерантности у дошкольников должно стать одной из главных задач деятельности педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения, обеспечивающей успешность социализации ребенка в современном обществе.

Литература

  1. Веракаса, Н.Е. Проектная деятельность дошкольников: Пособие для педагогов дошкольных учреждений [Текст] / Н.Е. Веракаса, А.Н. Веракаса.– М.: Мозаика – Синтез, 2008. – 112 с.
  2. Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников: Для работы с детьми 5-7 лет [Текст] / Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: Мозаика – Синтез, 2008. – 64 с.
  3. Петрова, В.И. Нравственное воспитание в детском саду: Программа и методические рекомендации [Текст] / В.И. Петрова, Т.Д. Стульник.  – М.: Мозаика – Синтез, 2006. – 80 с.
  4. Ривина, Е.К. Знакомим дошкольников с семьей и родословной: Пособие для педагогов и родителей. Для работы с детьми 2-7 лет [Текст] / Е.К. Ривина. – М.: Мозаика – Синтез, 2008. – 128 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Современный культурный человек – это не только человек образованный, но и обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Важно формировать  у подрастающего поколения умение строить вза...

ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Современный культурный человек – это не только человек образованный, но и обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Важно формировать  у подрастающего поколения умение строить вза...

Пособие по художественно-эстетическому воспитанию для детей старшего дошкольного возрастав процессе декоративно–прикладной деятельности

Ах! Чуть жив от восхищенья!Чудо всем на удивленье:Расписные медвежата,Барыни, коньки, утята,Расписные даже хрюшки –Царство дымковской игрушки!Удивительному чудуМы поклонимся не разИ о дымковской...

Тема по самообразованию «Формирование нравственно - патриотического воспитания у детей старшего дошкольного возраста средствами ознакомления с родным селом Вылково»

Ведущая педагогическая идея     Важной частью нравственного воспитания является приобщение ребенка к культуре своего народа, поскольку раскрытие личности в ребенке полностью возмож...

Опыт работы «Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного в процессе знакомства с Великой Отечественной Войной»

Цель опыта: формирование представлений о Великой Отечественной войне на основе уже имеющихся представлений о войне, сохранению преемственности поколений, формированию у дошкольников уважения к военной...

Тема недели: «День победы». Цель: обогащение знаний у детей старшего дошкольного возраста об общественном событии – Великой Отечественной войне.

Рекомендации родителям по реализации непрерывной образовательной  деятельности с дошкольниками в условиях профилактики и предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции в МАДОУ...