Долгосрочный проект по бумагопластике для детей подготовительной группы на тему: «Наши руки не для скуки»
проект (подготовительная группа) на тему

Занимаясь бумагопластикой, дети изучают свойства и качества бумаги, рассматривают способы её применения, овладевают комплексом новых знаний, умений и навыков, учатся рационально использовать благодатный материал. Каждому ребёнку бумага даёт возможность проявить индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Долгосрочный проект по бумагопластике для детей подготовительной группы на тему: «Наши руки не для скуки»

Подготовила воспитатель:

Кукина Екатерина Сергеевна

Санкт-Петербург

2018-2019 уч.год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Тип проекта: познавательно – творческий.

Вид проекта: долгосрочный.

Участники проекта: дети, воспитатели, родители.

Продолжительность: один год.

Актуальность проекта:

Физиологи установили, что наши пальцы органически связаны с мозговыми  и внутренними органами.  Знаменитый И.П.Павлов писал: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».

Поэтому тренировка рук стимулирует саморегуляцию организма, повышает функциональную деятельность мозга и других органов. Даже простейшие ручные работы требуют постоянного внимания и заставляют думать ребёнка. Искусная работа руками ещё более способствует совершенствованию мозга. Изготовление поделки – это не только выполнение определённых движений, но и развитие практического интеллекта: здесь дети учатся анализировать задание, планировать ход его выполнения. В процессе конструирования из бумаги помимо развития мелкой моторики у ребёнка развивается пространственное воображение, художественный вкус и аккуратность. Конструкторская деятельность из бумаги учит концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления поделок, учит следовать устным инструкциям, а также стимулирует развитие памяти, пространственное воображение.

Проблема:

Современный ребенок испытывает недостаток тактильных, слуховых ощущений, снижение уровня когнитивных процессов (внимания, восприятия, памяти). Технологизация современной жизни создает дефицит сенсорного опыта детей, замещая его визуальными и виртуальными образами. В последние годы в дошкольном образовании в большей мере наблюдается тенденция насыщения дошкольников знаниями, а ручной труд и конструирование отнесены в блок совместной деятельности и порой носят эпизодический характер.

Занимаясь бумагопластикой, дети изучают свойства и качества бумаги, рассматривают способы её применения, овладевают комплексом новых знаний, умений и навыков, учатся рационально использовать благодатный материал. Каждому ребёнку бумага даёт возможность проявить индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества.

Бумажная пластика – это художественное конструирование из бумаги, в котором новые целостности – художественные образы, конструкции, модели, создаются из достаточно «послушного» пластичного и к тому же доступного материала – бумаги. Принцип этого конструирования заключается в создании выпуклых, объёмных и полуобъёмных изображений на поверхности. Эта деятельность будит в детях интеллектуальную и творческую активность, учит планировать свою деятельность, осваивать новые технологии в изготовлении поделок. В результате каждая поделка приобретает индивидуальность. Бумага сопровождает человека уже более 2000 лет. Это один из самых простых и доступных материалов. При этом она имеет неповторимую окраску поверхности, специфические свойства и технологию обработки.

Работа по изготовлению поделок, игрушек из бумаги – это вид деятельности, основным содержанием которого является созидание. Дети, создавая поделки, отражают в них свои представления об окружающем мире. Ребенок не только приобретают новые знания, навыки, умения, но и решают задачи физического и умственного развития, формирует эстетическое отношение к окружающему миру. В процессе ручного труда развивается координация движений руки и глаза, а согласованность движения пальцев – один из основных навыков письма, черчения. Труд – важнейшее средство формирования нравственно – волевых качеств.

Цель  - расширить знания детей о бумаге и о способах изготовления из нее поделок.

 

Обучающие задачи:

  • Познакомить со свойствами и различными видами бумаги;
  • Научить способам отрывания, сминания, скатывания, скручивания, обрывания, разрезания, вырезания, многократного сгибания в разных направлениях, складывания и приклеивания;
  • Учить составлять узоры, различные композиции, создавать поздравительные открытки и поделки;
  • Формирование художественно-творческих способностей, обеспечение эмоционально-образного восприятия действительности.

Развивающие  задачи:

  • Развивать умения и навыки работы с бумагой. Развивать у детей мелкую моторику в процессе бумагопластики;
  • Способствовать развитию личности детей через творческую деятельность;
  • Развитие эстетических чувств и представлений в процессе работы с бумагой;
  • Развивать глазомер, ловкость движений рук, пальцев;
  • Развивать умения владеть необходимыми для работы инструментами и материалами;
  • Развивать творческое воображение, художественные и интеллектуальные способности.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать аккуратность при выполнении работ и умение доводить начатое дело до конца;
  • Воспитывать чувство коллективизма, товарищества при выполнении  коллективных работ.

Условия реализации проекта:

Проект рассчитан  на детей подготовительного возраста 6-7 лет на

36 часов (1раз в неделю по 1 учебному часу).

Набор детей свободный: принимаются дети с разными художественными способностями, так и не обладающие ими, но выражающие желание заниматься бумагопластикой. Формирование групп происходит с учетом возраста каждого обучающегося. Группы комплектуются малочисленные, что позволяет осуществлять индивидуальный подход к ребенку.

Методы реализации проекта:

  • Наглядные - наблюдение, показ, образец;
  • Словесные – беседа, объяснение, вопросы, художественное слово, пояснение, поощрение;
  • Практические – показ способов изображения и способов действия (общий и индивидуальный).

Приемы: 

  • отрывание, сминание, скатывание, скручивание, обрывание,  вырезание, многократного сгибание в разных направлениях, складывание и приклеивание.

Планируемые результаты реализации проекта:

  • Познакомятся со свойствами и возможностями бумаги как материала для художественного творчества;
  • Познакомятся с основами знаний в области композиции,
  • Формообразования;
  • Познакомятся с основными видами работ из бумаги (поделки из комочков бумаги, мозаика из рваной бумаги, оригами, торцевание, гофрирование и квилинг).
  • Овладеют основными приемами работы с бумагой: складывание, сминание, скручивание, комкование, сгибание, вырезание, гофрирование, склеивание;
  • Научатся работать необходимыми для изготовления поделок инструментами и приспособлениями;
  • Научатся сознательно использовать знания и умения, полученных на занятиях для воплощения собственного замысла в бумажных объемах и плоскостных композициях.
  • Научатся в доступной форме подчеркивать красоту материалов, форм, конструкций при создании индивидуальных работ;
  • Научатся взаимодействовать друг с другом во время коллективных работ: помогать, уступать и договариваться с товарищами.

Принципы реализации проекта:

  1. Принцип развивающего обучения. «Обучение только тогда хорошо когда оно идет впереди развития. Тогда оно пробуждает и вызывает к жизни целый ряд функций, находящихся в стадии созревания, лежащих в зоне ближайшего развития»

Придерживаясь данного принципа, надо стараться дать детям знания повышенного уровня, опережающие их развитие.

  1. Принцип воспитывающего обучения.

Обучая технике работы с бумагой воспитывать  у детей – усидчивость, терпение, самостоятельность;

 закреплять  у детей знания по цветовосприятию, развивать эстетический вкус.

  1. Принцип свободы выбора. Предоставлять детям возможность самим решить, как будет оформлена их работа, предоставлять им возможность выбрать подходящий на их взгляд материал. При использовании этого принципа особенно повышается интерес к активной творческой деятельности.
  2. Принцип личностно – ориентированного обучения заключается в признании ценности личности каждого ребенка и нацеленности обучения на раскрытие и развитие его индивидуальности, позволяет строить индивидуализированный подход к детям.
  3. Принцип интеграции.

Художественная деятельность взаимосвязана:

- с различными видами изобразительного искусства (жанрами живописи, декоративно-прикладным искусством, скульптурой, архитектурой);

- с разными видами деятельности детей (рисование, аппликация, конструирование).

  1. Принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта при экспериментировании с формой, цветом, при решении задач по созданию выразительных образов, знаний детей о мире вещей и природы, обогащение активного и пассивного словаря детей.
  2. Принцип построения  занятий «от простого к сложному». Этот вид деятельности строится на имеющихся уже умениях и навыках аппликации. Дети осваивают различную по свойствам бумагу и «превращают» её в необычные цветы, здания, деревья, изготовляют поделки для украшения интерьера, подарки к праздникам и др. «Превращения» простого и доступного материала не только эстетически и эмоционально привлекательно для детей, но также крайне полезно для развития центральной нервной системы ребёнка – мозга. Сенсомоторное развитие в дошкольном возрасте составляет фундамент умственного развития, которое неразрывно связано с расширением общей двигательной и ручной деятельности. Ведь манипулируя предметами, ребёнок познаёт их свойства и особенности. Рука «познаёт», а мозг фиксирует и соединяет со слуховыми, зрительными, осязательными восприятиями. Всё это формирует сложные интегрированные образы и представления. Развивает наблюдательность, умение сравнивать, выделять характерное в образе, развивать объёмно – пространственное мышление и фантазию.

Работа над композициями из бумаги способствует формированию ручных умений, развивает мелкую моторику рук, глазомер, цветоощущение, даёт детям новое средство самовыражения и создаёт основу для дальнейшего творческого развития. Детская продуктивная деятельность всегда насыщена эмоциями. Эмоциональные переживания детей, как в процессе деятельности, так и в процессе обсуждения ее результатов побуждают детей говорить, порождают речевой диалог, общение.

Материальное оснащение: 

  • цветная бумага, картон, салфетки, гофрированная бумага, клей.

Инструменты: 

  • ножницы; возможно использование зубочисток, трубочек для коктейлей.

Оборудование: 

  • тканевые салфетки,  набор дополнительных аксессуаров для творчества: глазки,  пайетки.

Демонстрационный материал:

  • художественная литература, ИКТ, образцы изделий, поэтапное изображение, анимационные работы художников, выполненных с помощью бумагопластики.

Технические средства обучения: 

  • проектор, экран, музыкальный центр.

Бумагопластика позволяет создавать полуобъемные и объемные бумажные композиции, схожие внешне с барельефом и скульптурой. Цветы, животные, сказочные герои, выполненные в этой технике, за счет объема выглядят как настоящие произведения искусства.

Работы создаются из отдельных элементов, каждому из которых специальными инструментами придается нужные форма и объем. Затем элементы собираются в композицию, образуя целостный образ.

Существуют самые различные виды бумагопластики: оригами, торцевание, квиллинг, работа с гофрированной бумагой и многие другие. Все эти виды бумагопластики широко используются воспитателями по ручному труду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста коррекционной группы № 4. Тема: "Наши руки не для скуки".

Тема: "Наши руки не для скуки"Интеграция: труд, социализация, коммуникация, познание, здоровье, художественное творчество.Оборудование и материал:- музыкальная картина (пение птиц, шум водопада);- пев...

Занятие по художественной литературе для детей подготовительной группы на тему : "Наши любимые герои из сказок"

Воспитатель зачитывает детям отрывки из сказок, а их задача отгадать автора и главного героя.  Занятие проходит ввиде викторины....

Долгосрочный проект по бумагопластике для детей подготовительной группы на тему: «Наши руки не для скуки»

Занимаясь бумагопластикой, дети изучают свойства и качества бумаги, рассматривают способы её применения, овладевают комплексом новых знаний, умений и навыков, учатся рационально использовать благодатн...

Краткосрочный проект по лепке для детей подготовительной группы на тему: «Кот-Воркот»

Наблюдая за детьми своей группы, я заметила что дети испытывают затруднения в лепке с натуры и по представлению знакомых предметов, особенно животных и человека. Наблюдаются затруднения в работе...

Долгосрочный проект по пластилинографии для детей подготовительной группы на тему: «Пластилиновые фантазии»

Цель: Развитие ручной умелости у детей  дошкольного возраста посредством пластилинографии.Образовательные задачи:- Учить передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредство...

Итоговое интегрированное занятие в старшей группе на тему: «Наши руки не для скуки»

Воспитательные задачи:1. Воспитывать уважение к труду народных умельцев, гордость за талант простого народа.2. Воспитывать интерес к предметам декоративно-прикладного искусства, желание самим создават...