Консультация для педагогов «Экологическое воспитание в детском саду»
консультация на тему

Рублева Юлия Владимировна

Тема по экологическому воспитанию у детй всегда была и остается актуальной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_ekologiya.docx208.93 КБ

Предварительный просмотр:

          Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Лесная сказка»

Консультация для педагогов

«Экологическое воспитание в детском саду»

Подготовила:

Рублева Ю.В.,

воспитатель I кв. категории

2018 г

Тема экологического воспитания детей дошкольного возраста всегда была и будет актуально. Поэтому развивать экологическое мировоззрение, экологическую культуру нужно с самого раннего возраста. Существует множество проблем с экологией во всем мире, поэтому дети должны знать, как в этом можно помочь.

В образовательной области «Познавательное развитие» есть раздел: ознакомление дошкольников с окружающим миром природы.

В ходе изучения этого раздела нужно решить следующие задачи:

  • формирование первичных представлений о живой и неживой природе;
  • воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом.

Самое главное – в процессе экологического образования у детей развивается познавательный интерес к миру природы, любознательность, творческая активность, т. е. личностные качества ребенка, которые представлены как целевые ориентиры в ФГОС ДО.

Вся работа по экологическому образованию и воспитанию строится по 3-м блокам:

  • специально организованное обучение в форме занятий;
  • совместная деятельность взрослого с детьми;
  • свободная самостоятельная деятельность детей.        

Формы работы по экологическому воспитанию и образованию.

Занятия по экологии бывают:

  • занятия-наблюдения за животными и растениями;
  • занятия по классификации представлений о природе;
  • занятия по обучению детей труду по уходу за растениями и животными;
  • занятия по составлению описательных, сравнительных рассказов об объектах природы;
  • занятия-исследования;
  • занятия по ознакомлению с трудом взрослых в природе;
  • комплексные занятия.

  На  занятиях могут быть использованы разнообразные приемы и методы, обеспечивающие активную позицию ребенка и вызывающие развитие эмоций и чувств у детей, которые способствуют проявлению гуманного отношения к природе:

  • решение проблемных ситуаций;
  • элементарное экспериментирование;
  • работа с моделями;
  • моделирование;
  • игры;
  • наблюдение;
  • постановка проблемных вопросов;
  • участие детей в уходе за растениями.

В детском саду применяются следующие виды игр:

  • Дидактические игры для уточнения и закрепления знаний о предметах, явлениях природы, растениях и животных.
  • Предметные игры ( с листьями, семенами, цветами ) – «Чудесный мешочек»,  «Узнай, что в руке», «Вершки и корешки».
  • Настольно-печатные игры с целью систематизации знаний    

     детей о растениях, животных, явлениях неживой природы и т. д.

  • Словесные игры «Кто летает, бегает, прыгает», «В воздухе, в воде, на земле», «Четвертый лишний».
  • Игровые упражнения на определение различных предметов по качествам и свойствам, развитие наблюдательности: «Найди по листочку дерево», «Принеси желтый листочек» и т. д.
  • Подвижные игры с целью подражания повадкам животных, отражения явлений неживой природы «Мыши и кот», «Солнышко и дождик», «Земля, вода, огонь, воздух» и т. д.
  • Творческие игры с целью отражения впечатлений, полученных в процессе занятий, экскурсий, повседневной жизни ( сюжетно-ролевые природоведческие игры, строительные игры с природными материалами и т. д.
  • Игры-задания проводятся как итог наблюдений:
  • сказки-кроссворды о животных;
  • отгадай загадки и узнай героев;
  • найди ошибки у художника, поэта;
  • может так быть или нет и др.

Словесные методы.

Чтение художественной литературы:

В детской литературе природа отображается различными художественными средствами. Будучи научной по своему содержанию, природоведческая для детей должна быть одновременно и художественной. В этом ее особенность.

Книга о природе имеет большую познавательную ценность. Она расширяет представления детей, знакомит с явлениями природы, жизнью растений и животных, помогает устанавливать связи и отношения, существующие в природе.

Основоположниками советской детской природоведческой книги являются В. В. Бианки и М. М. Пришвин. Интересны сказки В. В. Бианки «Чьи это ноги?», «Кто чем поет?», «Чей нос лучше?», «Хвосты» и др.

Рассказ воспитателя:

         Решая определенные образовательные задачи, воспитатель строит рассказ с учетом опыта  и интереса дошкольников, адресует его детям конкретной возрастной группы. В этом его преимущество в сравнении с чтением художественной литературы. Восприятие рассказа для детей является достаточно сложной умственной деятельностью. Ребенок должен уметь слушать и слышать речь взрослого, по ходу рассказа осмысливать его, на основе словесного описания активно воссоздавать достаточно яркие образы, устанавливать и понимать те связи и зависимости, о которых говорит воспитатель, соотнести новое в содержании рассказа со своим прежним опытом. Рассказ воспитателя о природе должен строиться с учетом этих требований.

Беседа

         Исходя из дидактических задач выделяют 2 вида бесед: предварительную и итоговую. Предварительная беседа используется воспитателями перед наблюдением, экскурсией. Цель такой беседы – уточнение опыта детей для того, чтобы установить связь предстоящего наблюдения с имеющимися знаниями. Итоговая беседа направлена на систематизацию и обобщение  полученных фактов, их конкретизацию, закрепление и уточнение. Эти беседы по содержанию могут быть разного уровня: одни беседы проводятся после наблюдения за узким кругом наблюдаемых  объектов (например, беседа о перелетных птицах, о зимовке в лесу и др.) другие, затрагивающие более широкий круг явлений (например, беседы о сезонах), для систематизации знаний детей о явлениях неживой природы, о жизни растений, о животных, о труде людей.

        Для детей первых семи лет жизни характерны наглядно-действенное и наглядно-образное мышления. Это обязывает педагогов строить процесс обучения таким образом, чтобы основные необходимые сведения дети усваивали не вербальным, а наглядным методом (путем запечатления реальных объектов и событий окружающего мира). В программе экологического образования дошкольников основной упор должен быть сделан на наблюдения, эксперименты и продуктивную деятельность детей в природе.

Наиболее эффективными формами взаимодействия педагога с детьми по экологическому образованию считаются такие формы, в которых дошкольники получают возможность непосредственного контакта с природой. В этом случае у детей формируются не только экологические знания, но и опыт использования этих знаний в практической деятельности. К таким формам взаимодействия можно отнести экскурсии, прогулки, экспериментирование, наблюдения.

Прежде всего, необходимо создать условия для получения экологических знаний и последующего их применения.

Названия акций и проектов могут быть следующие:

  •  «Водоемы нашего края»
  • «Зеленый город»
  • «Деревья родного края»
  •  «Братья наши меньшие»;
  • «Покормите птиц зимой»;
  • «Полезные ископаемые нашего края».

Результатом практических мероприятий по экологическому образованию дошкольников можно считать:

  • создание стенгазет с рассказами о любимых питомцах;
  • написание рассказов о животных и растениях;
  • оформление книжек-малышек о животных;
  • рекомендаций по уходу за животными и растениями;
  • разработку презентаций, фоторепортажей и др.

Работа с родителями

Большое место в системе экологического образования в детском саду должно уделяться в совместной деятельности детей и их родителей:

  • проведение родительских собраний экологической направленности (КВН, викторины, «Поле чудес» и др.;
  • выезды с детьми на природу;
  • участие родителей в спортивных и музыкальных праздниках экологической направленности;
  • совместное озеленение территории детского сада;
  • тематические выставки поделок из природного материала, рисунков о природе, сделанных совместно родителями с детьми, выпуск семейных экологических газет;
  • наглядная информация;

С целью выявления отношения родителей к вопросам экологического образования их детей, его реально осуществления в семье необходимо проводить анкетирование родителей, беседы. Результаты анкетирования необходимо выносить на родительские собрания для анализа, обсуждения и чтобы наметить дальнейшую работу с родителями и детьми.    

Такая работа с семьей способствует повышению педагогической культуры родителей, выработке правильных форм взаимодействия детского сада и семьи, помогает создать более благоприятную обстановку в семье.        

  Экологизация развивающей предметной среды в образовательных учреждениях должна способствовать реализации всех компонентов его содержания: познавательного, нравственно-ценностного и деятельностного.

Таким образом, взаимодействие дошкольников с природой в процессе

экологического образования в свете ФГОС имеет свою специфику в силу возрастных особенностей и базируется на деятельностном подходе, поскольку именно деятельность развивает психику ребенка, двигательную активность  и  делает  его физически более крепким и здоровым.        

А закончить свою консультацию я хочу следующим стихотворением:

Всё хорошее в людях – из детства!                                                                                                    Как истоки добра пробудить?                                                                                          Прикоснуться к природе всем сердцем:                                                                                      Удивиться, узнать, полюбить!                                                                                                                   Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши

Чтоб для них экология стала                                                                                                          Не наукой, а частью души!

C:\Users\Виктор\Desktop\2d7c9fa9d317ba54adfd9709c7c923e6.jpg.gif

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Экологическое воспитание в детском саду"

Консультация для родителей "Экологическое воспитание в детском саду"...

Консультация для педагогов «Экологическая тропинка в детском саду»

Экологическая тропа – одна из современных форм воспитания и образования детей – работа в экологически значимом пространстве, на образовательном маршруте, проходящем через различные природные объе...

Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание в детском саду».

консультация для воспитателей по экологическому воспитанию особенно актуальна в этом т.к. 2017 год объявлен годом экологии в России....

Консультация для педагогов «Экологическая тропа в детском саду»

Экологическая тропа – одна из современных форм воспитания и образования детей – работа в экологически значимом пространстве, на образовательном маршруте, проходящем через различные пр...

Консультация для педагогов "Экологическое воспитание в детском саду"

Теоретические аспекты экологического воспитания в ДОУ...

Консультация для педагогов "Экологическое воспитание в детском саду"

Консультация по экологичеакому воспитанию в детском саду...

Консультация для педагогов "Экологическое воспитание в детском саду"

Консультация для педагогов "Экологическое воспитание в детском саду"...