Утренний сбор как форма создания положительно эмоционального настроя детей
консультация на тему

Дзюба Лариса Владимировна

Методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных организаций «Утренний сбор как форма создания положительно эмоционального настроя детей»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа № 21 города Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевск Самарской области структурное подразделение «Детский сад «Терем – теремок»

Методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных организаций

«Утренний сбор как форма создания положительно эмоционального настроя детей»

   

подготовила:

Дзюба  Лариса

Владимировна,

воспитатель

Новокуйбышевск, 2018


Утренний сбор как форма создания положительно эмоционального настроя детей

Мы часто говорим: «Дети – это наше будущее». Если хотим, чтобы эти повзрослевшие люди были знающими, ответственными и внимательными друг к другу, то должны обучать наших ребят социальным, эмоциональным навыкам и ценностям.

          Ни для кого не секрет, что большинство детей с трудом встают утром, не хотят идти в детский сад. Родителям приходится буквально уговаривать ребенка. Конечно, в такой ситуации активное общение вряд ли возможно. Ребенок замкнут и обижен на всех сразу. Между тем навязчивому общению с педагогом ребенок скорее предпочтет общение с другими детьми.

Одной из форм организации совместной деятельности с детьми в группах нашего детского сада является УТРЕННИЙ СБОР.

Цели и задачи Утреннего сбора:

  • Создать эмоциональный настрой на весь день — “задать тон”.
  • Создать условия для межличностного и познавательно-делового общения детей и взрослых.
  • Развивать навыки (общения, планирования собственной деятельности ит.п.).
  • Учить объяснять словами свое эмоциональное состояние.
  • Развивать навыки культурного общения (приветствия, комплименты и т. п.).
  • Учить формулировать суждения, аргументировать высказывания, отстаивать свою точку зрения.
  • Выбирать из личного опыта наиболее значимые, интересные события, рассказывать о них кратко, но последовательно и логично.
  • Учить делать выбор, а также планировать собственную деятельность.

Групповой сбор или утренний круг (сбор) это время, когда дети и взрослые собираются вместе. Обычно он проходит утром, после завтрака.

Звенит колокольчик (или веселая музыка), и все знают, что это сигнал для того, чтобы собраться в круг.

Утренний сбор проводится в одном и том же удобном месте, сидя на ковре, возле информационного стенда. 

СТРУКТУРА УТРЕННЕГО СБОРА:

  • Приветствие (инвариант: пожелания, комплименты, подарки).
  • Обмен новостями.
  • Игра (тренинг, пение, слушание).
  • Планирование дня (выбор темы проекта, формулирование идей, презентация центров, выбор деятельности).

 

Утренний сбор начинается с ПРИВЕТСТВИЯ.

Используются самые разнообразные их формы: стихотворные, песенные;

  • здороваемся ладошками, плечиками;
  • разнообразные пожелания, комплименты;
  • игры, которые создают эмоционально — положительный настрой на весь день.

В группах имеются картотеки с играми-приветствиями.

Приветствия в стихотворной форме

Вместе с солнышком встаем,                                                                                               вместе с птичками поем.                                                                                                           С добрым утром!                                                                                                                      С ясным днем!                                                                                                                Очень дружно мы живем.

Здравствуй, солнце!

Здравствуй, небо!

Здравствуй, вся моя Земля!

Мы проснулись очень рано,

И приветствуем тебя!

Встанем (сядем) рядышком, по кругу,

Скажем  "Здравствуйте!" друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем "Привет!" и "Добрый день!";

Если каждый улыбнётся -

Утро доброе начнётся.

- ДОБРОЕ УТРО!!!

Здравствуй,солнце золотое!
Здравствуй,небо голубое!
Здравствуй,вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живём в одном краю-
Всех я вас приветствую!

 

Здравствуй правая рука                                  протягиваем вперёд,

Здравствуй левая рука                                    протягиваем вперёд,

Здравствуй друг                                             берёмся одной рукой с соседом,

Здравствуй друг                                            берёмся другой рукой,

Здравствуй, здравствуй дружный круг      качаем руками.

Мы стоим рука в руке,                                                                                                  вместе мы большая лента,

Можем маленькими быть                             приседаем,

Можем мы большими быть                                 встаём,

Но один никто не будет!

Я люблю свой детский сад,

В нем полным-полно ребят,

Может сто, а может двести,

Хорошо, когда мы вместе!

Все на месте?

Все ли тут?

Повернулись, оглянулись,

И друг другу улыбнулись.

Солнышко ясное встало.                                                                                                 Доброе утро!- сказало.                                                                                                   Доброе утро!- кричу я прохожим                                                                             Веселым прохожим, на утро похожим.                                                                                   А если проснешься,                                                                                                              А дождик в окошко стучит и стучит                                                                                             И без солнца темно.                                                                                                       Доброе утро,  друзья все равно.                                                                             Придумано мудро. Доброе утро!

СМАЙЛИКИ-ЖУРАВЛИКИ
В круг скорее становись,
Крепко за руки держись:
Подари улыбку-смайлик,
Пусть улыбка, как журавлик,
Полетит в сердца друзей…
Или стаей журавлей!
Будь же добрым, не скупись,
Щедро людям улыбнись.
От улыбки, всем известно,
Станет хмурый день прелестным!

ВЕСЁЛОЕ СОЛНЫШКО

Разбежавшись с косогора,
И под горку – кувырком,
Прокатилось вдоль забора
Солнце ярким колобком.
Заглянуло в сад фруктовый,
Постояло над рекой,
И листочек свежий, новый
Тёплой тронуло рукой.
Вместе с Солнышком проснулись
Птицы, травы и цветы,
Дружно Солнцу улыбнулись – 
Улыбнись ему и ты!

Игры- приветствие в круге

Упражнение «Приветствие»: Воспитатель поворачивается к ребенку, сидящему слева или справа, передает игрушку и приветствует его (ее): «Доброе утро, Маша! Я рада, что ты сегодня с нами».

«Новости выходного дня» (ты катись веселый мячик быстро, быстро по рукам; у кого веселый мячик, тот сейчас расскажет нам).

- Дети, я очень хочу поделиться с вами своей (радостной) новостью: «У меня дома, вчера расцвёл очень красивый цветок и мне он нравится. А какие новости у вас?

Здороваемся ладошками, плечиками, дарим разнообразные пожелания, комплименты, в общем, игры которые создают эмоционально - положительный настрой на весь день. В группе имеется картотека с играми - приветствиями например «Давай поздороваемся», «Опиши друга», «Настроение» и др.

“Покажи свое настроение”: тот, у кого в руках мяч (он передается по кругу), показывает мимикой какое у него сейчас настроение, другие пытаются его разгадать. (В другом варианте дать одному ребенку картинку с нарисованным “настроением”, он пытается воспроизвести его на своем лице, остальные отгадывают, что же он изображает)

• Доброе утро (дети передают меховое сердце, мячик, игрушку и ласково желают товарищу доброго утра),

Клубок (В руках я держу клубочек. Тот, кто его получает, обматывает нитку вокруг пальца и передает его следующему, сидящему справа от него, ребенку. Я начинаю. Клубочек ко мне вернулся. А сейчас давайте вместе поднимем руки вверх, опустим вниз, положим на колени. Старайтесь все делать одновременно, ведь если кто-то замешкался, наш круг разрушится),

Похвали соседа ( дети стоят или сидят, образуя круг. Педагог хвалит своего соседа – ребенка справа, каждый ребенок хвалит своего соседа справа, последний хвалит педагога. После игры воспитатель спрашивает: «Как вы думаете, кто лучше всех хвалил своего соседа?» Выслушивают мнение каждого ребенка, выявляют кто каждый лучший «восхититель».

Колечко (Встаньте в круг. Представьте, что вы передаете друг другу колечко. Передаете по кругу в одну сторону и рассказываете, что вы любите. После игры дети по команде воспитателя бегут по кругу, останавливаются и, меняясь местами, вновь образуют круг).

Доброе животное (участники встают в круг и берутся за руки. Воспитатель тихим голосом говорит: «Мы одно большое и доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! Все прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседей. «А теперь послушаем вместе!» Вдох- все делают шаг вперед, выдох – шаг назад. «Так не только дышит животное, так же ровно бьется его большое доброе сердце. Стук-шаг вперед, стук – шаг назад. После приветствия можно предложить детям поприветствовать друг друга весело, грустно, удивленно, как робот, на другом знакомом  языке.

  • Вчера сегодня завтра

Дети проговаривают, какой день был вчера, какой будет завтра. Какое число сегодня, какое завтра, какое было вчера.

  • Порядок расположения в кругу меняется. Например, сегодня рассаживаются по росту, завтра – по датам рождения или по очереди: мальчик – девочка, послезавтра по предпочтениям и т. д. Возможно использование различных предметов, которые передаются по кругу тому, кому адресуется приветствие. Это может быть любимая игрушка, мяч, волшебная шапочка, микрофон или другой значимый для детей предмет.

  • Дети приветствуют друг друга по очереди и отвечают на приветствия: «Доброе утро, Катя!», «Доброе утро, Сережа!»;

  • Создают общую «паутину» - все бросают клубок со словами приветствия любому, сидящему в кругу. Все держатся за нитку, так создается общая сеть;

  • Паровоз имен. Ребенок подходит к другому ребенку и здоровается с ним: «Доброе утро, Люда! Хочешь со мной играть? Вставай, будешь паровозиком». Присоединившийся к игре ребенок встает первым, и все повторяют его имя «Люда, Люда, Люда…» Люда в свою очередь приветствует следующего ребенка и т.д.;
  • Приветствие – комплимент.

Игры, которые создают эмоционально — положительный настрой на весь день.

1.«Улыбка»

    Дети замыкают круг, касаясь, друг друга рукой, плечом, глядя в глаза, друг другу, улыбаясь, произносят слова:

Улыбнись побыстрее ты мне,

Улыбнусь я тебе.

Здравствуй, солнышко ясное,

Здравствуй, небо прекрасное!

Мы приносим за все благодарность,

Природа, Тебе!

 

2.«Сотвори солнце в себе»

    В природе есть солнце. Оно всем светит, и всех любит, и греет. Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глаза, представьте в своём сердце маленькую звёздочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несёт любовь. Звёздочка увеличилась. Направляем лучик, который несёт мир. Звёздочка опять увеличилась. Направляю лучик с добром, звёздочка стала ещё больше. Я направляю к звёздочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звёздочка становится большой, как солнце. Оно несёт тепло веем-веем, (руки в стороны перед собой).

3.«Солнышко»

    — Закройте глаза, вытяните руки. Представьте, что на ладошках у вас лежат маленькие солнышки. Через пальчики, как лучики солнышка, идёт тепло по всей руке. Руки успокоились, отдыхают. Переключаем внимание на ноги. Солнечные лучики согревают стопы, пальцы ног. Усталость проходит, мышцы отдыхают. (Обращаем внимание детей на дыхание). Представьте живот, как шарик или мячик. На вдохе мячик слегка поднимается, на выдохе опускается. Дыхание успокаивается, становится плавным, равномерным. Улыбнитесь друг другу, скажите добрые слова.

 

4.«Добрые слова»

    Постарайтесь ежедневно 1-3 минутки посвящать добрым словам. Каждое доброе слово несёт силу, энергию прежде всего тому человеку, кто сказал его, а затем и тому, в адрес кого эти слова сказаны. Важно не только сказать доброе слово, но и вложить в него душу. Без тепла, без искренности сказанное слово — неживое.

Грубых слов не говорите,

Только добрые дарите.

5.«Доброта»

    Положите руки в удобное положение. Закройте глаза, направляйте мысленно во все стороны от себя Любовь, Добро, Мир, проникаясь этим состоянием. Так ребёнок творит вокруг себя поле любви, мира, добра. Эти минуты вернутся сторицей.

Какое у вас сейчас настроение? На что оно похоже: на солнышко или на тёмную тучу?

Дети стремятся поделиться всем, что переполняет их душу, что, просится на язык – домашними событиями, удачами и неудачами, детскими обидами и достижениями. ОБМЕН НОВОСТЯМИ —  часть утреннего сбора. Новости принимаются как факт. Если располагает время, высказываются все желающие.

А если время ограничено, используются некоторые хитрости, например:

  • сегодня новостями делятся только мальчики,
  • или, те, у кого имена начинаются с гласных звуков.
  • И, конечно предлагается детям самим решать, кто сегодня будет рассказывать о новостях.

Следующий этап утреннего сбора — ИГРЫ.

Это

  • пальчиковые игры,
  • словесные,
  • игры-цепочки,
  • игры-фантазии,
  • элементы тренинга,
  • психогимнастика (см в «Приветствие»),
  • пение,
  • слушание

Всё то, что помогает детям почувствовать себя комфортно, легко и весело.

Игры по теме проекта.

Цель- сплочение группы через игру и позитивное настроение.                                         Этот компонент утреннего сбора направлен на расширение информационного поля тематического проекта, так как здесь возможно и сообщение новых знаний, и обобщение имеющихся, и встреча с интересным человеком. Приветствуются различные презентации какой-либо части проекта детьми из старших групп, ребенком совместно с родителем, либо сам ребенок представляет сообщение (например, по теме «Семья» ребенок показывает и рассказывает родословное древо своей семьи).

        Нужно планировать такие виды игровой деятельности, которые заставляют детей смеяться; способствуют кооперированию и совместному решению проблем; развивают координацию движений, проворность, ловкость, выносливость; языковые игры и упражнения; математические игры и упражнения; естественно научные эксперименты; музыка, песни, стихотворения.

Игра по теме проекта

 (дети повторяют слова и движения)

Сорока – белобока кашку варила, деток кормила.

Каких деток кормила? Кто любит трудиться, и ей помогали!

Дрова рубили, воду носили, пол подметали, печку топили, тесто месили.

Вместе потрудились, вместе покушали! Вместе скажем друг другу «спасибо»!

Игра «Скажи по-другому». 

       Педагог предлагает детям, например, такие словосочетания: ваза из хрусталя, шляпа из соломы, а дети соответственно отвечают: хрустальная, соломенная и т. д. При этом из рук в руки передается мягкая игрушка, и каждый ребенок имеет возможность принять участие в игре.

На этом же этапе используется еще одна игра —

«Моя тетушка приехала и привезла мне в подарок…», которая проводится аналогичным образом.

«Корреспондент»

- Дети, представьте, что я корреспондент детского журнала “Радуга”. (Вводится микрофон) По очереди обращаясь к каждому ребенку, задаю вопросы:  - Что ты хочешь сегодня сделать?                                                                      - Когда у тебя появилась эта идея (замысел)?                                                                  - Что тебе нужно для выполнения своей идеи?                                                                - Где это можно найти?                                                                                                            - С чего ты начнешь?                                                                                                    - Тебе нужны помощники?                                                                                               - Кого бы ты хотел видеть своим партнером?                                                                                 - Как вы распределите свою работу? И т.п.

       Для поддержания хорошего настроения у детей, создания положительного отношения ко всему происходящему в группе можно провести игры:                                                                                                                   " Поговорим по телефону"                                                                                              " Кто больше знает вежливых, добрых, ласковых слов"                                 «Трудно ли быть вежливым» (освоение правил этикета и использование в жизни)                                                                                                                       «Как хорошо быть гостем» (освоение гостевого этикета).                                                    " Волшебное слово"                                                                                                          " Кто лучше знает правила поведения на улице и в общественных местах».

Игра «Придумай слово».

Нужно придумать слово по заданию: с заданным звуком в начале, середине, конце  слова, с заданным  количеством слогов, по схеме и т.д. Данная игра мною используется тогда, когда нужно организовать учащихся на восприятие новой темы или просто заинтересовать. Например, учитель говорит: «Дети, к нам пришла посылка. Но чтобы её открыть, нужно сказать слово - пароль. А слово-пароль сегодня у нас начинается со звука [м] или [м’]. Только нужно, чтобы все назвали пароль правильно». И дети будут изо всех сил стараться придумывать нужное слово. Но здесь необходимо учитывать один момент: если учитель заметит, что кто-то из детей в силу каких-то причин не может подобрать слово, то нужно прийти ненавязчиво на помощь этому ребёнку и, желательно, чтобы помощь исходила от детей.

Игра «Строим дорожку».
       Дети садятся в круг. Кому-то даётся мяч и задание придумать любое слово. Затем мяч передаётся  следующему игроку. Он должен придумать слово, которое начинается с последнего звука предыдущего слова. И так далее, пока не дойдут до первого игрока. В этой игре на первом этапе учитель активно помогает учащимся правильно произнести слово (вместе с ним), выделяя очень чётко последний звук в слове. На следующем этапе учитель уже просто следит, чтобы дети чётко проговаривали слово и выделяли последний звук. К концу второго года обучения у детей вырабатывается навык чёткого произнесения слова и выделения последнего звука, а учитель выполняет роль наблюдателя-контролёра, который лишь организует процесс игры, а помогает лишь в редких случаях.

Игра «Ловушка».
      Педагог предлагает детям «открыть ловушки», т.е. поставить руки локтями на парту, параллельно друг другу, расправив свои ладошки, которые и есть «ловушки». Он даёт задание: если в слове услышите заданный звук, то «ловушки» нужно захлопнуть, т.е. хлопнуть в ладоши. Слова подбираются учителем в зависимости от темы занятия.

Игра «Поймай слог». 
     Педагог «бросает» детям слог, а они должны «превратить» его в слово.
Например: 
ПА – папа, ма – мама, ку – кукла, ар – арбуз и т.д.

Игровое упражнение «Раздели правильно».
       Педагог говорит детям, что сейчас мы разделим слово на слоги. Для этого наши руки превратятся на время в «топорики». Далее нужно произнести слово правильно, при этом хлопая в ладошки и считая, сколько раз хлопнули, столько в слове и слогов.

Игра «Посели в домик».
     Педагог  вводит «гостей» при помощи загадки или ещё как-то и предлагает поселить каждого гостя в домик. При этом он обращает внимание детей, что в одном домике – окно из одной створки, а у второго – из двух. Чтобы определить, какому гостю, какой домик, нужно определить,  сколько слогов в названии гостя. Если один слог, то гостя селим в домик с одной створкой. Если два слога, то гостя селим в домик с двумя створками. Для усложнения игры можно потом пригласить гостей на новоселье и распределить их по такому же принципу.

Игровое упражнение «Подбираем рифмы».  
      Педагог читает детям шуточное стихотворение – начало английской народной песенки в переводе С.Я.Маршака:
-Даю вам честное слово, вчера в половине шестого
-Я видел двух свинок без шляп и ботинок.
-Даю вам честное слово!
Далее учитель задаёт детям вопросы на понимание текста:
-Кого видел поэт? В каком виде они были?
-Носят ли свинки ботинки? А может быть они носят чулки? (Носки, тапочки, рукавички и т.д.) 
-Правду рассказал нам в стихотворении поэт? Нет, он нафантазировал. Мы с вами тоже можем сочинить весёлые шуточные стихи про разных птиц и животных. Я буду начинать, а вы продолжайте.

 -Даём честное слово:
 Вчера в половине шестого 
 Мы видали двух сорок
 Без…(ботинок) и …(чулок).
 И щенков без …(носков).
 И синичек без …(рукавичек).

Данное стихотворение можно продолжать и дальше по усмотрению учителя. По образцу этого упражнения можно брать другие стихи и делать тоже самое.

Игра «Кузовок».
      Дети садятся в круг. По считалке выбирается тот, кто начнёт игру. Ему даётся в руки корзинка. Он держит её, а дети в это время говорят слова:

 -Вот тебе кузовок,
-Клади в него, что на –ок.
-Обмолвишься – отдашь залог.

Ребёнок отвечает: «Я положу в кузовок …и называет нужное слово (замок, сучок, коробок, сапожок, башмачок, чулок, утюжок, воротничок, сахарок, мешок, листок, лепесток, колобок, колпачок, гребешок и т.д.) Так происходит, пока все дети не подержат кузовок. Тот, кто ошибается, кладёт в корзину залог. После того, как все дети приняли участие, разыгрываются залоги: корзинка накрывается платком, а кто-нибудь из детей вынимает залоги по одному, предварительно спрашивая: «Чей залог выну, что тому делать?» Дети под руководством учителя назначают каждому залогу выкуп – какое-то задание (назвать слово с каким-то звуком, рассказать скороговорку, разделить слово на слоги и т.д.)

Игровое упражнение «Чьё всё это?».
      Детям показывается картинка с изображением животного и задаются вопросы, на которые нужно ответить одним словом. Вопросы такие: чей хвост? Чьё ухо? Чья голова? Чьи глаза?

 -Корова – коровий, коровье, коровья, коровьи.
-Заяц – заячий, заячье, заячья, заячьи.
-Овца – овечий, овечье, овечья, овечьи. 
-Лошадь – лошадиный, лошадиное, лошадиная, лошадиные.
-Кошка – кошачий, кошачье, кошачья, кошачьи.

Игра «Домики».
      Педагог объясняет детям, что в первом домике живут слова, про которые можно сказать «он мой», во втором – «она моя», в третьем – «оно моё», в четвёртом – «они мои». Нужно «расселить» слова (картинки) по домикам. Ребята определяют род и число слов без называния терминов.

 Игра «Наоборот».
       Педагог говорит, что к нам пришёл в гости ослик. Он очень хороший, но вот в чём вся беда: он очень любит всё делать наоборот. Мама – ослица с ним совсем замучилась. Стала она думать, как же сделать его менее упрямым. Думала, думала, и придумала игру, которую назвала «Наоборот». Стали мама-ослица и ослик играть в эту игру и ослик стал не такой упрямый. Почему? Да потому что всё его упрямство во время игры уходило и больше не возвращалось. Он и вас решил научить этой игре. Далее учитель играет с детьми в игру «Наоборот»: кидает ребёнку мяч и называет слово, а ребёнок, поймавший мяч, должен сказать антоним этому слову (высокий – низкий) и бросить мяч учителю.
Ещё при работе со словами – антонимами можно использовать  стихотворение Д.Чиарди «Прощальная игра»:

 -Нам с тобой пришёл черёд
-Сыграть в игру «Наоборот».
-Скажу я слово «высоко», а ты ответишь … («низко»). 
-Скажу я слово «далеко», а ты ответишь … («близко»).
-Скажу я слово «потолок», а ты ответишь («пол»).
-Скажу я слово «потерял», а скажешь ты («нашёл»)!
-Скажу тебе я слово «трус», ответишь ты … («храбрец»).
-Теперь «начало» я скажу – ну, отвечай, … («конец»).

Игровое упражнение «Закончи фразу».
      Педагог называет словосочетания, делая паузы. Ученик должен сказать слово, которое пропустил учитель, т.е. закончить фразу.

 -Сахар сладкий, а лимон … .
-Луна видна ночью, а солнце … .
-Огонь горячий, а лёд … .
-Река широкая, а ручей … .
-Камень тяжёлый, а пух … .

Обыграть это можно следующим образом: учитель говорит, что наш знакомый Незнайка пошёл всё-таки учиться в школу. Там на уроке русского языка был диктант – дети писали под диктовку разные фразы. Но так как Незнайка очень невнимательный, он не успевал дописывать эти фразы до конца и получил плохую оценку. Учительница сказала, что если он исправит ошибки в диктанте, то она исправит ему плохую оценку. Давайте ему поможем.

Игровое упражнение «Скажи по-другому».
     Педагог говорит: «У одного мальчика сегодня плохое настроение. Какой мальчик сегодня? А как можно сказать то же самое, но другими словами? (печальный, расстроенный). Слова «печальный, грустный и расстроенный» - это слова – приятели.
Почему он такой? Да потому что на улице 
идёт дождь, а мальчик идёт в школу.
Какое слово повторилось два раза? (идёт)
Что значит «дождь идёт»? Скажи по-другому.
Что значит «мальчик идёт»? Скажи по-другому.
Как можно сказать по-другому: весна идёт? (весна наступает).
Далее даются аналогичные задания на следующие словосочетания:

 -Чистый воздух (свежий воздух).
-Чистая вода (прозрачная вода).
-Чистая посуда (вымытая посуда).
-Самолёт сел (приземлился).
-Солнце село (зашло).
-Река бежит (течёт, струится).
-Мальчик бежит (мчится, несётся).
-Как сказать одним словом? Очень большой (громадный, огромный).
очень маленький (малюсенький).

Игра «Какой предмет?»
      Содержание игры заключается в следующем: учитель показывает картинку или предмет либо называет слово и задаёт вопрос: «Какой?» Затем участники игры по-очереди называют как можно больше признаков, соответствующих данному объекту. Выигрывает тот, кто назовёт больше признаков.

Игра  «Что бывает?»
      Эта игра похожа на предыдущую. Отличие состоит в том, что к слову – признаку подбирается как можно больше слов – предметов. 
-Зелёный – помидор, крокодил, цвет, фрукт, …
-красное – платье, яблоко, знамя, …

Игровое упражнение «Распространи предложение».
      Детям предлагается продолжить и закончить начатое учителем предложение, опираясь на наводящие вопросы педагога. Например, Педагог начинает предложение так: «Дети идут … (Куда? Зачем?)» Или более усложнённый вариант: «Дети идут в школу, чтобы … . Этот вариант, помимо обогащения грамматического опыта, может служить своеобразным тестом, позволяющим выявить тревожность ребёнка по отношению к различным жизненным ситуациям.

Игра «Пойми меня».
      Педагог показывает детям красивую коробочку и говорит, что эта коробочка не простая, а волшебная. В ней приготовлены для детей разные подарки. Получить подарок может только тот, кто умеет хранить секреты. Что это значит? (Это значит, не рассказывать раньше времени). Дальше педагог объясняет, что, когда он подойдёт к кому-то, то этот ученик должен закрыть глаза и, не глядя, вытянуть из коробочки картинку, посмотреть на неё, но никому не показывать и не говорить, что на ней. Это нужно сохранить в секрете. После того, как все дети вытянут себе по – одной картинке, педагог спрашивает детей, хочется ли им узнав, кому что досталось? Дети отвечают, что да. Тогда педагог говорит, что показывать подарки нельзя, но про них можно рассказать. Но слово-подарок тоже называть нельзя. Потом педагог рассказывает про свой подарок, показывая детям, как это нужно делать правильно, а дети угадывают, что досталось педагогу. После этого дети рассказывают про свои подарки по-очереди и, когда подарок угадан, открывают свою картинку. Лучше эту игру проводить сидя на ковре в кругу.

Игровое упражнение «Если бы…».
      Педагог предлагает детям пофантазировать на такие темы, как:

 -«Если бы я был волшебником, то …»
-«Если бы я стал невидимым…»
-«Если весна не наступит никогда…»

Помимо развивающей направленности, эта игра имеет и диагностическое значение.

Игровое упражнение «Закончи сам».
      Педагог рассказывает детям начало сказки или рассказа, а детям даётся задание продолжить или придумать концовку.

Ежедневно на групповом сборе ребята определяют, сколько присутствует мальчиков и сколько девочек; фиксируя это на специальном стенде.

Вспоминают тех, кто болеет, кто в отпуске и не может быть вместе со всеми.

Записывается в информационный лист дата, день недели, время года, планы на день.

Завершением утреннего сбора является ВЫБОР ЦЕНТРОВ АКТИВНОСТИ.

Взрослые (или дети) проводят ПРЕЗЕНТАЦИЮ центров, сообщают детям, какие интересные материалы их ожидают, предлагают подумать и решить, в какой центр они пойдут, и чем будут заниматься сегодня.


Таким образом:

Утренний сбор помогает в создании сообщества.

  В течение времени совместная работа создает особый уровень доверия между взрослыми и детьми. Сообщество имеет свойство самокоррекции. Гораздо проще получать критическую обратную связь от человека, с которым имеешь хорошие отношения.

Развивает коммуникативные умения.

Говорить так, чтобы тебя понимали, слушать, когда говорят другие, решать проблемы с помощью слов, делать свой вклад в идеи группы.

Развивает  социальные умения.

высокая самооценка;

забота о других;

терпимое отношение к окружающим людям;

умение решать конфликтные ситуации.

Развивает  познавательный интерес, стремления к получению знаний.

речевые навыки;

слушание;

развитие словарного запаса;

умение запрашивать информацию;

анализ и оценка материала;

умение быстро реагировать на вопросы;

умение работать с изученной информацией.

К образовательным результатам Утреннего сбора можно отнести способность ребенка:

  • Контролировать свое поведение;
  • Высказывать свое отношение;
  • Комментировать свои действия;
  • Выполнять простые правила, следовать простому алгоритму при общении в группе;
  • Задавать вопросы и отвечать на вопросы в пределах своей осведомленности и опыта;
  • Присваивать полученную в простой форме информацию;
  • Совершать на элементарном уровне действия по обработке информации: сравнивать, обобщать, выделять признаки, замечать изменения;
  • Делать спонтанные и подготовленные высказывания в пределах определенной заранее темы;
  • Высказываться в связи с высказываниями других;
  • Устанавливать контакты;
  • Поддерживать разговор;
  • Использовать элементарные нормы общения;
  • Сотрудничать (с взрослыми и детьми разного возраста) в предложенных формах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Игра – как фактор развития двигательной активности детей и улучшение положительного эмоционального настроя».

Игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.Испокон веков в и...

Утренний сбор как эффективный способ понятия эмоционального настроения детей в ДОУ.

Проведение ежедневных Утренних Сборов в детских садах способствуют развитию социальных навыков общения, развитию внимательности и ответственности друг к другу....

Игра на создание положительного эмоционального настроя детей. На лесной полянке.

Цель: -создавать ощущение эмоционального благополучия у каждого ребёнка- вызвать интерес к восприятию звуков пения птиц,           жужжания пчёл,...

Цель: создание условий для положительного эмоционального настроя детей на весь день.

Цель: создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей через физические упражнения и подвижные игры....

«Осенняя сказка» Сценарий утренника во 2 младшей группе Цель: Способствовать созданию положительных эмоциональных переживаний детей, воспитывать культуру поведения на массовых мероприятиях. Действующие лица: Взрослые - Осень Мишка

laquo;Осенняя сказка»Сценарий утренника во 2 младшей группе Цель: Способствовать созданию положительных эмоциональных переживаний детей, воспитывать культуру поведения на массовых мероприя...

игры и упражнения для сплочения группы, создания положительного эмоционального настроя

игры и упражнения для сплочения группы, создания положительного эмоционального настроя у детей...

Духовно-нравственное воспитание в развитии положительно- эмоционального настроя детей дошкольного возраста

Духовно-нравственное воспитание играет ключевую роль в развитии положительно-эмоционального настроя детей дошкольного возраста. В этом возрасте формируются основные ценности, убеждения и отношения к о...