Мастер – класс на тему «Развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста»
методическая разработка на тему

Петрова Лариса Аркадьевна

Тема: «Развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста».

Цель: овладение вокальными навыками воспитателей и специалистов детского сада.

Задачи:

  1. пробудить интерес к певческой деятельности;
  2. научить «певческому дыханию» и пению в унисон;
  3. развитие дикции, исполнительского мастерства, ансамблевого пения.

Форма проведения: практикум

Участники мастер – класса: педагоги ДОУ.

План проведения мастер – класса:

  1. Вступительная часть мастер – класса;
  2. Практическая часть мастер – класса;
  3. Заключительная часть мастер – класса;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_-_klass_dlya_pedagogov_dou.docx28.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №9 «Колосок» дер. Часовенная

Волжского муниципального района Республики Марий Эл

Мастер – класс

на тему

««Развитие певческих навыков

у детей дошкольного возраста»»

Согласовано:

Ст. воспитатель МДОУ №9 «Колосок»

___________________ Н. Ю. Гаврилова

Составила:

музыкальный руководитель

Петрова Л.А.

Часовенная, 2018

Тема: «Развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста».

Цель: овладение вокальными навыками воспитателей и специалистов детского сада.

Задачи:

  1. пробудить интерес к певческой деятельности;
  2. научить «певческому дыханию» и пению в унисон;
  3. развитие дикции, исполнительского мастерства, ансамблевого пения.

Форма проведения: практикум

Участники мастер – класса: педагоги ДОУ.

План проведения мастер – класса:

  1. Вступительная часть мастер – класса;
  2. Практическая часть мастер – класса;
  3. Заключительная часть мастер – класса;

Вступительная часть мастер – класса.

Мастер: Каждый человек, родившись, получает от матушки-природы драгоценный и великий дар – особого качества музыкальный инструмент – голос. Как же настроить хрупкий, тонкий музыкальный инструмент – детский голос? Как увлечь, заинтересовать малышей пением? Ведь пение способствует развитию их певческой культуры, общему и музыкальному развитию. Как сделать так, чтобы встреча с любимой песней стала праздником? Ведь песня учит нас быть добрыми и внимательными, чуткими и заботливыми. Она печалиться вместе с нами, когда нам грустно, и смеется звонко и радостно, когда мы веселимся. А это значит – песня воспитывает наш духовный мир и формирует личность.

Мастер: Однако пение – это не только развивающий, но и физиологический процесс. Известно, что вокал является самым эффективным средством врачевания заикания, устранения речевых дефектов. Во время пения обогащаются образное мышление, фантазия, развиваются познавательные процессы, побуждающие к активному творчеству, тренируется координация всех мышечных систем, улучшаются обменные процессы в организме. Вокальные занятия являются профилактикой простудных заболеваний. Сам по себе вокал – уникальное средство самомассажа внутренних органов.

Мастер: Дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса. При обучении пению всегда иду от простого к более сложному, словно постепенно, вместе с воспитанниками, поднимаюсь по лесенке к вершинам исполнительского мастерства.

Мастер: Ребенок-дошкольник – это “пластичный” кусочек, из которого вырастет самобытная, талантливая личность. И пусть в будущем ни один из моих воспитанников не будет петь, как Карузо, главное, чтобы песня стала для него верным другом на всю жизнь.

Мастер: Моя задача – ненавязчиво, игровыми методами научить детей владеть своим природным даром, привить любовь к певческой деятельности. Данную работу начинаю с детьми трехлетнего возраста. Особое внимание уделяю звукообразованию: учу петь протяжно, естественным, светлым звуком без напряжения и крика.

Мастер: В средней, старшей и подготовительной группах работа над певческими навыками продолжается. Более углубленную работу в этом направлении веду с детьми старшего дошкольного возраста.

Мастер: Игра – любимый вид деятельности ребенка. В игре он самоутверждается как личность, у него развивается фантазия. Сами того не замечая, дошкольники решают в игре сложные задачи по развитию дикции и артикуляции.

Практическая часть мастер – класса.

Мастер: Предлагаю поработать над нашими голосами, а начнём мы с певческой установки. 

Мастер: Певческая установка – это правильное положение корпуса при пении, от которого в большой степени зависит качество звука и дыхания. При пении надо следить за тем, как вы сидите, стоите, держите голову, корпус, как открываете свой рот.

Мастер: Запомните следующие правила:

- сидеть (стоять) ровно, не сутулиться;

- корпус и шею не напрягать;

- голову держать прямо, не запрокидывая её и не опуская, но без напряжения;

- дыхание брать свободно (не брать в середине слова);

- петь естественным голосом, избегая резкого звучания;  

- рот надо открывать вертикально, а не растягивать в ширину во избежание     крикливого, «белого» звука;

- нижняя челюсть должна быть свободна, губы подвижны, упруги.

 Мастер: Сейчас мы с вами сделаем упражнение, чтобы найти свою певческую установку. Оно называется «Берёзка».

Выполняется упражнение «Берёзка».

Мастер: Данное упражнение делается стоя. Для начала надо согнуться. Тело должно быть максимально расслабленным. Можно поболтать руками и головой, они должны висеть как «плети».  И как только вы почувствовали полное расслабления своего тела, можно очень медленно выпрямляться, «идут позвонок за позвонком», затем плечи и последней будет голова.

Упражнение нужно проделать несколько раз перед началом пения.

Мастер: И так что же включают в себя «вокальные навыки»?

Мастер выслушивает варианты ответов участников мастер – класса.

Мастер: Это работа над дыханием, звукообразованием, дикцией, чистотой интонирования и ансамблевым строем. Начнём мы с дыхания.

Мастер: Дыхание - бывает бытовым и певческим. Сегодня я вас научу певческому дыханию. Оно отличается от бытового. Во - первых, не в коем случае нельзя поднимать плечи. Дышим мы диафрагмой - она отделяет лёгкие от желудка. Чтобы её почувствовать необходимо положить руки в нижнюю часть рёбер и удерживать при взятии дыхания.

Мастер: И так давайте попробуем набрать воздух в лёгкие, «надуть шарик» как говорят вокалисты.

Выполняется дыхательное упражнение «Шарик».

Мастер: Сейчас мы берём хорошее дыхание через нос и выдыхаем через рот сначала на звук «С…», а затем на «Ф…».

 Мастер: Очень важно запомнить, что дыхание мы берём ровно столько, сколько требует фраза, которую вы будете петь. Если надо спеть отрывисто одно слово, то дыхание берём коротко, а если вам предстоит спеть длинную фразу, то рассчитывайте свой вдох так, чтобы вам хватило дыхания на всю фразу.

Мастер: Теперь поговорим о звукообразование. Наша задача,  научиться петь без крика и напряжения. Большое значение имеет чёткая работа голосового аппарата (нижней челюсти, губ, мягкого нёба с маленьким язычком). И в этом нам помогают различные распевания. А также пение гласных букв под музыку.

Выполняется распевание «А, о, у, э, и, ы».

Мастер: Следующая работа над дикцией. Она начинается с формирования округлых гласных и отчётливое произношение согласных. Улучшить дикцию можно с помощью различных упражнений, артикуляционной гимнастики, скороговорок, речевых зарядок и пр. Мы с вами будем петь сложное сочетание букв.

Выполняется «Распевание».

Педагоги поют под инструмент следующее сочетание звуков:

«Бра-брэ-бри-бро-бру,

Мра-мрэ-мри-мро-мру,

Пля-пле-пли-плё-плю,

Тля-тле-тли-илё-тлю.»

Мастер: Теперь нам надо поработать над чистотой интонирования.

Чистое интонирование - это точное воспроизведение мелодии. Чистота интонации в пении требует постоянной работы над совершенствованием слуха. Это использование различных упражнений на звукоподражание. Моё любимое упражнение  «Эхо, отзовись». Петь мы будем сначала все вместе, а потом по одному.

Выполняется упражнение «Эхо, отзовись» муз. и слова М. Андреевой.

Эхо, отзовись!

Чисто петь научись!

Слушай не зевай!

Всё за мной повторяй!

Мастер: Ещё очень хорошо развивает музыкальный слух и улучшает чистоту интонирования упражнение «Музыкальные узоры». Для этого нам понадобятся  карточки.

Выполняется упражнение «Музыкальные узоры».

Мастер: Также очень полезно петь различные попевки, прибаутки на одной ноте, моя любимая попевка- «Андрей воробей». Сейчас мы попробуем спеть.

На слайде представлен видеоряд «Андрей-воробей». Педагоги смотрят на видеоряд и поют попевку.

Попевка:

Андрей-воробей не гоняй голубей,

Гоняй галочек из-под палочек

Не клюй песок, не тупи носок

Пригодится носок клевать колосок.

Мастер: Вот только теперь мы подготовили свои голосовые аппараты для пения.

Мастер: Сегодня мы разучим песню, которая называется «Скоро нас на урок позовет школьный звонок». Петь мы её будем в дуэте с детьми.

Педагоги начинают петь 1 куплет и припев, дети поют 2 куплет и припев.

Выполняется работа над песней «Скоро нас на урок позовет школьный звонок».

После того как педагоги выучили слова, поработали над текстом, интонацией, ритмом, динамикой и пр., следует поработать над ансамблевым строем.

Мастер: Ансамбль - стройное целое, ещё говорят «поют как один». В пении ансамблем, нужно слушать себя и других, сливаться с общим пением, следить, чтобы ни один голос не выделялся. Этого можно достичь в одном лишь случае: одновременно вступать, выдерживать общий темп, одновременно начать и оканчивать певческие фразы. Петь в единой динамике и выразительности.

Заключительная часть мастер – класса.

Мастер: И только проделав такой длинный и трудоёмкий путь, мы будем петь в ансамбле, ведь пение-это вокальное искусство. А человек не может петь совершенно, ему постоянно надо работать над голосом.

Мастер: Я надеюсь, что вы узнали сегодня для себя что-то полезное и новое, а кто-то заинтересовался данным видом искусства и будет совершенствоваться!

Мастер: Всем спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие певческих способностей детей дошкольного возраста

   Дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса. При обучении пению всегда иду от простого к более сложному, постепенно ...

Развитие певческих умений детей дошкольного возраста через использование музыкально - речевых игр и упражнений

Задачи:1.       Совершенствовать     певческий     голос     и     вокально-слуховую   координацию.2...

Опыт работы по развитию певческих навыков детей дошкольного возраста. "Учим детей петь в детском саду"

В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. В процессе пения активизиру...

Презентация "Развитие певческих способностей детей дошкольного возраста"

«Певческую деятельность можно определить как одну из важнейших форм проявления активного отношения детей к песням и пению в процессе различных жизненных ситуаций» (А.Катинене)....

Самообразование "РАЗВИТИЕ ПЕВЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

Самообразование "РАЗВИТИЕ ПЕВЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"...

Конспект совместного мероприятия с воспитателями ДОУ. Мастер – класс. Тема: «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр»

Конспект совместного мероприятия с воспитателями  ДОУ.Мастер – класс.Тема: «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр»...